Главные вкладки

    Проект на тему: «Юные исследователи».
    проект

    Проект на тему: «Юные исследователи».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_yunye_issledovateli.docx50.75 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Проект  «Юные исследователи»

                                                                                                         

                                                                                                        Выполнила:  воспитатель

     Сабирова Е.В.

            

                                                              г. Урай

                                                                   2015 г.

    Прежде чем давать знания, надо

    научить думать, воспринимать,

                                                   наблюдать.

                                                                                                                                                                     В. Сухомлинский      

    Актуальность проекта:    

    Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
    «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
    Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
    Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
    Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. 
    Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.  

    Вид проекта:                                                                                                                        исследовательский                                                                                                                        творческий                                                                                                                                                                                                                  

    Длительность:                                                                                                                      долгосрочный /сентябрь 2015г – май 2016г/

    Возрастная группа:                                                                                                                            средний дошкольный возраст /4-5 лет/

     Образовательные области:  

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Социально-коммуникативное развитие;

    Физическое развитие                                                                                            

     Цели:                                                                                                                                             

    Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка среднего дошкольного возраста средствами исследования.

     Развитие любознательности, желания сравнивать, анализировать, обобщать, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

     Вызывать желание самостоятельно делать выводы, устанавливать связи, используя знакомые и новые способы, активно применяя все органы чувств.

    Предпринимать  самостоятельные попытки планировать последовательность действий в своих исследованиях.

     Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

    Задачи:

    1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

    2. Знакомить с различными свойствами веществ .

    3. Развивать представления об основных физических явлениях

    4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды .

    5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

    6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

    7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

    8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

    9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

    10. Формировать у детей разные способы познания.

    Предполагаемый результат: 

    Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире; развивать познавательные способности и умения через исследовательскую деятельность, накопить опыт гуманного отношения к природе и живым существам; воспитать бережное отношение к природе.

                                                   

                                               

                                             

                                            План работы с детьми

                                                   Неживая природа

    Объект

    Название опыта

    Цель опытно-исследовательской  деятельности

    Материал и оборудование

    1.

    Вода

    Узнаем, какая вода.

    Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.

    Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики.

    2.

    Вода

    Изготовление цветных льдинок.

    Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

    Стаканчики, формочки, краска, ниточки.

    3.

    Снег

    Снеговичок.

    Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

    Снеговик, вылепленный из снега, емкость

    4.

    Воздух

    Что в пакете?

    Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы.

    Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой.

    5.

    Воздух

    Игры по обнаружению воздуха.

    Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

    Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой.

    6.

    Песок, глина

    Мы – волшебники.

    Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой.

    Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой, палочки, сито.


    Физические явления

     

    Объект

    Название опыта

    Цель опытно-исследовательской  деятельности

    Материал и оборудование

    1.

    Цвет

    Волшебная кисточка.

    Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных.

    Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров.

    2.

    Звук

    Угадай, чей голосок?

    Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

    Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки,  металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.

    3.

    Теплота

    Горячо – холодно.

    Научить определять температурные качества веществ и предметов.

    Емкости с водой разной температуры, ванночка.

    4.

    Стекло.

    Стекло, его качества и свойства.

    Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

    Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

    5.

    Резина.

    Резина, ее качества и свойства.

    Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность),

    Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

    6.

    Металл.

    Металл, его качества и свойства.

    Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

    Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

    Человек

     

    Объект

    Название опыта

    Цель опытно-исследовательской  деятельности

    Материал и оборудование

    1.

    Органы чувств

    Наши помощники.

    Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

    Коробочки с дырочками, лимон, бубен, яблоко, сахар, чайник с водой.

       

    2.

    Орган обоняния.

    «Умный» нос.

    Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

    Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

    3.

    Орган осязания.

    Язычок – помощник.

    Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

    Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

                                                                    Живая природа

    Объект

    Название опыта

    Цель опытно-исследовательской  деятельности

    Материал и оборудование

    1.

    Семена растений

    У кого какие детки.

    Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).

    Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

    Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

    2.

    Растения

    Что любят растения?

    Выявить необходимость света в жизни растений.

    Два комплекта растения, картонная коробка.

    3.

    Растения

    Что любят растения?

    Выявить значение влаги для роста и жизни растений.

    Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

    4.

    Растения

    Хитрые семена.

    Познакомить со способом проращивания семян.

    Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

    5.

    Мех

    Зачем зайчику другая шубка?

    Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

    Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

    6.

    Гнездо птиц (на дереве)

    Из чего птицы строят гнезда?

    Нитки, лоскутки, вата, кусочки мех

    Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

                                                                  Рукотворный мир

     

    Объект

    Название опыта

    Цель опытно-исследовательской  деятельности

    Материал и оборудование

    1.

    Бумага

    Бумага, ее качества и свойства.

    Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

    Бумага, ножницы,  емкость с водой.

    2.

    Древесина

    Древесина, ее качества и свойства.

    Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде).

    Деревянные предметы, емкости с водой.

    3.

    Ткань

    Ткань, ее качества и свойства.

    Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).

    Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой.

    4.

    Стекло.

    Стекло, его качества и свойства.

    Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

    Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

    5.

    Резина.

    Резина, ее качества и свойства.

    Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность),

    Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

    6.

    Металл.

    Металл, его качества и свойства.

    Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

    Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

                                                                   Мониторинг

    Мониторинг осуществляется воспитателями в начале и в конце учебного года со всеми детьми и имеет качественную оценку. Педагоги заполняют диагностические карты, отражающих уровни сформированности умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: сформирован, не сформирован, формируется. Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения исследовательской деятельности как на специально организованных занятиях, так и в свободной деятельности.

    Диагностическая карта по выявлению исследовательских умений

    1- умение слушать

    2- умение видеть проблему

    3- умение выдвигать гипотезу

    4- умение обратиться с вопросом

    5- умение отвечать на вопросы

    6- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций и другим материалов, необходимых для исследований

    7- умение обрабатывать материал (делать выводы)

    Критерии оценивания:

    + - сформировано;

    - - не сформировано;

    * - формируется.

    Литература

    1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

    2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

    3. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.

    4. Рыжова П. Игры с водой и песком/ Обруч, 1997. — № 2.

    5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной/ Обруч, 1998. — № 2.

    6. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.

    7. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

    8. План-программа воспитательно - образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб:  Акцидент, 1997 г.

    9. Рыжова Н. А. Волшебница - вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка - Пресс. 1997 .

    10. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. -  М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

    11. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» / Дошкольное воспитание. 2005. №1.

    12. Интернет ресурсы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Юные исследователи"

    Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить детей со свойствами и качествами  природных объектов. Показать детям как быстро загораются предметы из разных  материалов; какие средства можно и...

    Конспект проведения НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Юные исследователи воды»

    Цель: формирование у ребенка целостной картины миры, знаний о свойства воды.Задачи:Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства вод...

    Календарно-тематическое планирование на тему "Юные исследователи"

    Календарно-тематическое планирование на тему "Юные исследователи"...

    ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

    ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

    Конспект НОД с использованием ИКТ в старшей группе. Тема: "Юные исследователи"

    Конспект ООД по экспериментальной деятельности в старшей группе  Тема: «Юные исследователи»Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности.Программные задачи:Образовательн...

    Конкурс проектов по краеведению «Юные исследователи природы»

    Конкурс проектов по краеведению«Юные исследователи природы»...

    Педагогический проект по экспериментированию «Юные исследователи»

    Проект «Юные исследователи» для детей подготовительной  группы (6-7 лет)...