Методические рекомендации для педагогов «Педагогическая технология - музейная педагогика»
методическая разработка

Козлова Светлана Валерьевна

Данные методические рекомендации были мною разработаны к семинару «Современные педагогические технологии» прошедшему в ДОУ. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_muzeynaya_pedagogika.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад № 5 «Теремок»

Методические рекомендации к семинару «Современные педагогические технологии»

«Педагогическая технология - музейная педагогика»

Выполнила: воспитатель

 старшей группы

Козлова С.В.

2015г


Музейная педагогика появилась на рубеже 19-20 вв. в Германии. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.  Для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика, как технология, становится средством достижения цели, формой организации разнообразной детской деятельности, развивающей среды в группе, в итоге фактором повышения качества образования. Дошкольная  музейная  педагогика имеет два

направления: сотрудничество детского сада  с музеями и создание и использование мини – музеев в ДОУ.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
Музей – это исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через документы, фотографии, предметы быта.

Мешают добиваться результатов следующие противоречия:

1.Стихийность  работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию;
2.Отсутствие теории и методики, программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность мини- музеев;
3. Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания, образования личности.

Подготовкой к походу в музей могут служить определенный набор игр, бесед, продуктивной деятельности, активное включение родителей в данный процесс. Воспитатель должен быть сам информационно подготовлен, способен адаптировать информацию для детей. Комплексного подхода к музейной педагогике пока не существует. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичного и эпизодического контакта с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования.

Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музея, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями

Музейная педагогика призвана вызывать интерес к культуре, истории.
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования . Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Объект музейной педагогики – культурно-исследовательские  коммуникации.

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», играть с ним.

 Музейная культура с одной стороны представляется, как хранилище, преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет, набор музейных предметов, с другой – как культура.

Музейная коммуникация – необходимая соорганизация определённых позиций:
- позиция творца (производителя предметов культуры);

- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя);
- позиция музейного педагога.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.
Это взаимодействие строится на  принципах музейной педагогики.

Принципы музейной педагогики:

- принцип активного отношения к музейному пространству

- принцип толерантности

- принцип авторства

Термин "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.  Музей - учреждение, которое занимается собирательством, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Структура модели музейной педагогики включает в себя:

- цель

- задачи

- направления

- принципы

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:

- воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

- развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами.

- формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

- обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

-  развитие речи и расширения словарного запаса.

Направления деятельности музея:

- Поисково-собирательское направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика.

  - Экспозиционное (оформительское).  Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.

- Культурно-массовые мероприятия, дела.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие принципы:

- интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

- комплексность – включение всех типов восприятия;

- программность которая обеспечивает усвоение информации на основе специально разработанных программ.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технологии коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Одним из вариантов технологии индивидуального обучения может использоваться метод проектов.

Формы (технологии) проведения  занятий:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

- занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций;

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
- каждое посещение музея должно иметь конкретную цель;
- педагог и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение , а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Создание и использование мини-музеев в ДОУ.
Под мини-музеем в ДОУ понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.  В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а в мини- музее он соавтор, творец композиции. Каждый мини-музей результат общения и совместной работы воспитателя, воспитанников и их семей.

Мини-музеи в ДОУ актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания. Назначение создаваемых мини- музеев- вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.

Педагогические функции мини-музея:

- образовательная  (развивать зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации)

- развивающая  (активизировать мышление, развивать интеллектуальные чувства)

-просветительская ( формирование умений и навыков)

- воспитательная ( формирование личностных качеств)

  Музейная  педагогика  как инновационная педагогическая технология имеет следующие принципы:

- принцип наглядности;

-  принцип динамичности;

- принцип доступности;

- принцип содержательности;

- обязательное сочетание предметного мира музея с образовательной программой;

- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;

- гуманизм (бережное отношение к  экспонатам );

- поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;

- активность детей в усвоении музейного наследия;

- подвижность структуры занятий-экскурсий (при наличии четкого сценария, возможность импровизации).

Любая экскурсия имеет логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысление – закрепление - применение.

Этапы создания  мини-музея:

1) Подготовительный этап - планирование мини – музея. Этот этап включает в себя:

-выбор темы, обсуждение с детьми;

- постановка целей и задач перед родителями воспитанников;

- выбор размещения мини – музея;

 - планирование экспозиции;

- выбор дизайна, оформления мини – музея;

- сбор экспонатов и регистрация их в паспорте мини - музея;

- оформление визитной карточки и паспорта мини – музея;

- разработка ознакомительной экскурсии в мини - музей, форм работы с экспозициями мини- музея, конспектов занятий с использованием экспонатов мини – музея.

2) Практический этап – этап реализации проекта, создание мини - музея.

3) Презентационный этап -  открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей, педагогов.

4) Последний этап - функционирование мини –музея.

Принципы создания мини-музея

- Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

- Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).

- Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

- Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

-  Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

- Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

- Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

- Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

- Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Виды оформления мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Для организации работы педагоги используют такие формы организации работы с детьми:

- ежедневные

- еженедельные

- периодические

Формы  и виды работы   мини - музея:

- выставки;

- НОД;

- посиделки;

- слушание сказок, рассказов, стихотворений;

- знакомство с народными играми и игрушками;

- беседы;

- самостоятельная деятельность детей;

- экскурсии для детей и родителей;

- работа с новыми экспонатами.