Программа кружковой деятельности, «В стране занимательной математики»
рабочая программа
Программа кружковой деятельности,
«В стране занимательной математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружковой деятельности, «В стране занимательной математики» | 330 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой деятельности,
«В стране занимательной математики»
Образовательная область: Познавательное развитее
Руководители:
Корнилова Е. Ю.
Юдина О. В.
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел | |
1 | Пояснительная записка. |
2 | Цель и задачи программы |
3 | Ожидаемые результаты освоения Программы. |
4 | Возрастные особенности развития детей5 – 7 лет |
II. Содержательный раздел | |
1 | Модель реализации программы (Учебно – тематический план) |
2 | Технологии и методы реализации Программы |
3 | Взаимодействие с родителями |
III. Организационный раздел | |
1 | Кадровые условия реализации Программы |
2 | Формы проведения и режим занятий |
4 | Учебно – методическое и материально – техническое парциальной образовательной Программы |
5 | Литература. |
Мониторинг |
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки
Программы
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Разработанная программа «В стране занимательной математики» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
Направленность Программы
Образовательная программа по дополнительному образованию «В стране занимательной математики» имеет познавательную направленность.
Место и роль Программы в образовании детей
Разработка программы «В стране занимательной математики» (далее Программа) объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического содержания в познавательном развитии дошкольников.
Нормативными документами разработки Программы являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012.
2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844.
3. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16.
4. Устав МКОУ «Краснояровской школы №30 им. Героя России А. Галле».
Новизна
Дополнительная образовательная программа «В стране занимательной математики»:
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Актуальность программы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.
Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.
2. Цель и задачи программы
Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи Программы:
– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
3.Ожидаемые результаты освоения Программы
К концу обучения по программе «В стране занимательной математики» у детей должны быть развиты:
- арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
- произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
- основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
- навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
- желание заниматься математической деятельностью.
К концу старшей группы дети должны уметь:
– составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;
– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
– составлять различные формы из палочек по образцу;
– сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
– выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.
– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
– выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;
– «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;
– создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.
К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь:
– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
– осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;
– устанавливать смысловые связи между предметами;
– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
– создавать постройки по рисунку, чертежу;
– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
– делить предметы, фигуры на несколько равных частей;
– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;
– составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;
– определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;
– анализировать предметы по отдельным признакам;
– сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
– сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;
– составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;
– создавать образ на основе рисунка-схемы;
– составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;
– располагать предметы в заданной последовательности.
– понимать задание и выполнять его самостоятельно;
– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Способы определения результативности
Объектами контроля являются:
– математические умения;
– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Виды контроля
Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:
- Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.
- Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по познавательному развитию детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.
Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.
4. Возвратные особенности 5-7 лет.
К старшему дошкольному возрасту ребенок обычно уже владеет некоторыми представлениями о числе, количестве и мере. К этому возрасту детьми усваивается прямой числовой ряд - у некоторых детей только до 10, у других до 20.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
В подготовительной к школе группе у детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
II.Содержательный раздел.
- Модель реализации программы (учебно-тематический план)
Учебно-тематический план для старшей группы
Сроки проведения | Кол-во часов | Тема занятий | Задачи |
Сентябрь | 1 | 1. Головоломки | 1. Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур. 2. Развивать восприятие и пространственные представления. |
1 | 2. Разрезные картинки | 1. Учить складывать картинку из элементов. 2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление. | |
1 | 3. Картинки - вкладки | 1. Развивать наглядно-образное мышление. 2. Учить выделять часть и находить элемент предмета. | |
1 | 4. Мастерская форм | 1. Учить составлять прямолинейные формы из палочек. 2. Развивать зрительную память. | |
Октябрь | 1 | 5. Чудесный мешочек | 1. Учить выделять особенности предмета. 2. Развивать зрительные и осязательные впечатления. |
1 | 6. Спортсмены строятся | 1. Учить действовать последовательно, упорядочивать предметы по величине. 2. Развивать внимание. | |
1 | 7. Обед для матрешек | 1. Учить раскладывать предметы в порядке убывания. 2. Развивать восприятие, умение анализировать величину предметов. | |
1 | 8. Построим дом | 1. Учить строить дома из деталей разного размера. 2. Анализировать детали по форме и величине. | |
Ноябрь | 1 | 9. Зоопарк | 1. Учить соотносить предметы по величине. 2. Развивать восприятие. |
1 | 10. Кукольная одежда | 1. Учить ориентироваться в цвете и оттенках. 2. Развивать восприятие и внимание. | |
1 | 11. Разноцветная вода | 1. Учить получать разные оттенки одного цвета. 2. Развивать восприятие, умение ориентироваться в цветовых оттенках. | |
1 | 12. Цветные дома | 1. Учить анализировать предметы по цвету. 2. Развивать восприятие и внимание. | |
Декабрь | 1 | 13. Лото «Цвет и форма» | 1. Учить анализировать предметы по цвету и форме. |
1 | 14. Что изменилось? | 1. Развивать внимание. 2. Учить переключать свое внимание с одной группы предметов на другую. | |
1 | 15. Рыба, птица, зверь | 1. Развивать внимание. 2. Закреплять умение классифицировать предметы. | |
1 | 16. День рождения куклы | 1. Развивать память. 2. Учить запоминать 4-5 разных имен, постепенно увеличивая их количество. | |
Январь | 1 | 17. Запомни картинки | 1. Учить выполнять правила игры. 2. Развивать память. |
1 | 18. Повторяй друг за другом | 1.Развивать память. 2. Учить внимательно, слушать друга, не перебивая, соблюдая очередность действия. | |
1 | 19. Расставь мебель | 1.Учить расставлять мебель в соответствии с планом. 2. Развивать мышление и внимание. | |
1 | 20. Куда залетела пчела? | 1.Развивать мышление. 2. Учить ориентироваться в плане и действовать в соответствии с ним. | |
Февраль | 1 | 21. Кукла Маша купила пианино | 1.Учить работать с планом. Уметь анализировать величину предмета. 2. Развивать мышление. |
1 | 22. Найди игрушку | 1. Учить находить спрятанный предмет по плану, уметь «читать» план. 2. Развивать мышление и внимание. | |
1 | 23. Делаем зарядку | 1.Развивать внимание. 2. Учить пользоваться рисунком-схемой. Действовать в соответствии с ней. | |
1 | 24. Какая сегодня погода? | 1.Учить создавать рисунок-схему, используя простейшее изображение. Развивать воображение. | |
Март | 1 | 25. Кто в домике живет? | 1. Развивать память, внимание. 2. Учить использовать значок-обозначение |
1 | 26. Рисунок-постройка | 1.Развивать пространственное мышление, воображение. 2. Учить соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой. | |
1 | 27. Говори наоборот | 1.Учить подбирать слова с противоположным значением. 2. Развивать мышление и воображение. | |
1 | 28. Покажи одинаковые предметы | 1.Учить выбирать предметы по заданному признаку. 2. Развивать внимание. Мышление. | |
Апрель | 1 | 29. Кто кем будет? | 1. Учить отвечать на поставленный вопрос, выделяя основные качества предмета. 2. Развивать внимание, мышление. |
1 | 30. Волшебные кляксы | 1. Развивать внимание и образное мышление. 2. Развивать умение фантазировать, добавляя отдельные элементы. | |
1 | 31. Шкатулка со сказками | 1. Учить сочинять законченные истории, опираясь на признаки предметов. 2. Развивать фантазию и воображение ребенка. | |
1 | 32. Угадай, что получится» | 1. Учить дорисовывать рисунок друга, добиваясь законченного изображения. 2. Развивать воображение и фантазию. | |
Май | 1 | 33. Чье число больше? | 1. Учить сравнивать количество предметов. 2. Развивать внимание, умение выполнять заданные правила. |
1 | 34. Спортсмены в лодках | 1.Учить сравнивать и уравнивать количество предметов различными способами. 2. Развивать внимание и воображение. | |
1 | 35. На что это похоже? | 1.Учить создавать образы на основе схемы. 2. Развивать воображение. | |
1 | 36. Поможем художнику | 1. Учить создавать образы на основе схемы. 2. Развивать творческие способности, воображение. |
Учебно-тематический план подготовительной к школе группы
Сроки проведения | Кол-во часов | Тема занятий: | Задачи |
Сентябрь | 1 | 1. Выложи сам | 1.Учить анализировать форму предмета. 2. Развивать восприятие и внимание. |
1 | 2. Коврик для куклы | 1.Учить точно, выполнять задание, ориентироваться в пространстве. 2. Развивать внимание, мышление. | |
1 | 3. Магазин ковров | 1.Учить находить изображение по описанию. 2. Развивать внимание, мышление. | |
1 | 4. Архитектор | 1. Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекту. 2. Развивать внимание, мышление. | |
Октябрь | 1 | 5. Что такое длина, ширина, высота | 1.Учить анализировать отдельные признаки предмета. 2. Развивать мышление и восприятие. |
1 | 6. Волшебная палитра | 1. Продолжать учить получать различные оттенки одного цвета. 2. Развивать творческие способности, воображение. | |
1 | 7. Угадай что спрятано | 1.Учить представлять предметы по их словесному описанию. 2. Развивать восприятие внимание. | |
1 | 8. Угадай, как нас зовут | 1.Учить точно, выполнять правила игры, умение выделять первый звук в слове. 2. Развивать слуховое внимание. | |
Ноябрь | 1 | 9. Трудные виражи | 1. Учить проводить непрерывную линию. 2. Развивать точность движений, мелкую моторику рук. |
1 | 10. Пляшущие человечки | 1. Учить выделять заданные объекты, умение пользоваться рисунком-схемой. 2. Развивать внимание. | |
1 | 11. Где ошибся Буратино? | 1. Учить точно, следовать словесным заданиям, уметь находить ошибки. 2. Развивать внимание, мелкую моторику рук. | |
1 | 12. Пары картинок | 1. Учить устанавливать смысловые связи между предметами. 2. Развивать внимание, воображение. | |
Декабрь | 1 | 13. Запишем сказку | 1.Учить составлять сказку, опираясь на рисунок-схему. 2. Развивать воображение, творческие способности. |
1 | 14. Водители | 1.Учить различать дорожные знаки, ориентироваться в пространстве. 2. Развивать мышление, внимание. | |
1 | 15. Собери пирамиду | 1.Продолжать учить выполнять задание в соответствии с рисунком-схемой. 2. Развивать образное представление, внимание. | |
1 | 16. Что значат знаки? | 1. Учить различать дорожные знаки, уметь определять их значение, опираясь на рисунки-символы. 2. Развивать мышление, образное представление. | |
Январь | 1 | 17. Говорящие рисунки | 1.Учить придумывать и зарисовывать рисунки-схемы. 2. Развивать творческие способности, воображение. |
1 | 18. Дома зверей | 1.Учить соотносить предметы по размеру. 2. Развивать внимание, восприятие. | |
1 | 19. Бывает - не бывает | 1.Учить внимательно, слушать задание, четко его выполнять. 2. Развивать воображение, творческие способности. | |
1 | 20. Нарисуй и построй» | 1Учить создавать постройку по рисунку-чертежу, видеть соответствие одного другому. 2. Развивать внимание, пространственное воображение. | |
Февраль | 1 | 21. Что плавает, что тонет? | 1.Учить делать элементарные умозаключения в ходе эксперимента. 2. Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление. |
1 | 22. Секреты | 1.Учить пользоваться планом, ориентироваться в пространстве. 2. Развивать логическое мышление, воображение. | |
1 | 23. Четвертый лишний | 1.Продолжать учить классифицировать предметы, обосновывать свое решение. 2. Развивать внимание, логическое мышление. | |
1 | 24. Чудесные превращения | 1.Учить в деталях, видеть целое и уметь дорисовывать их. 2. Развивать творческое мышление, воображение. | |
Март | 1 | 25. Волшебный лес | 1. Учить создавать рисунок-схему, на основе своего рассказа. 2. Развивать воображение, творческие способности. |
1 | 26. Задом наперед | 1.Учить делать элементарные умозаключения, действуя «задом наперед». 2. Развивать логическое мышление, воображение. | |
1 | 27. Поезд | 1.Учить анализировать предметы по отдельным признакам, объясняя свое решение. 2. Развивать логическое мышление. | |
1 | 28.Изобретатель | 1.Учить анализировать назначение предметов, создавать предметы двойного назначения. 2. Развивать воображение, творческое мышление. | |
Апрель | 1 | 29. Назови соседей | 1.Учить называть предыдущее и последующее число. 2. Развивать память, внимание, логическое мышление. |
1 | 30. Угадай | 1.Учить решать задачи, определяя состав числа. 2. Развивать внимание, логическое мышление. | |
1 | 31. Волшебник | 1.Учить определять заданное слово по набору картинок, выделяя первый звук. 2. Развивать слуховое внимание. | |
1 | 32. Разноцветные цепочки» | 1.Учить располагать предметы в заданной последовательности, используя «Блоки Дьенеша». 2. Развивать внимание, логическое мышление. | |
Май | 1 | 33. Найди ошибки | 1.Учить сравнивать рисунок и схему. 2. Развивать воображение, наглядно-образное мышление. |
1 | 34. Звезды в небе | 1.Учить соотносить схематическое изображение с художественным. 2. Развивать внимание, наглядно – образное мышление. | |
1 | 35. Разные дома | 1.Учить сравнивать рисунок и чертеж предмета. 2. Развивать внимание, наглядно- образное мышление. | |
1 | 36. Перевертыши | 1. Продолжать учить создавать образы на основе рисунка-схемы. 2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление. |
- Технологии и принципы реализации Программы
Технология описания работы
Основанием для организации кружка явилось анкетирование родителей показавший возросший интерес к матиматике.
Вся работа кружка строится в три этапа:
1– организационный
∙ изучение опроса родителей
∙ формирование группы детей для работы в кружке «В стане занимательной математике »
∙ вводная диагностика
∙ рекомендации по математике в семье.
2 – основной
∙ организация работы с детьми через занятия кружка
∙ встреча с родителями и посещение родителями занятий кружка.
3 – заключительный
∙ итоговая диагностика детей
∙ проведение открытых занятий с присутствием родителей
∙ самоанализ (отчет)
∙ результаты мониторинга.
Программа математического кружка «В стране занимательной математики» является адаптационной, разработанной на основе программ «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников» сост. Корепанова М.В., «Математика до школы» сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л. и учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.
Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.
В основу работы по программе положены следующими принципами:
– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
– проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
- Взаимодействие с родителями.
№ | Мероприятия | Тема | Цель | Дата |
1 | Анкетирование семьи | Есть ли у вашего ребёнка математические способности | Определить уровень компетенции родителей по данному вопросу | Сентябрь |
2 | Консультация | Как помочь ребёнку овладеть навыки счёта | Оказать родителям помощь в учении ребёнка навыками счёта | Сентябрь |
3 | Информация в уголке для родителей | Что такое величина? | Познакомить родителей с практическими приёмами, способствовать пониманию величины | Сентябрь |
4 | День открытых Дверей | В страну математику | Повысить уровень компетенции в области математике, познакомить родителей с математической работой, которая проводится в детском саду | Октябрь |
5 | Математические посиделки | Знакомство дошкольников с формой | Познакомить родителей и детей старшего дошкольного возраста с формой | Октябрь |
6 | Семинар- практикум | Как учим детей формированию элементарных математических представлений | Расширить представления родителей по обучению математике, обмен семейным опытом | Октябрь |
7 | Родительское собрание | Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста | Показать значимость развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста | Октябрь |
8 | Приглашение родителей в математическую библиотеку | Книги ждут Вас | Познакомить родителей с книгами по математике; рассказать суть применения и полезность каждой книги | Ноябрь |
9 | Выставка творческих работ родителей и детей | Ориентировка во времени | Расширить представления детей по ориентировки во время | Ноябрь |
10 | Викторина по математике | Проверяем знания по ориентировки во времени | Закрепить представления детей по ориентировки во времени | Ноябрь |
11 | Стенд в уголке для родителей | Успехи квартала по математике | Познакомить родителей с успехами их детей в области математических знаний | Ноябрь |
12 | Беседа | Весёлые занятия дома | Развитие интереса к математике у дошкольников | Декабрь |
13 | Конференция | Формирование элементарных математических представлений как средство интеллектуального развития дошкольников | Показать значимость влияния интеллектуального развития на формирование элементарных математических представлений | Декабрь |
14 | Тематическая консультация | Как обучать детей старшего дошкольного возраста по ориентировки в пространстве | Дать рекомендации по обучению ориентировки в пространстве | Декабрь |
15 | Математические посиделки | Знакомство дошкольников с образованием числа 10 | Познакомить родителей и дошкольников с образование числа 10 | Декабрь |
16 | Коллективная беседа | Игры детей по математике | Дать информацию о необходимых играх по математике | Январь |
17 | Круглый стол | Как учить детей счёту? | Расширять знания родителей по обучению счёту; совместно обсудить проблему из опыта воспитания в семье | Январь |
18 | Кроссворд в уголке для родителей | Разгадываем кроссворд по счёту | Повысить уровень родителей по счёту | Январь |
19 | Деловая игра | Считаем вместе | Формирования навыков быстрого принятия педагогического верного решения; умение вовремя увидеть и исправить ошибку по счёту | Февраль |
20 | Семинар- практикум | Измеряем объём жидких и сыпучих веществ | Познакомить с предметами измерения объёма жидких и сыпучих веществ; обменяться опытом семейного воспитания по данной проблеме | Февраль |
21 | Вечера вопросов и ответов | Познавательное развитие в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста | Сконцентрировать педагогическую информацию по познавательному развитию в формировании элементарных математических представлений у детей | Февраль |
22 | Консультация | Как помочь ребёнку в овладении временной ориентировки | Оказать родителям помощь по правильному овладению ориентировки во времени | Февраль |
23 | Развлечение | На острове сокровищ | Расширить представления о пространственной ориентировки | Март |
24 | Беседа | Знакомим с календарём | Дать рекомендации по знакомству с календарём | Март |
25 | Конференция | Развитие личностно-волевой сферы в формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста | Показать взаимосвязь развития личностно-волевой сферы в математике | Март |
26 | Родительское собрание | Развитие у детей старшего дошкольного возраста величине и её измерениям | Показать взаимосвязь, что величина и её измерения являются одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста | Март |
27 | Информация в уголке для родителей | Определения разных параметров приёмов сравнения | Познакомить родителей с приёмами непосредственного и опосредственного сравнения | Апрель |
28 | Деловая игра | Арифметические задачи в жизни старшего дошкольника | Формировать умение вовремя увидеть и исправить ошибку в решение арифметических задач | Апрель |
29 | Развлечение | Необыкновенные приключения в городе математических загадок | Расширить представления родителей и детей о математических понятиях | Апрель |
30 | Консультация | Как обучать детей счёту в пределах 10 | Дать рекомендации по обучению счёту в пределах 10 | Апрель |
31 | Информация для родителей | Обучаем детей второму порядку | Познакомить родителей по обучению детей второму порядку | Апрель |
32 | Кроссворд в уголке для родителей | Математические понятия | Закрепить математические понятия у родителей по данному разделу | Май |
33 | Семинар-практикум | В гостях у Гнома-Часовщика или о том, как не опоздать в школу | Обменяться семейным опытом по знакомству с часами | Май |
34 | КВН | Занимательная математика | Закрепить знания у родителей о математических понятиях | Май |
35 | Педагогический совет | Прошел год по формированию элементарных математических представлений. Какие принёс изменения? | Показать значимость формирование элементарных математических представлений в жизни старшего дошкольного возраста; показать повышение роста по математике у детей | Май |
- Организационный раздел.
1.Кадровые условия реализации Программы.
Реализация парциальной программы осуществляется воспитателями группы и помощником воспитателя в течение пребывания воспитанников в дошкольном учреждении.
Методическая служба осуществляет организационно-методическое сопровождение процесса реализации парциальной программы «В стране занимательной математике».
Ответственные за организацию программы старший воспитатель, воспитатели группа, родители.
2.Формы и режим занятий
Программа ориентирована на детей от 5 до 7-и лет.
Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятий:
Математический кружок работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 36 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия.
Формы обучения: занятия математического содержания.
Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной Программы
Учебно-методическое и обеспечение образовательной Программы
Методическое сопровождение
– консультация для родителей «Занимательная математика дома»,
– электронные математические игры для дошкольников;
– видео-презентации.
Дидактические материалы:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
- геометрические фигуры и тела;
- палочки Х. Кюизинера;
- наборы разрезных картинок;
- сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
- полоски, ленты разной длины и ширины;
- цифры от 1 до 9;
- игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
- фланелеграф, мольберт;
- чудесный мешочек;
- кубики Никитина;
- блоки Дьенеша;
- пластмассовый и деревянный строительный материал;
- геометрическая мозаика;
- счётные палочки;
- предметные картинки;
- знаки – символы;
- игры на составление плоскостных изображений предметов;
- обучающие настольно-печатные игры по математике;
- мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- геометрические мозаики и головоломки;
- занимательные книги по математике;
- задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
- простые карандаши; наборы цветных карандашей;
- линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
- небольшие ножницы;
- наборы цветной бумаги;
- счетный материал;
- наборы цифр;
- конспекты.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
Материально-техническое обеспечение
образовательной Программы
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
- Список литература
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 385 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
- Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.
- Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
- Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
- Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
- Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
- Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
- Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
- Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
- Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.
- Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
- Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
- Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
- Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
- Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 – 208с.
Интернет-ресурсы
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303
Диагностические методики:
- Диагностика познавательных умений в математической деятельности.
Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Критерии наблюдения.
- Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:
а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;
б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.
- Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:
а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;
б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;
г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);
д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.
- Состояние самоконтроля:
а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);
б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;
в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).
Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.
№ | Ф.И. ребенка | Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности | Практические и умственные учебные действия | Состояние самоконтроля | |||||||
а | б | а | б | в | г | д | а | б | в | ||
- Диагностика математических умений.
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Заполнение диагностической карты.
№ | Ф.И | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентир. во времени | Ориентир. в пространстве | Логические задачи | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
В. высокий
С.средний
Н. низкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой деятельности "Волшебная страна Оригами"
Дошкольное детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миро...
Программа кружковой деятельности "В стране занимательной математики"
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые у...
Программа кружковой деятельности "Занимательная математика" средней группы
дополнительное образовние...
Программа кружковой деятельности "Занимательная математика" старшей группы
Дополнительное образование...
Программа дополнительного образования «В стране занимательной математики» по познавательному развитию детей (для старшей и подготовительной групп)
Программа дополнительного образования«В стране занимательной математики»по познавательному развитию детей(для старшей и подготовительной групп) СОДЕРЖАНИЕІ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ...
Рабочая программа кружковой деятельности "Занимательная экология" для воспитанников 5-7 лет
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опы...
Программа кружковой работы по ФЭМП "Занимательная математика"
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, для работы по ФЭМП,...