Формирование самостоятельности произвольности у детей дошкольного возраста
статья
Предварительный просмотр:
Формирование самостоятельности и произвольности у детей дошкольного возраста
Зайцева М.А.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 77 «Василек»
Г. Нижний Новгород
Что бы не говорили о том, что дошкольное детство является самоценным периодом, а не подготовительным к школе, не надо впадать в крайности и совершенно не принимать в расчет тот факт, что начальная школа так или иначе случится.
Педагогическая практика показывает, что очень часто трудности в обучении детей начальной школы связаны с тем, многие первоклассники не могут постоянно удерживать себя в определённом состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. Зачастую эти причины являются первичными, ведущими к пробелам в знаниях и не усвоению школьной программы. Дети с хорошими интеллектуальными способностями, но низким уровнем развития произвольной сферы часто начинают демонстрировать весьма посредственные достижения в учебе.
С другой стороны, своевременное формирование произвольности необходимо не только для учебы, но и для успешной адаптации в социуме, потому что в обществе не любят тех, кто поступает вопреки социальным правилам. Поэтому каждому, уже с детского сада, надо уметь контролировать и направлять свои поступки согласно нормам морали в обществе. Добавим к этому, в той или иной степени, отягощенный неврологический статус значительного количества детей и проблема формирования произвольности представится весьма актуальной.
Давайте разберемся, что представляет собой данное понятие. Если говорить кратко, то произвольность – это способность управлять своими действиями, контролировать его.
На основе произвольности формируются следующие умения:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу,
- умение ориентироваться на заданную систему требований
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу
В целом, поведение дошкольника характеризуется импульсивностью (зависимостью от стихийных внутренних влечений) и ситуативностью (зависимостью от случайных внешних обстоятельств). Поэтому ясно, что данные умения формируются не одномоментно.
За их развитие отвечают лобные доли головного мозга, формирование которых происходит к возрасту 4-6 лет. В это время и появляется у детей способность контролировать свои действия. Более того, считается, что импульсивность, видимо, нужна ребенку в первые шесть-семь лет жизни для его развития, так как благодаря неустойчивости мотивов он легко переключается с одного предмета на другой, и это позволяет ему получать все новые и новые впечатления, что в свою очередь ведет к развитию. Но дальнейшее развитие ребенка после семи лет начинает зависеть от концентрации его внимания в течение длительного времени на одном объекте (предмете) и появляется необходимость в произвольном поведении .
Этапы формирования произвольности:
Первый этап начинается уже в первые месяцы жизни ребенка. Ребенок этого возраста произвольно направляет свои движения к предметам.
На следующем этапе (когда начинает развиваться речь) ребенок уже проявляет речевое регулирование.
Затем ребенок учится выделять и следовать правилам. Эти правила и регулируют детское поведение.
Наконец, поведение ребенка регулируется им вполне осознанно.
Здесь мы подходим к тому факту, что главной чертой развитого произвольного действия является его осознанность. Невозможно управлять своими действиями без осознания их. Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью - дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Встает вопрос - как научить этому детей?
Исследования психологов отмечают следующие интересные моменты:
В экспериментах изучалась способность дошкольников длительно сохранять заданную позу, не изменяя ее и удерживая как можно дольше. В одной из серий опытов ребенок должен был удерживать определенную позу по заданию взрослого, в другой — выполняя роль часового, охраняющего «фабрику». Оказалось, что в условиях игры время удержания позы значительно увеличивается.
В другом случае экспериментально подтверждены следующие факты:
- дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности.
- в условиях игры дети способны запомнить и воспроизвести значительно большее количество слов, чем в условиях лабораторного опыта с простой установкой на запоминание.
Таким образом, первым эффективным средством формирования произвольного поведения в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Бесспорно, что игре ребенок контролирует свое поведение, Однако сказать, что он делает это полностью осознанно, будет неправильно. В сюжетно-ролевой игре действия ребенка задаются ролью и ребенок следит за своим поведением как бы со стороны, через зеркало-роль. Следующий уровень развития произвольности связан с осознанием своего поведения. Наиболее успешно этот шаг осуществляется в играх с правилами. Игры с правилами отличаются от ролевых тем, что здесь правило открыто, то есть адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им.
Процесс освоения правила в игре происходит следующим образом. Первоначально дети включаются в игру чисто эмоционально и непосредственно. Их привлекает игровой материал или просто возможность подвигаться. Однако взрослый постоянно обращает внимание, что и когда следует делать, поддерживает их правильные действия. В результате дети все более подстраивают свое поведение к требуемым действиям. Происходит осознание правила. В этом легко убедиться, если обратить внимание на замечания, которые дети начинают делать друг другу в случае их нарушения. Они ревностно следят друг за другом, охотно отмечая промахи других. Следующий шаг – ребенок старается сделать все правильно сам. Однако способность соблюдать правило на этом этапе еще неустойчива; она требует дополнительной поддержки со стороны взрослого. Без его активного участия игра сразу распадается и дети «забывают» все ее правила. Длительность этого участия зависит от сложности и доступности конкретного правила.
Когда дети самостоятельно начинают играть по правилам, показанным взрослым, и при этом сами следят за соблюдением правил, это значит, что они уже овладели правилом действия и могут контролировать свое поведение независимо от взрослого.
Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим, кто данное правило предлагает.
Понятно, что в жизни осознанное поведение не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий. Осознанность в своих развитых формах проявляется прежде всего в сознательной постановке целей, в осознании своих состояний и намерений. Причем все это совершается самим человеком, а не задается кем-то извне. И вот здесь центральная роль в становлении осознанности поведения ребенка принадлежит совместной со взрослым деятельности, сопровождающейся речевым общением. Важнейшая функция речи состоит в том, что она дает возможность планировать свое поведение. Ребенок фиксирует в слове свое действие или намерение, следовательно осознает.
Следующее понятие – это самостоятельность. Ни для кого не секрет, что жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека чаще всего требуются не привычные действия, а способность самостоятельно видеть проблемы и самостоятельно же их решать.
Только ребенок с высоким уровнем развития самостоятельности может в дальнейшем успешно учиться в школе. Понимают это все, НО! В практике работы дошкольных учреждений и особенно в семье большое внимание уделяется вопросам подготовки к школе в плане интеллектуального, эстетического и (что тоже крайне важно!) физического воспитания детей, в то время как проблема воспитания самостоятельности отошла на второй план.
Как результат – ребенка, который вполне уже по возрасту способен кушать самостоятельно, кормят с ложки. Того, который в состоянии самостоятельно одеться – одевают. Продолжать можно бесконечно: готовим уроки только со взрослым, как собран портфель нужно проверять и т.д. Заметим, что даже самообслуживание удается с трудом, не говоря уже о том, чтобы оказать какую-либо помощь другим. Чем это все может закончиться, в утрированной форме демонстрирует следующая история: «Доктор, мой сын все время лепит куличики из песка и делает вид, что их ест…» И все это при том, что каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Кризис 3-х лет проходит под лозунгом «Я сам!»
Причин тому может быть несколько.
- Ребенок не готов выполнять какие-либо действия. Например, он слишком мал, или его никто не научил.
- Возможно, упущен период, когда ребенок стремился быть самостоятельным. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!». А взрослые берут главную роль на себя или вообще делают все сами, так как ребенок действует медленно, не всегда аккуратно, совершает ошибки. Так благоприятный период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным.
- Другая крайность - взрослый слишком упорно стремится сделать ребенка самостоятельным. «Ты уже взрослый! Пора бы научиться. Что ты будешь делать, когда мамы и папы не будет рядом?» — говорит взрослый, и малыш пугается такого напора.
- Родители чрезмерно опекают ребенка. Зачем учиться одеваться, если мы всегда это делаем вместе? Зачем учиться кушать самостоятельно? Ведь потом столько убирать! Иногда причина в том, что родители сами не хотят видеть ребенка самостоятельным, а, следовательно, повзрослевшим. стремятся продлить период заботы о ребенке, пока он маленький.
Итак, когда мы выяснили, что самостоятельность необходима, разберемся, что это такое. В психолого-педагогической литературе понятие самостоятельности неоднозначно.
С одной стороны, самостоятельность - это характеристика способа деятельности. С этой точки зрения структура самостоятельности будет соответствовать структуре деятельности и включать мотив, цель, отдельные действия и т.д. Согласно этой точки зрения, степень самостоятельности ребёнка определяется именно как степень его независимости от помощи извне.
С другой стороны, самостоятельность рассматривается как одно из качеств личности характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу. Развивать самостоятельность личности необходимо уже в дошкольном возрасте. На это нас нацеливают и исследования психологов, и нормативные документы, причем выделяют следующие этапы:
- Ребенок действует без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого в обычных для него условиях, (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
- Ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, но близких и однородных ситуациях. Например, ребенка в детском саду учат, что гостям надо предлагать стул. Дома без просьбы взрослого ребенок сам приносит из комнаты на кухню стул для зашедшей к маме соседки.
- На третьем этапе возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило действий приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением детьми разных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной и др.) при этом трудовая деятельность отличается более непосредственной связью с жизнью взрослых, чем игра, поскольку трудовые действия и ситуация, в которой они выполняются, вполне реальны и приводят к получению конкретного результата.
«Трудовая деятельность создаёт условия для проявления и развития самостоятельности ребёнка, потому что дает возможность для удовлетворения тех потребностей, которые не могут быть полностью удовлетворены в других видах деятельности, в том числе и в сюжетно-ролевой игре». Это социальные потребности, одна из которых – быть полезным.
Закончить хочется словами французского писателя Эрнста Легуве. «Главная цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-50741-1490553031.jpg)
Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/03/picture-647351-1435913511.jpg)
Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
О формировании психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной образовательной организации
В статье описывается процесс формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-1218799-1581607176.jpg)
презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп
laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1129243-1601461337.jpg)
Консультация для педагогов «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация для педагогов...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...