проект "Моя семья"
проект (старшая группа)

Панкратова Ирина Сергеевна

Прект совместно с родителями. Долгосрочный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«МОЯ СЕМЬЯ»

Дошкольное отделение «СЕМИЦВЕТИК»

СТАРШАЯ ГРУППА

«ВЕСНУШКИ»

Проект «Моя семья»
старшая группа

«Без прошлого нет будущего»

Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность проекта

     Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Радуга» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

     В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

    Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

     Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель проекта:

Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи проекта:

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Возраст участников: дети 5-6 лет.

Тип проекта: Проект: личностно- ориентированный, творческий, долгосрочный.

Состав проектной группы: 

воспитатель, Панкратова И.С.,  воспитанники группы 5-6 лет, родители.

Формы организации проекта:

1.Сентябрь - Создание альбома «Тайна имени».

2. Октябрь - Выставка детских рисунков «Мама, папа, я – спортивная семья!»

3. Ноябрь - Спортивный праздник «Мама, папа, я- спортивная семья!»

4. Декабрь - Совместное творчество « Новогодняя елка и игрушка».

5. Февраль – Совместное творчество «Кукла из бабушкиного сундучка»

6. Март – «8 марта – мамин день».

7. Апрель – Выставка «Генеалогическое древо семьи».

8. Май – Круглый стол с родителями «Моя семья – что может быть дороже».

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

     Определение цели и задач

     Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных   методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.

     Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

     Выставка «Генеалогическое древо семьи»,  «Тайна имени».

Совместная работа «Кукла из бабушкиного сундучка», «Новогодняя елка и игрушка»

Выставка детских рисунков «Мама, папа, я – спортивная семья!»

Спортивный праздник с родителями, праздник «8 марта- мамин день».

III этап-заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Презентация проекта «Моя семья»

Круглый стол с родителями «Моя семья – что может быть дороже».

Место проведения: ГБОУ СОШ №9 дошкольное отделение «Семицветик».

Сроки проведения: С 2 сентября до 31 мая.

Режим работы: во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

План-график реализации проекта.

Этапы

Содержание

              Сроки

      1 этап подготовительный

 Опрос детей: « Что я знаю о семье?»

(Приложение №1)

                2 этап.

             Основной

НОД из цикла «Я и моя семья»

Познавательное «Моя семья»

Рисование «Моя семья»

Развитие речи  «Литературный калейдоскоп».

Лепка «Мама»

Развитие речи.

Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».

Познавательное «Домашний труд»

Рисование «Моя семья (продолжение)»

Лепка «Мебель для моей семьи (стол и стул)»

Развитие речи.

«Группировка предметов»

(одежда, обувь, головные уборы).

Конструирование «Мамины косички»

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д.Родари

«Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

«Похищенное имя» Шорыгина Т.А.

Дидактические игры:

«Кем быть?»

«Сложи картинку»

«Определи возраст»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

«Исправь Незнайку»

«Родственные отношения»,

«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».

«Назови как тебя дома ласково называют?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин».

       

Беседы:

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю дома»

«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

«Как мы отдыхаем»

«Что такое генеалогическое древо моей семьи»

«Как я помогаю родителям»

Чтение стихотворений, пословиц и  поговорок о семье, загадки.

Приложение №.2

Театрализация по сказкам

«Дедка и Репка»

«Маша и медведь»

«Курочка Ряба и золотое яйцо»

     Пальчиковая гимнастика (Приложение 3)

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье», «Блинчики»

Консультация

«Что такое генеалогическое древо?»

Выставка «Генеалогическое древо семьи»

Папка-передвижка «Тайна моего имени»

Оформление альбома «Тайна имени».

Выставка детских рисунков «Моя семья»

3 этап.

Заключительный

Подведение итогов в реализации проекта

Круглый стол

«Моя семья - что может быть дороже»

Распространение опыта работы

по теме среди педагогов ДОУ

Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья».

Итоговый продукт – Круглый стол «Моя семья – что может быть дороже».

Используемая литература

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»

6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»

Приложения

Рекомендации для заботливых родителей

Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребёнка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого не умеем научить.

Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком свое над ним превосходство в знаниях.

Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания.

Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребёнка быть похожим на вас.

Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребёнка.

Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребёнка - сигнал неблагополучия вашей деятельности.

Не забывайте: без человеческого общения никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.

Старайтесь не преподносить детям истину, а учить и находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.

Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.

Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

Приложение № 2

Художественное слово.

Стихи
Утреннее настроение
У папы настроение
За завтраком читальное,
У мамы настроение
На папу обижальное,
У брата настроение
Кричально погремучее,
А у меня,
А у меня –По комнатам прыгучее.

В. Лунин

***
Ваза синяя разбита,
Лужа на паркете…
Мать на мальчиков сердита:
- Отвечайте, дети,
Кто из вас букет с цветами
Уронил с окошка? –
Может быть, ответить маме:
«Виновата кошка»?
И Володя и Сережа
Покраснели сразу.
Мама спрашивает строже:
- Кто же трогал вазу?
Младший прячется за брата,
Старший смотрит прямо,
Говорит: – Прости нас, мама,
Оба виноваты.
- Только я совсем немножко! –
Закричал Сережа. –
Мячик прыгнул на окошко –
Виноват он тоже

Виноват наполовину
Мячик волейбольный.
Почему же младшим сыном
Мама недовольна?

З. Александрова

***
Загадка
У мамы моей
Пять сыновей,
Начну я считать –
И вовсе не пять.
Считайте хоть сами:
Володя, Игнат,
Серёжа и Саня –
Мой маленький брат.
Четыре? Четыре!
А пятого нет.
Считаю сначала –
Всё тот же ответ.
Считаю по пальцам
Вперёд и назад.
Скажите, ребята,
Где пятый мой брат?
Ведь точно я знаю:
У мамы моей
Пять сыновей.


В. Осеева

***
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой
И сказала я лучу:
-Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
-Ничего, - шепнул он будто,
-Посидим и в тишине!.

Е. Благинина

***
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
«Мама дорогая».
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки вам дарит?
«Мама золотая».
Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда,-
Кто же слёзы льёт тогда?
«Всё она, родная». И. Косяков

*** Про папу
Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь – с душой!
Ты друг самый лучший,
Всегда защитишь,
Где надо – научишь,
За шалость простишь.
Любую поломку
Легко устраняешь,
И головоломку
Ты быстро решаешь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.


*** Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:

— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

А. Барто

***
Раньше всех встает с утра
Моя младшая сестра, 
Целый день она хлопочет, 
А под вечер спать не хочет. 
Мы ей даже пели песни - 
Не идет к ней сон, хоть тресни. 
Может, просто дело в том, 
Что шагает сон пешком? 
Для сестры, как старший брат, 
Я рисую самокат, 
Чтобы сон на самокате, 
Приезжал к сестренке Кате.

*** Стихи про бабушку
Неужели бабушка
не вязала пятки,
а играла в салочки,
а играла в прятки?
Неужели бабушка,
Бабушка родная,
по травушке-муравушке
прыгала босая?
И вздохнула тяжко
бабушкина чашка.
Чашка без ручки
отвечала внучке:
-Ах, была у бабушки
косичка золотая,
ах, по травке бабушка
бегала босая
Как же, как же, лапушка,-
сказала чашка старенькая.-
Меня роняла бабушка,
когда была маленькая!

Э. Мошковская

***
Бабушкины руки
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И всё мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
Латают, вяжут, метят,
Всё что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так..
Настанет вечер – тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят –
И тут замолкнут вдруг.
Умней их, нет на свете
И нет добрее рук. Л.Квитко

***Моя бабушка
Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме — я,
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.
Я уже проверил.

Р. Рождественский

***Моя родня
Мама с папой - моя родня
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.

Я. Аким
Пословицы и поговорки


На что и клад, коли в семье лад.

Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.

Семья крепка ладом.

Семья без детей, что часы без гирьки.

Дети родителям не судьи.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Матушкин гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.

Сердце матери лучше солнца согреет.

Жалей отца с матерью, других не найдёшь.

Добрый сын отцу – радость, а худой – печаль.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Братская любовь лучше каменных стен.


Загадки

Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал «Вставать пора?»
Кашу кто успел сварить?
Чаю – в чашку мне налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучших всех?
(Мама)


Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забивать научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно …(папа)

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой … (бабушки)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый …(дед)

Приложение №3

Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я!
Вот и вся наша семья!
-Пальчик-мальчик,
Где ты был?
-С этим братцем –
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел!

Физкультминутки
Помогаем маме
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.      
(Подражательные движения по тексту.)

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища вправо-влево)
Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Девочка Мила
Вечером девочка Мила (шагаем на месте)
В садике клумбу разбила, (прыжки на месте)
Брат её мальчик Иван (приседания)
Тоже разбил… стакан! (хлопаем в ладоши)

Пингвины
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.
(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Крепкая семья - здоровая семья"

В материале описывается  проект "Крепкая семья - здоровая семья", реализуемый в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми в 2013-2014 учебном году....

Презентация к Проекту «Моя семья, дом, детский сад»- ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ на примере нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши

ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши.Все хотят, что бы дети стали образованными, независимыми, целеустремленными. В первую очередь, таким примером должны быть сами родители....

Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»

Программное содержание:•    формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. •    воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...

Проект "Спортивная семья- здоровая семья"

Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры  в детском саду и дома....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья»   в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...

Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...