Познавательное развитие дошкольников. Предметный мир.Познавательно-исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему


Конспекты для младшей и средней групп, включающие в себя разделы "Предметный мир" и "Познавательно-исследовательскую деятельность "

Материал соответствует ФГОС. Используются дидактические игрушки и игры сделанные своими руками. Занятия проводились как открытые к методическому объединению воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в средней группе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

«Учимся сами и научим Незнайку»

Задачи.

Ознакомление с предметным окружением:

-Формировать у детей представления о предметах, необходимых в разных видах деятельности (игра, труд, рисование)

- Познакомить  с особенностями, свойствами металла. Показать целесообразность изготовления из него предметов (что было бы, если бы ключи, машину, иглу сделали из дерева)

Познавательно-иследовательская деятельность

-Побуждать детей самостоятельно определять знакомый материал, из которого сделаны предметы, обогащать сенсорный опыт. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий, понимать и использовать модели предложенные взрослым.

Речевое развитие:

-Закреплять умение узнавать и называть героев сказки Н.Носова и их профессии.

-Активизировать   употребление в речи названий предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены. Подсказывать слова, отражающие особенность предмета.

-Учить участвовать в беседе.

Методика проведения:

Дети стоят вокруг воспитателя

Ребята, вас с вами окружают разные вещи, предметы. Все они сделаны из разных материалов и для чего-нибудь нужны.

Есть у нас предметы, сделанные из ткани? (одежда, постельное белье, занавески). А из дерева? (мебель, кубики, ящики, игрушки). Из бумаги? (альбомы, салфетки, книги)

У меня есть волшебный ящик: «Ящик ощущений».

Хотите поиграть с ним  в игру «Найди что спрятано»?

Задания:

 1. Достань, не глядя то, что сделано из ткани (платочек,  игрушка из ткани, ленточка).

-Что достал?

2.Достань то, что сделано из бумаги (бумажный кораблик, салфетку, книжечку).

3.Достань то, что сделано из дерева (брусочки, пирамидка, ложка).

Все действия обговариваются.

В ящике остался один предмет (металлическая ложка).

Воспитатель достает:

Почему вы ложку не взяли? (не из дерева, не из бумаги, не из ткани).

Молодцы. Знаете, из чего она сделана?

Она сделана из металла. А хотите узнать, что такое металл? Тогда я вам расскажу. Садитесь и слушайте.

Воспитатель: Металл – это материал, который очень нужен людям: он крепкий, прочный, гладкий на ощупь, может быть острым. Поэтому из него делают очень много необходимых человеку вещей: корпус машины, рельсы, мосты, ножи, (побуждать детей добавлять: вилки, ложки, топоры, молотки, ключи).

-Представьте себе, если бы ключи, нож или иголка были сделаны из дерева……..  Конечно, они бы быстро сломались.

-Назовите предметы, лежащие на вашем столе и скажите,  из чего они сделаны (деревянный кубик, бумажный кораблик, бантик).

-А теперь поднимите салфетку. Все эти предметы сделаны из металла, о котором я говорила. Назовите их. (называют: ключ, ложка. Винт, гайка).

-Из чего они сделаны? (повторяют).

-Потрогайте, постучите: крепкий, прочный? (не сломается, не разобьется).

-Погладьте – он гладкий.

Так из чего сделаны эти предметы? (из металла).

Какой металл? (гладкий, прочный, твердый)

-Еще один секрет вам открою – металл очень звонкий. Поэтому из него делают разные музыкальные инструменты.

-У вас в тарелочках  есть музыкальные инструменты?

-Назовите (колокольчики). А еще какие бывают музыкальные инструменты, сделанные из металла. Вспоминайте.( бубен, металлофон, треугольник).

-Давайте устроим выступление  колокольчикового оркестра (играют и поют «Ах вы сени, мои сени, сени новые мои..»).

Воспитатель: Тихо!! Кто-то стучит или мне показалось?  (Настойчивый стук повторяется).

Воспитатель открывает дверь: за ней  Незнайка с корзиной. Входит , здоровается.

-Это ты, Незнайка! Заходи. Какая тяжелая у тебя корзина!

Незнайка: Здравствуйте, дети. У вас так весело. А вот мне не до веселья. Если вы мне не поможете, я пропал.

-Да что случилось?!

Незнайка: Мои друзья – механики Винтик и Шпунтик, музыкант  Гусля, художник Тюбик послали меня сделать покупки, дали список, что купить. Но я его потерял. Покупки-то я сделал, но вот что кому отдать не знаю. Что делать? Дети, вы мне поможете? (Поможем).

Воспитатель: Давайте вместе подумаем с чего начать. Тюбик кто? (художник) Вот и надо выбрать из корзины то, что нужно художнику и положить в сумочку для Тюбика. Согласны?

Дети подходят по очереди к корзине, выбирают предмет и складывают в пакет (карандаш, кисть, краски). Поясняют свой выбор (все они нужны художнику для рисования). Пакет кладут в корзину.

-Воспитатель:  Кто такой Гусля? (музыкант). Давайте выберем  предметы, нужные музыканту (трещетка деревянная, а треугольник, колокольчик- металлические).  Складывают в пакет. Пакет в корзину.

-Воспитатель: В корзине Незнайки еще много инструментов осталось. Для кого они? (для механиков Винтика и Шпунтика). Сложим их в пакет. Складывают и объясняют, что это и из чего сделано (гаечный ключ из металла ,  молоток и отвертка из металла).

Незнайка: Ой, спасибо. Так здорово все в отдельных пакетиках. Не перепутаешь и не забудешь. Надо бежать, а то меня ждут мои друзья. Чуть не забыл. Тут Знайка вам задание к игре передал. Желаю удачи в игре. Только играйте уже без меня. До свиданья. 

Воспитатель помогает Незнайке донести корзину до дверей.

ЗАДАНИЕ (НА ОТРИЦАНИЕ):

Воспитатель:  Посмотрите, как хитро  Знайка зашифровал слова. Но мы постараемся хорошенько подумать, расшифровать каждую картинку и тогда поймем, какое слово в ней спрятано, и кому этот предмет нужен.

Если предмет зачеркнут – это что обозначает? ( НЕТ, НЕ НУЖЕН).

Разбирают каждую картинку (дерево, разноцветный, мальчик с метлой – рабочий, мастер, смайлик с кистью – художник, мальчик с музыкальными инструментами - музыкант).

ПЕРЕВЕРНИТЕ СВОИ КАРТИНКИ. А теперь будем отгадывать загадки и искать ответы на них.

Первая картинка-загадка.

-Этот предмет деревянный? (нет, потому что дерево зачеркнуто)

-Цветной? (нет - зачеркнуто)

-Он нужен художнику? (нет)

-Музыканту? (нет)

-Так для чего нужен предмет? (для труда – Винтику и Шпунтику)

Найдите среди ваших картинок  отгадку и обозначьте ее фишкой.  Для чего нужен гвоздь?

-Расшифровываем новое слово.

Вторая картинка-загадка.

-Деревянный? (нет)

-Цветной? (нет)

-Для художника Тюбика? (нет)

- Может это для Винтика и Шпунтика? (нет)

Это для музыканта Гусли ?(да)

Найдите картинку-отгадку, обозначьте фишкой. Для чего нужен треугольник?

Третья картинка-загадка.

-Деревянный? (да)

-Цветной? (да)

-Это для музыканта Гусли ?

- Может это для Винтика и Шпунтика? (нет)

Это для …. художника Тюбика ?(да)

Найдите картинку-отгадку, обозначьте фишкой.

Для чего нужен карандаш.

Молодцы мы все вместе выполнили задание Знайки. И теперь можете сами стать героями сказки – Коротышками и превратиться,  кто в кого хочет.



Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в младшей группе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(Развитие познавательно-исследовательской деятельности)

«Поможем Топтыгину»

Задачи.

Познавательно-исследовательская деятельность:

-Расширять представления детей о свойствах предметов (твердость, мягкость), обучая перцептивным действиям, способам исследования.

-Формировать интерес к совместным с взрослым практическим действиям экспериментального характера, в процессе которых выделяется ранее скрытое свойство (машина из мягких материалов, но внешне напоминает металлическую)

Ознакомление с предметным окружением:

      -Формировать представления о том, что объекты, предметы могут быть созданы природой (шишки, желуди), а другие,  необходимые для жизни, сделаны руками человека (мебель, губка, вата, игрушки).

-Развивать умения устанавливать связи между строением, свойствами  предмета и его функцией (подушка для сна должна быть мягкой).           

 Речевое развитие:

-Уточнять названия предметов ближайшего окружения, называть материалы и их свойства (вата, губка, мех – мягкие). Развивать диалогическую форму речи (общение с педагогом), умение фиксировать в речи свой чувственный опыт, называть не только исследуемые объекты, но и  особенности поверхности (гладкая, твердая, жесткая ).

Материал.

Демонстрационный: мягкая игрушка  - Мишка, две подушки, набитые шишками и желудями, коробки мягкая и твердая. Предметы имеющие свойства: мягкость твердость в специально организованной обстановке

Раздаточный: ватные,  деревянные шарики, губки, платочки из ткани, игрушка из тканм,  меховые игрушки, ящик с  «ежиками».

Организационный момент:

Дети стоят группкой возле воспитателя.

Приходит Топтыгин с двумя подушками,  здоровается.

Воспитатель: Топтыгин, дружочек,  мы рады тебе, а ты какой-то грустный, усталый.

Топтыгин: Будешь тут усталый. Столько трудился, наволочки шил, по лесу ходил, искал, чем их набить. Сделал подушки,  а как зимой на них спать буду – не знаю. Вся шея болит и голова тоже. Пришел к вам. Говорят у вас дети добрые, умелые, умные. Могут помочь.

Воспитатель: Ну-ка, ну-ка, покажи  нам свои подушки. Потрогайте их, дети.

 (трогают).

Воспитатель: Какие они ? (дети – «твердые, жесткие». На таких спать неудобно). Да разве такие подушки бывают?!!

Топтыгин: Ребята, а какие бывают подушки?

Дети: мягкими. 

Воспитатель: Да, подушки должны быть мягкими.

Топтыгин: Что значит – мягкие, твердые?

Воспитатель: Сейчас мы все тебе объясним. Мишка, можно тебя погладить? (дети гладят).  Какая у Мишки шерстка? (мягкая).

Воспитатель: Ребята, а что еще у нас есть мягкое?

Дети: Диван, пуфы, одеяло, мягкие игрушки.

Топтыгин: А что твердое?  

Дети: Пирамидки, кубики, стол, стулья, ящики. (Из чего они сделаны?) Из дерева,  деревянные.

Топтыгин: Все равно, не понимаю, почему мои подушки твердые. Голове жестко. Они же не деревянные.

Топтыгин:  Ну вы меня совсем запутали. Еще раз можете объяснить?  как определить что твердое, а что мягкое.

Воспитатель: хорошо, смотри, и запоминай. Что не понятно, спрашивай.

Дети, садитесь. ( садятся за столы.)

Воспитатель: Найдите  в тарелочках  губки. Покажите мишке, как определить – мягкие они или нет? (касаются, мнут).

Мишка тоже пробует выполнять действия, спрашивает детей: значит какая губка? (мягкая).

Топтыгин:  А еще что у вас есть мягкое?  (ватные шарики, платочки, мягкие игрушки). Понял. А твердого, значит, ничего нет…

Воспитатель: Ну что ты Топтыгин, конечно, есть. Сейчас тебе дети покажут и расскажут. Ребята, как найти твердое, скажите Мишке (потрогать, постучать – они звучат).

Что можно сказать про кубики? (Они твердые, деревянные. Стучат). Что еще твердое? (деревянные шарики, палочка, матрешка).

Воспитатель: Давайте постучим деревянной палочкой по губке, ватному шарику. Звучат? (нет.) Звучат твердые вещи, а мягкие – нет.

Воспитатель: Чтобы ты Миша лучше все запомнил, дети сейчас все мягкое отнесут в мягкую коробку, а все твердое – в твердую.

Топтыгин: А как узнать, какая коробка мягкая?

Дети: Потрогать.

Мишка трогает коробки, стучит по ней.

Топтыгин: Не звучит, мнется - эта коробка мягкая. Несите ко мне мягкие вещи. Только рассказывайте мне все подробно,  а то все забуду.

Дети несут, называют предметы и их свойства: губка мягкая, игрушка  мягкая, шарик из ваты – он мягкий.  Несите в мягкую коробку.

Воспитатель: Мишка,  а ты можешь  определить, какая вот эта коробка – мягкая или твердая? Топтыгин трогает, стучит палочкой по коробке: она твердая, звучит.  Несите все твердое  сюда.

Топтыгин: Ну, спасибо. Научили.

А теперь объясните все-таки, почему мои подушки т0вердые, жесткие. Я не могу на таких подушках спать!!

 Воспитатель: Дети, поможем Мишке? Давайте посмотрим. Что Мишка положил в  наволочки (высыпают в тарелки)

Воспитатель: Что это? (шишки, желуди.  Ощупывают – они твердые).

Топтыгин: Кажется, я понял, почему жесткие подушки – они набиты твердыми шишками и желудями. Интересно, из чего же их  сделали?

Воспитатель: Миша, ты же в лесу живешь и не знаешь, откуда взялись шишки и желуди! А вот дети знают. Твои наволочки сшиты…  – из ткани.

Она растет на деревьях или в  огороде? (нет, ткань  сделана руками человека).

Воспитатель: А вот шишки и желуди…. (Дети:… растут на деревьях).

Мишка: А можно их сделать мягкими?

Воспитатель: Ну что ты, Топтыгин! Это невозможно сделать.  Правда , дети? Надо взять что-нибудь мягкое и положить в наволочки.  

Что можно положить в подушки? (вату, перья).

Перьев у нас нет, зато есть (показывает комочки белой ваты)….вата

Можно ею набить подушки? (Можно. Набивают).

Мягкие получились подушки?  (Дети и Мишка обследуют подушку – мягкая).

Мишка кладет себе под голову – очень мягкая.

Благодарит.

Воспитатель: Иногда сразу не поймешь, твердая игрушка или  мягкая.

Топтыгин:. Я принес вам подарок. Это ежики, какие шарики-ежики я вам принес. Они одновременно и твердые и мягкие.                                                                                                                   Воспитатель: Не может быть!

Топтыгин: А вот и может! Не верите – проверьте.

Воспитатель :  Ребята, проверим? Ежики ведь не мягкие, а …. колючие.                                     Правильно -  у них иголки твердые и острые. И еще  ежик, как сказал Топтыгин, одновременно и мягкий, и твердый. Может такое быть?                             Дети: Нет.                                                                                                              Воспитатель: Давайте все-таки обследуем «ежиков», вдруг Мишка прав. (Открывает коробку). Ой, какие красивые, нарядные, разноцветные!

(Дети трогают, убеждаясь, что «ежики» не колючие, они… мягкие).

 Воспитатель: Да это и не ежики вовсе! Правда? Конечно, это просто такие шарики с  мягкими иголками.  Они и правда  и  мягкие, и твердые одновременно.  Потому что внутри …твердый шарик.                                               Очень веселые и красивые  шарики-ежики. Хотите с ними поиграть?

Идите, играйте.

Идут с шариками играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности». (из опыта работы)

 Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть роди...

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

Из опыта работы по теме:«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности».

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».

Дать детям  представление о  домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц   в ...

Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».

Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека;  обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...

Круглый стол для воспитателей " Особенности речевого развития дошкольников через организацию познавательно-исследовательской деятельности"

Данный материал поможет воспитателям на занятиях по развитию речи в старших дошкольных группах...