ПРОЕКТ для подготовительной группы Тема: «Покормите птиц зимой»
методическая разработка (подготовительная группа)

Трещёва Мария Александровна

 

Актуальность:

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.

Участие в конкурсе «Столовая для пернатых» в рамках проекта способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Покормите птиц зимой!» можно считать своевременным и актуальным.

Цель проекта: создание условий для привлечения внимания дошкольников к заботе о птицах, о помощи им в зимнее время.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • создать птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц;
  • привлечь общественность к проблеме зимующих птиц.

Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы, воспитатели, учитель дефектолог, родители

Тип проекта:

  • экологический;
  • непредметный;
  • средней продолжительности (октябрь декабрь);
  • коллективный;
  • практико-ориентированный.

Риски:

  • погодные условия;
  • сезонные заболевания;
  • производственная травма.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня экологической культуры личности;
  • Размещение кормушек по территории детского сада;
  • Освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
  • Расширение знаний о жизни перелетных и оседлых птиц;
  • Формирование представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц;
  • Осознание важности природоохранных мероприятий;
  • Увеличение количество волонтерского отряда по уходу за птицами;

Критерии результативности.

  • В проект вовлечены 14 детей дошкольного возраста.
  • Информацию о проекте разместили в официальной группе ВКонтакте образовательного учреждения;
  • Разместили новости о каждом мероприятии проекта в группе WhatsApp

 

Методы реализации проекта

 

Данный проект предназначен для педагогов, детей старшего дошкольного возраста и родителей воспитанников, и реализуется на базе ГБДОУ детский сад №8 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.

 

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.

 

Формы и методы работы.

 

  • региональный компонент
  • научность и доступность понятий
  • экологические минутки;
  • экскурсии;
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • эксперименты и опыты;
  • развивающие дидактические игры.
  • выставки.

 

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный.

  • Обозначены основные цели и задачи проекта;
  • Сформирована группа, которая будет осуществлять проект;
  • Распределены обязанности участников с учетом личных качеств, умений, способностей и возможностей;
  • Подготовлены материалы для реализации проекта;
  • Поставлены сроки проведения каждого отдельного мероприятия и проекта в целом наряду с ожидаемыми результатами.

 

Второй этап – основной.

  • Просветительские мероприятия с целью формирования представления о зимующих птицах;
  • Творческие мероприятия с целью привлечения к проблеме зимующих птиц;
  • Деятельность по изготовлению и размещению кормушек.       

 

План мероприятий

image

Беседа «Зимующие птицы»

 

Программное содержание:

 

Познавательные задачи: ознакомление детей с зимующими птицами. Ввод слов: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Развивающие задачи: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления, умения составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.

Воспитательные задачи: воспитание любви к птицам, желания помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.

Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Ход занятия:

Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

- Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)

- А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)

-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать?(синица, воробей, сорока.)

-Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)

- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.

Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»

- Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц (голова, крылья, туловище, клюв.)

- Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково» ( голова – головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.

Игра «Дятел».

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

     Хоть он скрылся под корой,–

 

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

Появляется иллюстрация дятла.

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.

Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.

- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

- Дети, а как можно помощь зимой птичкам? ( Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.

Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

- Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.

Проводится игра «Один – много».

 

(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)

- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.

– Кто это?

– Строение.

– Чем питается?

– Как передвигается?

– Как голос подает?

– Кто и как заботится о птицах зимой?

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Какое полезное дело для леса делают дятлы?

- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку

 - Почему дятлов  надо охранять?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? На этом наше занятие окончено, до свидания!

 

 

Картотека пословиц и поговорок о птицах

 

 Видно птицу по полету.

 

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

 

Старого воробья на мякине не проведешь.

 

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

 

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

 

Всякая ворона свой  зябок набивает.

 

Воля птичке дороже золотой клетки.

 

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

 

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

 

Знает птица, что без Родины не годится.

 

Всякая птица своим пером гордится.

 

Всякая птица по-своему поет.

 

Всякая птица своим клювом сыта.

 

У каждой пташки — свои замашки.

 

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

 

Вороненку гнездо — родимая хата.

 

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

 

Сорока без причины не стрекочет.

 

Сорока весть на хвосте принесла.

 

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

 

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

 

Соловей берет пением, а человек — умением.

 

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

 

Памятка “Как подкармливать птиц”.

 

1.Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

 

2.Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

 

3.Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

 

4.Кормушки нужно держать в чистоте.

 

5.Следите, чтобы в кормушке не было снега.

 

6.Помните, что основные зимние корма : семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.

 

Правила поведения возле кормушек.

 

  • Громко не кричать,       

 

  • не сорить,

 

  • не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

 

  • жестяные банки и коробочки.

 

  • Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

 

 

Третий этап – заключительный.

  • Подвести итоги проекта;
  • Оформить отчет о проделанной работе;
  • Сформировать план по дальнейшему взаимодействию в рамках волонтерской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ikt.docx122.52 КБ
Файл pokormite_ptits_zimoy-1.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №8 комбинированного вида

 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

        

ПРОЕКТ

для подготовительной группы

Тема: «Покормите птиц зимой»

        

Воспитатели: Трещева М.А.

                                   

Сроки проведения с 01.09.2021 по 25.12.2021г.

Санкт-Петербург

2021г.

Актуальность:

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.

Участие в конкурсе «Столовая для пернатых» в рамках проекта способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Покормите птиц зимой!» можно считать своевременным и актуальным.

Цель проекта: создание условий для привлечения внимания дошкольников к заботе о птицах, о помощи им в зимнее время.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • создать птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц;
  • привлечь общественность к проблеме зимующих птиц.

Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы, воспитатели, учитель дефектолог, родители

Тип проекта:

  • экологический;
  • непредметный;
  • средней продолжительности (октябрь декабрь);
  • коллективный;
  • практико-ориентированный.

Риски:

  • погодные условия;
  • сезонные заболевания;
  • производственная травма.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня экологической культуры личности;
  • Размещение кормушек по территории детского сада;
  • Освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
  • Расширение знаний о жизни перелетных и оседлых птиц;
  • Формирование представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц;
  • Осознание важности природоохранных мероприятий;
  • Увеличение количество волонтерского отряда по уходу за птицами;

Критерии результативности.

  • В проект вовлечены 14 детей дошкольного возраста.
  • Информацию о проекте разместили в официальной группе ВКонтакте образовательного учреждения;
  • Разместили новости о каждом мероприятии проекта в группе WhatsApp

Методы реализации проекта

Данный проект предназначен для педагогов, детей старшего дошкольного возраста и родителей воспитанников, и реализуется на базе ГБДОУ детский сад №8 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы и методы работы.

  • региональный компонент
  • научность и доступность понятий
  • экологические минутки;
  • экскурсии;
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • эксперименты и опыты;
  • развивающие дидактические игры.
  • выставки.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный.

  • Обозначены основные цели и задачи проекта;
  • Сформирована группа, которая будет осуществлять проект;
  • Распределены обязанности участников с учетом личных качеств, умений, способностей и возможностей;
  • Подготовлены материалы для реализации проекта;
  • Поставлены сроки проведения каждого отдельного мероприятия и проекта в целом наряду с ожидаемыми результатами.

Второй этап – основной.

  • Просветительские мероприятия с целью формирования представления о зимующих птицах;
  • Творческие мероприятия с целью привлечения к проблеме зимующих птиц;
  • Деятельность по изготовлению и размещению кормушек.        

План мероприятий

Беседа «Зимующие птицы»

Программное содержание:

Познавательные задачи: ознакомление детей с зимующими птицами. Ввод слов: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Развивающие задачи: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления, умения составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.

Воспитательные задачи: воспитание любви к птицам, желания помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.

Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Ход занятия:

Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

- Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)

- А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)

-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать?(синица, воробей, сорока.)

-Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)

- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.

Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»

- Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц (голова, крылья, туловище, клюв.)

- Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково» ( голова – головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.

Игра «Дятел».

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

     Хоть он скрылся под корой,–

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

Появляется иллюстрация дятла.

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.

Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.

- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

- Дети, а как можно помощь зимой птичкам? ( Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.

Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

- Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.

Проводится игра «Один – много».

(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)

- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.

– Кто это?

– Строение.

– Чем питается?

– Как передвигается?

– Как голос подает?

– Кто и как заботится о птицах зимой?

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Какое полезное дело для леса делают дятлы?

- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку

 - Почему дятлов  надо охранять?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? На этом наше занятие окончено, до свидания!

Картотека пословиц и поговорок о птицах

 Видно птицу по полету.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Всякая ворона свой  зябок набивает.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без Родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки — свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороненку гнездо — родимая хата.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а человек — умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1.Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2.Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3.Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4.Кормушки нужно держать в чистоте.

5.Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6.Помните, что основные зимние корма : семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.

Правила поведения возле кормушек.

  • Громко не кричать,        

  • не сорить,

  • не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

  • жестяные банки и коробочки.

  • Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Третий этап – заключительный.

  • Подвести итоги проекта;
  • Оформить отчет о проделанной работе;
  • Сформировать план по дальнейшему взаимодействию в рамках волонтерской деятельности.

Средства ИКТ  использованные в работе над проектом:

Звуковые материалы - аудиозаписи голосов птиц, шум леса, дождя, ветра, звуки леса и т. д. на флеш-накопителях - «Голоса и звуки  птиц обитающих в России»; CD-дисках- «У реки»-музыка и звуки живой природы.

Экранные материалы –  слайды, серия отдельных кадров по определенной теме, по статичности они напоминают дидактические картинки. Слайды -«Зимующие птицы», «Птицы нашего леса», «Птицы России»; «Времена года», и т. д.

Мультимедийные презентации помогающие рассказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

Мультимедийные игры,-включены как в содержание нод, так и в свободную деятельность. Игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины. В рамках экологического воспитания использую интерактивные игры- «Зимующие птицы», «Эко Ералаш», «Зима пришла», «Угадай птицу» и т. д.

Рекомендации.

Данный проект будет полезен педагогам дошкольных организаций по формированию начал экологической культуры.

В основе проекта лежат следующие принципы:

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей.

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной.

деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Для эффективной работы по данному направлению необходимо организовать «экологическое пространство».

Работая с детьми по формированию начал экологической культуры

целенаправленно проводимые наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, чтение художественной литературы, подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в неживой природе. Проводимая работа по формированию начал экологической культуры будет наиболее эффективна с использованием методов: проблемного обучения, моделирования.

Метод проблемного обучения (слайд с алгоритмом) помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения позволяет образовательную деятельность превратить в увлекательную игру, а в игре, как известно, ребёнок развивается. В использовании этого метода важна последовательность. Нужно соблюдать алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:

  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний;
  • выдвижение гипотез, предположений;
  • проверка решения;
  • введение в систему знаний.
  • сотрудничество с родителями

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка. Одной из задач эколого - педагогической деятельности воспитателя это просвещение родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.

Эти рекомендации являются лишь началом долгого и вместе с тем интересного и полезного пути овладения экологической культуры.

Список использованной литературы

  1. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] /О.М. Барковская // Дошкольное воспитание. – 2014.-№4. – С. 32 - 33.
  2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С.А. Веретенникова.- М.: Логос, 2010.-187с.
  3. Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] /Т. Градобоева   // Дошкольное воспитание.- № 1.- 2013.-С. 14-19.
  4. Дерябо, С. Д. Природа: объект или субъект отношений личности [Текст] /С.Д. Дерябо.-М.: АСТ, 2013.-278с.
  5. Дмитриев, Ю.Д. Твоя Красная книга [Текст] /Ю.Д. Дмитриев.-М.: ИНИОН, 2014.-196с.
  6. Жуковская, Р. Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] /Р.Н. Жуковская, под ред.: С.А. Козловой.-М.: Логос, 2014. -341с.
  7. Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе? [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе // Знание –сила.-2012.- №3.-С. 6-18.
  8. Миронов, А.В. Теоретические основы содержания экологического образования дошкольников [Текст] / А.В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013.-№5. – С. 48-53.
  9. Мифтахова, Л.М. Игры и игровые задания на экологических занятиях // Дошкольное воспитание [Текст] /Л.М. Мифтахова. – 2012.-№6. – С. 39-43.
  10. Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С.Н. Николаева.-М.: Логос, 2012.-296с.
  11. Николаева, С. Н.  Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева.-Спб.: Питер, 2012.-194с.
  12. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст]  /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014.-№ 7. – С. 6-11.
  13. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание [Текст] /С.Н. Николаева.-2014.- №7.-С. 3-8.
  14. Николаева, С. Н. Программа «Юный эколог» /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание.-2013.- №9.-С. 16-21.
  15. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] /С.Н. Николаева.- М.: Логос, 2014.-223с.
  16. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве[Текст]  /С.Н. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 284с.
  17. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание .-2012.- №7.-25-32.

Законодательная база.

  • Всеобщая Декларация Прав Человека (1948 г.);
  • Международная Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.);
  • Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30);
  • Гражданский Кодекс РФ (ст. 117);
  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (статья 5 – определение понятия «доброволец» в контексте благотворительной деятельности (виды такой деятельности – статья 2); статья 7.1 – договоры между добровольцем и благополучателем, благотворительной организацией, компенсация расходов добровольца);
  • Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Федеральный закон «Об образовании»;
  • Устав образовательной организации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волонтерский проект «Покормите птиц зимой» Автор проекта: Трещева Мария

Слайд 2

Актуальность выбранной темы: Необходимость воспитывать экологическое сознание в детях; Высокая смертность от голода птиц в зимнее время; «В ходе проекта мы будем знакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будем учиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время».

Слайд 3

Цель проекта : создание условий для привлечения внимания дошкольников к заботе о птицах, о помощи им в зимнее время. Задачи: способствовать формированию у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период; создать птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц; привлечь общественность к проблеме зимующих птиц.

Слайд 4

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, учитель дефектолог, родители Тип проекта: экологический; непредметный; средней продолжительности (октябрь декабрь); коллективный; практико-ориентированный. Риски: погодные условия; сезонные заболевания; производственная травма.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: Повышение уровня экологической культуры личности; Размещение кормушек по территории детского сада; Освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; Расширение знаний о жизни перелетных и оседлых птиц; Формирование представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц; Осознание важности природоохранных мероприятий; Увеличение количество волонтерского отряда по уходу за птицами ;

Слайд 6

Критерии результативности В проект вовлечены 14 детей дошкольного возраста. И нформацию о проекте разместили в официальной группе ВКонтакте образовательного учреждения; Р азместили новости о каждом мероприятии проекта в группе W hatsApp .

Слайд 7

Описание проекта Первый этап – подготовительный . Обозначены основные цели и задачи проекта; Сформирована группа, которая будет осуществлять проект; Распределены обязанности участников с учетом личных качеств, умений, способностей и возможностей; Подготовлены материалы для реализации проекта; Поставлены сроки проведения каждого отдельного мероприятия и проекта в целом наряду с ожидаемыми результатами.

Слайд 8

Второй этап – основной. Просветительские мероприятия с целью формирования представления о зимующих птицах; Творческие мероприятия с целью привлечения к проблеме зимующих птиц; Деятельность по изготовлению и размещению кормушек.

Слайд 9

План мероприятий Мероприятия Сроки проведения Экскурсия по территории детского сада наблюдение за птицами. Октябрь Беседа «Зимующие птицы» ноябрь Тематические досуги «День птиц» Октябрь - декабрь Подготовка листовки-обращения с призывом к сохранению природы и ее обитателей. ноябрь Пропаганда идеи защиты птиц среди старших дошкольников из других групп. декабрь Разучивание песен про птиц декабрь Познавательные игры. ноябрь Изготовление и установка птичьих кормушек. Подкормка пернатых. Ноябрь - декабрь Изготовление дидактических игр на тему «Зимующие птицы» декабрь Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах Книжки-малышки «Загадки о зимующих птицах нашего края». Октябрь -декабрь Изготовление поделок «Наши пернатые друзья». Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой» Ноябрь - декабрь Выступление участников проекта с результатами работы на итоговом занятии «Наши меньшие друзья» декабрь

Слайд 10

Третий этап – заключительный. Подвести итоги проекта; Оформить отчет о проделанной работе; Сформировать план по дальнейшему взаимодействию в рамках волонтерской деятельности.

Слайд 11

Законодательная база Всеобщая Декларация Прав Человека (1948 г.); Международная Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.); Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30); Гражданский Кодекс РФ (ст. 117); Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (статья 5 – определение понятия «доброволец» в контексте благотворительной деятельности (виды такой деятельности – статья 2); статья 7.1 – договоры между добровольцем и благополучателем , благотворительной организацией, компенсация расходов добровольца); Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE); Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Федеральный закон «Об образовании»; Устав образовательной организации

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Проект в подготовительной группе: «Мы покормим птиц зимой»

Проект в логопедической подготовительной группе: «Мы покормим птиц зимой»Актуальность: Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно мн...

Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы Тема: «Покормите птиц зимой».

Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы Тема: «Покормите птиц зимой»....

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Ромашка» «Покормите птиц зимой»

Краткосрочный экологический проект в старшей группе«Ромашка»«Покормите птиц зимой»...

Беседа с детьми старшей группы. Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях....