Играем - развивая: досуг родителей детей раннего дошкольного возраста "Игры с кубиками"
материал

Гришина Елена Владимировна

Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего дошкольного возраста Ю.А. Розенковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_kubikami.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРАЕМ  - РАЗВИВАЯ: ДОСУГ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ С КУБИКАМИ

Разенкова Ю. А., ФГБНУ «ИКП РАО»

Если вы только знакомите своего ребенка с конструированием из кубиков, постарайтесь сделать, так, чтобы ему было интересно и купите набор деревянных кубиков. Именно деревянных и, непременно только деревянных, и лучше неокрашенных кубиков. Почему, спросите вы, ведь современная индустрия детских игрушек предлагает большой выбор различных материалов: пластик, поролон, ткань, картон, и, наконец, наборы разнообразных деталей конструктора «Лего».

Увы, уважаемые родители, кубики из пластика, из поролона или изготовленные из картона не пригодны для сооружения различных построек. Они сделаны из легкого материала, их поверхность скользит, сооружения, сделанные из них неустойчивы, а также кроме кубов в них нет других деталей. Последнее обстоятельство очень ограничивает юных конструкторов в их замыслах.

Да, скажите вы, но в наборе «Лего» или  по типу «Лего» много различных элементов и они хорошо крепятся, у них есть пазы для соединения двух и более деталей. Действительно детали этих наборов обладают разнообразием и прочностью. Однако в этих конструкторах заранее задан сюжет постройки и из деталей, предназначенных для сооружения железной дороги, станции или дома, невозможно создать другие конструкции. Современные психологи, оценивая такие детские игрушки, говорят, что они обладают заранее заложенными параметрами, в них отсутствует элемент неопределенности, необходимый для развития творческого воображения ребенка.

И только наборы деревянных кубиков соответствуют необходимым требованиям: в них много деталей, их детали – это разнообразные объемные геометрические фигуры, с помощью которых можно создавать почти неограниченное количество вариантов различных сооружений. Деревянные кубики достаточно тяжелые, сооружения, сделанные из них, обладают большей надежностью и прочностью, чем изготовленные на основе пластиковых кубиков.

И так мы определились, покупаем набор деревянных кубиков. Но все наборы разные, в них разное количество деталей. Как понять, какой набор нужен для моего малыша, спросите вы?

Если ваш ребенок только знакомится с геометрическими деталями конструктора, купите набор неокрашенных кубиков со стандартным сочетанием геометрических форм: кубы, бруски, треугольные призмы, пластины, цилиндры. Неокрашенные кубики различаются только одним сенсорным признаком: геометрической формой. Другими признаками, такими, как цвет или величина, они не обладают. Это обстоятельство поможет вашему ребенку вначале научиться ориентироваться только в форме предметов.

И только, когда он будет хорошо выбирать детали конструктора, ориентируясь на их форму и название, можно приобрести разноцветные кубики различной величины. Теперь перед юным конструктором будет стоять сложная задача: при сооружении конструкций научиться учитывать сначала два, а потом три сенсорных признака предмета: форму, величину и цвет.

Многие родители, пытаясь привлечь ребенка к игре с кубиками, совершают самую распространенную ошибку. Они полагают, что если у ребенка будет как можно больше различных наборов по конструированию, то их разнообразие и красочность так увлекут ребенка, что он  тут же станет великим строителем. Однако все эти наборы строительного материала уже на следующее утро оказываются в общей коробке с другими игрушками и более не представляют интереса для их неугомонного ребенка.

Ведь приобщить ребенка к игре с кубиками может только сам взрослый. Для ребенка не имеют ценности игрушки сами по себе, но имеют непреходящую ценность и смысл те отношения, в которые ребенок вступает, играя со взрослым. Благодаря этим отношениям любви и привязанности у него возникает желание подражать взрослому, играть так, как играет мама. Роль близкого взрослого в развитии ребенка состоит в том, чтобы создать для него такую игровую ситуацию, которая побудила бы его к игровым действиям с кубиками. А далее активно участвовать в совместных действиях, быть ему другом и партнером в совместной игре, и конечно, самым главным ценителем его архитектурных шедевров. Только в совместной со взрослым игре у ребенка возникает узнаваемый образ предмета или постройки и формируются конструктивные действия.

В играх с кубиками ребенок в первую очередь знакомится с геометрической формой предметов. Поэтому, принеся домой набор для строительных игр, познакомьте его с содержимым коробки. Поставьте перед ним коробку, вынимайте предметы по одному, ощупывайте, называйте, рассматривайте, выкладывая игрушки на коврик рядом с ребенком. Для того чтобы ребенок усвоил названия форм строительного набора, мы используем такой прием как опредмечивание. Ведь любая геометрическая форма похожа на какой-то известный ребенку предмет, например, треугольная призма похожа на крышу от дома, мы так и называем ее – «крыша», а параллелепипед очень похож на строительный кирпич, и, конечна, это будет «кирпичик»; куб станет «кубиком», цилиндр – «столбиком», а полусфера – «шляпкой». И не беда, что ребенок с первого знакомства не усвоит названия геометрических форм, в дальнейшем в играх и самостоятельной деятельности, он обязательно научится различать предметы по их внешнему виду и названию, а часть названий будет использоваться им в речи. Вынув все предметы, начинайте их складывать вновь в коробку, выбирая вначале только кубики, потом кирпичики, крыши и столбики.

Не стоит сразу предлагать ребенку весь набор для конструирования, вначале мы познакомим его с постройками из одинаковых геометрических форм: кирпичиков и кубиков. Это будут различные варианты дорожек – узкая и широкая из кирпичиков; башни и поезд из кубиков.

Наиболее удобно организовывать игру с ребенком на полу. На полу ребенок может не опасаться, что постройка упадет или не хватит места для реализации замысла, в отличие от поверхности стола. Он может поменять позу, отодвинуться, приблизиться, перейти на четвереньки или лечь на живот, и при этом его постройка не разрушится, а сам он будет меньше уставать.

Для того чтобы заинтересовать ребенка игрой, взрослый вводит необходимость постройки в контекст небольшого понятного для него сюжета. И тогда конструирование приобретает для ребенка определенный смысл, оно становится игровой задачей.

Положите на пол голубую ленту или вырезанный из бумаги голубой овал. Это речка или большая лужа, а вот маленькая кошка, которая жалобно мяукает, пробует лапкой воду, но никак не может перебраться через лужу. Помогите ребенку понять проблемность игровой ситуации и подскажите один из возможных путей: для того, чтобы помочь кошке, нужно построить дорогу. Заранее приготовьте 4-6 кирпичиков. Покажите ему, как приставлять друг к другу кирпичики узкой стороной. Уложите несколько кирпичиков, предоставив ребенку возможность дальше продолжить строительство самому. Можно попробовать укладывать дорожку поочередно. Когда ваша постройка будет завершена, обязательно обыграйте ее, предложив ребенку поводить кошку по дорожке.

Следующий раз, привезя игрушечный грузовик с кирпичиками, попросите его самого построить узкую дорожку для кошки. При затруднениях, напомните ему, как нужно прикладывать кирпичики узкой стороной друг к другу. Такие незатейливые игры познакомят ребенка с геометрической формой предметов, первыми практическими мыслительными действиями – примеривания и прикладывания, научат его действовать по вашему показу, а образ постройки – дорожки станет для него узнаваемым.

Спустя некоторое время усложните игру: постройте узкую дорожку заранее, посадите на нее игрушечную кошку, накрыв постройку платком. Таким образом, вы приготовили образец дорожки. Помните, что для ребенка действовать по заранее созданному вами образцу, если он этого не делал никогда, очень сложная задача. И поэтому, прежде чем предложить ему эту игру, убедитесь, что он научился строить дорожку по вашему показу. Дайте ребенку несколько кирпичиков и предложите построить такую же дорожку. Когда он справится со своей задачей, поиграйте: ведите куклу по дорожке, на которой сидит кот.

Уходи с дороги кот.

Наша куколка идет.

Через кису упадет!

Бах! Упала!

Повторите несколько раз: «Уходи, кот. Ляля упадет. Бах! Упала! Брысь! Брысь!», побуждая ребенка повторять простые слова: «Брысь», «Бах», «Упала». Пересадите игрушечную кошку на другую дорожку и повторите игру заново. Через некоторое время ваш ребенок освоит новую для себя задачу – научится строить, ориентируясь на готовый образец.

Интерес к конструированию у вашего ребенка будет возрастать, если вы время от времени станете менять сюжет игры и усложнять задачу. Приготовьте для игры набор из разноцветных кирпичиков и 2 –3 небольшие машинки. Предложите ему построить дорожку для каждой из этих машин, а потом их покатать. В этой игре важно, чтобы ребенок начал строить дорожку по вашей просьбе, припоминая, как он это делал раньше, используя ваш показ или готовый образец. Если у него возникнут затруднения, помогите ему, положив два кирпичика, остальную постройку он сможет сделать сам. Когда постройка завершится, покатайте машинки со следующей песенкой:

Машина, машина,

Ты нас покатай,

Машина, машина,

Быстрей, поезжай!

Би – би – би, би – би – би!

Машина, машина,

Вези нас домой.

Машина, машина,

Приехали! Стой!

Би – би – би, би – би – би.

  (Р. Некрасова)

Во время игры старайтесь вызвать у ребенка желание вам подпевать: «Би – би – би, би – би – би!». В следующий раз для строительства дорожки попросите его выбрать несколько кирпичиков среди кубиков.

Используйте сюрпризный момент для привлечения ребенка к конструированию. Принесите в коробке, обернутой подарочной бумагой, 4 – 5 кубиков разного цвета и игрушечного петушка. Постройте для него высокую башенку из 4 или 5 кубиков, поставив их, друг на друга. Предложите ребенку посадить петушка на башенку, а сами спойте песенку:

Кто проснулся рано?

Петушок.

Поднял кверху красный

Гребешок.

Петушок пропел:

«Ку – ка – ре –ку!

Кто еще лежит там

На боку?»

                                     (С.Прокофьева)

После того, как он освоит строительство башни, ориентируясь на ваш показ, предложите ему игру, в которой необходимо сделать постройку с опорой на готовый образец.

Если ребенок много раз строил из кубиков башню вместе с вами, а потом - без труда по образцу, который вы готовили заранее, он может справиться и с более сложной задачей – построить башню по вашей просьбе без опоры на показ и образец. Покажите ему курочку, рассказав, что она потеряла своих цыплят, а чтобы ей их найти, нужно построить высокую башню. Дайте ребенку 5 – 6 кубиков для ее постройки. Если он не начнет строить по вашей просьбе, поставьте кубик на кубик сами, предлагая ему завершить строительство. Когда башенка будет готова, посадите курочку сверху, и незаметно поставьте на стол несколько цыплят.  Когда курочка их найдет, то будет говорить своим цыпляткам:

Ко – ко – ко,

Ко – ко – ко

Не ходите далеко!

Спрячьте цыплят вновь, побуждая ребенка действовать с игрушечной курочкой, и найдя цыплят проговаривать слова стихотворения, используя жест «нельзя». Так весело и увлеченно играя, вы учите ребенка создавать постройки из одного вида геометрических фигур: узкая дорожка из кирпичиков и высокая башня из кубиков.

И какими примитивными не казались бы вам на первый взгляд эти игры, в них заложена суть первых практических мыслительных операций ребенка, он осваивает способы практического примеривания, прикладывая и накладывая одни фигуры на другие. Он сопоставляет, сравнивает и обобщает, отбирая нужные геометрические формы для строительства. Он постигает разные способы получения знаний: вначале его работа основана на подражании действиям взрослого, потом он начинает работать, ориентируясь на готовый образец, и, наконец, -  по просьбе и слову взрослого.

Закрепляя умение ребенка строить из одних и тех же геометрических форм, познакомьте его с конструированием поезда из кубиков и широкой дорожки из кирпичиков.

Рассмотрите вместе с ребенком картинку, где нарисован поезд. Расскажите ему о пассажирах этого поезда: кошке, собачке, курочке. Приготовьте несколько кубиков и фигурки игрушек. Игрушки должны быть соразмерны величине кубиков. Покажите ребенку, как можно построить поезд с вагончиками, прикладывая кубик к кубику. Посадите пассажиров в вагончики и покатайте их. Спойте песенку на известные слова С.В.Михалкова:

Мы едим, едим, едим.

В далекие края.

Хорошие соседи

Веселые друзья…

Для конструирования широкой дорожки понадобится корзина, небольшой мишка и 6 кирпичиков. Покажите ребенку корзину, спросив: «Кто там в корзине?». Пусть ваш мишка медленно покажется из корзины и тут же спрячется вновь. Попросите ребенка позвать мишку: «Иди, миша! Иди! Иди!». Когда игрушка окажется в руках ребенка, скажите, что для мишки нужно построить дорожку. Но не узкую, а широкую дорожку, так как мишка большой. Покажите ребенку кирпичики, приложите 2 кирпичика широкой стороной друг к другу, остальные кирпичики дайте ему, пусть он продолжит постройку дороги. Можно строить широкую дорожку по-другому: по очереди прикладывать кирпичики друг к другу. Когда постройка будет закончена, порадуйтесь вместе с мишкой, поблагодарите ребенка за постройку. Попросите ребенка поводить мишку по дорожке, сказав: «Иди, миша! Иди!»

Поддерживайте интерес к строительству у ребенка, быстро создавая на его глазах новые образы построек. Посадите в самолет матрешку и покатайте ее, читая стишок:

Самолет летит,

Самолет гудит:

У-у-у-у!

Я лечу в Москву.

 Командир-пилот

Самолет ведет.

У-у-у-у!

Я лечу в Москву.

          (Н. Найденов)

Ваш ребенок сделал первые шаги на пути освоения простейшего конструирования, теперь он готов перейти к комбинированию двух знакомых (кубик и кирпичик) геометрических фигур, создавая образ машины, стола и стула.

Для строительства машины приготовьте 2 кубика, 2 кирпичика и 2 сюжетные игрушки: курочку и кошку. Покажите ребенку, как на край кирпичика поставить кубик, для того, чтобы получилась машина с кабиной и кузовом. После завершения постройки посадите игрушки в машину и покатайте их.

Машина, машина,

Куда ты идешь?

Машина, машина,

Кого ты везешь?

Би – би – би, би – би – би.

Машина, машина,

Ты нас покатай,

Машина, машина,

Быстрей поезжай!

Би – би – би, би – би – би.

Машина, машина,

Вези нас домой,

Машина, машина,

Приехали! Стой!

                        ( Л Некрасова)

   

Дети всегда любят подарки и сюрпризы. Следующую игру начните с сюрприза. Принесите «чудесный мешочек» с небольшими игрушками внутри. Это могут быть собачка, кошка, курочка, петушок, лягушка или птичка. Попросите ребенка послушать того, кто подает голос из мешочка. Когда ребенок распознает по голосу все игрушки, достаньте их из мешочка, скажите, что игрушки хотели бы посидеть на стуле за столом. Достаньте кубики для строительства. Покажите постройку стула и стола. Для того чтобы построить стул, нужно к кубику приставить кирпичик. Стол так же можно построить из кубика и кирпичика, если на кубик положить кирпичик. Далее постройте стульчики вместе с ребенком и для других игрушек. Рассадите их на стульчики, достаньте игрушечные чашечки и угостите игрушки чаем или соком.

В ежедневных совместных с вами играх ребенок становится более уверенным, самостоятельным и активным. Вот он уже сам выкладывает кубики из коробки, пробуя построить башенку из кубиков и из кирпичиков. Его поглощает неуемное желание пробовать, экспериментировать: на кубик ставится кирпичик и вновь кубик, баланс не соблюден и все рассыпается. Помогите ему, подсказав, как лучше сделать такую постройку. Ведь без вашей помощи, поддержки, заинтересованности он может быстро перейти от практической деятельности к разбрасыванию.

Заинтересуйте его новыми постройками с новой геометрической фигурой – крышей. Покажите ему матрешек, предложив ему построить для них новый дом. Поставьте на кубик треугольную призму – «крышу» - вот и дом готов. Обыграйте постройку, рассказав ему стишок:

Куколке-матрешке

Строим дом хороший:

Вот такой высокий!

Вот такой широкий!

В дом вошла матрешка,

Наша кукла-крошка.

Весело так пляшет,

Всем платочком машет.

(В. Кукловская)

Для другой матрешки предложите ребенку самостоятельно построить дом. Обыграйте постройку: спрячьте матрешку за домик, постучитесь: «Тук – тук, тук – тук!». Спросите: «Кто в домике живет?». Покажите матрешку, воскликнув: «Матрешка – баба, живет в домике. Вот матрешка – баба!». Побуждайте ребенка включиться в вашу игру: научите его прятать матрешку за их домик, спрятаться, произнося слова: «Тук – тук!», а при появлении матрешки, позвать ее облегченным словом «баба».

Стройте вместе с ним большой и маленький домик для большой и маленькой матрешки, придумывайте такие игровые ситуации,  при которых необходимо построить большую и маленькую машину для двух мишек, а потом большой и маленький стул и стол. Для того чтобы ввести новый сенсорный признак – величину в сюжетную канву игры приобретите набор с достаточно большими кубиками, так чтобы маленькие и большие кубики заметно отличались. Предварительно обязательно познакомьте ребенка с понятиями величины: разложите кубики по величине, большие кубики сложите в большой грузовик, а маленькие разместите в маленькой машине. Можно построить башню из больших кубиков и маленьких, а потом поезд с большими вагончиками и поезд с маленькими вагончиками.

Не забывайте предлагать ребенку выполнять постройки, ориентируясь на ваш показ, потом создавайте ему возможность пробовать строить по готовому образцу, а в самостоятельной игре, когда он научился хорошо узнавать постройки и самостоятельно их воспроизводить, он может руководствоваться вашей просьбой.

В ходе игровых ситуаций у ребенка накопился некоторый перечень простых построек, теперь попробуем соединить их воедино, создав простую сюжетную композицию: дом с дорожкой; машины на дорожке; поезд и машина; стол и стулья; машина и самолет.

В качестве примера приведем следующую игру. Скажите ребенку, что сегодня вы будете строить дом с дорожкой. Сначала нужно построить дом, а потом дорожку. Спрячьте за домик игрушечного гуся. Покажите ребенку игрушку, побуждая его к звукоподражанию: «Гусь – га – га». Спросите его, как гусь кричит? Расскажите ему стишок:

Гусь с гусями живет

В доме на лужайке.

(Спрячьте гуся за домик, продолжая читать стишок)

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка!

Га – га – га, га – га – га!

             (Ю. Островский)

Пусть гусь походит по дорожке, обойдет домик и вновь спрячется за ним.

Неподдельный интерес к строительству можно поддерживать, создавая на глазах ребенка новые постройки с новыми геометрическими формами – пластиной и цилиндром. Положите на кирпичик пластину, получатся качели. Обыграйте их, рассказав малышу стишок:

Ой-да, ой-да, на качели сели.

Ой-да, ой-да, песенку запели.

А потом еще раз

Быстро раскачались.

Все у нас, все у нас

Весело смеялись.

 (Э. Макшанцева)

Достаньте небольшие игрушки и покачайте их на качелях. Предложите ребенку самому построить качели для других игрушек.

Быстро на его глазах сделайте лодку из кирпичика, а ее парус - из треугольной призмы или второго кирпичика.

Знакомство со строительством песочного грибочка можно начать с истории про лягушонка, который пошёл гулять и забыл дома зонтик. Лягушонок гулял на улице, катался на качелях, съезжал с горки и вдруг начался дождик. Дождик вначале капал медленно: «кап – кап; кап – кап», а потом стал капать всё сильнее и сильнее. Лягушонку некуда спрятаться от дождика, нужно построить грибок из цилиндра и «крыши», под которой лягушонок спрячется. Постройте грибок, предложив ребенку спрятать лягушонка под ним.

Начинайте привносить в постройки знания ребенка о цвете предметов. Стройте желтые и зеленые дорожки, подбирая кирпичики по цвету. Разными по цвету могут быть башни и вагончики, самолеты и машины, дома, качели и лодки. Однако помните, что многим детям еще очень трудно ориентироваться в двух сенсорных признаках предметов: форме и цвете. Поэтому вначале вводите цвет в постройки из одних и тех же геометрических форм: дорожки, башни, вагончики, самолеты, а потом - в более сложные постройки, сочетающие в себе две формы: цветные домики, разноцветные машины, качели, лодки, цветные стулья и столы, разноцветные паровозы.

Ваш ребенок уже многое умеет, усложните ему игровую задачу, показав постройки из трех деталей. Например, кукольную кровать, которую можно сделать из трех кирпичиков, приставляя два стоящих вертикально кирпичика к третьему, лежащему плашмя. А может быть вы вместе с ним сделаете кресло для мишки или диванчик для подружек матрешек. А если рассмотреть картинку с паровозом, называя его детали: колеса, труба, кабина, то можно сделать чудо-паровоз из кирпичика, цилиндра и кубика. Поставьте на кирпичик кубик и цилиндр – получился паровоз. Предложите ребенку построить свой паровоз. Рассмотрите его, показав, где труба, кабина, колеса. Прочитайте стишок:

Паровоз кричит: «Ду-ду!

Я иду, иду, иду!»

А вагоны стучат,

А вагоны говорят:

«Так-так-так,

Так-так-так,

Так-так-так,

Так-так-так!»

 (Н. Френкель)

Попросите его показать, как паровоз гудит, и как стучат колеса паровоза. Достаньте небольшие игрушки и посадите их на паровоз, обыгрывая новую постройку.

Следующим шагом станет освоение наиболее сложных сооружений, типа перекрытий. Подготавливают освоение этих сложных конструкций более простые постройки: сооружение скамьи из двух кубиков и планки, положенной поверх них, и заборчика из кирпичиков, приставленных друг к другу вертикально. Как только ребенок научится делать эти конструкции, ему можно предложить построить ворота. Его учат ставить кирпичики вертикально и накладывать на них сверху осторожно планку, обыгрывая постройку с использованием дополнительных игрушек: машин, кукол, маленького мяча.

Система игр и занятий со строительным материалом предполагает постепенное обучение ребенка простейшему конструированию. В этой системе каждый последующий шаг опирается на предыдущий этап. Поэтому не стоит спешить, если ваш ребенок еще не усвоил принципы постройки сооружений из одинаковых деталей, а потом из двух и трех разных деталей. Запомните! Развитие – это сложный процесс, в котором последующие умения зависят от качества предыдущих. Поэтому не торопитесь усложнять ему игры со строительным материалом, если он не усвоил более простых умений; предоставьте ему возможность освоить доступный для него уровень игры.

Как оценить возможности ребенка, как понять, что он освоил, а что ему еще предстоит?  Понаблюдайте за ним во время самостоятельной игры с кубиками, подмечайте, какие сооружения и постройки он делает сам, много раз строя и разрушая; что вызывает у него замешательство, и тогда он пытается привлечь вас или старших братьев или сестер к своей игре; строительство каких сооружения ему доставляет явное удовольствие, а что он отказывается строить; точно ли он воспроизводит знакомые образы построек и конструкций или пытается внести в них некоторые элементы новизны, а может быть он и вовсе не строит, а только перекладывает и разбрасывает кубики. Научитесь размышлять и обдумывать поведение ребенка в его самостоятельной игре. Так вы научитесь понимать, какие игры нужны вашему ребенку, и в каком темпе он может осваивать новое. Только так придет чувство единства в  совместных играх.

Если вы уверены, что ваш ребенок может двигаться дальше, предложите ему игры, в которых можно объединять по смыслу сюжета три и более сооружений. Это могут быть следующие сюжетные композиции:

  • Дом с дорожкой и машиной для мышки;
  • Башня с забором и воротами для петушка;
  • Зайкин дом со скамейкой и качелями;
  • Паровоз с вагончиками для курочки и цыплят;
  • Мишкина квартира со столом, стулом и кроватью;
  • Кошкин дом со столом, диваном и креслом.

Конечно, ребенку бывает очень трудно удержать замысел и последовательность строительства такой сюжетной композиции в памяти. Поэтому можно использовать прием достройки композиции. Заранее в обувной коробке, обклеенной цветной бумагой постройте стол для кошки, предложив ребенку еще построить стул и диван. Рассмотрите эту постройку вместе с ним. Назовите всю мебель в комнате, особое внимание уделяйте ее цвету. Обыграйте кошкину комнату, пригласив в гости другие игрушки.

В следующий раз принесите обувную коробку, обклеенную зеленой бумагой изнутри. Заранее постройте в коробке дом для зайчика, а необходимое количество деталей для строительства дороги, машины и скамейки положите рядом. Предложите ребенку по очереди построить скамейку, дорожку и машину.

Затем можно предложить другой вариант игры. Заранее построив дом для курочки и цыплят, можно советоваться с персонажами игры о том, чтобы они хотели увидеть построенным рядом с их домом.

В самостоятельную игру ребенка так же вводите не достроенные композиции: вот на диване стоит коробка, в которой лежит цветной коврик, а на коврике стоит диван. Рядом лежит маленький мишка и детали конструктора, необходимые для строительства стола, стула, кровати и кресла. А на полу в другой коробке зайчик сидит в машине, а рядом с матрешкой и мышкой лежат другие детали конструктора. Возможно, ваш ребенок построит и матрешке и мышке то же машины, а может быть - самолет или лодку. А возможно всех пересадит на поезд или каждому построит дом.

Возросшие возможности ребенка позволяют в дальнейшем перейти к  сложной постройке из множества деталей. Такими сооружениями будут домик из четырех кирпичиков и призмы – крыши; лесенка из кубиков или кирпичиков; горка со скатом из пластины и лесенкой из кубиков; песочница с грибом.

Например, для постройки и обыгрывания  песочницы будут нужны кирпичики, цилиндр и «крыша», а также небольшие игрушки, крупная поваренная соль и формочки для песка. Вырежьте из бумаги круг для песочницы. Саму постройку удобнее располагать на большом пластмассовом подносе или куске линолеума. Попросите ребенка построить песочницу для игрушек. В середине песочницы будет стоять грибок, а саму песочницу мы будем делать из кирпичиков, выкладывая их кругом. Вместо песка игрушечный грузовик привезет нам крупную соль. Обыграйте постройку, предложив игрушкам насыпать «песок» в маленькие формочки. Чтобы из соли можно было делать куличи, ее необходимо сбрызнуть водой.

Переходить к следующему этапу, называемому нами «сюжетное конструирование» нужно тогда, когда ваш ребенок научится самостоятельно или с небольшой вашей помощью создавать простые композиции, например:

  • Гараж для транспорта;
  • Игровая площадка для игрушек;
  • Зайкина комната;
  • Дом с забором и воротами для большой и маленькой матрешки;
  • Дорога с мостом и ворота с аркой и т.д.

Композиционные постройки значительно расширят возможности ребенка в конструировании и обогатят его игру за счет нескольких связанных в одну сюжетную линию действий. Ведь одними из самых интересных игр с куклами для детей дошкольного возраста будет выполнение различных сюжетных действий, которые мамы ежедневно совершают со своими детьми, а именно: кормят, баюкают, причесывают, дают попить, кормят обедом, качают на качелях, скатываются вместе с ребенком с горки, едут на транспорте по дороге. Только теперь в игровой ситуации в роли малыша будет выступать кукла (или несколько кукол). На протяжении всего раннего и дошкольного возраста у ребенка появляются все новые и новые игровые действия, постепенно они наполняются определенным смыслом, превращаясь в небольшой игровой  сюжет. Изменяются, усложняются и ваши методы руководства игрой ребенка в кубики. Вначале вы побуждали его подражать демонстрируемым вами единичным действиям, затем действовать по готовому образцу. Потом вы уже обращаетесь к  ребенку, словом поддерживая его активность: «Покормил куклу-дочку? Смотри, она зевает, закрывает глазки. Что будем делать?», и предоставляете ему возможность принимать самостоятельное решение.

Следующий этап развития игры с кубиками будет связан с переходом к сюжетному конструированию.

Для этого мы предлагаем  познакомить ребенка с двумя сюжетными игровыми пространствами. Это пространство «города игрушек» и пространство «домика в деревне», которые способны задавать перспективу разворачивания событий во времени, с их помощью можно детализировать отдельные сюжетные линии, знакомя ребенка с новыми и новыми конструкциями.

Однако не само пространство «города игрушек» будет развивать навыки конструирования и воображения, а совместная с вами деятельность, ваши, насыщенные эмоциями, комментарии, ваше умение привлечь личный опыт ребенка.  

Особого динамизма событиям может придавать игра-путешествие и перипетии ее сюжета, основанные на опыте путешествий или коротких поездок ребенка. Игра-путешествие будет способствовать объединению двух сюжетных пространств. В этом случае «город игрушек» - это только начальная, отправная точка все новых и новых путешествий ребенка и его друзей – игрушек. А второе пространство – пространство «домика в деревне», с одной стороны, может быть конечной точкой путешествия из города в деревню,  а,  с другой, - началом новой истории, новой сюжетной линии и новой композиционной постройки. Так же как и в игре, настоящий развернутый сюжет в конструировании формируется постепенно, усложняется, разворачивается, перерастая в серию игр и рассказов, и наполняется развернутым диалогом с ребенком.

Каждый раз начинайте игру с привоза кубиков и совместного сооружения «города игрушек». Такая повторность и некоторая ритуальность создает атмосферу игры, настроенность ребенка на сюжет и его развитие. Это как в сказке, в которой есть зачин, самое ее начало: «Жили – были…….». И для вашего ребенка начало конструирования будет связано с ритуалом ежедневного возрождения «города игрушек».

Погрузите кубики в игрушечную машину, приготовьте для игры какую-либо наклонную плоскость. Пусть ребенок скатывает вниз по одной фигурки конструктора, а вы, ловя их, стройте на его глазах «городок» из кубиков: дома, заборы и еще машину, самолет, лодочку или паровоз с вагончиками. Машина будет двигаться вокруг стен домов, самолет поднимется в воздух, и будет облетать «город», лодочка или кораблик поплывет по реке – по голубой бумажной ленте, которую вы приготовите заранее; паровоз повезет вагончики, в которых будут сидеть  небольшие игрушки: зайчик, мышка, лягушка и другие. Так может начаться ваше с ребенком путешествие в «город игрушек», создаваемый вами вместе с ним, - воображаемый мир. При этом вы, взрослый, берете на себя инициативу – вы строите, эмоционально комментируете создаваемые постройки, обыгрываете их, наполняя общим  для вас и ребенка смыслом эти сооружения. Строя на глазах малыша, вы проговариваете сюжетные коллизии, и тем самым, структурируете события его жизни, и те значимые впечатления, и тот важный первый жизненный опыт, который был связан с этими впечатлениями.

Не беда, если вам с ребенком не хватит кубиков для строительства города, на выручку могут прийти различные картонные коробки – это настоящие многоквартирные дома; тубы из-под пищевой пленки или фольги могут стать башнями, на одну из них можно прикрепить флажок – символ вашего города, а на другую  - поставить старый сломанный будильник: будет башня с часами, настоящий «Бик Бен»; две картонки, поставленные друг к другу под углом, станут одноэтажным домом, а картонка с шахматной доской вполне может стать главной площадью города. Построенный вами и ребенком городок, с одной стороны, повторяет реальность, а, с другой стороны, является воображаемым пространством, улучшенной реальностью, которую каждый раз можно создать по-другому.

Домики многобашенные,

Яркие, разукрашенные,

Площади, да заборики

И зеленые дворики.

Шарики да кубарики,

Золотые фонарики!

Кто в игрушечной стране

Хочет жить, скажите мне?

(М. Пожарова)

Следующий раз, построив игрушечный город и приготовив для игры набор небольших игрушек, попросите ребенка построить машины для мышки и зайчика. Ведь мышке нужно привезти мешочек с крупой, а зайчику  - морковку. А их подружке белочке надо непременно слетать в соседний лес на самолете за грибами. Таким образом, в канве сюжетной игры вы с ребенком можете строить вместе, а можете сложные сооружения строить вы, а ребенок достраивает отдельные знакомые уже ему постройки, ориентируясь не столько на показ и готовый образец, сколько на ваши слова и свое умение создавать простые конструкции.

Развивая сюжет «города игрушек», в следующей игре можно отправить наших героев – мышку, зайчика и лягушку на помощь белочке, у которой сломался в лесу самолет. И тогда наши  верные друзья – игрушки поедут на машинах, а потом поплывут на лодочке по озеру, и, наконец, пересядут на поезд, который привезет их в лес. Так они спасут белочку и помогут ей привезти грибы. Сюжет подобной игры поможет ребенку научиться понимать эмоциональное состояние другого человека или образа игрушки, и будет побуждать его к проявлениям сопереживания чувствам человека или игрушки, что послужит в дальнейшем развитию его социального поведения.

Если ваш ребенок вместе с вами или со старшими детьми организовал игровое пространство «города игрушек», а затем прервал игру, не надо немедленно все разрушать, убирая территорию комнаты. Следует сохранить это пространство, ведь оно послужит возобновлению игровых действий через некоторое время и будет стимулировать дальнейшее развитие сюжета игры.

Вместе с ним, развивая сюжет игры, вы можете построить дорогу окружающую город или несколько дорог – улиц, лучами расходящиеся от главной площади. По дороге будут ездить разные машины. В них будут сидеть наши герои – мышки, белочка, кошка, медвежонок, которые будут отправляться в дорогу, навстречу различным приключениям.

Это сказка или быль?

Подают автомобиль?

Это снится или нет,

Что шоферу мало лет?

                                                 (Е.Трутнева)

Строительство нового воображаемого мира – города игрушек и его «обживание» на начальном этапе лучше сопровождать игрой с различными видами транспорта. Но это не игра с одним-двумя действиями, как было раньше, когда ваш ребенок только знакомился с возможностями конструктора из кубиков. Это игра-путешествие, игра-приключение, игра-история, которую вы можете придумать сами. И не важно, из чего выстроена воображаемая реальность, важен сюжет, действие и те отношения, в которые вступают персонажи этих приключений.

Каждый раз привносите в сюжет не только новые события, новые игровые действия, но и новые конструкции: научите ребенка делать узкие и широкие дорожки. А началом такой истории станет дождик-шалун, который размыл все дороги в городе игрушек:

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам!

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.                                            

                                 (Французская песенка)

Срочно требуется бригада, которая поможет  восстановить дороги в городе. И вот уже снаряжается большая игрушечная машина, в кузове которой много разных кубиков и кирпичиков для ремонтных работ.

Как только ребенок научится самостоятельно без вашей помощи и подсказки строить различные дорожки, дальше можно на их основе научить его сооружать мост через озеро из 4 брусков -  «кирпичиков» и длинной пластины, который поможет друзьям – игрушкам перебраться на автомобиле через озеро к лягушке.

Как бы не менялись виды транспорта в детской игре, задача ее одна – отправиться в новое увлекательное путешествие, покидая привычное окружение. Поэтому начиная новую историю, начните ее со строительства башни вокзала.

Постройте высокую башню из кубиков, на ее вершину поместите конус - крышу, в результате получится башня вокзала. От вокзала будет отходить поезд, состоящий из вагончиков и паровоза. Поставьте на длинную пластину кирпичик, на него кубик и цилиндр – получится паровоз, за паровозом разместите кубики – вагончики.

Игра детей с паровозиками и сами игрушечные поезда, паровозы и железнодорожные рельсы появились почти одновременно со строительством железных дорог (1870-е годы) и стали на многие годы воплощением технического прогресса в детской игре. Спустя почти 130 лет игрушечные паровозы и железная дорога не утратили для нового поколения малышей своей привлекательности. В такой игре есть особая динамика, динамика прощания и встречи, динамика ритма вагонных колес, остановок и новых путешествий: путешествий от одной станции к другой.

 Предложите ребенку самому построить свой паровоз и рассадить игрушки в вагончиках, отправив их на прогулку за город:

 

Третий звонок. Дон-дон-дон!

Пассажиры, кошки и куклы, в вагон!

До свиданья, пишите!

Машите платками, машите!

Машинист, свисти!

Паровоз, пыхти:

Чах-так.

Поехали-поехали,

Чах-тах-та-х!

Кочегар, не зевай!

Ч-ах-тах-та-х-чах!

(Саша Черный)

Не забывайте беседовать с ребенком, разворачивая сюжет такой игры-путешествия. Пусть поезд делает остановки на различных станциях, пусть путешественники встречаются с различными персонажами, которые будут рассказывать про себя. Это позволит наполнить событиями путешествие игрушек, а вам поможет построить диалог с ребенком.

А в качестве одной из сюжетных линии такой игры можно использовать следующие строки стихотворения:

Рельсы, рельсы

Шпалы, шпалы.

Ехал поезд запоздалый.

Из последнего окошка

Вдруг посыпался горошек.

Пришли куры – поклевали.

Пришли гуси -  пощипали.

Пришел слон – потопал,              потопал!

Ребенок с корабликом в руках – один из вечных символов детства. Издавна плавание по морю толковалось как жизненный путь человека, опасные повороты – как испытания на этом пути, оставленный берег – родной дом, а корабль – символическое средство передвижения по этому пути. Детские игры с корабликом точно воспроизводят этот символизм. Окружите «город игрушек» голубой лентой. Это могут быть полоски голубой бумаги или настоящая атласная лента – вот и получится река. Принесите с прогулки небольшие камешки, помойте их и выложите ими отмели или островки. Постройте вместе с ребенком лодку или кораблик под парусом: на кирпичик поставьте треугольную призму или другой кирпичик узкой стороной:

Жил кораблик, веселый и стройный,

Над волнами, как сокол, парил.

Сам себя, говорят, он построил,

Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,

Сам оделся и в дуб, и в металл,

Сам повел себя в рейс:

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Сам свой капитан.

 (Н. Матвеева)

 

Посадите в кораблик пассажиров, прикрепите флажок и отправляйтесь в далекое плавание. Пусть ваш кораблик плывет по реке, садится на отмели, причаливает к незнакомым берегам, а его пассажиры знакомятся с жителями маленьких островов:

Кораблик, веселый кораблик,

Кораблик трехпарусный мой,

По всем океанам

Проносишь

Ты красный флажок за кормой

        (С. Погореловский)

С прогрессом средств передвижения меняются и дополняются виды транспорта в детской игре, и на смену машине, поезду, кораблику и самолету может прийти ракета.

Построить ракету можно из цилиндров, поставив сверху на них конус, который придаст ракете характерную форму. А разыгравшееся воображение легко унесет ребенка за пределы земной орбиты:

Здесь отличные игрушки:

Грузовик и барабан,

Красноносые Петрушки,

Заводной подъемный кран.

Куклы, кубики, гармонь,

Быстроногий рыжий конь

И железная дорога

От окошка до порога.

И решили дети дружно,

Что ракету строить нужно.

Со смекалкой и с охотой

Сразу взялись за работу.

                                                             (Г.Возжаева)

Не забывайте в ходе игры с кубиками уточнять у ребенка его представления о величине предметов. А поможет вам в этом следующая игра: в «городе игрушек» появляется мишка, и он хочет покататься на машине, а на машине мышки он не помещается. Ведь мышка маленькая и машина у нее маленькая, и самолет у нее маленький, и лодка маленькая.

Для закрепления умения оперировать двумя сенсорными признаками предмета - формой и величиной, можно ввести в сюжет постройку большого гаража для машины мишки и маленьких гаражей для машин его друзей – мышки, лягушки и зайчика.

А можно всех друзей пригласить покормить лошадку, которая живет рядом с домиком в деревне:

Мне грустно – я лежу больной,

Вот новый катер заводной.

А в деревне – лошади.

Папа мне купил тягач,

Кран игрушечный и мяч.

А в деревне – лошади.

Мне грустно – я лежу больной,

Вот вертолетик жестяной.

А в деревне – лошади.

А я в деревне летом был,

Я лошадь серую кормил,

 Она сухарь жевала

 И головой кивала.

  (И. Токмакова)

Мишка поедет в своей большой машине по широкой дороге, мышка полетит на самолете, а зайчик и лягушка отправятся в деревню на поезде, где их будет ждать конь ретивый:

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет по полям

Тут и там! Тут и там!

Сюда мчится он –

Туда мчится он!

Следующий раз пригласите всех друзей в домик на чаепитие. Пить чай приглашенные игрушки будут в саду. В саду на поляне нужно будет поставить стол, сделать большой стул для медведя, маленький стульчик для мышки, и еще стулья для зайчика и лягушки. Затем рассадить всех гостей, поставить им чашки и угощение. А когда придет вечер, их нужно будет уложить спать в домике. Для каждого гостя будет нужно сделать свою кровать из трех кирпичиков – один кирпичик кладется плашмя, а два кирпичика с разных сторон приставляются к первому. У мишки будет большая кровать, а у мышки – маленькая. Закончить игру можно следующими строками:

Куклы спят, шуметь не буду,

Я им вымою посуду.

Уберу ее в буфет,

Приготовлю всем обед.

Все почищу, все помою,

Настежь форточку открою.

Платья с полу подберу,

Подмету и пыль сотру.

                                             (М.Клокова)

Так из города игрушек мы вместе с ребенком перебираемся в пространство «домика в деревне». Это так же воображаемый мир, но мир проживания за городом. Игры в кукольном домике – это процесс вхождения ребенка в человеческую культуру. Ребенок постигает последовательность и ритуальность чаепития, приготовления обеда, угощения гостей, церемонию встречи и проводов гостей, укладывания на сон и многое другое. Кукольный домик – это еще и ограниченное пространство, в котором ребенок находится вместе со своими игрушками и волен приглашать туда новых гостей, и разыгрывать воображаемые роли.

Для игры с кубиками вам будет достаточно две обувные коробки соединить скрепками, нарисовать на их дне окна и поставить их на узкую сторону. Крышу можно сделать из полоски картона, согнув его. Фактически, у нас получится макет дома из двух комнат – гостиной и спальни. Для гостиной вместе с ребенком постройте стол, стулья, диван и телевизор, в спальне поставьте  кровати:

- Наш дом! Наш дом!

С окном!

С крыльцом!

Наш дом! Наш дом!

С потолком!

С крючком!

 (Саша Черный)

Если ваш ребенок хорошо ориентируется в форме и величине предметов, тогда стоит попытаться присоединить к двум сенсорным признакам третий  - название цвета предмета. Из цветных кубиков сделаем у домика в деревне игровую площадку: построим красные качели, положив поперек кирпичика пластину; сделаем для мишки синюю скамейку из двух кирпичиков; из кирпичиков, поставленных на ребро можно сделать песочницу. А еще для мышки и зайчика обязательно построим горку. Для ее строительства нам будут нужны три кирпичика, из которых мы сделаем лесенку, а скат для горки у нас получится из пластины.

В деревне может быть много всяких животных – коров, лошадей, овец и кур. Для  них мы построим загон с воротами. Загон можно построить из кирпичиков,  используя приема «перекрытия». Ворота сделаем из 4 кубиков, на которые положим сверху планку. Курочкам обязательно построим курятник из кубиков, с двумя окошками и крышей. Будем кормить всех животных травкой, а курочек угостим зернышками. Показывая ребенку игрушки домашних животных, прочитайте следующий стишок:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Ду-ду-ду!

Ду-ду-ду!

Рано утром на заре

Гони стадо к реке.

Овечки в речке умываются,

Барашки в овражке бодаются.

Бе-бе-бе!

Бе-бе-бе!

Козочки у лозочки

Поскакивают,

Ме-ме-ме!

Ме-ме-ме1

Утоньки в луженьке

Покрякивают,

Кря-кря-кря!

Кря-кря-кря!

Коровки у дубровки

Помыкивают,

Му –му-му!

Му-му-му!

Конички у горочки

Побрыкивают,

И-го-го!

И-го-го!

В следующий раз сюжетную линию «домика в деревне» можно будет дополнить строительством колодца из тонких брусочков или счетных палочек. После постройки колодца всех животных, обитающих в деревне, можно будет угощать чистой и холодной водой, а также мыть посуду, убирать дом и двор, стирать кукольные вещи, так как это происходит в стихотворении Саши Черного «У Катюши»:

Катя-Катенька-Катюшка

Уложила спать игрушки:

Куклу безволосую,

Собачку безносую,

Лошадку безногую

И коровку безрогую –

Всех в комок,

В старый мамин чулок

С дыркой,

Чтоб можно было дышать.

«Извольте спать!

А я займусь стиркой…»

Ай, сколько пены!

Забрызганы стены,

Тазик пищит,

Вода болтается,

Катюша пыхтит,

Табурет качается….

Красные лапки

Полощут тряпки,

Над водою мыльной выжимают сильно-пресильно –

И вводу снова!

Готово!

 

В другой раз наши игрушки поедут из города в деревню для того, чтобы собрать урожай яблок, поспевающих на яблоне. А для сбора урожая им понадобится построить лесенку из 10 кубиков.

Следующую игру начните с сюрприза, принеся конверт с письмом. В письме будет приглашение для ребенка и его игрушек, их пригласит бабушка в деревню на блины. Начинайте игру со строительства башни вокзала и поезда с вагончиками. Приехав в деревню, помогите бабушке построить печку и испечь всем блины или оладушки. В качестве блинов можно использовать небольшие колечки от пирамидки желтого цвета:

Ай, та-та, та-та, та-та,

Пожалуйте решета –

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

Ай, да-да, да-да, да-да,

Пирожки затеять!

А для нашей лапушки

Затеем оладушки.

Конечно, ребенку бывает очень трудно удержать замысел и последовательность строительства такой сюжетной композиции в памяти, поэтому можно использовать прием достройки. Заранее можно построить башню вокзала, а вот паровоз с вагончиками ребенок будет строить самостоятельно. Перед домиком в деревне постройте стол, а стулья и диванчик малыш сделает сам.

Возможно, в следующий приезд игрушек в деревню нужно будет помочь построить будку для собаки или домик для кошки.

Развивайте игру ребенка с кубиками, соединяя отдельные композиционные постройки и игровые действия в едином сюжетном пространстве. Эмоционально комментируйте создаваемые сюжетные композиции. Каждый раз, начиная игру, привносите новые детали сюжета, новые событийные подробности, которые сделают сюжетную линию конструирования более наполненной и содержательной.

Подводя итог, хочется еще раз остановиться на последовательности приобщения ребенка к игре с кубиками.

Шаг 1. Учите ребенка создавать отдельные образы знакомых для него предметов, например: дороги, башни, самолета, машины, качелей, стула, стола, скамейки, дома, забора, ворот  и т.п. Обыгрывайте, созданные вместе с с ним постройки, перенося знакомые игровые действия с игрушек на образы сконструированных предметов.

Вначале используйте для создания построек только одну геометрическую форму, например: только кубики или только бруски (кирпичики), а также сочетание двух различных геометрических форм – кубика и кирпичика; кубика и треугольной призмы; кирпичика и треугольной призмы.

Не забывайте предлагать ребенку выполнять конструкции, ориентируясь на ваш показ, потом создавайте ему возможность пробовать строить по готовому образцу, а в самостоятельной игре, когда он научился хорошо узнавать постройки и самостоятельно их воспроизводить, он может руководствоваться вашей просьбой.

Вносите разнообразие в уже знакомые конструкции за счет использования двух и трех сенсорных признаков предмета: формы, величины и цвета.

Шаг 2. Покажите ребенку как отдельные постройки можно соединять в сюжетную композицию.

Придумывайте и выбирайте сюжетные композиции, отражающие пока еще небольшой опыт ребенка. Например, сюжетная композиция с различными видами транспорта отвечает интересам ребенка раннего возраста, потому что основана на его личном опыте знакомства и с машиной и, возможно, с пригородной электричкой, и с речным трамвайчиком, на котором вы летом катались по реке. Этот сюжет он в различных вариантах воспроизводил в своей игре с игрушками. Такой же  значимой композицией будет постройка комнаты для кукол, включающей образ стола, стула, дивана, кресла, телевизора, стоящего на тумбе и  т.п., потому что детали интерьера и кукольная мебель необходимы для разворачивания сюжета игры с угощением, кормлением и/или чаепитием. Многие психологи, изучающие детскую игру, подтверждают тот факт, что сюжет подобной игры наиболее часто используется детьми этого возраста, в связи с тем, что отражает непосредственный опыт самого ребенка. Создание композиции двора, где есть песочница, горка, качели, скамейка, также может быть интересной ребенку. Ведь это - то пространство, которое он исследует каждый день, выходя с вами на прогулку.

Таким образом, предлагайте ребенку для конструирования сюжетные композиции значимые и привлекательные для него, связанные с его личным опытом переживания приятных впечатлений.

Помните, что сам ребенок замысел сюжетной композиции придумать не может, вы ему подсказываете сюжетную линию постройки и помогаете ее осуществить. Однако когда он совместно с вами научится воспроизводить хотя бы две сюжетные композиции, предоставляйте ему возможность самому в начале игры с кубиками определять замысел будущей постройки. Так он будет постепенно учиться придумывать игровой сюжет и планировать игру сам. Чутко и внимательно относитесь к его попыткам внести что-то новое, свое в давно известный сюжет игры. Ведь эти ростки нового и есть его собственное творчество, а ваша похвала, адресованная ему, послужит развитию способности к оценке своих конкретных действий. 

Если ребенок научился сооружать простые конструкции, переходите к сооружению наиболее сложных построек, в которых заложены элементы строительства перекрытия. Это ворота, заборы, мосты и лесенки разной сложности, стены домов и гаражей, построенные с использованием приема, называемого «перекрытие». Использование этого приема требует хорошего развития мелкой моторики рук и точного глазомера.

Шаг 3. Объединяйте отдельные постройки и отдельные композиции в единый игровой сюжет. Сюжет должен быть знаком и интересен малышу.

Помните, что для развития игровой деятельности на основе конструирования ребенку необходим игровой партнер, который может продемонстрировать ему  игровые действия и показать условность игровой ситуации. Партнер по игре нужен заинтересованный, такой, кто откроет для него пространство сюжетной игры. Только взрослые могут подсказать ребенку, как можно развить игру, выстраивая игровые действия в осмысленную последовательность, в сюжет. Проигрывая каждый игровой этап  вместе с партнером,  ребенок переносит освоенные им ранее одиночные игровые действия в воображаемое пространство. По мере усиления результативности, целанаправленности  действий  ребенка, в ходе развития его речи и произвольности, игровые действия становятся все более связанными, они начинают отражать некоторые реальные события из жизни малыша. Внимательный родитель заметит, что в игре ребенок начинает выполнять определенные функции взрослого: он кормит и купает кукол как мама; собирает игрушечные яблоки с дерева в корзину как бабушка; всех собирает, рассаживает и везет на дачу как папа. Ребенок пытается в игре стать на место взрослого, неосознанно принять игровую роль.  Имея полноценный игровой опыт, ребенок с удовольствием принимает воображаемую игровую ситуацию, у него появляется устойчивая игровая мотивация. Ребенок начинает самостоятельно играть. Теперь он способен:

-  ввести в игру предварительный замысел: «Буду строить мишке дом»,

- выбрать необходимый для этого строительный материал: «Эти кубики нужны, а книжка будет крышей»,

- и оценить  полученный результат: «Мама, папа помогите! У меня не получается дом!».

Вы, конечно, поможете, и поддержите ребенка, сказав: «Ты у меня настоящий строитель!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний досуг для детей раннего дошкольного возраста. "В гости к нам пришли игрушки".

Сценарий весеннего развлечения для детей раннего дошкольного возраста....

Играя, развиваем речь (для детей старшей дошкольной группы).

Представленные словесные (речевые) игры помогут родителям и их детям провести свободное время дома, на прогулке интересно, познавательно и занимательно....

Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"

         Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...

Консультация учителя-логопеда для родителей детей раннего дошкольного возраста на тему «Такие простые игры»

В семье появился ребенок. Ро­дители, наблюдая, как растет и развивается их малыш, раду­ются первой улыбке, первым звукам, первым лепетным сло­вам. И, конечно, у них возни­кает много во...

Играем - развивая: досуг родителей детей раннего дошкольного возраста "Игры с мозаикой"

Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего дошкольного возраста Кудриной Т.П....

Как развивать самостоятельность у детей раннего дошкольного возраста

Не стоит пугаться заявлению ребёнка: “Я сам!”Постарайтесь поддержать его стремление к самостоятельности.На данном этапе развития самостоятельные действия для ребёнка новы и поэтому интерес...

"Нельзя" и "Надо". Как развивать и воспитывать детей раннего дошкольного возраста.

На протяжении всего раннего детства решающую роль в развитии ребёнка играют родители. Благодаря частому эмоциональному общению с ребёнком родители удовлетворяют его потребность в ласке, внимании, помо...