РМО "Использование игр в структуре логопедического занятия"
методическая разработка

Ракова Надежда Евгеньевна

 РМО "Использование игр в структуре логопедического занятия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр в структуре занятиях

(на примере индивидуальных логопедических занятий по коррекции звукопроизношения)

Ни для кого не секрет, что количество речевых нарушений имеет тенденцию к увеличению.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Игровые технологии, используемые в педагогическом процессе, являются одной из уникальных форм  обучения, средством развития сенсорной сферы, аналитико-синтетической деятельности, моторики, усвоения языковых закономерностей, обогащения словаря,  развития психических функций.

Логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формированию правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий

Сущность воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется педагогом на специально организованных индивидуальных занятиях.

При их подготовке и проведении необходимо:

  1. сформулировать тему и цель занятия;
  2. определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;
  3. постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
  4. разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;
  5. учитывать зону ближайшего развития ребенка;
  6. осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
  7. кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
  8. использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
  9. уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Давайте разберем примерную структуру индивидуального занятия.

Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика.

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады необходимы для правильного произношения звуков.

В зависимости от формы дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести нарушения.

Дозировка одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью мышц. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.

В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции - губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы.

Однако недостаточно просто отобрать движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза -неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев - более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука - это создание нового условного рефлекса.

Существует три способа постановки звука:

  1. по подражанию. Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции взрослого в ходе включения детей в игровую ситуацию. Но данный способ срабатывает крайне редко.
  2. От опорного звука. В других случаях в качестве обходного пути используются сохранные звуки, близкие по месту, способу артикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребенка (например, сохранными звуками, опорными для постановки звука [ш] могут служить звуки [с], [т], [р]).
  3. В более сложных случаях с механической помощью: шпатели, ручка чайной ложки, ватные палочки.

Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности - это введение вновь созданного и закрепленного речевого рефлекса в более сложные структуры - слова и фразы.

Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи.

Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя.

Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность работы при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех случаях, когда у ребенка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.

На занятиях педагогу большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря и формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие психических функций - необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. В силу специфического состояния психических процессов у детей с нарушением речи – это обязательная составляющая индивидуального занятия.

У детей также наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому педагог должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой — будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетание их с речевой работой.

Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:

  • развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
  • формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
  • развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
  • совершенствование лексико-грамматических конструкций;
  • развитие неречевых психических процессов;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук.

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов и т.д., при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.

На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.

При составлении конспекта образовательной деятельности, продумывания её содержание следует учитывать, что речевой материал нужно усложнять постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а потом в словах). При подборе лексического, грамматического материала, игр и упражнений на развитие психических процессов необходимо учитывать речевые возможности ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевую работу нужно строить на материале сохранных звуков. Важно включать в занятия серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.

На индивидуальном занятии подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей.

Формы и организация индивидуальных занятий

Часто педагоги, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить.

В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе.

Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Приведем несколько вариантов.

К нам пришел гость: он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить; гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить; гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить. В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.

Идем в гости: в гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания педагога или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.)

Мы пришли в гости: удивим хозяев, приготовив для них сюрприз;  покажем им, что умеем делать; поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.

Посылка. Педагог приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе образовательной деятельности. Разбирая посылку, ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

Письмо. Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а ребенок вместе с педагогом выполняет их, используя имеющийся в кабинете или группе наглядный и дидактический материал.

План. Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету или группе, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например: «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого...» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее — посмотри по плану»).

Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»). Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой, ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.

Поле чудес.  Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью педагога читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, педагог выставляет картинку с его изображением или игрушку.

Стройплощадка. Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом (детский сад, школу или любое другое здание). При этом, чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет задание. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное время.

Проявляющаяся картинка. Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, в конце ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

Цирк. Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

Веселая школа. В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания педагога, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.

Занятие – сказка. В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные педагогом задания.

Конечно, это далеко не полный список форм индивидуальных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, использование игр на индивидуальных занятиях по обучению произношения позволяет детям эффективно и качественно автоматизировать поставленный звук. Так как очень важно впервые дни работы пробудить у детей интерес к обучению правильному звукопроизношению, мобилизовать их внимание, то для этого педагоги используют разнообразный красочный материал, наглядные пособия, презентации, но одним из эффективных средствах пробуждения живого интереса ребенка к занятиям все-таки остается ИГРА.

Следует помнить и знать меру и не допускать большого числа видов игр во время одной образовательной деятельности. С учетом возраста, индивидуальных особенностей и уровня развития детей, игры нужно усложнять. Практически все эти игры имеют многоцелевое назначение: помимо формирования произносительных навыков идет развитие памяти, внимания, мышления, сообразительности, воображения.

Главным правилом при использовании игровой технологии должно быть следующее – на основе игрового сюжета занятия продумываются сюжетные связки между его частями, так как образовательная деятельность с использованием игровой технологии должно быть единым целым, а не разрозненной группой игр.

Сегодня во время образовательной деятельности мне бы хотелось предложить ряд возможно известных игр, которые я использую на занятиях с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

структура логопедического занятия

Вашему вниманию предлагается структура логопедического занятия по коррекции звукопроизношения, коррекции заикания, структура занятия по коррекции ОНР III ур, при коррекции дизартрии....

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя. Включение логоритмических игр и упражнений в структуру логопедических занятий.

Для включения в структуру логопедического занятия логоритмических игр и упражнений необходимо взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя, т.к. музыкальные и логопедические занятия име...

«Приёмы, активизирующие познавательную деятельность в структуре логопедического занятия».

Выступление на тему : Нейро – карточки.  Смотри и повторяй. Дифференциация звуков»....

"Структура логопедических занятий"

Презентация ( консультация) для родителей в которой отражаются ; цели и задачи логопедический занятий в подготовительной  к школе группе....

Структура логопедического занятия на этапе постановки звука

Примерный план структуры индивидуального логопедического занятия...

Структура логопедического занятия с использованием системно-деятельностного подхода.

В технологической карте представлена основа для создания любого коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей дошкольного возраста с использованием системно-деятельностного подхода....

Нейропсихологические игры и упражнения в структуре логопедического занятия

В настоящее время с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Эти дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой мо...