Проектная деятельность
проект

Ташпаева Дания Даниловна

Проектная деятельность в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narrodnaya_kukla.docx599.02 КБ
Файл proekt_po_skazkam_chukovskogo.docx380.01 КБ
Файл proekt_chto_za_prelest_eti_skazki.docx52.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Золушка»

Проект

«Русская народная кукла»

во второй младшей группе

https://www.maam.ru/upload/blogs/9c863c33549d71c834f1d197a076d61d.jpg.jpg

Авторы: Ташпаева Д.Д.

2019 год

" Расскажи - и я не забуду, покажи - и я запомню,

дай попробовать и я пойму"

Китайская пословица

Проблема

Сейчас многие взрослые люди, не говоря уже о детях, не имеют представления о русских народных праздниках, об утвари, не понимают значения исконно русских слов.  В современном мире, мире компьютерных технологий, качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища, животные, у которых отсутствуют образно-эстетическое восприятие реальному миру (Лунтик, свинка Пеппа и т. д.), русских богатырей заменили Супермены и Роботы. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Современные родители, к сожалению вынуждены много времени проводить на работе и в конце рабочего дня проще включить телевизор и посадить у него ребенка, чем почитать ту же сказку и поиграть в развивающею игру или просто поговорить о дне проведенным ребенком. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети перестали играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире. Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

В связи с удорожанием жизни и необходимости работать обоим родителям и при отсутствии бабушек, которые могли бы заняться малышом, возникает необходимость отдать ребенка в детский сад. Когда ребенок приходит в детский сад, особенно когда, пришел туда впервые, он полон страха, от нового места, от посторонних людей, он боится новых детей, с которыми ему придется познакомиться, а главное нет рядом мамы, малышу кажется, что он беззащитен. С раннего детства мы знаем, что у каждого малыша есть любимая игрушка, с которой ребёнок не расстаётся не на минуту. Игра мощный инструмент воздействия на детскую психику, на внутренний мир малыша, через игру ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает свои фантазии и мысли. В игровой не принуждённой обстановке ребёнок реализует не только себя но и выплёскивает свои внутренние страхи и переживания. Игровой фактор это мощнейший толчок в период адаптации ребёнка в детском саду, так как игра помогает ребёнку пройти этот период в более щадящей атмосфере. Кукла как мы знаем, является древнейшей игрушкой. Её роль в жизни малыша уникальна: это лучший друг, который всегда тебя выслушает, это друг, которому можно доверить свои страхи, который никогда не обидит, а при желании может постоянно находится рядом. Игрушка позволяет сделать действия детей ярче, радостнее открыть себя и свой внутренний мир. Оголит тот эмоциональный «провод», который находиться внутри малыша.

Актуальность

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

    В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта  установление единства работы дошкольного образовательного учреждения и семьи как средство приобщения детей и родителей к проблеме народно – патриотического воспитания ребёнка.

Гипотеза проекта

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. 

Задачи проекта:

- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

- приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми;

- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе через приобщение всех участников образовательных отношений к народной культуре;

- создание своей коллекции тряпичной народной куклы.

- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

- развивать мелкую моторику рук (пеленание, лепка);

- формировать индивидуальные творческие способности детей;

- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.        

Основные ориентиры проекта

Тип проекта:

творческо – исследовательский.

Участники проекта:

 педагоги, воспитанники и их законные представители.

Срок реализации:

 Январь-февраль  2019г.

 По количеству: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Проект  построен на основе главных методических принципов:

-учет возрастных особенностей детей;

-доступность материала;

- постепенность его усложнения.

Формы реализации проекта:

Консультация для родителей «Учим потешки вместе с детьми».

Знакомство детей с народным фольклором посредством чтения художественной литературы, обрядами, музыкальными произведениями.

Совместное участие в хороводных играх, обыгрывании потешек, сказок.

Ожидаемый результат:

- развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

-совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

- формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для  изготовления  разнообразных кукол;

- воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

- активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап

Предварительная работа

- Изучение методической литературы.

- Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.

2 этап

Основная работа

- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.

3 этап

Заключительная работа.

Содержание работы:

Предварительная работа:

- изучение методической литературы;

- организация предметно-развивающей среды.

Организация предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.

  1. Мини – сцена с ширмой
  2. Куклы би-ба-бо.
  3. Пальчиковые игрушки.
  4. Театр и атрибуты для русско-народных сказок.
  5. Уголок ряжений с русско-народными костюмами.
  6. Фольклор, песни, потешки .
  7. Книги-раскладушки.
  8. Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, духовые, струнные).
  9. Материал для изготовления кукол (лоскуты ткани, нитки, наполнители для объемных деталей)

Содержание работы с детьми по знакомству с русским народным фольклором  в ДОУ организуется следующим образом

-        Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

-        Игры-превращения, образные упражнения;

-        Упражнения на развитие мелкой моторики;

-        Пальчиковая гимнастика;

-        Чтение художественной литературы (РН сказки, стихи, былины, потешки, напевы, колыбельные);

-         Ритмические минутки;

-        Разучивание потешек, песенок;

-        Разыгрывание спектаклей по мотивам РН сказок с участием детей;

-        Просмотр мультфильмов по русско-народным сказкам .

По результатам работы проекта «Русско-народная тряпичная кукла» стало понятно, что знакомство с историей и технологией её изготовления, возможно начинать с детского сада, а именно младшего дошкольного возраста. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Такая кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.

Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус.

Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц.

Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.

Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым познакомить детей с традиционной культурой России.

Завершающим этапом проекта стал праздник в стиле русско-народных напевов, в самодельных костюмах , которые  изготовлены при помощи родителей и персонала ДОУ.

Литература:

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

4.И.Н. Котова, А.С. Котова . Русские обряды и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008.

6.h​t​t​p​:​/​/​p​e​r​u​n​i​c​a​.​r​u​/​t​r​a​d​i​c​i​i​/​1​5​2​7​-​r​u​s​s​k​i​e​-​o​.​.​.​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​и​е​&​n​b​s​p​;​о​б​р​я​д​ы и традиции. Народная кукла

736C53C4-6373-4C16-9C64-1678688B1B14.jpeg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

Учреждение города Когалыма «Золушка»

Проект в подготовительной группе №17

«Волшебный мир Корнея Чуковского»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09d6/000e271d-bf997370/2/img24.jpg

Разработала:

Ташпаева Д.Д.

воспитатель

2018

 

Актуальность темы

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

 

Проблема: недостаточный  интерес детей к чтению художественной литературы.

 

Причины:

·        Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в ДОУ и в семье.

·        Непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя.

·        Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.

 

Цель проекта: 

приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.

Задачи:

·        Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.

·        Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместные мероприятия.

·        Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.

·        Воспитывать любовь к творчеству автора.

·        Активизировать влияния семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.

 

Ожидаемые результаты:

·        Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.

·        Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.

·        Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.

·        Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.

 Вид проекта: творческо - познавательный.

Срок реализации проекта: среднесрочный (6 недель).

Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы.

Ресурсы: 
1. Информационные: 

фото-видео материалы;

библиотечный фонд. 

2. Научно-методические: консультативная работа с родителями. 
3. Дидактическое обеспечение: 

- подбор иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского;

- побор открыток, фотографий;

- оформление книжного уголка в группе. 

4. ТСО: 

- ноутбук;

- фотоаппарат;

- магнитофон. 

 

Формы и методы организации проекта 

- Анкетирование.

- Решение проблемных ситуации.

- Педагогические наблюдения.

- Беседы.

- Консультации для родителей.

- НОД

- Выставки.

- Совместная организованная деятельность.

- Оформление информации для родителей в приемной.

- Творческие мастерские.

- Сюрпризные моменты.

- Игры


План реализации проекта: 

I. Подготовительный этап

·        Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

·        Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;

·        Разработка плана мероприятий;


II. Основной этап. 
Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:

Область

 

Совместная деятельность

Физическое развитие

Физическая культура

Выполнение движений под стихотворение "Скрюченная песня".

Пальчиковая гимнастика "Свинки".

Подвижные игры "Паутинка", "Путаница" и т. д.

Здоровье

Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья (социо игры). Правила пользования книгой. Беседы по сказке "Мойдодыр", "Федорино горе".

Познавательное развитие

Познание

Игры "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Перепутанные книжки". Отгадывание загадок К. И. Чуковского. Видеосюжеты, презентации по мотивам произведений К. И. Чуковского. НОД "В Гостях у дедушки Корнея"; "Дорогами сказок К. И. Чуковского" (викторина). Экскурсия в библиотеку.

Речевое развитие

Коммуникация

Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского. Игра "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко". Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского. Беседа по сказкам. Игра "Испорченный телефон".

Чтение художественной литературы

Чтение сказок  К.И.Чуковского: «Тараканище»,  «Бармалей», «Краденое солнце», «Лимпопо», «Крокодил», «Муркина книга»,  «Муха – Цокотуха ».

Чтение стихов: «Бутерброд»,  «Черепаха», «Чудо-дерево», «Туфелька», «Путаница», «Закалялка»,  «Бебека», «Храбрецы»,  «Обжора», «Радость», «Слониха читает», «Поросенок», «Федотка», «Песня о бедных сапожках», «Муха в бане», «Приключения Бибигона».

Выучить с детьми наизусть: отрывки из сказок, стихи, роли героев из музыкальной сказки «Муха – Цокотуха ».

Социально-личностное развитие

Социализация

Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница"

Труд

Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду. Знакомство с профессией ветеринара.

Безопасность

Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского. Составление памяток: «Как работать с ножницами»; «Как работать с пластилином» и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Коллаж "Чудо-дерево". Лепка героев сказки "Муха-Цокотуха" (коллективная работа) из пластилина. Рисование на тему "Кто убежал от Федоры". Творческое рисование "Закаляка". Художественный труд "Бабочка" (природный материал). Раскрашивание раскрасок по сказкам К. Чуковского.

Взаимодействие с семьями воспитанников

·        Организация библиотечки творчества К.И. Чуковского.

·        Совместное творчество "Мой любимый сказочный герой".

·        Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений.

·        Составление памяток для родителей "Как научить ребенка любить и беречь книги?", "Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг?".

·        Консультативно-просветительская работа.

·        Родительское собрание «Волшебный мир книг».

 

Пути реализации проекта

 

- Пополнение содержания книжного уголка сказками К.И.Чуковского.

- Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

- Организация выставок творческих работ.

- Слушание музыкальной сказки композитора М. Красева «Муха - Цокотуха».

- Посещение сельской библиотеки.

- Разучивание ролей всех героев. Разучивание музыкального материала (танцы, песни).

 

Содержание работы с детьми:

- Беседы о жизни и творчестве К.И.Чуковского

-  Слушание различных сказок К.И.Чуковского.

- Словесное рисование детьми характеров героев, обстановки и т.д.

- Разучивание стихов, отрывков из сказок К.И.Чуковского.

- Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.

- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам К.И.Чуковского.

- Просмотр мультфильмов с использованием видео и компьютерной техники.

- Игровая деятельность.

- Иллюстрирование прочитанных сказок в процессе совместной деятельности

- Продуктивные виды деятельности: лепка, работа с природным материалом и т.д.

- Театрально - музыкальный спектакль «Муха- Цокотуха».

Участие родителей в проекте

- Знакомство с проектом.

- Чтение сказок с детьми дома.

- Помощь в пополнении книжного уголка произведениями К.И.Чуковского.

- Наглядная информация для родителей (стенды, выставки и т.д.)

- Совместная деятельность родителей и детей в изготовлении поделок, рисовании иллюстраций к сказкам.

- Привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций для постановки инсценировок и музыкальной сказки.

 

 

III. Заключительный этап

 

·        Анализ проектной деятельности. 

·        Презентация проекта в форме театрально-музыкального спектакля «Муха - Цокотуха. 

·        Подведение итогов 

 

Приложение 1

 

Литературная викторина по сказкам Чуковского К.И.

 

В центре портрет К.И. Чуковского  на мольберте. Чудо дерево над ним солнышко, а под ним телефон.

Ведущая:  Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а куда – догадайтесь сами.

Как у наших у ворот

Чудо дерево растёт,

Чудо, чудо, чудо

Расчудесное.

Ни листочка на нем,

Ни цветочка на нём

А  чулки и башмаки,

Словно яблоки!

Маша по саду пойдет,

Маша с дерева сорвет

Туфельки, сапожки,

Новые калошки.

А для Мурочки – такие:

Крохотные голубые

Вязаные башмачки

И с помпончиками!

Вот такое дерево,

Чудесное дерево!

- Вы догадались, из какого стихотворения эти строки и кто их автор?

Дети: «Чудо – дерево!»  К.И.Чуковского.

Ведущая:  Правильно!

(Звонит телефон. Ведущая берет трубку).

Ведущая:  У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети: Слон.

Ведущая:  Откуда?

Дети: От верблюда.

Ведущая:  Что вам надо?

Дети:  Шоколада.

Ведущая:   А вы откуда всё это знаете?

Дети:   Из книги К.И.Чуковского «Телефон».

Ведущая:   Правильно, эти стихи написал К.И.Чуковский. Посмотрите на его портрет. Он не только писал книги для детей, но  и построил в посёлке Переделкино, где он жил, детскую библиотеку.

Корней Иванович очень любил детей, часто приходил  в детский сад, чтобы  прочитать  свои веселые сказки и стихи.

(Выключить в зале свет, снять солнышко  и отдать крокодилу).

Ведущая:   Что случилось? Почему погас свет? 

(дети закрывают лицо ладошками, солнце в зубах крокодила).

Заяц:       Горе, горе, крокодил

             Солнце в небе проглотил.

             Наступила темнота,

              Не ходи за ворота.

Ведущая:  Ребята что же нам делать? Ведь кругом темно, значит, наше путешествие  по стихам Чуковского отменяется?

Дети:   нет.

Ведущая:  Нам нужно найти солнышко и вернуть  его. Но одни мы  не справимся – нужны помощники.

 Узнаете ли вы, кто пришёл  к нам из сказки Чуковского?

(Заходит Доктор Айболит. Садится  под дерево).

Ребенок:  Добрый Доктор Айболит 

              Он  под деревом сидит.

               Приходи к нему лечиться

               И зайчиха,  и волчица

          Всех   излечит, исцелит

          Добрый доктор Айболит

 Ведущая:  Доктор Айболит, помоги нам найти солнышко.

Доктор Айболит:  Конечно, помогу, но сначала я хочу, чтобы бы вы помогли мне. Я очень тороплюсь. Я получил телеграмму из Африки, там заболели малыши зверята.

Доктор Айболит:   Дети помогите мне собрать чемоданчик, чтоб я смог вылечить больных зверят.
 ( Поставить стол и чемоданчик).

Игра «Соберем чемоданчик Доктору Айболиту».

(Айболит благодарит детей и уходит. Заходит Федора и  плачет. Дать утюг и сковороду.)

Федора:  Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

              Воротитеся домой!

Ведущая:  Кто это?

Дети: Федора из стихотворения «Федорино Горе»!

Ведущая:  Кого она просит вернуться?

Дети: Свою посуду.

Ведущая:  Как же помочь ей, дети? Я, кажется знаю, давайте позовем Мойдодыра.

(дети зовут).

Ведущая:  Уж он то умоет грязнулю Федору, научит её мыть тарелки, чашки и всё всё!

(входит Мойдодыр)

Мойдодыр: Я – Великий Умывальник

  Знаменитый Мойдодыр

 Умывальников Начальник

 И мочалок Командир

 Если топну я ногой,

  Позову моих солдат,

 В эту комнату толпою

 Умывальники влетят!

Федора: Я больше не буду, не буду!

           Я всегда буду аккуратной и опрятной.

Посуду всю помою

Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком.

И вы будете опять,

Словно солнышко сиять!

Ведущая: Ребята! Давайте поможем Федоре. Встаньте в круг.

(Танец с Федорой)

Мойдодыр: Надо, надо умываться,

По утрам и вечерам

А нечистым, трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

(Дети садятся на стулья. Федора и Мойдодыр уходят. Входит Муха-Цокотуха).

Муха – Цокотуха: Дорогие гости помогите,

Паука – злодея загубите!

И поила я вас,

И кормила я вас,

Не покиньте меня

 В мой последний час!

Ведущая: Из  какой сказки пришла эта  героиня?

Дети:         Из сказки «Муха – Цокотуха»!

Ведущая: Правильно. Кто же помог Мухе – Цокотухе?

Дети:         Комарик.

(Дать фонарик)

Ведущая:  Вдруг откуда - то летит маленький комарик,

  И в руке его горит маленький фонарик!

Комарик:    Я злодея зарубил,

Я тебя освободил

И теперь душа – девица

На тебе хочу жениться!                                               

Ведущая:   Мы не можем веселиться, пока не вернем солнышко.

А теперь в путь!

(Звучит  музыка дети под музыку идут на поиски солнышка. «Вместе весело шагать». Подходят к нарисованному  крокодилу)

Ведущая:    А в большой реке

Крокодил лежит

И в зубах его, солнце краденное!

Медведь:  Говорю тебе, злодей

Выплюнь солнышко скорей!

А не то гляди поймаю –

Будешь ты невежа, знать, как

Наше солнце воровать!

Ведущая:    Молчит крокодил, не хочет отдавать солнце, хочет, чтобы мы сначала отгадали загадки!

(Дети садятся. Выходит девочка плачет, трёт глаза)

Ребенок:   Хнычет без усталости

Из–за каждой малости.

Может девочка больна?

Нет, вполне здорова!

Отгадайте: кто она?

 Дети:         Ну конечно «рёва!»

 Ведущая: Дети, а у нас есть такие девочки в группе?

 Дети:         Нет!

(Выходит мальчик, неопрятно одетый)

Ребенок:   Утром возле скверика

Встретил я Валерика –

Грязного, сердитого,

Лохматого, немытого.

Чуть не умер я от страха,

Вот попался мне ….

Дети:      Неряха!

(Выходит девочка, крепко прижимает куклу)

Ребенок:  Я у Нади попросила: 

- Дай мне куклу поиграть!

Но она не разрешила:

-кукла очень спать!

Всем понятна вам, ребята!

Отговорка Надина

Кукла тут не виновата.

Просто Надя…..

Дети:         Жадина! 

Ведущая: Дети, давайте послушаем стихотворение К.И.Чуковского о том, что бывает с обжорами? Может крокодил  испугался и вернет солнышко!

Ребенок:   Робин Бобин Барабек

Скушал 40 человек,

И корову, и быка

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу.

Ребенок:   Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

Ведущая: (обращается к крокодилу)

И у тебя сейчас  живот болит!

(Крокодил отдает солнце)

Ведущая:  Дети, солнышко опять будет светить всем, всем. А помогли нам его вернуть звери и герои К.И.Чуковского.

А мы с вами сейчас  поиграем с солнышком.

 (Танец с солнышком.)

Вот и завершилось наше путешествие по сказкам К.И.Чуковского. Вы, молодцы!

Я хочу вас наградить за хорошие знание сказок, и вручить вам вот эти сладкие медальки. 

 

Приложение 2

 

Конспект НОД

по речевому развитию детей старшей группе

«Страна сказок К. И. Чуковского»

Задачи.

  • Образовательные:

 - закрепить знания о сказках К. И. Чуковского и его сказочных героях;

 - формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы;

 - закреплять умение задумывать содержание изображения, доводить замысел до конца, используя разнообразные приёмы лепки.

  • Развивающие:

 - развивать логическое мышление и умение разгадывать загадки;

 - развивать творческие способности, память, воображение;

 - продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

 - развивать воображение, творчество.

  • Воспитательные:

 - воспитывать у детей интерес и любовь к произведениям К. И. Чуковского;

 - воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию; закрепить навык лепки, используя все известные приемы.

Материалы: фонограмма телефонного звонка, портрет К. И. Чуковского, иллюстрации к сказкам Чуковского, пластилин, доски, стеки, салфетки, макет "Страны сказок".

Ход НОД.

Раздается телефонный звонок. Дети обращают внимание на звонок.

Воспитатель: Ребята, подумайте, кто бы мог нам сюда звонить.

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Дети: Слон.

Воспитатель: Откуда?

Дети: От верблюда.

Воспитатель: Что вам надо?

Дети: Шоколада.

Воспитатель: Отличный телефонный разговор получился. Из какой сказки этот звонок?

Дети: Телефон.

Воспитатель: Правильно. Это сказка называется "Телефон".Кто ее автор?

Дети: Корней Иванович Чуковский.

Воспитатель: Корней Иванович Чуковский написал очень много произведений для детей. Некоторые из них мы с вами уже знаем, а с остальными нам предстоит познакомиться.

Я предлагаю вам отгадать загадки. Но загадки не простые, загадки волшебные. Волшебные потому, что в них зашифрованы сказки К. И. Чуковского.

Дидактическая игра "Отгадай сказку".

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор. (Айболит)

Был страшно злой этот сказочный герой,

Айболита в костер он бросал

C Танечкой и Ванечкой расправиться мечтал.

Но потом он стал добрей,

И даже полюбил детей. (Бармалей)

Самовар она купила,

Мошек чаем угостила,

Паук на нее напал,

А комар ее спасал. (Муха-Цокотуха)

Зверь злой и зубастый,

Солнце он украл

И держит в своей пасти.

Солнце с неба утащил этот страшный. (Крокодил. "Краденное солнце") .

Умываться не любил,

о воде совсем забыл.

А про мыло и мочалку

он не думал даже. Жалко.

Вещи сразу же сбежали

от мальчишки - не узнали.

И грязнулю проводил,в таз с водою. (Мойдодыр)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все сказочные загадки отгадали. А теперь новая игра. В какой сказке от бабушки убежала вся посуда?

Дети: "Федорино горе"

Воспитатель: Правильно ответили, ребята. Перед вами иллюстрация к этой сказке. Рассмотрите её и составьте по ней свой рассказ.

Составление рассказа по иллюстрации к сказке К. И. Чуковского "Федорино горе".

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем! Что делал в сказке добрый доктор Айболит? Правильно, лечил. И первое, с чего он начинал, – ставил градусники пациентам. 
Вот и в нашей эстафете участникам придется ставить друг другу градусники. Но не настоящие. Их заменят обычные кегли или другие предметы, которые на них похожи. 
Перед началом эстафеты команда выстраивается в колонну на линии старта. 
Первый участник стоит с ведром или сумкой, наполненной кеглями. Количество кеглей на две меньше, чем участников.
По сигналу первый «Айболит» бежит с ведром до определенной отметки и возвращается. Это он проделал путь в Африку. 
По возвращении он достает из ведра кегли по одной и по очереди ставит их всем участникам, как градусники, то есть под мышку каждому. Кроме последнего. 
Последнему он отдает ведро, сам же уходит в сторону и выбывает из игры. 
Участник, получивший ведро (сумку), быстро собирает кегли у команды и вновь проделывает то, что проделывал первый игрок. 
Не надо ронять кегли на землю, помните, что градусники – дефицит, а уж если уронили, тут же поднимите. 
Эстафета заканчивается, когда останется один «Айболит», вернувшийся из «Африки», и ни одного «больного».

 Воспитатель: Хорошая игра получилась. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, присесть на наш мягкий коврик и поиграть в игру "Отгадай, чьи слова".

Дидактическая игра "Отгадай, чьи слова".

"Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай! " (Зайчиха из сказки "Айболит") .

“Если только захочу,

И луну я проглочу! ”(Крокодил из сказки "Краденое солнце") .

"Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки. " (Мойдодыр из сказки "Мойдодыр") .

“Я злодея зарубил,

Я тебя освободил

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться! ”(Комар из сказки "Муха-Цокотуха").

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать! " (Котята из сказки "Путаница").

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю! " (Таракан из сказки "Тараканище").

"Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись! " (Цапли из сказки "Телефон") .

"Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой. " (Федора из сказки "Федорино горе").

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. У каждого из вас есть любимый сказочный герой из тех сказок К. И. Чуковского, которые мы с вами сегодня вспомнили. И сейчас мы будем лепить своих любимых персонажей. Получившиеся фигурки героев мы поместим на специальную доску "Страна сказок Чуковского". Посмотрите, здесь есть и дома и деревья, вот только героев не хватает. Каждый из вас вылепит своего героя и поселит в Стране сказок.

Дети лепят своих любимых героев, вспоминая и закрепляя приемы лепки.

 

 

Приложение 3

 

Спортивное развлечение «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

Задачи:

- сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

- закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру;

- формировать уверенность в себе и своих возможностях;

- закреплять знания о сказках К. И. Чуковского.

Оборудование: три обруча, три тазика, набор детской посуды, трое детских носилок, игрушки зверей, предметы гигиены, деревянные кирпичики, трое воротиков для перепрыгивания, сундук с призами.

Действующие лица: Пират, Федора, Айболит, Мойдодыр.

Пират. Здравствуйте, ребята! Я известный пират – «Гроза морей». Я отправляюсь за сокровищами и набираю команду отважных путешественников, которые не боятся трудностей и приключений. Есть среди вас такие? (да) Но все не так просто! Сокровища находятся на острове, добраться туда очень трудно. Надо преодолеть много препятствий. Вы готовы к этому? (да) Тогда вперед! Сначала нам надо переплыть море и попасть на другой берег.

Эстафета «Переправа». Двое детей встают в обруч (лодка), бегут до ориентира и обратно, передают обруч следующей паре.

Пират. Молодцы! Все переправились благополучно. Посмотрите, что я нашел на берегу. Эту бутылку выбросила волна. В ней первая подсказка. Давайте прочитаем: «Чтобы найти сокровища и пройти все препятствия, нужно хорошо знать сказки К. И. Чуковского». Спросим команды, какие они сказки знают? Отвечать будете по очереди (дети называют сказки). С первой подсказкой вы справились.

Под музыку выходит Федора.

Федора. Ох, беда, беда, неприятности средь бела дня.

От меня ушла подушка, ускакала простыня,

И посуда, и посуда убежала от меня.

Пират. Как вы думаете, кто это? В какую сказку мы попали?

Дети. «Федорино горе».

Федора. Ох, я бедная Федора, у меня случилось горе.

Что же делать, как мне быть, как посуду возвратить?

Пират. Ребята, давайте поможем Федоре вернуть сбежавшую посуду, которая ждет у пруда и надеется, что ее там помоют.

Эстафета «Перенеси посуду». Дети бегут до обруча, где лежит посуда, берут один предмет и возвращаются к своей команде, складывают посуду в тазик.

Федора. Спасибо, вам друзья!

Уж не буду - уж не буду я посуду обижать,

Буду - буду я посуду и любить и уважать.

Спасибо вам друзья!

Федора уходит.

Пират. Молодцы! Посмотрите, что я нашел! (из-под тазика достает подсказку). «Со вторым заданием вы то же справились. Но впереди вас ждет новое испытание».

Выходит Доктор Айболит.

Доктор Айболит. Здравствуйте, друзья!

Я - тот самый Айболит, что всех излечит, исцелит.

Но вас я встретил не затем, чтоб ставить градусники всем.

Тани, Кати, Пети, Вовы – здесь, надеюсь, все здоровы?

Дети. Здоровы!

Пират. Доктор Айболит, тебе пришла срочная телеграмма!

(Айболит читает телеграмму).

Доктор Айболит. Ребята, срочно нужна ваша помощь! В лесу эпидемия какой-то неизвестной болезни. Заболело много зверей. Их срочно надо доставить ко мне в больницу. Вы мне поможете (да) Вот вам носилки. На них надо перенести зверей. А вам я советую одеть маски, чтобы не заразится.

Эстафета «Перенеси больных зверей». Дети с носилками добегают до «зверей»(игрушки, кладут на носилки одну игрушку и бегут обратно к команде, отдают носилки следующей паре.

Доктор Айболит. Спасибо вам за помощь! Побегу лечить больных зверей. Вот вам следующая подсказка.

Доктор Айболит уходит.

Пират. Ребята здесь написано: «Чистота – залог здоровья! »

Входит Мойдодыр.

Мойдодыр. Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник и мочалок командир.

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А не чистым трубочистам стыд и срам!

А вы кто такие и куда путь держите?

Пират. Здравствуй, Мойдодыр! Среди нас нет ни трубочистов, ни грязнуль. Наши ребята все любят умываться, чистить зубы. Мы ищем сокровища, нет ли у тебя подсказки, куда нам идти дальше?

Мойдодыр. Есть. Но сначала отгадайте мои загадки.

1. Костяная спинка, жесткая щетинка,

С пастой мятной дружит, нам усердно служит (зубная щетка) .

2. Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

А зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей (расческа) .

3. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Дело ясное вполне – пусть отмоет руки мне (мыло) .

4. Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит,

На себя я труд беру – пятки, локти с мылом тру (мочалка) .

5. Вафельное и полосатое, гладкое и мохнатое,

Всегда под рукою, что это такое? (полотенце)

6. Дождик теплый и густой, этот дождик не простой.

Он без туч и облаков целый день идти готов (душ) .

Мойдодыр. А теперь предлагаю вам пройти испытание.

Эстафета «Чистюля». Дети перепрыгивают через воротики, перешагивают с кирпичика на кирпичик; из предметов, лежащих в тазике, выбирают предметы гигиены. Бегом возвращаются в свою команду.

Мойдодыр. Молодцы, ребята! Порадовали вы меня. Получайте свою подсказку.

Пират. Здесь написано: «Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите. (в Африку) гулять! Какие деревья растут в Африке (пальмы). Вот там и ищете свои сокровища».

Давайте посмотрим, где в нашем зале можно найти пальму.

Дети находят пальму, а под ней сундук с сокровищами.

Пират. Дорогие ребята, вы удачно справились со всеми заданиями. Показали, что можете преодолеть любые препятствия. Поэтому сокровища теперь ваши. Удачи вам!

Пират открывает сундук, в котором лежат сладости. Он прощается с детьми.

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по сказкам.

Были вы и ловкими,

Были вы и смелыми,

Были вы и сильными,

Были вы умелыми! А победила сегодня?

Все хором: Дружба!

Ведущий: За усердие и старание,

За полученные знания,

За терпение и за труд

Вас, друзья, конфеты ждут!

 

Приложение 4.

 

Памятка для родителей «Как научить ребенка любить читать»

 

Книги - самые лучшие друзья человека. Чтение помогает расширить кругозор и способствует развитию вашего ребенка. Однако, принимая во внимание огромное количество развлекательных средств, таких как телевидение, мультики, CD/DVD и видеоигры, стало довольно трудным приобщить детей к чтению. Вот несколько полезных советов, которые помогут Вам приучить вашего ребенка к миру книг. Вы узнаете, как научить ребенка любить читать.

 

Окружите детей книгами.

Это один из лучших способов научить вашего ребенка любить читать. Разложите книги и журналы так, чтобы их было легко найти. Пусть они будут доступны в вашем доме. Если ваш ребенок вырастет среди книг и видя что его родители - книголюбы и увлекательные читатели, ему будет любопытно и интересно испытать это на себе.

Пусть место для книг будет выделено в самом светлом месте. Журналы сложите в стопку, детские книги положите на парту, красочные и легко читаемые книги положите среди игрушек, несколько книг - в машину и несколько книг - в спальню. Посвятите угол дома книгам и соберите библиотеку.

Когда ваш ребенок будет окружен таким множеством книг и журналов, естественно он будет предрасположен к чтению книг. Дошкольники особенно любят слушать истории. Интересные книги в их руках могут заинтересовать их узнать многое об этом. Так вы не только научите ребенка любить читать, но и беречь книги.

 

Дайте им яркие, красочные книги.

Дети любят яркие книги, а книги без картинок их не интересуют. Поэтому дайте им книги, содержащие в себе множество разных красочных иллюстраций. Именно яркие картинки вызывают интерес к чтению и познавательность.

В настоящее время, благодаря современным технологиям, издания книг, сделало книги доступными. Много возможностей для озвучивания книг. Аудио-книги - тоже один из возможных вариантов для возбуждения интереса к произведениям литературы.

 

Сказки или истории на ночь.

Одним из лучших способов привить любовь детей к книгам - это чтение перед сном. Дети с нетерпением ждут истории, лежа в постели. Если у Вас двое детей, попросите старшего рассказать историю младшему.

 

Читайте сами.

Если вы не знаете, как научить ребенка любить читать, то подайте им пример. Дети на подсознательном уровне берут привычки у своих родителей. Если у Вас есть привычка читать, вероятнее всего ваш ребенок вырастет книголюбом. Если Вы мало смотрите телевизор, а в основном читаете, будьте уверены, то же самое повторят ваши дети.

 

Позвольте детям самим выбирать книги.

Дайте вашему ребенку с раннего возраста познакомиться с книгами. Правильно будет с 3 лет . И начинайте учить понимать волшебные слова. Берите с собой вашего малыша в библиотеку или в книжный магазин, давайте ему возможность выбирать книги.

При этом, помогите вашему ребенку найти правильный формат книги, пролистайте книгу вместе. Объясните ему, чем эта книга интересная или нет.

Для Вас и вашего ребенка будет удивительным открытием мир книг и его возможностей. Научите выбирать книгу и даже требовать купить ее. Это будет прекрасной здоровой привычкой.

 

Смотрите видео, которое побуждает прочитать книгу.

Привить детям любовь к чтению можно, использовав просмотр мотивационного видео. Пусть видео будет вдохновляющим, содержит в себе красивые картинки с глубоким посланием, которое вероятно имеет больше влияние, чем стихотворение мамы. Потратьте некоторую сумму на веб-сайт, в котором есть доставка интересного видео , специально сделанное для детей. Поверьте , это будет хорошей точкой отсчета для того, чтобы начать разговор о чтении книг. Ежедневный просмотр мотивационного видео позволит ребенку вслух читать мудрые и глубокие послания. Золотые самородки мудрости - цитаты, которые вдохновят ребенка узнать многое и прочесть об этом. Кроме того, эти цитаты предлагают практическое руководство в прививании детей к чтению. Чтение цитат - это прекрасный способ для вдохновения вашего ребенка.

Теперь вы знаете, как научить ребенка любить читать! Вперед!

 

Памятка «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?»

1.   Сначала следует прочитать стихотворение.

2.   Выяснить все непонятные слова и выражения.

3.   Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.

4.   Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.

5.   Предложить ребенку еще раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение еще раз.

6.   Через несколько часов вновь предложить ребенку прочитать стихотворение.

7.   Перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение.

8.   Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.

 

Памятка «Как научить ребенка беречь книги?»

Для этого необходимо следовать следующим правилам:

1.   Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.

2.   Не читать во время еды.

3.   Не загибать листы, пользоваться закладкой.

4.   Класть книгу только на чистый стол.

5.   Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

6.   Своевременно оказывать «скорую помощь» больным книгам.

 

Памятка «Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания и чтения книги?»

 

1. «Что изображено на этой картинке?»

2. «Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить».

3. «О чём, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чём – подробно?»

4. «Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?»

5. «Чем ты закончишь рассказ по ней?»

6. «Какие слова (имеются ввиду эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?»

7. Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я – продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?»

 

Памятка «Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?»

 

1. Выясните перед чтением или во время чтения трудные для ребенка слова.

2. Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

3. Что нового, интересного он узнал во время чтения?

4. Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.

5. Как описана природа в книге?

6. Какие слова и выражения ему запомнились?

7. Чему научила его книга?

8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

 

 

Памятка для родителей.

 

1. С чего начинать знакомство с книгой?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся.
В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг: книжки игрушки с изображением предметов, книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте, книжки панорамы с движущимися фигурками, книги с юмористическим характером. 
У ребёнка должны быть разные виды русской и зарубежной детской
литературы (проза, поэзия и драматургия), произведения разных жанров
(рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки), тем и
направлений, фольклорные (песенки, потешки, считалки, загадки,
пословицы, народные сказки и другое). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребёнка с книгой, у него должна быть фоно- и видеотека с детскими литературными и фольклорными произведениями.

2. С каково возраста можно читать детям?

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка, лучше с рождения. 
Безусловно, ребенку лучше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки).

3. Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное — не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны. 
Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой. 
Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание ребенка, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом прочитать из неё какой-нибудь интересный отрывок.

4. Как организовать чтение?

Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребёнка и взрослого, определённое время в режиме дня, отведённое для чтения, желание взрослого не только читать для ребёнка, но и беседовать с ним о прочитанном, побуждать к творческому восприятию произведения (например, совместному рисованию иллюстраций к понравившимся моментам книги). 
Можно посадить ребёнка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, прочитать её название и фамилию автора, а затем предположить, о чём может быть написана эта книга.

5. Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание сказки?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты,
активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая
различные эмоциональные состояния героев произведения.

6. Как, часто нужно читать ребенку сказки?

Ни дня без книги — это должно стать для вас руководством
к действию.
Детская книжка — это не просто развлечение для
ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство
постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

7. До каково времени нужно читать ребёнку сказки?

Не прекращайте чтение вслух, даже если ребёнок уже умеет это делать сам. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение — очень трудоёмкий процесс, поэтому не принуждайте ребёнка читать художественную литературу, если у него нет такого желания.
Если у ребёнка возникает желание самому прочитать художественное произведение, то целесообразно это делать по очереди вместе с ним, постепенно предоставляя ему всё больше возможности для самостоятельного 
Спасибо за внимание!

 

Консультация «Формирование у детей интереса к чтению художественных произведений»

 

Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

В.Сухомлинский

Родители многих школьников сетуют на то, что их дети не читают книги. В наше время место книг в жизни школьников занимают компьютер, планшеты и другие гаджеты. Это интересно, захватывающе. Почему же чтение книг не вызывает интереса у подрастающего поколения?

 

Интерес к чтению начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. И пример взрослого очень важен. Ребенок должен видеть родителей, которые читают, и читают с интересом. Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

 

Как же сформировать у дошкольников интерес к книге и чтению. Можно предложить несколько советов:

·        начинайте с собирания новых книг или с обновления имеющихся: у подрастающего ребёнка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы (проза, поэзия и драматургия), произведения разных жанров (рассказы, стихи, сказки, повести), тем и направлений;

·        пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное – не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны: можно положить новую книгу на видное место, чтобы она привлекала внимание малыша, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом прочитать из неё какой-нибудь интересный отрывок;

·        разнообразьте общение ребёнка с книгой созданием аудио- и видеотеки с детскими литературными и фольклорными произведениями;

·        читайте книги с яркими иллюстрациями (особенно в младшем дошкольном возрасте), они привлекают внимание, вызывают интерес;

·        сделайте чтение книги праздником для всей семьи: все участвуют в чтении и делятся своими впечатлениями;

·        читаем каждый день - это должно стать для вас правилом: выделите определенное время в режиме дня, отведенное для чтения;

·        беседуйте с ребенком о прочитанном: задавайте ребенку вопросы, старайтесь поощрять у ребенка желание задавать вопросы, прервите чтение на самом интересном месте и предложите ему придумать продолжение истории;

·        пусть чтение (рассказывание) произведения превратится в маленький театр: импровизируйте, будьте смешными, говорите разными голосами, используйте мимику.

 

 

Чтение у дошкольников не должно вызывать скуку или утомление. Пусть знакомство с художественным произведением превратиться для ребенка в игру, театр, праздник. Тогда чтение навсегда останется в памяти ребенка как что-то яркое, сказочное, таинственное и интересное.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Золушка» города Когалыма

Проект

«Что за прелесть эти сказки!»

(вторая младшая группа)

Разработчик:

воспитатель

Ташпаева Д.Д.

Когалым, 2019 год

Введение

Проект «Что за прелесть эти сказки!» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.  

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Тип проекта: творческий

Участники проекта:  дети, воспитатели, родители

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

Постановка проблемы:

Дети знают мало  русских народных  сказок. Необходимо формировать у детей потребность и интерес к чтению сказок.

Актуальность: 

Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.

Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности.

Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам.

А посредством метода проективной деятельности, мы даем ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему: успешно адаптироваться и социализироваться в детском коллективе; достигать взаимопонимания с родителями, приобретать новые положительные эмоции.

Цель:

Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности. Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. Создать положительный эмоциональный настрой.

Задачи:

  • Развивать традиции чтения в семье.
  • Закрепить знание содержания сказок. Вызвать интерес к книгам.
  • Сформировать желание быть похожими на положительных героев
  • Развивать  умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
  • Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
  • Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
  • Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

Методическое обеспечение:

 создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);

Создание тематических выставок.

Методы проекта:

познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры.

Предполагаемый результат

- Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.

- Научатся в играх –  драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах  передавать своего героя.

- Научатся передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой, смогут отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

 

Содержание работы

Участники

Ответственные

1.

 - Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

- Изучение литературы по теме «Сказки»

- Знакомство с передовым опытом

- Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

Воспитатели группы

Воспитатели группы

2.

- Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, книги, статьи, рефераты и т.п.).

- Консультация для родителей через папки-передвижки

Воспитатели группы

Воспитатели группы

3.

- Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

- Оформление книжного центра

Воспитатели группы

Воспитатели группы

4.

- Разработка рекомендаций для родителей.

- Подбор репродукций художественных картин

Воспитатели группы

Воспитатели группы

5.

- Организация развивающей среды в группе (размещение репродукций картин, плакатов)

Воспитатели группы

Воспитатели группы

 Основной этап (с 18.04.2019 по 29.04.2019)

Дата

Мероприятия

Участники

1-я половина дня:

2-я половина дня:

Понедельник

18.04.2019

ПР - рассматривание книг и  иллюстраций к сказкам

ФР - утренняя гимнастика «Выручим козлят».

Цель: поднять эмоциональный настрой и мышечный тонус, закрепить знание содержания сказки. Сформировать эмпатию

ПР, РР - беседа «Кто пишет сказки?».

Цель: сформировать интерес к устному народному творчеству

ПР - рассматривание внешнего вида сказочных героев (зайчика, лисы, медведя), подражание движениям животных. Цель: развитие интереса к сказочным героям, воображения

РР – Рассказывание и обсуждение сказки «Колобок»

Цель: развивать фразовую речь в соответствии с текстом сказки, речевую и пантомимическую выразительность, чувство партнерства в драматизации. Закрепить знание содержания сказки, доставить удовольствие от игры

(Е.А.Алябьева, «Тематические дни и недели в детском саду», стр.24)

РР - Разучивание пальчиковой гимнастики «Колобок»

Цель: формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать речь, память и воображение

(Картотека тематических пальчиковых игр «Здравствуй, пальчик! Как живешь?»)

ХЭР - показ детьми пальчикового театра «Колобок».

Цель: развивать артистические способности, воображение, выразительную речь, умение согласовывать свои действия с партнерами

РР, ПР - Решение проблемной ситуации:  

«Что может произойти, если у детей не будет сказок?».

Дети, воспитатели        

Вторник 19.04.2019        

ПР - Рассматривание иллюстраций в детских книгах

Цель: учить правильно называть героев сказок

ПР, РР - Беседа с детьми: «Правила общения с книгой»

Цель: рассказать детям об истории происхождения книги, объяснить, как изготавливают книгу, кто пишет сказки, иллюстрирует их, способствовать воспитанию бережного отношения к книгам.

Речевое развитие. Развитие речи  «Сказочный сундучок».

Цель: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление

ХЭР - прослушивание песен о сказочных героях

ХЭР -  рассматривание картин и плакатов по сказкам.

Цель: закрепить знание о содержании и героях сказки. Дать возможность продемонстрировать свои знания и предпочтения. Развить речь

ХЭР -  Лепка по сказке «Маша и медведь» - «Пирожки для Маши».

РР - Разучивание пальчиковой гимнастики «Теремок»

Цель: развитие памяти, воображения

(Картотека тематических пальчиковых игр «Здравствуй, пальчик! Как живешь?»)

Дети, воспитатели        

Среда

20.04.2019

ПР, РР - Беседа с детьми: «Моя любимая сказка»

Цель: активизация словаря по теме. Формировать познавательную активность

ПР - Дидактическая игра «Мозаика» («Выложи солнышко»)

Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Морковки для Заюшки»

Цель: учить лепить морковку, передавая конусообразную форму, раскатывая продольными движениями рук, постепенно сжимая один конец

РР - Разучивание пальчиковой гимнастики «Репка»

Цель: совершенствовать моторные навыки детей, поддерживать интерес к пальчиковым играм

(Картотека тематических пальчиковых игр «Здравствуй, пальчик! Как живешь?»)

ПР – д/игра «Узнай  по  силуэту»

РИД - С/ролевая игра «Маша в гостях». Цель: развивать умение брать на себя роль, действовать в соответствии с ней. Вступать в простой ролевой диалог по сюжету игры

Дети, воспитатели        

Четверг

21.04.2019

ПР, РР, СКР - Беседа «Кто пришел к нам в дом» по сказке «Волк и семеро козлят»

Цель: закрепить правила безопасного поведения детей. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу

ПР - Д/игра «Позовем сказку».

Цель: закрепить знания о сказках. Обогащать словарный запас

ХЭР - Прослушивание сказок (CD-запись)

РИД - Игра-путешествие «В сказочном лесу».

Цель: развивать воображение, пантомимику, звукоподражание. Закрепить знания о лесных животных

Дети, воспитатели        

Пятница

22.04.2019

Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Мисочки для трех медведей»

Цель: учить лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания глины кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Закреплять умение лепить аккуратно

(Т.С.Комарова, «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.96)

ХЭР - Свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам - совершенствовать умение раскрашивать, не заходя за контур

ПР, ХЭР - Игра «Узнай сказку по иллюстрации».

ХЭР - Рисование «Дорисуй солнышко»

Цель: формировать умение рисовать предметы круглой формы

РР - показ детьми настольного театра «Репка».

Цель: развить и потренировать способность удерживать в памяти и воспроизводить ряд упорядоченных слов. Закрепить знание сказки, активизировать речевую выразительность. Создать радостное настроение

Дети, воспитатели        

Понедельник

25.04.2019

ПР - беседа «Сказочные герои, какие они».

Цель: развивать повествовательную, монологическую речь, умение последовательно излагать мысль. Обогащать словарный запас

ХЭР «Кроватка для Мишутки».

Цель: развивать конструктивные умения, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам

ПР – д/игра «Угадай героя сказки».

ФР, РР - Разучивание слов и движений физминутки «Три медведя шли домой»

Цель: развивать гармонизацию движений тела, мелкой моторики и органов речи

РР - Обыгрывание сказки Заюшкина избушка» (на магнитной доске).

Цель: развивать интерес к сказкам, желание их слушать, сопереживать героям, умение отвечать на вопросы по сюжету. Активизировать речь детей

Дети, воспитатели        

Вторник

26.04.2019

ПР - Беседа «Нужно ли слушаться взрослых» по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

ПР - Д/игра «Узнай сказку по предмету».

ПР, ХЭР - Песочная  игротерапия  «Сказки  на  песке» - накормить героев сказок пирожками, куличиками.

 Цель: закрепить знание свойств песка, развивать конструктивные умения. Развивать мелкие движения пальцев рук

Дети, воспитатели        

Среда

27.04.2019

Речевое развитие. Развитие речи «Путешествие в мир волшебных сказок»

Цель: закрепить знания детей о содержании русских народных сказок. Развивать умение повторять наиболее выразительные отрывки из сказок

РР - Драматизация сказки «Теремок»

Цель: развивать выразительность речи и пантомимики. Закрепить содержание сказки, звуков, которые издают герои сказки. Доставит радость от общения со сверстниками в театрализации

РИД - с/ролевая игра «Семья» (на основе сюжета сказки «Красная Шапочка»). Цель: развить на основе сюжета сказки ролевой диалог. Научить взаимодействовать со взрослым как игровым партнером (воспитатель – мама)

Дети, воспитатели        

Четверг

28.04.2019

ХЭР - Строительная игра по сказке «Три медведя»

Цель: развивать конструктивные способности. Научить строить по показу педагога. Закрепить глагольный словарь, учить проговаривать в речи последовательность действий

ПР – д/игра «Какое настроение у сказочного героя?»

РР - Пальчиковая игра «Повстречались»

Дети, воспитатели        

Пятница

29.04.2019

ХЭР - Конструктивная деятельность «Построим дом для медведя» (по сказке «Теремок»)

Цель: развить конструктивные способности. Научить соотносить величину постройки с величиной объекта. Закрепить знания о строительных деталях

РР - Логоритмическое упражнение «Котенок-шалун». Цель: развивать чувство ритма, мелкую моторику, память, внимание

ПР, РР - Загадывание загадок о героях сказок

Цель: развивать аналитические способности. Научить выделять яркие, характерные особенности объекта

Дети, воспитатели        

Заключительный

День недели

Мероприятия

Ответственный

27.04.2019

Итоговое мероприятие с родителями - Игра – драматизация  по сказке «Теремок» и художественное творчество  пластилинография - налеп стен «Теремка», украшение горохом и гречкой.

воспитатели        

28.04.2019

Оформление отчетной документации, презентация проекта.

воспитатели        

Работа с родителями

День недели

Мероприятия

Ответственный

Понедельник

1.Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

2.Презентация родителям рекомендаций (информационный лист).

Вос-ли, родители

Вторник

        

1.Консультация «Значение сказок в жизни ребенка»

2.Родительское собрание «Воспитание сказкой»

Вос-ли, родители

Среда

3.Консультация «Как читать ребенку дома».

4.День открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).

Вос-ли, родители

Четверг

1.Найти или нарисовать изображение персонажей русских народных сказок для изготовления дидактической игры «Собери картинки из частей»

Вос-ли, родители

Пятница

1.Изготовление игры «Собери картинки из частей»

2.Подборка раскрасок на тему «Русские народные сказки»        

Вос-ли, родители

Понедельник

1.Изготовить шапки – маски для игр-драматизаций

Вос-ли, родители

Вторник

1.Создание дидактической игры «Найди героев сказки».

Вос-ли, родители

Среда

1.Мастерская «Крохотульки-красотульки» - изготовление книжек малышек по мотивам сказок.

Вос-ли, родители

Четверг

1.Игра – драматизация  по сказке «Теремок» и художественное творчество  пластилинография - налеп стен «Теремка», украшение горохом и гречкой.

Вос-ли, родители, дети

Пятница

1.«Коллаж по русским народным  сказкам» (аппликация, коллективная работа).

Вос-ли, родители, дети

/

Тесты диагностирования детей (на начало и конец проекта).

 Тест №1 «Назови сказки»

 Цель: выявить знания детей о сказках.

 Материал: иллюстрации к сказкам («Репка», «Колобок», «Курочка – Ряба», «Маша и медведь», «Теремок», «Рукавичка», «Три медведя», «Жихарка», «Пых»)

 Методика диагностики: предложить ребенку перечислить знакомые сказки.

 Критерии диагностики:

 1 балл – не знает;

 2 балла - называет известные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

 3 балла – ребенок называет большинство сказок.

 Тест № 2 «Расскажи сказку»

 Цель: выявить умение связно передать содержание известной ребенку сказки.

 Методика диагностики: предложить ребенку рассказать сказку на выбор.

 1 балл – отказывается рассказать сказку;

 2 балла – ребенок рассказывает с помощью воспитателя;

 3 балла – ребенок свободно рассказывает сказку.

 Критерии диагностики:

 Низкий. В ответ на просьбу взрослого ребенок не называет, не рассказывает сказку.

 Средний. Ребенок по просьбе называет, рассказывает сказки с помощью воспитателя.

 Высокий. Ребенок с удовольствием рассказывает известные сказки, перечисляет герои, дает им характеристику, переживает, восхищается ими.

Тест № 3 «Умение слушать сказку»

Цель: выявить умение детей слушать внимательно сказку.

Материал: сказки.

Методика диагностики: педагог предлагает детям почитать сказку.

Критерии диагностики:

Низкий: Во время чтения сказки ребенок не редко отвлекается, на вопросы по содержанию не отвечает, отказывается.

Средний: Проявляет интерес к чтению художественной литературы, может назвать героев сказок, выражает сочувствие, сопереживание, восхищение. Всегда проявляет интерес к слушанию сказок.

 Высокий: Охотно слушает чтение художественной литературы. Излагает события в определенной последовательности, используя выразительные средства языка сказки.

Аналитическая справка к проекту «Что за прелесть эти сказки!».

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);

Дети получили новые знания о значении сказки в жизни человека.

Создавая игровые проблемные ситуации, воспитатели побуждали детей использовать приобретённые знания и применять их в разрешении проблемы, а затем и закреплять через сюжетные игры, игры - инсценировки, игры - драматизации.

 Главными помощниками в проекте стали родители. Результаты обследования показали, что знания детей за короткий промежуток времени значительно улучшились и повысились, реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления о значении сказке в жизни человека. Наблюдается положительная динамика.

 В результате реализации проекта обогатился и активизировался словарь. Сформировалось эмоциональное, положительное отношение к сказке, умение видеть прекрасное через сказку.

 Таким образом, по результатам диагностики я пришла к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые знания, обогатить и активизировать словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...