Главные вкладки

    Познавательное развитие дошкольников. Предметный мир.Познавательно-исследовательская деятельность
    план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему


    Конспекты для младшей и средней групп, включающие в себя разделы "Предметный мир" и "Познавательно-исследовательскую деятельность "

    Материал соответствует ФГОС. Используются дидактические игрушки и игры сделанные своими руками. Занятия проводились как открытые к методическому объединению воспитателей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Образовательная деятельность в средней группе.

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    «Учимся сами и научим Незнайку»

    Задачи.

    Ознакомление с предметным окружением:

    -Формировать у детей представления о предметах, необходимых в разных видах деятельности (игра, труд, рисование)

    - Познакомить  с особенностями, свойствами металла. Показать целесообразность изготовления из него предметов (что было бы, если бы ключи, машину, иглу сделали из дерева)

    Познавательно-иследовательская деятельность

    -Побуждать детей самостоятельно определять знакомый материал, из которого сделаны предметы, обогащать сенсорный опыт. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий, понимать и использовать модели предложенные взрослым.

    Речевое развитие:

    -Закреплять умение узнавать и называть героев сказки Н.Носова и их профессии.

    -Активизировать   употребление в речи названий предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены. Подсказывать слова, отражающие особенность предмета.

    -Учить участвовать в беседе.

    Методика проведения:

    Дети стоят вокруг воспитателя

    Ребята, вас с вами окружают разные вещи, предметы. Все они сделаны из разных материалов и для чего-нибудь нужны.

    Есть у нас предметы, сделанные из ткани? (одежда, постельное белье, занавески). А из дерева? (мебель, кубики, ящики, игрушки). Из бумаги? (альбомы, салфетки, книги)

    У меня есть волшебный ящик: «Ящик ощущений».

    Хотите поиграть с ним  в игру «Найди что спрятано»?

    Задания:

     1. Достань, не глядя то, что сделано из ткани (платочек,  игрушка из ткани, ленточка).

    -Что достал?

    2.Достань то, что сделано из бумаги (бумажный кораблик, салфетку, книжечку).

    3.Достань то, что сделано из дерева (брусочки, пирамидка, ложка).

    Все действия обговариваются.

    В ящике остался один предмет (металлическая ложка).

    Воспитатель достает:

    Почему вы ложку не взяли? (не из дерева, не из бумаги, не из ткани).

    Молодцы. Знаете, из чего она сделана?

    Она сделана из металла. А хотите узнать, что такое металл? Тогда я вам расскажу. Садитесь и слушайте.

    Воспитатель: Металл – это материал, который очень нужен людям: он крепкий, прочный, гладкий на ощупь, может быть острым. Поэтому из него делают очень много необходимых человеку вещей: корпус машины, рельсы, мосты, ножи, (побуждать детей добавлять: вилки, ложки, топоры, молотки, ключи).

    -Представьте себе, если бы ключи, нож или иголка были сделаны из дерева……..  Конечно, они бы быстро сломались.

    -Назовите предметы, лежащие на вашем столе и скажите,  из чего они сделаны (деревянный кубик, бумажный кораблик, бантик).

    -А теперь поднимите салфетку. Все эти предметы сделаны из металла, о котором я говорила. Назовите их. (называют: ключ, ложка. Винт, гайка).

    -Из чего они сделаны? (повторяют).

    -Потрогайте, постучите: крепкий, прочный? (не сломается, не разобьется).

    -Погладьте – он гладкий.

    Так из чего сделаны эти предметы? (из металла).

    Какой металл? (гладкий, прочный, твердый)

    -Еще один секрет вам открою – металл очень звонкий. Поэтому из него делают разные музыкальные инструменты.

    -У вас в тарелочках  есть музыкальные инструменты?

    -Назовите (колокольчики). А еще какие бывают музыкальные инструменты, сделанные из металла. Вспоминайте.( бубен, металлофон, треугольник).

    -Давайте устроим выступление  колокольчикового оркестра (играют и поют «Ах вы сени, мои сени, сени новые мои..»).

    Воспитатель: Тихо!! Кто-то стучит или мне показалось?  (Настойчивый стук повторяется).

    Воспитатель открывает дверь: за ней  Незнайка с корзиной. Входит , здоровается.

    -Это ты, Незнайка! Заходи. Какая тяжелая у тебя корзина!

    Незнайка: Здравствуйте, дети. У вас так весело. А вот мне не до веселья. Если вы мне не поможете, я пропал.

    -Да что случилось?!

    Незнайка: Мои друзья – механики Винтик и Шпунтик, музыкант  Гусля, художник Тюбик послали меня сделать покупки, дали список, что купить. Но я его потерял. Покупки-то я сделал, но вот что кому отдать не знаю. Что делать? Дети, вы мне поможете? (Поможем).

    Воспитатель: Давайте вместе подумаем с чего начать. Тюбик кто? (художник) Вот и надо выбрать из корзины то, что нужно художнику и положить в сумочку для Тюбика. Согласны?

    Дети подходят по очереди к корзине, выбирают предмет и складывают в пакет (карандаш, кисть, краски). Поясняют свой выбор (все они нужны художнику для рисования). Пакет кладут в корзину.

    -Воспитатель:  Кто такой Гусля? (музыкант). Давайте выберем  предметы, нужные музыканту (трещетка деревянная, а треугольник, колокольчик- металлические).  Складывают в пакет. Пакет в корзину.

    -Воспитатель: В корзине Незнайки еще много инструментов осталось. Для кого они? (для механиков Винтика и Шпунтика). Сложим их в пакет. Складывают и объясняют, что это и из чего сделано (гаечный ключ из металла ,  молоток и отвертка из металла).

    Незнайка: Ой, спасибо. Так здорово все в отдельных пакетиках. Не перепутаешь и не забудешь. Надо бежать, а то меня ждут мои друзья. Чуть не забыл. Тут Знайка вам задание к игре передал. Желаю удачи в игре. Только играйте уже без меня. До свиданья. 

    Воспитатель помогает Незнайке донести корзину до дверей.

    ЗАДАНИЕ (НА ОТРИЦАНИЕ):

    Воспитатель:  Посмотрите, как хитро  Знайка зашифровал слова. Но мы постараемся хорошенько подумать, расшифровать каждую картинку и тогда поймем, какое слово в ней спрятано, и кому этот предмет нужен.

    Если предмет зачеркнут – это что обозначает? ( НЕТ, НЕ НУЖЕН).

    Разбирают каждую картинку (дерево, разноцветный, мальчик с метлой – рабочий, мастер, смайлик с кистью – художник, мальчик с музыкальными инструментами - музыкант).

    ПЕРЕВЕРНИТЕ СВОИ КАРТИНКИ. А теперь будем отгадывать загадки и искать ответы на них.

    Первая картинка-загадка.

    -Этот предмет деревянный? (нет, потому что дерево зачеркнуто)

    -Цветной? (нет - зачеркнуто)

    -Он нужен художнику? (нет)

    -Музыканту? (нет)

    -Так для чего нужен предмет? (для труда – Винтику и Шпунтику)

    Найдите среди ваших картинок  отгадку и обозначьте ее фишкой.  Для чего нужен гвоздь?

    -Расшифровываем новое слово.

    Вторая картинка-загадка.

    -Деревянный? (нет)

    -Цветной? (нет)

    -Для художника Тюбика? (нет)

    - Может это для Винтика и Шпунтика? (нет)

    Это для музыканта Гусли ?(да)

    Найдите картинку-отгадку, обозначьте фишкой. Для чего нужен треугольник?

    Третья картинка-загадка.

    -Деревянный? (да)

    -Цветной? (да)

    -Это для музыканта Гусли ?

    - Может это для Винтика и Шпунтика? (нет)

    Это для …. художника Тюбика ?(да)

    Найдите картинку-отгадку, обозначьте фишкой.

    Для чего нужен карандаш.

    Молодцы мы все вместе выполнили задание Знайки. И теперь можете сами стать героями сказки – Коротышками и превратиться,  кто в кого хочет.



    Предварительный просмотр:

    Образовательная деятельность в младшей группе.

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    (Развитие познавательно-исследовательской деятельности)

    «Поможем Топтыгину»

    Задачи.

    Познавательно-исследовательская деятельность:

    -Расширять представления детей о свойствах предметов (твердость, мягкость), обучая перцептивным действиям, способам исследования.

    -Формировать интерес к совместным с взрослым практическим действиям экспериментального характера, в процессе которых выделяется ранее скрытое свойство (машина из мягких материалов, но внешне напоминает металлическую)

    Ознакомление с предметным окружением:

          -Формировать представления о том, что объекты, предметы могут быть созданы природой (шишки, желуди), а другие,  необходимые для жизни, сделаны руками человека (мебель, губка, вата, игрушки).

    -Развивать умения устанавливать связи между строением, свойствами  предмета и его функцией (подушка для сна должна быть мягкой).           

     Речевое развитие:

    -Уточнять названия предметов ближайшего окружения, называть материалы и их свойства (вата, губка, мех – мягкие). Развивать диалогическую форму речи (общение с педагогом), умение фиксировать в речи свой чувственный опыт, называть не только исследуемые объекты, но и  особенности поверхности (гладкая, твердая, жесткая ).

    Материал.

    Демонстрационный: мягкая игрушка  - Мишка, две подушки, набитые шишками и желудями, коробки мягкая и твердая. Предметы имеющие свойства: мягкость твердость в специально организованной обстановке

    Раздаточный: ватные,  деревянные шарики, губки, платочки из ткани, игрушка из тканм,  меховые игрушки, ящик с  «ежиками».

    Организационный момент:

    Дети стоят группкой возле воспитателя.

    Приходит Топтыгин с двумя подушками,  здоровается.

    Воспитатель: Топтыгин, дружочек,  мы рады тебе, а ты какой-то грустный, усталый.

    Топтыгин: Будешь тут усталый. Столько трудился, наволочки шил, по лесу ходил, искал, чем их набить. Сделал подушки,  а как зимой на них спать буду – не знаю. Вся шея болит и голова тоже. Пришел к вам. Говорят у вас дети добрые, умелые, умные. Могут помочь.

    Воспитатель: Ну-ка, ну-ка, покажи  нам свои подушки. Потрогайте их, дети.

     (трогают).

    Воспитатель: Какие они ? (дети – «твердые, жесткие». На таких спать неудобно). Да разве такие подушки бывают?!!

    Топтыгин: Ребята, а какие бывают подушки?

    Дети: мягкими. 

    Воспитатель: Да, подушки должны быть мягкими.

    Топтыгин: Что значит – мягкие, твердые?

    Воспитатель: Сейчас мы все тебе объясним. Мишка, можно тебя погладить? (дети гладят).  Какая у Мишки шерстка? (мягкая).

    Воспитатель: Ребята, а что еще у нас есть мягкое?

    Дети: Диван, пуфы, одеяло, мягкие игрушки.

    Топтыгин: А что твердое?  

    Дети: Пирамидки, кубики, стол, стулья, ящики. (Из чего они сделаны?) Из дерева,  деревянные.

    Топтыгин: Все равно, не понимаю, почему мои подушки твердые. Голове жестко. Они же не деревянные.

    Топтыгин:  Ну вы меня совсем запутали. Еще раз можете объяснить?  как определить что твердое, а что мягкое.

    Воспитатель: хорошо, смотри, и запоминай. Что не понятно, спрашивай.

    Дети, садитесь. ( садятся за столы.)

    Воспитатель: Найдите  в тарелочках  губки. Покажите мишке, как определить – мягкие они или нет? (касаются, мнут).

    Мишка тоже пробует выполнять действия, спрашивает детей: значит какая губка? (мягкая).

    Топтыгин:  А еще что у вас есть мягкое?  (ватные шарики, платочки, мягкие игрушки). Понял. А твердого, значит, ничего нет…

    Воспитатель: Ну что ты Топтыгин, конечно, есть. Сейчас тебе дети покажут и расскажут. Ребята, как найти твердое, скажите Мишке (потрогать, постучать – они звучат).

    Что можно сказать про кубики? (Они твердые, деревянные. Стучат). Что еще твердое? (деревянные шарики, палочка, матрешка).

    Воспитатель: Давайте постучим деревянной палочкой по губке, ватному шарику. Звучат? (нет.) Звучат твердые вещи, а мягкие – нет.

    Воспитатель: Чтобы ты Миша лучше все запомнил, дети сейчас все мягкое отнесут в мягкую коробку, а все твердое – в твердую.

    Топтыгин: А как узнать, какая коробка мягкая?

    Дети: Потрогать.

    Мишка трогает коробки, стучит по ней.

    Топтыгин: Не звучит, мнется - эта коробка мягкая. Несите ко мне мягкие вещи. Только рассказывайте мне все подробно,  а то все забуду.

    Дети несут, называют предметы и их свойства: губка мягкая, игрушка  мягкая, шарик из ваты – он мягкий.  Несите в мягкую коробку.

    Воспитатель: Мишка,  а ты можешь  определить, какая вот эта коробка – мягкая или твердая? Топтыгин трогает, стучит палочкой по коробке: она твердая, звучит.  Несите все твердое  сюда.

    Топтыгин: Ну, спасибо. Научили.

    А теперь объясните все-таки, почему мои подушки т0вердые, жесткие. Я не могу на таких подушках спать!!

     Воспитатель: Дети, поможем Мишке? Давайте посмотрим. Что Мишка положил в  наволочки (высыпают в тарелки)

    Воспитатель: Что это? (шишки, желуди.  Ощупывают – они твердые).

    Топтыгин: Кажется, я понял, почему жесткие подушки – они набиты твердыми шишками и желудями. Интересно, из чего же их  сделали?

    Воспитатель: Миша, ты же в лесу живешь и не знаешь, откуда взялись шишки и желуди! А вот дети знают. Твои наволочки сшиты…  – из ткани.

    Она растет на деревьях или в  огороде? (нет, ткань  сделана руками человека).

    Воспитатель: А вот шишки и желуди…. (Дети:… растут на деревьях).

    Мишка: А можно их сделать мягкими?

    Воспитатель: Ну что ты, Топтыгин! Это невозможно сделать.  Правда , дети? Надо взять что-нибудь мягкое и положить в наволочки.  

    Что можно положить в подушки? (вату, перья).

    Перьев у нас нет, зато есть (показывает комочки белой ваты)….вата

    Можно ею набить подушки? (Можно. Набивают).

    Мягкие получились подушки?  (Дети и Мишка обследуют подушку – мягкая).

    Мишка кладет себе под голову – очень мягкая.

    Благодарит.

    Воспитатель: Иногда сразу не поймешь, твердая игрушка или  мягкая.

    Топтыгин:. Я принес вам подарок. Это ежики, какие шарики-ежики я вам принес. Они одновременно и твердые и мягкие.                                                                                                                   Воспитатель: Не может быть!

    Топтыгин: А вот и может! Не верите – проверьте.

    Воспитатель :  Ребята, проверим? Ежики ведь не мягкие, а …. колючие.                                     Правильно -  у них иголки твердые и острые. И еще  ежик, как сказал Топтыгин, одновременно и мягкий, и твердый. Может такое быть?                             Дети: Нет.                                                                                                              Воспитатель: Давайте все-таки обследуем «ежиков», вдруг Мишка прав. (Открывает коробку). Ой, какие красивые, нарядные, разноцветные!

    (Дети трогают, убеждаясь, что «ежики» не колючие, они… мягкие).

     Воспитатель: Да это и не ежики вовсе! Правда? Конечно, это просто такие шарики с  мягкими иголками.  Они и правда  и  мягкие, и твердые одновременно.  Потому что внутри …твердый шарик.                                               Очень веселые и красивые  шарики-ежики. Хотите с ними поиграть?

    Идите, играйте.

    Идут с шариками играть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности». (из опыта работы)

     Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть роди...

    Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)

    Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

    Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

    Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

    Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

    Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

    Из опыта работы по теме:«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности».

    На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности....

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».

    Дать детям  представление о  домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц   в ...

    Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».

    Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека;  обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...