Творческий отчет по работе над проектом в средней группе «Б» «Покормите птиц зимой».
материал (средняя группа)

Онякова Наталья Владимировна

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах, создание условий для развития у детей познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет по работе над проектом в средней группе «Б» «Покормите птиц зимой».

Воспитатель: Онякова Н.В.

Работу над проектом «Покормите птиц зимой»  мы начали в декабре. Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи, синицы. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года, ведь зимой, самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимой нет ягод, семян, насекомых; птицам нечем питаться. Так  из за недостатка корма очень много птиц погибает не дожив до весны. Мы с детьми решили – птицам надо помогать.

Выясняя с детьми, каких птиц будем подкармливать, мы пришли к выводу, что дети имеют недостаточное представление о зимующих птицах. Предложив детям демонстрационный материал с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь) и проведя индивидуальную беседу, выяснили, что не все ребята могут правильно назвать зимующих птиц, их среду обитания и условия жизни, особенности их существования.

Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Так появилась идея создания познавательно – исследовательского проекта «Покормите птиц зимой», участники: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников, специалисты.

Наш проект был задуман и реализован, чтобы сформировать экологические знания о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

В результате нашей работы у детей сформированы элементарные представления о зимующих птицах, появилось желание помогать птицам, наблюдать за ними. У родителей повысился интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края.

В своей работе мы определили этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный.

На первом этапе для  успешной реализации проекта мы подобрали иллюстративный и дидактический материал по теме, подобрали познавательную и художественную литературу  по зимующим птицам, которую  дети могли взять домой на выходные дни, и с помощью воспитателя изучать в детском саду. Параллельно подготавливали и родителей. Родители были ознакомлены с данным проектом через беседы и наглядность.

Так же для родителей были оформлены рекомендации: «Зачем кормить птиц зимой?», «Чем можно и чем нельзя кормить птиц», советы: «Как и из чего сделать кормушку для птиц», «Необычные виды кормушек», памятка «Как правильно подкармливать птиц». Так же изготовлена информационная  папка -  передвижка: «Покормите птиц зимой».

И вот работа у нас закипела. Папа Кирилла Рослякова отремонтировал поломанную кормушку на нашем участке. Дома дети вместе с родителями смастерили кормушки из фанеры, дерева, пластика. Каждый ребенок стремился внести свою лепту в общее дело. В итоге кормушки удались на славу.

Их получилось так много, что мы решили не останавливаться на этом и развернуть на нашем участке настоящую птичью столовую. И опять не обошлось без помощи наших пап.

Папа Жени Трапезниковой охотно согласился и смастерил вывеску для нашей «Птичьей столовой»

Когда все было готово, и мы определились с выбором места для нашей столовой, папа Кирилла Нечаева помог нам развесить кормушки для птиц.

Какая замечательная «Птичья столовая» у нас получилась. Домики для птиц стали настоящим украшением нашего участка.

Мы с детьми ежедневно наблюдали за птицами, кормили их, чистили кормушки.

Результат наших стараний не заставил себя долго  ждать, со всех сторон слетелись к нам синицы, воробьи, голуби. Птицам наш приём очень понравился.

Время, проведённое на природе,  стало для детей настоящим праздником. Наблюдая за птицами, дети заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и то же время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.

2 этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Для того чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем любит полакомиться, с детьми были проведены познавательные занятия, на которых дети расширили свои представления о птицах.

Так же были проведены беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?», «Пользу или вред приносят птицы», «Кто заботится о птицах», «Птичье меню».

В ходе проведённых бесед  дети систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Мы обсуждали каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. А так же мы  узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.

Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания играли с детьми в дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Какая это птица», «Каких птиц зимой на кормушке не увидишь?», «Разрезные картинки», «Сколько птиц на кормушке». В играх воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах, уточнили «меню для птиц».

В образовательной  области «Коммуникативная деятельность» для развития инициативной речи детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми, и для развития всех компонентов устной речи в различных формах и видах мы

составляли описательный рассказ о зимующих птицах.

Играли в дидактические игры: «Сложи птицу», «Один-много», «Назови ласково», «Большой маленький», «Угадай по описанию», «Кто как голос подает?», «Скажи наоборот».

При чтении художественной литературы, мы учились  эмоциональному восприятию образного содержания произведения, в обсуждении рассказа Б. Павлова «Кто поет в зимнем лесу?» подходили к пониманию значения использования автором средств выразительности. Заучивали и читали стихотворения о зимующих птицах, обсуждали пословицы, поговорки, отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации с изображением зимующих птиц. Проводились игры и упражнения под тексты стихотворений, потешки, пальчиковые игры на основе фольклорного текста.

Для развития продуктивной деятельности и приобщения  детей к изобразительному искусству мы учились  лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы.

Развивались  умения детей украшать работу, используя стеки, палочки, семечки.

Лепили из соленого теста птичек и домики для них.

Также мы учились рисовать птиц, дети с удовольствием раскрашивали силуэты птиц.

Конструировали кормушки из строительного и бросового (спичечные коробки) материала, выполняли аппликацию на тему: «Синички и снегири – гости нашего участка».

На музыкальных занятиях для приобщения детей к музыкальному искусству и формированию навыков выразительного пения,  были проведены имитационные игры, связанные с игровой передачей образов – птиц, способствующих развитию воображения и творчества; проявление положительных эмоций при прослушивании аудиозаписи голосов птиц, разучивали песни по теме проекта.

Для приобщения детей к труду, мы с детьми в группе изготавливали оригинальные кормушки из бросового материала (втулки от туалетной бумаги, коробочки из под таблеток), пищевого клея, семян и крупы. Увидев наши «кормушки», родители тоже загорелись желанием нам помочь. Мы решили развесить наши необычные кормушки на ветки кустарника под окном нашей группы, тем самым организовали еще одну «мини столовую» для наших пернатых друзей. Теперь мы можем наблюдать за птичками из окна нашей группы.

Для приобщения детей к игровой деятельности были организованны творческие игры: «Птичья столовая», «В гости к птицам».

Мы играли в дидактические игры и игры-имитации, отражающие особенности объектов живой природы, выражая их голосом, движениями («прыгают воробышки.); игры-имитации, отражающие физические особенности движений, голоса, эмоционального состояния игрового образа (летят большие и маленькие птицы); рассматривали иллюстрации зимующих птиц.

Для формирования  у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, были организованы подвижные игры:

   - игровые упражнения на развитие скоростно-силовых качеств: «Воробышки и автомобиль»;

 -  игровые упражнения и игры для развития быстроты («Птички в гнездышках»);

  - несложные сюжетные подвижные игры «Птички летают», «Скок-поскок», «Гуленьки», «Догони голубя», «Воробушки и кот».

Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей играли в  пальчиковые игры, игры на развитие дыхания.

3 этап – Заключительный.

В ходе реализации проекта наши воспитанники и родители постоянно заботились о птицах, были изготовлены кормушки, которые были развешаны на территории  детского сада, с целью приобщения детей к охране и заботе об пернатых. В течение зимнего периода дети кормили птиц, вели наблюдение. Выявились активные участники, которые каждый день из дома  приносили различный  корм и кормили птиц.

Некоторые родители развесили кормушки возле своих домов. Ребята с родителями подкармливали птиц, наблюдая за их поведением,  и рассказывали всем детям,  в детском саду, какие птицы прилетали на кормушки.

Так же родители совместно с детьми оформили альбом рисунков: «Покормите птиц зимой».

Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе.

Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно – ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.

Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.