Духовно-нравственное воспитание в семье.
статья (подготовительная группа)

«Единственный, прямой путь к возрождению нашего народа – это создание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи, как «малой Церкви и Церкви как большой семьи»

Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh_-_nrav._vospitanie.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Духовно-нравственное воспитание в семье.

Автор:

Черных Ю.А.

Гришаева С.В.

  • 12«Единственный, прямой путь к возрождению нашего народа – это создание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи, как «малой Церкви и Церкви как большой семьи»

        Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея         Руси

 Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

 Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

        Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду в тесном взаимодействии с семьёй, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

Все начинается с детства. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и белоствольные березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

        Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

        «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.

    Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ»

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

 Задачи:

  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
  • активизация позитивных, гармоничных, отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде,
  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
  • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

В нашем детском саду функционирует «Музей русской старины».  Проводя в нём занятия или совместные с родителями развлечения, мы, педагоги, преследуем такие задачи, как  расширение представлений детей о жизни русского народа, развитие  познавательных интересов детей, воспитание  любви к русским традициям.

        Большую помощь воспитателям при его создании оказали родители. Для  пополнения музея новыми экспонатами они приносили  различные предметы старинного быта, посуду, вышивки, рушники белгородской области и т.д.

Детям очень нравятся занятия и развлечения, проводимые в мини – музее. Они с удовольствием рассматривают и пробуют в действии предметы быта, узнают, как проводятся традиционные православные праздники, какие отношения были в семье в старину, чем люди занимались, когда не было телевизоров и компьютеров. Здесь они начинают понимать, что мы меняемся: мы не такие, как наши предки, а наши внуки будут не такие как мы, но вечные ценности – это то, что нас объединяет, скрепляет. Целью таких мероприятий является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада.

Духовно-нравственное содержание воспитания идет параллельно с различными  видами  детской деятельности:

 игровая: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.

дидактическая: «Православные праздники»

конструктивная: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».

словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

        В организации сюжетно-ролевых игр учитываем  нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

 продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

 В группе оформлен  патриотический  уголок для детей, в оформлении которого также большое участие принимают родители.

Он помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

 В нашей группе благодаря родителям появился фотоальбом с достопримечательностями нашего Белогорья, кукла в Белгородском национальном костюме, кукла в военной форме, а также флаг России, портрет президента и герб России.

Был налажен тесный контакт с родителями. Для этого проводились индивидуальные беседы с мамами, папами и даже бабушками. Целью этих бесед было выявления в  каждой семье их собственного отношения к духовному - нравственному воспитанию. Беседы проводились тактично, без лишнего навязывания и давления.

В группе проводилось анкетирование и тестирование родителей.

 Выяснилось, что, в основном, все родители одобряют необходимость усиления духовно - нравственного воспитания.

 После бесед вместе с группой мам и бабушек было организовано родительское собрание с участием детей по теме «По Руси».

Целью такого собрания было приобщение родителей к работе детского сада по воспитанию у детей духовно - нравственных качеств. В ходе собрания было заслушано выступление воспитателей об истории русского государства, о становлении православия на Руси. Затем мамы и бабушки исполнили несколько русских народных песен.

Родители учились слушать и слышать друг друга, у них формировалось умение приходить к согласию, принимать совместные решения в семье.

В родительском уголке нашей группы регулярно выставляются консультации для родителей по теме духовно – нравственного воспитания.

 Следующим этапом работы по приобщению родителей и детей к духовным ценностям было празднование главного христианского праздника - Пасхи. Мамы испекли и принесли в садик куличи. Воспитатель с использованием красочных иллюстраций рассказала об истории этого праздника, о некоторых чудесах Иисуса Христа. Затем дети рассказали стихи. К празднику организовались и выставки работ педагогов, детей и их родителей.

 Праздник надолго запомнился и детям, и взрослым.

 Далее по работе в данной области была организована выставка рисунков и поделок, отражающих сюжеты их жизни святых, из Библии. Дети узнали о рождении и жизни Иисуса Христа на земле, о Сергее Радонежском, о Древней Руси…

                Живём мы в сложном мире, нашим детям нужна прочная опора, тепло и свет, чтобы не озлобиться, выстоять. Особенно плохо и трудно детям, которым в наше время часто не хватает любви, радости, сердечного тепла. Поэтому в своей работе мы планируем чаще обращаться к темам, пробуждающих в детях милосердие, сопереживание, стремление помочь. Для этого участие родителей просто необходимо.

Традицией стало проведение в нашем городе  благотворительной акции «Белый цветок». В духовном воспитании ребёнка – одной из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми в нашем дошкольном учреждении и стала эта благотворительная акция. Дети вместе с родителями изготавливают поделки своими руками и вырученные средства идут в фонд помощи больным детям. Эта добрая традиция, исполненная милосердием,  является фундаментом для формирования  личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.

 Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

- чтение народных и авторских сказок,

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Масленица, Пасха, Троица)

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

                        Я и моя коллега стараемся так организовать жизнь детей в группе, чтобы дети чувствовали себя нужными в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии.  Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...