Круглый стол для воспитателей " Особенности речевого развития дошкольников через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
консультация по развитию речи

Ткаченко Светлана Анатольевна

Данный материал поможет воспитателям на занятиях по развитию речи в старших дошкольных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности речевого развития дошкольников через организацию познавательно-исследовательской деятельности»

Цель:

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ;

   Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Речь в жизни ребенка выполняет самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. К 5-6 годам современный ребенок овладевает всей системой родного языка. Развитие речи – процесс сложный, творческий.

В настоящее время из жизни ребенка уходит речь и проблема речевого развития у детей особенно актуальна. Развивая речь ребенка, не включать ее в исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

Дошкольники – прирожденные исследователи, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации способствует мыслительной деятельности и развивает речь детей. Перед педагогами на занятиях по развитию речи стоит цель:

создание условий для развития речи дошкольников через познавательную деятельность.

А также задачи:

1.Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность. 2. Развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, учить делать обобщения. 3. Развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Предлагаю примеры заданий, которые можно использовать на занятиях по развитию речи.

Дидактическое упражнение «Волшебные слова»

Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:

• По щучьему веленью, по моему хотенью… (Емеля из сказки «По щучьему велению»).

• Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь. (Василиса Премудрая, из сказки «Царевна – лягушка»).

• Избушка, избушка стань по-старому, как мать поставила, к лесу задом ко мне передом (Иван – царевич из сказки «Царевна – лягушка»).

Дидактическая игра «Дополни имя»

 У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть имени или названия, а вы – вторую.

• Кощей – (бессмертный)

• Василиса – (Прекрасная)

• Иван – (царевич)

• Змей – (Горыныч)

• Крошечка – (Хаврошечка)

• Сестрица – (Аленушка)

• Скатерть – (самобранка)

• Гуси – (лебеди)

Сказочные загадки

• У Аленушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

• Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

• Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем. (Жар-птица)

• Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех до сыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)

• Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

• Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком. (Бычок- смоляной бочок)

  Задания

• Головной убор, надев который, становишься невидимым. (Шапка-невидимка),

• Сказочная скатерть. (Скатерть-самобранка),

• В сказках всегда добро побеждает, над чем? (Над злом),

• Главное средство передвижения всех богатырей (Конь),

• Что сделал с лягушечьей кожей Иван-царевич (Сжег),

• Ее прозвище Костяная нога (Баба Яга),

• Необычное транспортное средство Емели (Печь),

• Где находится смерть кощея (На конце иглы).

 «Исправь ошибку»

«Красная Бейсболочка» («Красная Шапочка»),

«Кот в шлепанцах» («Кот в сапогах»),

 «Трое косолапых» («Три медведя»),

«Снежиночка» («Снегурочка»),

«Иван-королевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»).

Проверим, хорошо ли вы знаете сказки. И из какой сказки эти слова?

• «Ловись, рыбка, и мала, и велика, ловись, рыбка, и мала, и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк»),

• «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». (Русская народная сказка Колобок»),

• «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша». (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»),

• «Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»),

• «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается». (Русская народная сказка «По щучьему веленью»),

• «Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет». (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»),

• «-Кто, кто в теремочке живет?

-Я, муха-горюха. А ты кто?

- А я лягушка - квакушка. Пусти меня к себе жить». (Русская народная сказка «Теремок»).

Игра  «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»

Я вам предлагаю словосочетания необычных частей тела, а вы должны назвать персонаж:  

 огнедышащая голова – Змей Горыныч,

 большие расплющенные уши – Чебурашка,

 костяная нога – Баба Яга,

 вместо ног хвост – Русалочка,

 длинный острый нос – Буратино,

 она маленького роста – Дюймовочка,

 голова в форме луковки – Чипполино,

 у нее голубые волосы – Мальвина).

 В результате такой познавательно-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи. Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ. Применение этих заданий, несомненно вызовет интерес у дошкольников и станет побудительной причиной прочитать книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность

Цель  мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...

Доклад для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»

laquo;Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»...

Консультация для воспитателей "Особенности речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

МАДОУ «Детский сад № 34» г.о.Химки  Консультация для воспитателейОсобенности речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС»  Подготовила в...

Круглый стол «Математика вокруг нас. Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры»

Математика вокруг нас. Главное быть внимательным, и творчески подходить к процессу обучения детей. Когда ребенок поймет, что математика везде, и осознает ее роль в повседневной жизни, то обучение прин...

Круглый стол "Математика вокруг нас. Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры ".

Развитие творческой активности и инициативы педагогов. Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о логико-математических играх. Представление новых логических игр с детьми по активизаци...