Гиперактивные дети
картотека

Ананьева Юлия Валентиновна

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенно¬сти таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnye_deti.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивные дети

Как играть с гиперактивными детьми?

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперак¬тивных детей, необходимо учитывать следующие особенно¬сти таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время под¬чиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утом¬ляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких де¬тей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начи¬нать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ре¬бенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использо-вать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражне¬ния и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции.         

 Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной актив¬ности.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индиви¬дуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить тре¬бования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллек¬тивные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновремен¬ной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

        

«Найди отличие»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на де¬талях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, до¬мик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивает¬ся. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвра-щает картинку. Ребенок должен заметить, что измени¬лось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменять¬ся ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ог¬раничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие измене¬ния произошли.

 «Ласковые лапки»

(Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармо-низация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6 — 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ре¬бенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, прият¬ными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, коле¬ну, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 «Кричалки — шепталки —молчалки»

(Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ла¬дони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» мож¬но бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептать¬ся, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети долж¬ны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

 «Гвалт»

(Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фра¬зу или строчку из известной всем песни, которую рас¬пределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водя¬щий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

 «Менялки»

(Автор неизвестен)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водяще¬го, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем иг¬рающих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

«Разговор с руками»

(Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскра-сить цветными карандашами пальчики. После этого мож¬но затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечисли¬те, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в те¬чение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае рабо¬ты с гиперактивными детьми, еще более короткого про¬межутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не бу¬дут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиг¬рать в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

 «Говори!»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные дей¬ствия.

Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Гово-ри!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... «Говори!»; «Какой се-годня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с груп¬пой детей.

«Броуновское движение»

(Шевченко Ю.С., 1997)

Цель: развитие умения распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вка¬тывает в центр круга теннисные мячики. Детям сооб¬щаются правила игры: мячи не должны останавливать¬ся и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное коли¬чество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

 «Час тишины и час «можно»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энер¬гию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или зай¬мутся важным делом, в группе будет наступать час ти¬шины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а ка¬кие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого по¬тока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно¬му ребенку (а тот их «не слышит»).

        

«Передай мяч»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие старают¬ся как можно быстрее передать мяч, не уронив его, сосе¬ду. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или исполь¬зуя в игре одновременно несколько мячей.

«Сиамские близнецы»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной ру¬кой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близ¬нецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, го¬ловами и др.

«Зеваки»

(Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реак¬ции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сиг¬налу ведущего (это может быть звук колокольчика, по¬гремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачи¬ваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол¬нить задание, выбывает из игры.

Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, ус¬лышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

«Колпак мой треугольный»

(Старинная игра)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять дви¬жениями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ве¬дущего, произносят по одному слову из фразы: «Кол¬пак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (напри¬мер, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В сле¬дующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом пос¬ледующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершаю¬щем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

«Слушай команду»

(Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произне-сенную шепотом команду ведущего (например: «Положи¬те правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее вы¬полняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокой¬ных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия рас¬шалившихся ребят, а детям — успокоиться и без тру¬да переключиться на другой, более спокойный вид дея-тельности.

«Расставь посты»

(Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ре¬бенок должен немедленно остановиться. Все остальные про¬должают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им поряд¬ке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.).

Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

«Король сказал...»

(Известная детская игра)

Цель: переключение внимания с одного вида деятельнос¬ти на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а иг¬рающие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыб-нуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».

«Запрещенное движение»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисципли¬нирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту ре¬акции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые по-казывает ведущий. Затем выбирается одно движение, ко¬торое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит зап-рещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме од¬ной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте)

«Слушай хлопки»

(Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания^ и контроль двигательной ак¬тивности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в сво¬бодном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возоб¬новляют ходьбу.

«Давайте поздороваемся»

(Автор неизвестен)

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение вни¬мания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигать¬ся по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1        хлопок — здороваемся за руку;

2        хлопка — здороваемся плечиками;  

3        хлопка — здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих прове¬дению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Сме¬на партнеров по игре поможет избавиться от ощущения от-чужденности. Для полноты тактильных ощущений желатель¬но ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«Морские волны»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышеч-ного напряжения.

По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «зами¬рают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают засвоими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д. Как только оче-редь доходит до обитателей последних парт, они вста¬ют и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, встав¬шие первыми (за первыми партами), садятся и т. д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и пос¬ледовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу.

Закончить игру надо командой «Штиль».

«Ловим комаров»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать воз¬можность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) на¬летело много комаров. По команде «Начали!» вы буде¬те ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто си¬дит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? «Начали!»... «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхни¬те несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А те¬перь — снова за работу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

Методическая разработка консультации «Детская гиперактивность. Рекомендации родителям гиперактивных детей.»

   В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)....

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.

Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии.  Ребенок постоянно нервно возбужден....

Гиперактивный ребенок. Рекомендации родителям гиперактивных детей.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз.Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными ук...