"Игры детей раннего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_noyabr_2019.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

                      Консультация

«Игры детей раннего дошкольного возраста»

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Это такой вид деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

 Игра имеет большое значение для социально-личностного развития ребёнка.     В народной педагогике всегда использовалась игра для воспитания и обучения детей. Но детей нужно приобщать к игре, маленькие дети самостоятельно играть не умеют, От того, какое содержание взрослый вложит в предлагаемые детям игры, зависит формирование восприятия, мышления, памяти, речи, тех процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.  Содержание игр доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми, если игры сопровождаются текстом, песенками и  показом. В разнообразных детских играх сочетаются легкость и удовлетворение, с которыми ребёнок подражает действиям взрослого, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.

В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может включить в себя элементы сюжетной игры. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и так далее. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

Значение игры в развитии ребёнка трудно переоценить. Каждая вносит определённый вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. В играх-забавах, подвижных играх, у детей развивается эмоциональная сфера, двигательная активность ребёнка. Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Из сказанного следует: элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия взрослого с детьми; игра должна быть основной формой организации разных видов деятельности;

в течении дня должно выделятся время для разнообразных игр.

Обстановка в доме, расположение игрушек  нужно организовать так, чтобы побуждать детей к игре.  Комната должна быть оснащена разными видами игрушек. На игровых столах расставляется игрушечная посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек.  В определённых местах размещаются машинки, строительный материал, наборы игрушек для игр в «больницу», «парикмахерскую», «магазин». Игровое пространство должно быть удобным для детей и позволять им играть как самостоятельно, так и небольшими группами, например, с гостями-малышами. Игра – свободная деятельность, и каждый ребёнок имеет право играть там, где ему нравится.

Качество игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и само развитие детской игры зависит от характера взаимоотношений партнёров.  Чтобы пробудить интерес ребёнка к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт.

Важно помнить, игра- не формальное значение, она должна доставлять ребёнку удовольствие. Взрослый сможет вовлечь малыша в игру тогда, когда он сам будет вовлечён в неё. Проявляя в игре фантазию, мама или папа создаёт благоприятную атмосферу для игры с малышом. В ходе игры между дитём и взрослым, должны быть равноправные отношения, даже с самым маленьким.

Наблюдая за игрой малыша, родители должны проявлять интерес к его действиям, поощряя, радуясь тому, как он играет. Доброжелательное внимание стимулирует игровую инициативу детей. При пробуждении игровой активности ребёнка и её разнообразии, используйте косвенные методы воздействия на малыша. Например: «Твоя кукла уже искупалась?», «Может бать она хочет спать?» и т.п.

С помощью сюжетных игрушек взрослый вовлекает малыша в воображаемую игровую ситуацию. Если малыш принимает игровые попытки со стороны взрослого и сам совершает игровые действия, то взрослый поддерживает его и поощряет.

Играя вместе с ребёнком, при помощи наводящих вопросов, нужно стимулировать малыша на использование или поиск необходимых игрушек. Используя разнообразные игровые сюжетные игрушки, ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире; его игра становится более содержательной и интересной.

Смена сюжетов так же способствует увеличению длительности игры, делая её интересной. Используя в игре жизненные ситуации, ребёнок вступает в ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: становится заботливой мамой, врачом, продавцом и т.д. Реализация сюжетов подразумевает расширение круга предметов, с помощью которых он играет.

Для того, чтобы игра стала содержательной, необходимо помогать малышу «строить» её как целостную ситуацию. В ситуации всё взаимосвязано и выполняется в логической последовательности. Взрослый помогает малышу выстроить ряд цепочек игровых действий («давай сначала сварим кашу, а потом покормим Машу»). И обязательно нужно подвести завершающий итог(« суп сварился», «кукла погуляла»).

Это помогает ребёнку лучше осознать смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет.

 Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой.

Ребёнок играет не ради получения какого-то конкретного результата, а потому что ему хочется играть.  

Создавая зону ближайшего развития ребёнка, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.  По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета или игрушки, игра представляет собой предметно-игровую деятельность.    

Отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это заключительный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

Ребёнок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, т.е. появляется воображаемый результат. Меняется психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет её кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на высоком интеллектуальном уровне.                     

В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: слово, наглядность, сюжет.

 Раннее детство– это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий.  В этом возрасте дидактические игры учат детей развивать умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов, совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей; развивается наблюдательность и внимание. Дидактическая игра имеет определённую структуру: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности

  - сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);

   - развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;

 - развитие речи (умение понимать и называть предметы, качества, действия);

   - развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему

  - развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение игровых правил контролируется, направляется игровыми действиями.    

 Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры.  В  детском саду воспитательница с помощью слова направляет, регулирует внимание детей. Например: на занятии используем   красный и синий шарики. Сначала берём шарик одного цвета и говорим: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорим о синем шарике. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.

Поиграем на занятии в «Чудесный мешочек». Вынимая из мешочка, игрушечную машину, называем ее, возим по столу и говорим: «Машина едет». Дети получили наглядное словесное обозначение - «Машина», «Машина едет». Ответная реакция- дети называли игрушку, движение не назвал никто.  Лишь когда они повозили её по столу и поиграли с ней, многие стали называть предмет и действие. Дети не только смотрели, слушали, но и действовали, наблюдали, и поэтому, образовалась прочная связь.

 

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. Во время выразительного чтения стихов и сказок взрослые должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие. Например, увидев ворону, скажем: "Посмотри, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она, сидя на ветке, каркает, с нами здоровается. Давай мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона".

                                                     

Можно использовать разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекать детей к участию в инсценировках.                                                      

 Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например: обыгрывая сказку "Репка"- дети тянут её, обыгрывая сказку "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула.

Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В ходе таких игр-инсценировок, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов. Важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.

Взрослый призван помогать ребёнку, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Делая вывод можно сказать, что одним из важных занятий детей раннего возраста является игра. В детском саду с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение материала протекает не заметно для малышей в практической деятельности. Предметно-игровая деятельность оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребёнка, обогащает опыт малыша, учит мыслить. Дома, необходимо так же много играть с малышом.  Так как игра влияет на психическое развитие ребёнка. Дети в игре наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. В игре совершенствуется восприятие, память, воображение, мышление и другие способности.  

Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении детей, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.  

В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи.  Игры помогают сделать совместное времяпровождение и прогулки с ребёнком полезными и интересными.

                                                            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Играем - развивая: досуг родителей детей раннего дошкольного возраста "Игры с мозаикой"

Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего дошкольного возраста Кудриной Т.П....

Играем - развивая: досуг родителей детей раннего дошкольного возраста "Игры с кубиками"

Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего дошкольного возраста Ю.А. Розенковой....

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»...

Конспект мастер – класса для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста »

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...

Мастер – класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста».

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...