Играем - развивая: досуг родителей детей раннего дошкольного возраста "Игры с мозаикой"
материал

Гришина Елена Владимировна

Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего дошкольного возраста Кудриной Т.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_s_mozaikoy.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРАЕМ  - РАЗВИВАЯ: ДОСУГ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРАЕМ С МОЗАИКОЙ

Кудрина Т.П., ФГБНУ «ИКП РАО»

Всем родителям еще с собственного детства хорошо знакома игра «Мозаика».  Известно, что в игре с мозаикой у ребенка развиваются не только мышление, пространственные представления, зрительное восприятие, воображение, совершенствуется моторная ловкость пальцев, но накапливается столь необходимый ему практический опыт предметных действий. Общаясь с взрослым во время игры, ребенок не только начинает лучше понимать обращенную к нему речь, но и активно говорить слова и простые фразы. Опыт совместной деятельности бесценен для него: именно в играх с мамой он приобретает умение строить отношения с окружающим миром.    

         Вы решили познакомить своего ребенка с мозаикой? Вот несколько показателей, по которым вы сможете определить, доступна ли эта игра ребенку:

  • у ребенка имеется опыт наблюдений за явлениями природы и окружающего мира;
  • он понимает обращенную к нему речь, выполняет простые просьбы;
  • подражает простым действиям взрослых;
  • у него есть  представления о форме и величине предметов;
  • он может группировать предметы по цвету;
  • у него есть первые представления о количестве предметов;
  • он может ориентироваться в пространстве.

В продаже имеются несколько видов мозаики для детей дошкольного возраста. Они различаются размером, формой деталей, способом крепления к игровой пластине. Мозаика  для детей должна соответствовать определенным требованиям: быть безопасной (без мелких и хрупких деталей) и удобной для ребенка, с  яркими и привлекательными деталями.

Самая простая, доступная мозаика – крупная мозаика, детали которой представляют собой шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле – пластина без отверстий. Детали мозаики просто накладываются сверху на выпуклые формы игрового поля. Такое крепление более всего соответствует  имеющемуся  у ребенка уровню развития  моторной ловкости пальцев и зрительной  координации: ребенок только намечает место прикрепления детали и выполняет движение так, чтобы деталь оказалась именно в том месте, куда он хотел ее поставить. Успешность выполнения действия гарантирована, что очень важно для поддержания интереса  ребенка к этой игре.

Привлекательность игры во многом зависит от взрослого, если вы будете:

  • играть вместе с ребенком;
  • начинать с самого простого, постепенно усложняя задания;
  • поощрять самостоятельность и инициативу ребенка;
  • использовать игровые ситуации, сюжетные игрушки, сюрпризы;
  • всегда хвалить ребенка и поддерживать в игре положительные эмоции;
  • в ходе игры беседовать с ребенком,  задавать вопросы, рассказывать, обсуждать.  

Не предлагайте ему сразу же сделать какую-нибудь сложную картинку по образцу, изображенному на коробке. Присмотритесь, в ярких,  привлекательных деталях уже заключены образы. Зеленая деталь – листик, синяя – капля дождя (дождинка), а белая – снежинка. Достаточно лишь произвольно расположить детали определенного цвета на игровом поле, и у вас получится «листопад», «дождь», «снегопад». Ребенок воспринимает мир эмоционально, поэтому представить  безликий предмет каплей или снежинкой он сможет, если вы создадите этот образ, воздействуя на чувства ребенка своими эмоциями, песенкой, коротким стишком, звукоподражанием, показом действий.

Знакомимся с деталями мозаики

Не торопитесь знакомить ребенка с игровым полем (пластиной). К сожалению, в мозаиках пластина очень непрочная и требуется ее укрепить перед тем, как дать в игру ребенку. Пластину можно наклеить на очень плотный картон или тонкую фанеру.

Первые игры с мозаикой лучше провести без игрового поля, используя как основу однотонную поверхность стола, пола, дивана. Это даст возможность ребенку пока без правил ознакомиться с формой и цветом деталей мозаики.

 Для первых игр достаточно по 5 деталей каждого цвета. Переложите их в небольшую красивую коробочку. Пусть ребенок заинтересуется содержимым, тогда, открыв коробочку, поочередно с ним достаньте детали, вместе  называя их цвет. Дайте ему возможность все потрогать, рассмотреть. Разложите их на однотонной поверхности (на диване, полу, ковре или столе). Ребенок  может очень эмоционально отреагировать на обилие красочных деталей – схватить их в охапку двумя ладошками и подбросить, или одним взмахом руки разбросать по всей комнате. Такая реакция совершенно естественна. Дайте возможность непоседе выплеснуть свои эмоции! Порадуйтесь вместе с ним, но сразу же дайте понять, что намного интересней играть по-другому. Снова произвольно разложите детали мозаики и полюбуйтесь вместе с ним красочной картиной, поинтересуйтесь у ребенка, какие детали  ему понравились больше. При этом лучше всего приобнять ребенка, слегка удерживая его ручки. А потом  предложите ему разложить детали мозаики по цвету: в одну сторону – красные, в другую – синие. Будьте эмоциональны, не делайте замечаний ребенку, даже если он ошибается, а исправляя его ошибки, обязательно хвалите за старание и подбадривайте его. Назвав цвет детали, покажите образец и попросите его: «Найди такую же!»,  а ребенок пусть попробует отыскать, показать или положить в коробочку. Ребенку пока важно научиться зрительно различать цвет и находить подобный («такой же»), возможно, методом проб и ошибок.

Играя с деталями, предложите  ему  взять много деталей, а себе возьмите одну. Дайте ему возможность визуально (на взгляд) оценить количественные различия. Положите перед ним 5 деталей одного цвета (много) и отдельно - одну. Попросите показать, где много, а где мало, одна деталь. Для игры возьмите любимую игрушку ребенка (зайчика, куклу, машинку). Пусть теперь зайчик захочет, чтобы ему дали «много» деталей мозаики, он обязательно порадуется и поблагодарит ребенка. Научите ребенка брать в руку только одну деталь (обязательно при этом называть количество). Каждый раз спрашивайте его, сколько у него деталей. Если он затрудняется ответить, говорите за него. Вскоре он и сам начнет  определять количество и отвечать на ваши вопросы.  Такие упражнения  знакомят ребенка с первыми математическими понятиями «один», «много», которые пригодятся ему и в повседневной жизни и в играх.

Ребенку будет намного интереснее эти упражнения, если безликие детали  превратятся в знакомые образы. Сегодня вы определяли, где много «конфет», а где одна. В следующий раз детали мозаики будут «цыплятами» или «воздушными шариками». Покажите ребенку, как можно детали мозаики использовать в действиях с сюжетными игрушками: перевозить в машине,  угощать ими кукол (т.е. использовать как предметы-заместители). Умение видеть, узнавать в одном предмете образ другого формируется постепенно, и не само по себе, а при активном участии взрослого, и это умение является истоком очень важного для развития ребенка психического образования – воображения.

Итак, знакомство с деталями мозаики состоялось. Теперь важно показать ребенку, что и как из этих предметов можно сделать. Самостоятельно он может их только разбросать, поэтому игры с мозаикой должны быть динамичными, веселыми, яркими и непродолжительными (от 3 до 5 минут). Поиграв с деталями мозаики без пластины,  потом повторите знакомые ребенку игры уже на ней.

Знакомимся с пространством  игрового поля

(Учимся произвольно прикреплять детали мозаики к пластине)

Чтобы ребенок освоил пространство пластины, научите его располагать детали мозаики по всему игровому полю в произвольном порядке. Предложите ему понятные для него сюжеты игры, доступные для воплощения: идет дождь, летят снежинки, кружатся листья, вспыхивают огни салюта или фейерверка и т.д. Покажите ребенку детали мозаики, цвет которых подсказывает какой-то образ: синие – капли дождя, белые – снежинки, желтые – цыплята (утята) или одуванчики, красные – ягоды. Детали разных цветов, собранные вместе – разноцветный салют, листопад, цветы, воздушные шарики.

Чтобы сделать «листопад», приготовьте 10-15 деталей мозаики разного цвета, положите их на небольшой поднос и накройте легким платочком. Сильно подуйте, скажите: «Вот какой сильный ветер дует!»

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

Подуйте вместе с ребенком, приподнимите платочек с подноса и скажите: «Смотри, сюда прилетели листики! Мой желтый листик вот куда полетел!». Прикрепите деталь к пластине.  Спросите ребенка, побуждая его к повторению вашего действия: «А какой твой листик? Куда он полетит?». Называйте цвет «листиков», эмоционально комментируйте действия  ребенка, когда он произвольно располагает детали на игровом поле: «Листопад, листопад! Листья падают, летят!». Если он прикрепляет детали скученно, обратите его внимание на пустующие места в другой части пластины: « И сюда листик прилетит, и туда!» Попросите его сильно подуть на  «листики» -  изобразить «ветер», показать такой же, как у вас (зеленый или красный) «лист». В  конце работы обязательно рассмотрите получившуюся картину, еще раз спросите у ребенка, что вы делали, уточните: «Листики везде: и тут, и тут!».  Подобным образом из разноцветных деталей можно сделать салют (фейерверк), а из синих - дождь.

В таких играх ребенок упражняется в назывании цвета, знакомится с первоначальными математическими представлениями, учится прикреплять детали, снимать их, переставлять, использовать всё игровое поле, а заодно и представлять, видеть в предмете-заместителе образ другого предмета. Вроде бы такая незатейливая игра, а сколько ценного вносит она в развитие ребенка!

Обратите внимание, как ребенок берет детали: удобно ли  ему. Покажите наиболее рациональный захват: раскрытой ладошкой «накрыть» деталь  и ухватить всеми пальцами. Постепенно у него появится свой собственный способ  захвата и прикрепления деталей к пластине.  

Чтобы игра не превращалась в простое манипулирование деталями и разбрасывание, ограничивайте количество деталей.

Учимся прикреплять детали мозаики вплотную друг к другу

Иногда ребенок может расположить детали рядом, одна к другой, получается цветное пятно. Не упускайте момент и пофантазируйте, на что оно похоже. Расположенные рядом синие детали напоминают лужу (озеро), а разноцветные – цветочную клумбу. С помощью игрушек обыграйте эту ситуацию. По озеру может «плыть» игрушка-уточка или кораблик. К клумбе может прилететь бабочка или подойти кукла и понюхать цветы. Такое обыгрывание вносит смысл в деятельность ребенка, а  потом позволит ему самому придумывать и моделировать игровые ситуации.    

Если ребенок уже самостоятельно может сделать «снегопад», «дождик», «салют», т.е. умеет произвольно располагать детали мозаики, покажите ему, как можно их располагать по-другому. Для этого понадобятся небольшие игрушки: курочка, уточка, рыбка, лодочка и т.д. Вместе поставьте курочку или утку на игровое поле, предложите ему посадить цыплят или утят рядом с их мамой, положите рядом с пластиной детали желтого цвета. Для уточки можно сделать пруд: в определенном месте игрового поля прикрепить вплотную друг к другу детали мозаики синего цвета. А когда водоем будет готов, посадить туда утку-игрушку. В следующий раз детали мозаики, сгруппированные произвольно, но обязательно одна к другой, вплотную, вдруг превратятся в …«море», а по нему поплывет кораблик. В море могут плавать рыбки, дельфины, киты. Все зависит от того, какие игрушки есть у ребенка. Дайте ему достаточно времени для свободной игры, ненавязчиво присоединитесь к ней.  Обыгрывание помогает ему из абстрактных деталей мозаики создать образ моря, речки – любого знакомого ребенку водоема, увидеть его.

В следующий раз сделайте цветное пятно и оставьте в нем незаполненными несколько ячеек. Пусть ребенок увидит незавершенность изображения и прикрепит недостающие детали. Положите рядом с пластиной детали синего цвета и предложите ему найти в синем «озере» пустующие ячейки – места,  где еще нет «капелек». А в другой раз детали могут быть белого цвета. И вот уже по «озеру» поплывут «гуси – лебеди». Получившееся зеленое пятно превратится в «ягодную поляну»,  для этого достаточно лишь на зеленые детали положить сверху несколько красных так, чтобы они разместились по всей «поляне» на некотором расстоянии друг от друга.      

Если первые «изображения» - цветные пятна - получаются случайно, то с каждым разом у ребенка накапливается опыт, и он может уже целенаправленно (т.е. определив себе цель!) воспроизводить подобные изображения. Каждый раз меняйте количество деталей мозаики, чтобы он мог заметить и установить связь – чем больше деталей, тем больше, шире получается цветное мозаичное пятно. А так как величина - понятие относительное, определяемое только при сравнении, то и сказать, что предмет большой, можно лишь при наличии меньшего по размеру. Поэтому, обращая внимание ребенка на зависимость величины целого от количества составляющих его частей, предоставьте ему возможность  самому сравнивать и определять, где много деталей, а где мало.  

Предложите ребенку сделать (выложить) две «лужицы», поинтересуйтесь у него, какую хочет сделать он – большую или маленькую. Обычно дети выражают желание сделать большую. Тогда общее количество синих деталей (20 шт.) разделите надвое: в одной стороне будет много деталей  (14 шт.), а в другой – значительно меньше (6 шт.). Вместе с ним сравните эти части, назовите их величины. В разных местах игрового поля выложите «лужицы», а потом определите, у кого из вас лужица больше, а у кого – меньше. Обязательно подведите итог: «У тебя было много «капелек» (деталей) и  получилась большая лужа. А у меня  - мало,  получилась маленькая».    

Когда ребенок сможет самостоятельно или по вашей просьбе, практической помощи  выкладывать детали мозаики вплотную друг к другу, не оставляя в цветном пятне пустых мест, можно предлагать ему более сложные задания, которые помогут научиться его видеть части игрового пространства: верх и низ.  

Учимся видеть части пространства пластины – верх и низ

Научить ребенка определять верхнюю и нижнюю части игрового поля, выбирать для «изображения» детали определенного цвета  помогут «линейные» объекты – дорожка, ручеёк, речка. Покажите ему, как сделать «речку» - для этого по нижнему краю игрового поля вместе с ребенком выложите синие детали. Обратите его внимание, что синих деталей много. Проведите вдоль получившейся синей линии рукой: «Вот речка течёт!». Предложите сделать солнышко. Пусть ребенок самостоятельно выберет из нескольких деталей разного цвета наиболее подходящую для солнца. Скажите ему, что  нужна только одна деталь. Поинтересуйтесь, где будет солнце на картинке, и при необходимости  помогите ему прикрепить деталь вверху. Спросите его: «Что вверху?». Обязательно уточните, что речка течет внизу, а солнышко светит вверху. Чтобы ему было легче запоминать эти важные понятия, сопровождайте высказывания  соответствующими движениями рук, предлагайте ребенку повторять их за вами.

С каждым разом обогащайте сюжет. Детали желтого цвета могут стать «гусятами» или «утятами». Вместе с ребенком разместите детали желтого цвета на синей полоске «реки» -  и вот уже по речке плывут «утята» или «гусята». А  деталь белого цвета  превратится… в «маму-гусыню» или «утку».  

Мальчикам можно предложить сделать дорогу для машин, а детали мозаики для «укладки дороги» привезти в грузовике. А девочкам – сделать для куклы нарядные бусы. Так в канву любимой игры гармонично впишется работа с мозаикой.

Освоив  линейное (горизонтальное) расположение деталей, приступайте к выкладыванию вертикальных  линий. Для этого разверните игровое поле на 90 градусов. Пластина будет лежать короткой стороной к ребенку. При таком расположении игрового поля можно выложить ровную вертикальную «дорожку».  Лучше начать выкладывать  детали по самому краю, он будет для ребенка наглядной опорой.

Чтобы заинтересоватьребенка, расскажите ему историю про зернышко, из которого вырос стебелек, а потом распустился цветок. Накануне на прогулке не забудьте рассмотреть у цветка стебелек, соцветие, листья. Пусть ребенок осторожно проведет пальчиком снизу вверх по стеблю.    

Для стебелька приготовьте 5 зеленых деталей, одну красную или синюю (для цветка) и одну желтую (для солнца). Прикрепите внизу у бокового края игрового поля  зеленую деталь -  «зернышко». «Посадил Коля (имя ребенка) зернышко. Выглянуло утром солнышко». Прикрепите вверху желтую деталь. «Стало  светло и тепло, из зернышка появился стебелек и начал расти вверх, к ласковому солнцу». Покажите ребенку, куда надо прикреплять детали, чтобы «стебелек» рос вверх. Поддерживайте игровую ситуацию своими комментариями: «Все выше, выше растет стебелек, к самому  солнышку тянется!». Когда ребенок закончит выкладывать зеленые детали, дайте  малышу деталь красного или синего цвета, пусть он прикрепит ее. «Смотри, какой красивый цветок распустился!» Для ребенка будет приятный сюрприз, если к сделанному им цветку прилетит «бабочка», заранее сделанная вами из цветной бумаги. В следующий раз «посадите зернышко» не у самого бокового края.

Если попытка выложить по вертикали ровную линию будет успешной, можно использовать более сложный, развернутый сюжет. Сначала выложите горизонтальный ряд – «травку», затем  прикрепите  вверху «солнышко», а потом  сделайте «стебелек». Когда ребенок справится с этими достаточно сложными действиями,  покажите  ему, как можно сделать большой цветок: серединка и лепестки вокруг. Он уже делал нечто подобное, когда выкладывал «озеро», прикрепляя детали одна к другой. Чтобы ему было легче сделать «цветок», начинайте каждое действие от центральной детали: как будто «лепестки» вырастают из серединки. Детали мозаики хорошо размещаются вокруг центра: этому способствует само строение ячеек пластины. Не забудьте обыграть получившуюся «картинку» с помощью небольших игрушек, еще раз проговорить последовательность событий, взаиморасположение объектов  на игровом поле. Если ребенку трудно самостоятельно выложить лепестки вокруг серединки, сделайте это сами. А затем предложите ему стать волшебником и сделать, например, из ромашки василек. Для этого достаточно поменять цвет лепестков. Так по вашему образцу малыш сделает свой цветок, освоив новый способ расположения деталей.  

Такие сюжеты, разворачивающиеся на глазах ребенка, помогают не только установить причинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и позволяют ему целенаправленно достигать определенного, ожидаемого  результата.  

Научиться располагать детали друг за другом, и не только в ровную линию помогут … веселые «гусеницы». Покажите ребенку, как последовательно, но не обязательно горизонтально или вертикально прикрепить несколько деталей. Можно на последней прикрепленной детали нарисовать глаза – «гусеница» оживет. Чтобы ей не было одиноко, попросите его сделать еще одну или две. Можно сравнить длину гусениц, а в следующий раз целенаправленно сделать длинную «гусеницу» - маму и коротенькую – дочку или сыночка. При этом обратить внимание на количественное соотношение деталей, используемых при выкладывании длинной (6 деталей) и короткой (2 детали) линий. После нескольких таких упражнений попросите ребенка самого определить, какая часть из заранее подготовленных вами  (6-7 шт. и 2-3 шт.) деталей предназначается для изготовления большой гусеницы, а какая для -  маленькой.    

Еще недавно для ребенка было непросто даже прикреплять детали к игровому полю, теперь он может располагать их по всему игровому полю или делать цветное «пятно» из элементов мозаики. Ему не составит труда расположить детали вверху или внизу, по горизонтальной или вертикальной линиям.

В ходе игры для ребенка становится очевидным ограниченность игрового поля, он начинает замечать края пластины, а это необходимо для формирования умения ориентироваться на плоскости, видеть верх и низ, левый и правый края.

Занимаясь мозаикой вместе с вами, ребенок осваивает доступные сюжеты, учится узнавать в довольно абстрактных изображениях реальные образы. В интересной игре он усваивает первые математические понятия, развивается его речь. С развитием интереса появляется желание играть с мозаикой,  возможность более длительное время сосредоточивать внимание на определенной задаче (5-7 мин.), стремиться к достижению результата.

Первые орнаменты

Теперь наряду с динамичными, игровыми заданиями можно предлагать ребенку упражнения, при выполнении которых необходимо следовать определенным правилам:  четко и последовательно повторять (воспроизводить) образец. Выкладывание простых, в одну линию, узоров или орнаментов, в которых чередуются детали двух цветов, конечно,  нужно обыграть: сделать  бусы для мамы, елочную гирлянду. В этой игровой ситуации ребенок должен держать  в уме задачу, помнить о последовательности чередования – ритме узора. Этому он учился, занимаясь аппликацией.        

Попробуйте вместе с ребенком выложить самый простой узор -  двухцветную дорожку. Пусть он из общей массы деталей мозаики двух цветов  (10-12 шт.) выберет детали одного цвета. Остальные достанутся вам. Начните по очереди прикреплять к пластине детали мозаики каждый своего цвета. Такая очередность в действиях задаст ритм узору. Называйте цвет своей детали, когда прикрепляете ее: «Сначала моя – синяя, теперь твоя – красная. Кладем по очереди!»  Важно, чтобы детали мозаики прикреплялись не только рядом, но и в одну линию. Когда закончите работу, обратите внимание ребенка, что получился красивый узор. Сравните его с бусами или новогодней гирляндой. В следующий раз предоставьте ребенку возможность попробовать сделать такой узор по вашему образцу. Заранее сделайте узор из таких же деталей мозаики, что и накануне. Рассмотрите с ребенком вашу работу. Предложите ему сделать такие же «бусы» для бабушки. Ребенку, возможно, понадобится ваша помощь. Не спешите с конкретной помощью. Даже если он ошибся, похвалите его за старание и вместе с ним еще раз внимательно рассмотрите образец, посоветуйте, что можно сделать, поддержите его интерес к игре с мозаикой. Если ребенок научился делать узор по  готовому образцу, пришло время  предложите ему самостоятельно сделать узор (без вашего показа и образца). Вместе  с ребенком разделите детали мозаики по цветам,  а выкладывать узор он попробует самостоятельно. Напомните ребенку способ выполнения узора, но не показывайте его. Это поможет ему научиться внимательно слушать объяснения взрослого и действовать согласно полученной словесной инструкции. В случае неудачи обязательно отметьте его старания и, присоединившись к его действиям,  завершите работу.

При кажущейся простоте выполнение орнамента – это очень сложное для ребенка дело: действовать надо по правилам, подчиняясь определенным условиям. Одновременно действовать и  помнить правила ему еще только предстоит научиться, поэтому будьте терпеливы: вам не раз придется напоминать правила и повторять объяснения. И не торопитесь переходить от совместного выкладывания орнамента к более сложным видам работы.    

Поиграем?

Предлагаем вам цикл занятий, в которых шаг за шагом усложняются игровые задачи для ребенка. Сюжеты мозаичных картинок могут быть самыми разными, а вот последовательность, в которой расположены эти занятия, должна соответствовать принципу «от простого к сложному».

«Раз снежинка, два снежинка»

На прогулке ребенок наблюдал, как кружатся снежинки, ловил их. Попробуйте сделать снегопад дома. Пусть он сам из общей массы деталей мозаики выберет для игры 10-12 деталей мозаики белого цвета. Под рукой хорошо  иметь небольшой запас деталей мозаики: возможно, ребенка увлечет игра, и понадобится дополнительный материал.

Вспомните с ребенком, что видели на прогулке, посмотрите в окно, полюбуйтесь снегопадом, расскажите стишок:

Снежок порхает, кружится, на улице бело...

Покажите ему приготовленные детали белого цвета: «Смотри, какие у меня снежинки!» Возьмите одну «снежинку» и прикрепите ее к пластине: «Вот как полетела снежинка!» Предложите ему повторить ваши действия. Радуйтесь вместе с ребенком, поддерживайте его эмоционально – восклицаниями, комментариями, уточнениями, например:

Белый снег кружится, белый снег ложится,

Снег, снег, белый снег!

Обратите внимание, как ребенок берет деталь – двумя пальцами или всей ладошкой. При захвате детали «щипком» (двумя или тремя пальцами) прикрепить деталь мозаики к пластине довольно сложно. Несколько неудачных попыток снизят его интерес  к игре с мозаикой. Напомните, как положить ладошку на деталь и слегка сжать ее пальцами. Для некоторых детей элементы мозаики лучше разложить на подносе выпуклой стороной вверх.

Как только все «снежинки» окажутся на пластине, похвалите ребенка, рассмотрите с ним получившуюся картинку: «Ух! Как летят у нас снежинки!»  Попросите  ребенка показать пальчиком, где «снежинки», спросите, что  он делал, что у него получилось. Во время показа «снежинок» прикоснитесь к одной из деталей  и воскликните: «Ой, холодно!» Ребенок обязательно присоединится к вашей забаве  и будет осторожно  прикасаться к «снежинкам». Замерзли руки? Разотрите ладошки, как  будто согреваете их. Такие упражнения будут способствовать развитию мышц кистей рук.  

Побуждайте ребенка повторять за вами не только действия, но и слова. Попросите его показать вам «снежинки», и он обратит внимание на расположение деталей, еще раз рассмотрит получившуюся картину.

Подобные игры-занятия можно провести, используя следующие сюжеты: «Салют», «Дождик», «Листопад», «Воздушные шары» и др. Способ выполнения мозаичной картины остается прежним – произвольное прикрепление деталей мозаики на игровое поле.  

В таких играх ребенок научится не только правильно захватывать деталь и прикреплять ее к пластине, но воспринимать и осознавать образы (капли дождя, листья, огоньки и т.д.), заключенные в абстрактных деталях мозаики. А это даст толчок к развитию воображения, фантазии.

«Сугроб»

Ребенок научился самостоятельно делать «снегопад»? В следующий раз покажите ему, как, расположив рядом некоторое количество деталей белого цвета, можно сделать сугроб, который во время «снегопада» становится все больше и больше. Если между какими-то деталями останется незаполненное место, укажите на него и скажите, что сюда еще не упала снежинка – пусть сам он прикрепит недостающие детали.

Сопровождайте действия ребенка рассказом: «Снежинки кружатся и падают на землю. Еще снежинка упала и еще. Много снежинок! Вот какой сугроб получился!» Полюбуйтесь совершенно новой для ребенка картиной: он сделал что-то целое из большого количества разрозненных элементов! Пока  в этом целом  заключен достаточно условный для ребенка образ -  «сугроб». Не забудьте про игровой сюрприз. Заранее приготовьте игрушки для обыгрывания мозаичной картинки. Когда перед ним возникнет реальная игровая ситуация – множество деталей мозаики превратятся в холодный, пушистый сугроб, в котором весело барахтаются зайчата, радуясь белому снегу. Игра с получившейся мозаичной картиной – одно из условий, при котором у ребенка зарождается и формируется интерес к занятиям с мозаикой.

Через некоторое время можно сделать большой сугроб и маленький. Для этого предоставьте возможность ребенку самому достать из коробки с деталями мозаики   детали белого цвета, разделите их на две части – большую (10-12 шт.) и маленькую (5-6 шт.) Обсудите с ним величину каждой кучки и поинтересуйтесь, какой сугроб он хочет сделать. Выясните, из какой кучки надо брать детали, чтобы сделать большой сугроб и почему.  А для обыгрывания возьмите игрушки разной величины. Пусть ребенок разрешит их спор, сможет ли большой персонаж спрятаться в маленьком сугробе.

Усложните задание: предложите ребенку самому разделить детали на две кучки, конечно, не отсчитывая, а «на глазок» определить, какие детали  для большого сугроба, а какие для маленького.

«Белая дорожка»

Научившись располагать детали рядом друг с другом, без промежутков, ребенок сможет выложить «дорожку». Помните, что первое время для этого ему понадобится зрительная опора – это нижний край пластины. Попросите малыша приготовить для игры детали мозаики белого цвета (10-12 шт.). Начните прикреплять по нижнему краю пластины  подряд 3 белые детали, комментируя при этом: «Топ-топ, вот какая  дорожка, пойдем вместе со мной!» Предложите ребенку присоединиться к вам, и совместно доделайте «дорожку». «Походите» пальчиками по сделанной дорожке, пойте при этом песенки, рассказывайте ритмичные стихи или потешки:

Баю-баю-баиньки,

Купим Кате валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Катенька ходить,

Новы валенки носить!  

При обыгрывании используйте различные игрушки, особенно любимые ребенком. Расскажите, что игрушкам холодно, предложите сделать «солнышко». Пусть он покажет, где солнышко – потянет руки вверх – вверху, высоко. Проведите рукой по дорожке: «Смотри! У нас дорожка внизу, а вверху – солнышко» Затем попросите ребенка прикрепить в верхней части пластины желтую или красную деталь. Спросите его, что находится вверху, а что внизу. Выложить дорожку – задача для некоторых детей довольно сложная, поэтому, первое время от вас может потребоваться больше практической помощи. Например, вы начинаете, а ребенок завершает работу или наоборот, можно попробовать действовать поочередно. Иногда «ошибайтесь» - делайте промежутки между деталями, чтобы он мог «помочь» вам.

Теперь, когда ребенок умеет не только произвольно, но и  упорядоченно располагать детали, усложните задание - соедините все знакомые ему способы расположения деталей на пластине в  одной картине, например, с таким сюжетом: «По  белой дорожке гуляет собачка (любая привлекательная для малыша игрушка), светит солнце. Вдруг солнце прячется, и начинает идти снег. На дорожке  вырастает сугроб. Собачка весело прыгает по снегу».

«Снеговик, снеговик, жить на холоде привык»

Чтобы ребенок мог поупражняться в выкладывании вертикальных дорожек, предложите ему сделать снеговика. Для этого пластину поверните короткой стороной к ребенку. А на одной из белых деталей заранее нарисуйте или наклейте глаза, рот и нос-морковку (лучше сделать 3-4 таких заготовки). Для изготовления первого снеговика лучше воспользоваться опорой – левым или правым краем пластины. Пусть первый снеговик будет стоять у самого края.

Прикрепите первую из трех приготовленных деталей (четвертая деталь – голова), попросите ребенка поставить следующую сверху, затем еще одну. Рассказывайте ему, что происходит: «Вот как растет наш снеговик. Все выше и выше!» Сюрпризом для него будет, когда вместо простой белой детали вы прикрепите деталь с нарисованными глазами, ртом и носом-морковкой. Снеговик готов! Но одному снеговику грустно, и ребенок захочет сделать еще одного. На некотором расстоянии от первого прикрепите первую, нижнюю деталь, а следующую пусть попробует прикрепить ребенок. Возможно, без опоры сделать это ему будет сложно, и понадобится ваша помощь. Но с каким усердием он  постарается поставить в нужное место голову снеговика!

Завершив работу, ребенок обнаружит, что снеговики разные, один большой, а другой маленький. Можно сказать, что один из них папа, другой – сыночек. Спросите, кто из них «папа» и поинтересуйтесь у ребенка, как он об этом догадался. Кого не хватает в этой семье? Если у него будет желание, можно сделать маму-снеговика (снежную бабу). Полюбуйтесь получившейся картинкой и расскажите стихотворение В. Берестова:

«Снеговик, снеговик

Жить на холоде привык».

Когда в следующий раз вы решите сделать снеговиков, предоставьте ребенку возможность самому подготовить комплект деталей для снежной семьи. Пусть он сам разложит белые детали на две части, большую и маленькую. Сравните с ним эти части, попросите ребенка показать большую (4 шт.) и маленькую (2 шт.). Выясните, «папу» или «сыночка» хочет он сделать. Пусть сам определит, сколько деталей  для этого надо взять – много или мало. Как только он усвоит понятия «большой – маленький»,  познакомьте его с понятиями «поменьше – побольше» для сравнения уже трех величин.

Поддержите интерес ребенка к сюжету со снеговиками: «проиллюстрируйте» стихотворение В. Берестова. Сделать звездное небо вместе с вами ему будет несложно. Для этого достаточно в верхней части пластины прикрепить все имеющиеся синие детали мозаики, а «звезды» - 4-5 желтые детали – разместить в произвольном порядке  поверх синих. Расположите полукругом 4 желтых элемента мозаики в любом верхнем углу пластины – над снеговиками «взойдет» месяц. Сфотографируете красочную картинку – и у вас будет авторская новогодняя открытка, которую ребенок сможет подарить любимым бабушке и дедушке.

 Предлагая ребенку работу с мозаикой, помните, что, начиная с самых простых изображений - образов, заключенных в самой детали мозаики (снежинка, цыпленок), вы даете ему возможность успешно реализовывать его возможности, развиваете  инициативу и активность в стремлениях, действиях. С накоплением опыта и формированием умений у ребенка появляется возможность  совместно с вами осуществлять более сложные задачи  - складывать отдельные элементы в целостное изображение и, тем самым, создавать «составные», сложные образы (озеро, снеговик, улитка), а затем соединять их в доступные пониманию малыша сюжетные картины.      

Главный результат ваших игр с мозаикой – малыш с удовольствием вместе с вами создает картины из деталей мозаики,  у него возник интерес к появлению чего-то нового на пластине, он делится с вами своими впечатлениями или просто выражает восторг. Он может назвать получившийся образ или даже рассказать о поделке. Пусть еще полностью самостоятельно ребенок не может сделать сложную «картинку», первый и самый важный шаг им уже сделан – ему хочется пробовать, действовать, получать результат  и радоваться ему. В совместных играх вы не только учите ребенка конкретным умениям, вы разделяете с ним радость  новых открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний досуг для детей раннего дошкольного возраста. "В гости к нам пришли игрушки".

Сценарий весеннего развлечения для детей раннего дошкольного возраста....

Интерактивная игра по ПДД для детей старшего дошкольного возраста "Дорожная мозаика"

Интерактивная игра по ПДД "Дорожные знаки" поможет детям в игровой форме запомнить и различать дорожные знаки, знать их назначение....

Играя, развиваем речь (для детей старшей дошкольной группы).

Представленные словесные (речевые) игры помогут родителям и их детям провести свободное время дома, на прогулке интересно, познавательно и занимательно....

Консультация учителя-логопеда для родителей детей раннего дошкольного возраста на тему «Такие простые игры»

В семье появился ребенок. Ро­дители, наблюдая, как растет и развивается их малыш, раду­ются первой улыбке, первым звукам, первым лепетным сло­вам. И, конечно, у них возни­кает много во...

Играем - развивая: досуг родителей детей раннего дошкольного возраста "Игры с кубиками"

Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего дошкольного возраста Ю.А. Розенковой....

Как развивать самостоятельность у детей раннего дошкольного возраста

Не стоит пугаться заявлению ребёнка: “Я сам!”Постарайтесь поддержать его стремление к самостоятельности.На данном этапе развития самостоятельные действия для ребёнка новы и поэтому интерес...

"Нельзя" и "Надо". Как развивать и воспитывать детей раннего дошкольного возраста.

На протяжении всего раннего детства решающую роль в развитии ребёнка играют родители. Благодаря частому эмоциональному общению с ребёнком родители удовлетворяют его потребность в ласке, внимании, помо...