Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя. Включение логоритмических игр и упражнений в структуру логопедических занятий.
статья по музыке

Насонова Татьяна Романовна

Для включения в структуру логопедического занятия логоритмических игр и упражнений необходимо взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя, т.к. музыкальные и логопедические занятия имеют общую составляющую в плане выработки динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx177.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Детство», городского округа Котельники

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя. Включение логоритмических игр и упражнений в структуру логопедических занятий.  

                                 

https://xn--61-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/8f82b89a93a6fb7b7ba786e170cd03d6_big.png

Для включения в структуру логопедического занятия логоритмических игр и упражнений необходимо взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя, т.к. музыкальные и логопедические занятия имеют общую составляющую в плане выработки динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме.

На первом этапе взаимосвязь учителя-логопеда и  музыкального руководителя проявляется в коррекционно-развивающей работе с неречевыми звуками, в формировании у детей сосредоточения на звуке, в упражнениях на определение местонахождения источника звука, в обучении сравнению контрастных и близких по звучанию неречевых звуков; восприятие звуков различной громкости (громкий — тихий), высоты (высокий — низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний; совершенствование общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных). На музыкальных и логопедический занятиях, особое внимание необходимо уделять формированию слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Содержание:

- Логоритмические упражнения на развитие мелкой моторики.

- Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.

- Упражнения на развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

- Фонационная дыхательная гимнастика. Нормализация голоса.

- Нормализация речевого дыхания. Статические и динамические упражнения.

На втором этапе учитель-логопед и музыкальный руководитель продолжают развивать у детей слуховое восприятие: звуковысотное, ритмическое, динамическое, тембровое. Учат использовать музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, которые разнообразно применяются в ходе занятий.

Содержание:

- Логоритмические упражнения на развитие мелкой моторики:

предлагаются упражнения на развитие более точных дифференцированных движений пальцев рук.

- Упражнения на развитие ориентации в пространстве и координации движений. Усложняются упражнения для координации общих движений.  Вводятся серии движений. Серии последовательных движений разучиваются отдельно по частям, а затем соединяются.

Логопед совместно с музыкальным руководителем учит детей соотносить движения рук и ног, ориентироваться в пространстве, вживаться в образ и выполнять движения в соответствии с музыкой:

1. Упражнения со сменой направления движений по инструкции.

2. Упражнения на внимание с запоминанием исходной точки начала движения.

3. Выполнение движений зеркально.

4.  Упражнения на называние и выполнение противоположного действия (сесть - встать, руки поднять вверх - опустить вниз и т.д.).

5. Выполнение серии движений на заданный ритм со сменой действий.

6. Чтение и воспроизведение ритмов по цветовым таблицам.

7. Воспроизведение ритмического рисунка на слух с выделением сильной доли.

8. Игра песенных мелодий на детских музыкальных инструментах.

- Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Выполнение артикуляционных упражнений с переключением движений под автоматизируемый звук.

- Упражнения на развитие фонематического восприятия:

1. Логоритмические упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

2. Упражнения на формирование умения воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога при автоматизации звуков.

3. Упражнения на воспроизведение слоговых рядов, различающихся по мягкости-твердости, звонкости – глухости.

-  Речевая дыхательная гимнастика

- пропевание рифмовок, состоящих из двух фраз.  Логопед обыгрывает предметные картинки, выкладывая их по одной или парами, сочиняет песенки, используя различные ритмы, на звуки, которые автоматизирует. Следит, чтобы фраза пропевалась на одном дыхании.

На третьем этапе особое внимание в развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется умению рассказывать. Стимулируются использование детьми развернутых, глубоких, оригинальных суждений. Дети соотносят свои впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других людей. В этот период музыкальный руководитель и учитель-логопед продолжают развивать у детей слуховое восприятие и фонематический слух (звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый). Учат детей передавать вопросительную, повествовательную, восклицательную интонации, делать акцент на определенном слове во фразе, передавать свои чувства мимикой. Изображать: радость, печаль, боль, гнев, страх, удивление, сомнение, подозрительность, равнодушие.

Большое внимание уделяется чтению и обыгрыванию стихов. Стихи читаются в виде диалога. Ребенку предлагается прослушать музыку и рассказать, как музыка передает настроение или особенность персонажей. Подбираются мелодии, звучащие в разных регистрах и отличающиеся ритмом и темпом.

Требования к подготовке и проведению комплексных логопедических занятий:

1. Подобрать музыкально-двигательные, художественно-изобразительные, музыкально-дидактические игры и упражнения в соответствии с возрастом и психическим развитием детей.

2. Включить в занятия упражнения для развития общих речевых навыков, речевые игры и другие логоритмические задания, позволяющие решать коррекционные задачи.

3. Расширять словарный запас по той теме, которая изучается в данный момент, вырабатывать грамматически правильную речь.

4. Следить за качеством движений, соблюдением правил игр, отрабатывать упражнения, которые вызвали затруднения у ребенка.

5. Разучивать тексты попевок, чистоговорок.

6. Учитывать равномерность распределения психофизической и речевой нагрузки.

7. Продолжительность логоритмических упражнений от 5 до 10 минут.

 ОСОБЕННОСТЬ: данные рекомендации составлены на основе личного опыта работы.

ЗАНЯТИЯ ПРОВОДИТ: учитель-логопед. Для логоритмических упражнений не требуется специального музыкального образования.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ логоритмических игр и упражнений: воздействуя на сенсомоторные анализаторы, создать базу для устранения сложных речевых нарушений, коррекция двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

ЗАДАЧИ.                Коррекционно-образовательные:

1. Коррекция речевых нарушений: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи, звукопроизношения.

2. Устранение симптомов микроорганического поражения ЦНС.

3.        Коррекция стойких нарушений фонетической и просодической сторон речи.

4.        Улучшение состояния неречевых функций, психических процессов (внимания, памяти, восприятия и мышления).

5. Коррекция мелкой и общей моторики.

6. Формирование и развитие кинестетических ощущений.

7. Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

8. Развитие лексико-грамматического строя речи.

9. Пополнение, уточнение, развитие словаря.

10. Развитие познавательной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитание выразительности и грации движений.

2. Воспитание навыка правильной эмоциональной речи во всех ситуациях общения.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: специально подобранными упражнениями укреплять здоровье ребенка, слух, зрение, осанку и др.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: противопоказаниями для логоритмических занятий являются инфекционные заболевания, особая осторожность должна соблюдаться при работе с детьми с эпилепсией и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

ОБОРУДОВАНИЕ: хорошо проветриваемое помещение, мягкое ковровое покрытие, набор детских музыкальных инструментов и игрушек, доска, мел, музыкальный центр, набор музыкальных произведений на СД, наглядно-дидактический материал, столы и стулья, подобранные в соответствии с санитарными нормами.

Автоматизация звука «С»

1. Упражнение: «Полька» 

Цель: автоматизировать звук «С» изолированно и в слогах.

Задачи: вырабатывать длительный выдох. Развивать голос, интонационную выразительность. Развивать произвольное внимание, чувство метра и ритма, артикуляционную моторику.

2.  Игра: «Аты – баты, шли солдаты». Логоритмика «Самовар».

Цель: автоматизировать звук «С» изолированно и в словах.

Задачи: развивать голос, интонационную выразительность. Учить детей взаимодействовать.  Развивать произвольное внимание, чувство метра и ритма. Учить менять движения со сменой музыки. Развивать фонематический слух. Учить делать акцент на определенном слове. Выполнять движения в соответствии с ритмом и темпом песни.

3. Инсценировка песни «Солнышко смеется».

Цель: автоматизировать звук «С» в словах и фразах.

Задачи: развивать произвольное внимание, чувство метра и ритма. Выполнять движения в соответствии с ритмом и темпом песни. Учить взаимодействовать. Развивать произвольное внимание, чувство метра и ритма. Развивать воображение, фантазию. Развивать голос, интонационную выразительность.

Дифференциация звуков «С - Ш»

1. Небылицы

Цель: дифференциация звуков «С -Ш» изолированно и в слогах, словах и фразах.

Задачи: развивать произвольное внимание, чувство метра и ритма. Выполнять движения в соответствии с ритмом и темпом. Учить взаимодействовать. Развивать произвольное внимание, чувство метра и ритма. Развивать воображение, фантазию. Развивать голос, интонационную выразительность. Учить вживаться в образ. Учить координировать речь и движения.

- «Слон» - К нам на стол забрался слон. Громко начал топать он (дети повторяют ритм, топая ногами).

- «Мышка» - Мышка с кошкой играла, Слона мышка напугала (дети повторяют ритм, хлопая в ладоши).

- «Курица» - Мимо курица бежала,

                       Петуха она искала.

                       Буду, буду я свистеть: С – С – С.

                        Будет мой петух шипеть: Ш – Ш.

Логоритмическое упражнение на дифференциацию звуков.

2. Игра: «Окошечки» 

Дети сидят на стульях, лицом в круг. В руках у детей по 2 кубика. Дети произносят считалку и выбирают ведущего:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем, будем мы играть

Стихи смешные повторять.

Ведущий (у ведущего нет кубиков):

- Как лисичка я бегу и в окошечки смотрю (ведущий бежит с началом музыки, дети играют на музыкальных инструментах. Ведущий останавливается с окончанием музыки и дети перестают играть).

Ведущий: Я в окошко постучу и подарок получу (стучит по спинке стула).

Ребенок: Ты за мной повтори и подарок получи.

Ребенок произносит чистоговорку и на слоги отбивает ритм музыкальным инструментом. Ведущий повторяет и игра продолжается с новым ведущим.

1. СОК – ШОК, СОК – ШОК 

   - Знаю я смешной  стишок.

2. ШУ – СУ, ШУ – СУ

- На солнце сушки я сушу.

3. СУ – ШУ, СУ – ШУ

Еду шинами шуршу,

Я сегодня не спешу.

4. ШУ – СУ, ШУ – СУ

- У кошки сажа на носу.

5. СО – ШО, СО – ШО

Мы играем хорошо

6. ШО – СО, ШО – СО

Было очень нам смешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя....

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в организации театрализованной деятельности.

Данная статья позволяет увидеть совместно решаемые задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем. А также показывает основные направления взаимодействия специалистов на примере постановк...

Нейропсихологические игры и упражнения в структуре логопедического занятия

В настоящее время с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Эти дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой мо...

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя по лексическим темам.

Картотека музыкального материала, чистоговорок, динамических пауз, пальчиковых игр, логоритмических игр, дыхательная и артикуляционная гимнастика для дошкольников....

взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем

взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем...