Главные вкладки

    Познавательное развитие дошкольников
    консультация

    Пулина Марина Викторовна

    Развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет - сложный путь, который включает в себя:

    • Накопление информации об окружающем мире;

    • Упорядочивание и систематизация представлений о мире.

    ФГОС ДО выделяет следующие виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие дошкольников:

    • организацию и решение познавательных задач;
    • использование проектирования;
    • экспериментирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poznavatelnoe_razvitie_detey_moe.doc241 КБ
    Файл poznavatelnoe_razvitie_moe.pptx283.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов:

    «Познавательное развитие детей»

    Педагог-психолог Молькова М.В.

    На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

    Развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет - сложный путь, который включает в себя:

    • Накопление информации об окружающем мире;

    • Упорядочивание и систематизация представлений о мире.

    В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода:

    Периоды «накопления»  - 2-4 года и 5-6 лет; и два периода «упорядочивания информации» - 4-5 лет и в 6-7 лет.

    Поэтому для воспитанника 2–4 лет задачи познавательного развития будут следующими:

    • создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;
    • поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
    • развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
    • учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
    • развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
    • развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
    • формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

    4-5 лет. Второй период – «упорядочение» информации.

    Ребенок испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. У  четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

    Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми.

    Для этого возраста основные задачи:

    • обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
    • формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
    • формировать и расширять представления о себе, своей семье, гендерной принадлежности;
    • поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;
    • способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.

    5-6 лет. Третий период – «накопление» информации.

    У детей 5-6 лет наблюдается:

    • Стремление расширить свой кругозор;

    • Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

    • Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

    Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летнего ребенка имеются различные средства и способы познания:

    • Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);

    • Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);

    • Книги, телевизор, сеть Интернет и пр. как новые источники знаний.

    В 5-6 лет ребенку все интересно, его все привлекает. Однако ему трудно полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, что в свою очередь нарушает процесс создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.

    Актуальны следующие задачи:

    • расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.) и их причинно-следственных взаимосвязях;
    • пополнение знаний о планете Земля, о родном городе и своём Отечестве, обычаях и традициях народа;
    • освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику: находить нужную информацию в справочных источниках, пользоваться детскими энциклопедиями, пытаться выделять основную мысль в материале;
    • вовлечение ребят в проектную деятельность — как индивидуальную, так и групповую с распределением ролей;
    • расширение спектра интересующих детей тем, развитие навыка приводить аргументы в беседе.

    Познавательное развитие детей 6-7 лет

    Задачи:

    • приумножать знания детей об окружающей среде;
    • обучить ребят рационально распределять время, составлять план и действовать по нему, делать выводы;
    • научить воспитанников пользоваться детскими приборами для опытов;
    • устно комментировать процесс познания в целях развития речевой культуры;
    • создавать подходящие условия для самостоятельного исследования дошкольниками окружающей среды.

    Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на:

    • Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;

    • Содержательное упорядочивание информации.

    Важной характеристикой причинно-следственных связей является временная последовательность: причина всегда во времени наступает раньше следствия.

    Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин.

    Например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

    • Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;

    • Отсутствие необходимых питательных веществ или влаги в почве;

    • • Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

    Переход от следствия к причине невозможен.

    Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.

    • Обогащение и становление познавательной сферы.

    • Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.

    • Развитие психических навыков - памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.

    ФГОС ДО выделяет следующие виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие дошкольников:

    • организацию и решение познавательных задач;
    • использование проектирования;

    Метод проектов включает в себя несколько этапов эту структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Пять «П»:

    Проблема (выбор темы).

    Проектирование или планирование.

    Поиск информации.

    Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).

    Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

    Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

    Два способа разработки проектов:

    1. «Модель трех вопросов»

    2. Метод «Мыслительных карт»

    Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

    Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

    Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

    Пример символов сбора информации.

    Описание: https://fhd.multiurok.ru/8/b/9/8b9291f90bfcecdc71e9667dbab4a14c0a32822f/mastier-klass-dlia-piedaghoghov-razvitiie-poznavat_2.jpeg

    Пример  проекта «Ягоды».

    ЧТО МЫ ЗНАЕМ ?

    ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?

    КАК УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ?

    1. Ягоды бывают разного цвета.
    2. Из ягод варят варенье.
    3. Ягоды есть ядовитые и съедобные.

    1.Какая ягода самая большая?

    2.Что можно приготовить из ягод?

    3.Где растут ягоды?

    4.Как можно быстро собрать ягоды?

    1.Спросить у бабушки или у мамы.

    2.Посмотреть в энциклопедии или в интернете.

    3. Написать письмо Всезнамусу.

    Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:

    • пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

    • можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

    • провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;

    • сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

    • придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

    • организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

    • провести фотовыставку «Дачные ягодки».

    Пример заполнения таблицы «методом трех вопросов».

    Что мы знаем?

    Что мы хотим узнать?

    Как мы узнаем это?

    Книгу делают из бумаги

    Как появилась книга?

    Сходить в библиотеку.

    Книги бывают разными: о природе, сказки, стихи

    На чем раньше писали люди?

    Найти информацию в компьютере.

    Купить книгу можно в магазине

    Когда книга стала бумажной?

    Прочитать в энциклопедии.

    Книги пишут писатели, а художники рисуют картинки

    Как делают книгу?

    Побывать в типографии.

    Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

    Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами. Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

    • Следующим видом деятельности, обеспечивающим познавательное развитие является  экспериментирование.

    Чтобы обобщить материал изучаемый на занятии можно использовать метод составления синквейна. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

    Схема синквейна

    1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

    2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

    3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

    4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов - короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

    5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

    Пример:

    Вода

    Чистая, прозрачная,

    Льется. Течет. Шумит.

    Всю жизнь сопровождает нас

    Жизнь.

    Библиографический список

    1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] // М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

    2. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. [Текст] // М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

    3. Журнал/Детский сад будущего – галерея творческих проектов. [Текст] // Роспечать. 2013.- №2 (11). С. 9-16.

    4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Познавательное развитие дошкольников» Педагог-психолог Молькова М.В

    Слайд 3

    Развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет Периоды «накопления» 2-4 года и 5-6 лет Периоды «упорядочивания информации» 4-5 лет и 6-7 лет

    Слайд 4

    Задачи образовательной деятельности детей разного возраста в области познавательного развития

    Слайд 5

    Детей 5-6 лет характеризует: • Стремление расширить свой кругозор; • Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; • Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. С редства и способы познания ребенка 5 лет: • Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо) ; • Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствования) ; • Книги, энциклопедии, телевизор, интернет и пр. как новые источники знаний.

    Слайд 7

    Процесс познания детей 6-7 лет Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира Содержательное упорядочивание информации временная последовательность одно и то же следствие может иметь несколько причин

    Слайд 8

    Проект – это Пять «П»: П роблема (выбор темы). П роектирование или планирование. П оиск информации. П родукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.). П резентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.) П ортфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки , альбомы, макеты и др.).

    Слайд 9

    «Модель трех вопросов » • Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

    Слайд 10

    ЧТО МЫ ЗНАЕМ ? ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ? Ягоды бывают разного цвета. Из ягод варят варенье. Ягоды есть ядовитые и съедобные. 1.Какая ягода самая большая? 2.Что можно приготовить из ягод? 3.Где растут ягоды? 4.Как можно быстро собрать ягоды? 1.Спросить у бабушки или у мамы. 2.Посмотреть в энциклопедии или в интернете. 3. Написать письмо Всезнамусу . Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов: • пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье. • можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»; • провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды; • сделать коллаж «Ягоды »; • придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод; • организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»; • провести фотовыставку «Дачные ягодки».

    Слайд 11

    М етод «Мыслительная карта »

    Слайд 12

    Схема синквейна 1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна ; 2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие; 3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами; 4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов - короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора; 5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

    Слайд 13

    ВЫВОД: Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

    Слайд 14

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

    Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

    Познавательное развитие дошкольников. Конспект НОД по сенсорному развитию в первой младшей группе «Шарфик. Сравнение предметов по ширине»

    Познавательное развитие дошкольников.Конспект НОД по сенсорному развитию  в первой младшей группе «Шарфик. Сравнение предметов по ширине»...

    Познавательное развитие дошкольников. Предметный мир.Познавательно-исследовательская деятельность

    Конспекты для младшей и средней групп, включающие в себя разделы "Предметный мир" и "Познавательно-исследовательскую деятельность "Материал соответствует ФГОС. Используются дидактические игрушки ...

    «ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

    Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

    Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

    Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

    Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников

    Деловая игра, позволяющая систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствовать педагогическое мастерство....

    Презентация "Познавательное развитие дошкольников через познавательно- исследовательскую деятельность"

    Рассширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково - исследовательскую деятельность...