«Творчество во всем». Сборник дидактических игр для детей дошкольного возраста с использованием развивающих модулей.
методическая разработка

Колосова Элла Николаевна

Методическая  разработка представляет собой оригинальную систему развития познавательной сферы и интеллектуальных способностей детей  дошкольного возраста. В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в обучении дошкольников комплекса игровых развивающих модулей. Содержание разработки, последовательно раскрывает общее описание каждого игрового модуля, его возможности, описание игровых заданий, упражнений, направленных на развитие речи, мышления, внимания, творческих способностей ребенка. Сборник адресован педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста в детских образовательных организациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_kolosova_tvorchestvo_vo_vsem.docx410.11 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Users\Ю\Desktop\Новая папка\Stunning-retro-graphic-powerpoint-design-background.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 113»

                    Э.Н. Колосова

               

              «Творчество во всем»

(сборник дидактических игр для детей

дошкольного возраста с использованием

развивающих модулей)

 

ББК 10.9:425.7

УДК 89.40

 

Составитель: Корниенко М.В. - воспитатель МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 113»

Автор модулей: Колосова Э.Н. - воспитатель МАДОУ МО город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 113»

К68       Творчество во всем.  (сборник дидактических игр для детей дошкольного возраста с использованием развивающих модулей). /Краснодар – 2019. – 27 с., ил.

Методическая  разработка представляет собой оригинальную систему развития познавательной сферы и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста. В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в обучении дошкольников комплекса игровых развивающих модулей. Содержание книги последовательно раскрывает общее описание каждого игрового модуля, его возможности, описание игровых заданий, упражнений, направленных на развитие речи, мышления, внимания, творческих способностей ребенка. Сборник адресован педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста в детских образовательных организациях.

                          Введение

Методическая разработка представляет собой оригинальную систему развития познавательной сферы и интеллектуальных способностей детей младшего и среднего  дошкольного возраста. В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в обучении дошкольников комплекса игровых развивающих модулей.

Содержание сборника последовательно раскрывает общее описание каждого игрового модуля, его возможности, описание игровых заданий, упражнений, направленных на развитие речи, мышления, внимания, творческих способностей ребенка. Сборник адресован педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста в детских образовательных организациях. Развивающий модуль представляет собой игровой образовательный макет, который может быть выполнен, как в форме плоскостного стенда или книжки, заполненный элементами, подобранными в определенном сочетании. Специальным образом подобранное образовательное наполнение модуля может использоваться в активизации процесса мышления и познавательной деятельности дошкольников. Модули могут быть самой различной образовательной направленности: развития представлений об окружающем мире, художественно-эстетической направленности. Цель дидактических игр с модулями: сформировать умение объединять теоретические знания с практической деятельностью, овладеть необходимыми  знаниями, умениями и навыками через  игры с развивающими модулями. Важной конструктивной особенностью модуля является его художественная, образная концепция выполнения.

Модуль «Моря и океаны»

Например модуль «Моря и океаны» рассчитан для индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста, способствует развитию памяти, внимания, воображения, наблюдательности, изучению и закреплению названий пород аквариумных рыбок, а также развитию творческих способностей. В процессе игры с данным пособием дошкольники изучают и закрепляют названия пород аквариумных рыбок, условно учатся заботится о них, следят за тем, какой рыбки не стало, а какая наоборот появилась, тем самым тренируя наблюдательность и развивают творческие способности в продуктивной деятельности. 

Основные достоинства этого пособия заключаются в следующем:

  • модуль удобен в использовании (участвовать в выполнении заданий может несколько детей одновременно, его легко переставлять и переносить из одного места на другое);
  • он объёмный, но удобный для хранения; оказывает релаксационное воздействие на ребёнка;
  • очень красочный, привлекательный и абсолютно безопасный;
  • его можно использовать как часть какого – либо занятия или как самостоятельное занятие.

К пособию прилагается серия конспектов с ознакомлением рыб, обитающих в Черном море, а также конспекты бесед с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Что мы знаем о рыбах?», «Какими витаминами и минералами богата рыба?», «Почему рыбы живут в разных водоемах?», «О пользе рыб для человека», «Редкие рыбы, занесенных в Красную книгу». А также включены творческие  ТРИЗ игры: «Если бы я был(а) рыбкой», «Без чего не может плавать рыбка?», «Веселая рыбалка». Также в работу с детьми включена серия конспектов по ИЗО деятельности: «Золотая рыбка»; «Повтори» (обводим шаблоны рыб); «Веселые осьминожки» (рисунки ладошкой и  пальчиком).

 

Речевая игра: «Рыбаки и рыбки». 

Цель пособия:

  •  способствовать повышению познавательной активности;
  • обогащать представления об окружающем мире;
  • закреплять названия рыб, живущих в Черном море и других водоемах;
  • продолжать учить классифицировать по лексическим темам: (рыбы, ракушки, водоросли);
  • упорядочить накопленные знания о рыбах через игру;
  • побуждать сравнивать, анализировать, устанавливать закономерности, делать выводы;
  • развивать речь, воображение, зрительное восприятие, мелкую моторику рук;
  • активизировать зрительные функции (выделение цвета, формы, величины и пространственного положения изображений);
  •  формировать дружеские взаимоотношения и культуру общения;
  • формировать понятие о правилах поведения возле водоемов;
  • воспитывать бережное отношение к морским обитателям.

Примерные дидактические игры с модулем «Моря и океаны»  с детьми  младшего дошкольного возраста

Цель: развитие математических представлений (счет, количество, порядковые числительные, состав числа в пределах возрастной группы); закрепление знания цветов и оттенков; закрепление пространственного расположения предметов; развитие мелкой моторики и ручной умелости; развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, мышления.

1. «Собери рыбок по цвету»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Игровое правило: дети раскладывают маленьких рыбок к большим по цвету.

2. «Большие и маленькие рыбки»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Игровое правило: дети раскладывают рыбок по размеру (большие и маленькие).

3. «Один и много»

Цель: познакомить детей с понятием "один и много".

Игровое правило: детей просят положить одну рыбку и много рыбок.

Примерные дидактические игры с  детьми  среднего дошкольного возраста

1. «Продолжи ряд» 

Цель: развитие логического мышления, умения анализировать.

Игровое правило: разложить рыбок в заданной последовательности.

2. «Найди лишнюю рыбку»

Цель: развитие логического мышления.

Игровое правило: найти рыбку, которая отличается от других рыбок размером.

3. «Найти по цвету»

Игровое правило: найти рыбку, которая отличается от других рыбок по цвету.

4. «Найди рыбку по правилу»

Игровое правило: найди рыбку с треугольниками, с квадратами, с кругами и т. д.

5. «Игра Право-лево»

Цель: развитие у детей ориентировки в пространстве.

Игровое правило: разложить рыбок так, чтобы они плыли направо, а синие налево.

6. Игра  «Поймай рыбку по двум признакам»

Цель: способствовать освоению умений анализировать предметы по двум признакам (цвет и форма).

Ход игры: Разложить рыбок. Первый ребенок бросает кубики. Все игроки пытаются быстро схватить рыбку, на которую указывают кубики. Например, если один кубик показывает красный цвет, а другой круг, то надо ловить красную рыбу, на которой нарисованы круги. Игрок, который поймал рыбу, забирает ее себе. После этого кубики бросает следующий игрок. Все игроки пытаются поймать рыбу, на которую указывает кубики. И опять игрок, который ее поймал, кладет ее к себе.

Модуль «Затейница Матрешка»

Модуль ориентирован на детей раннего возраста. Изготовлен из фанеры и  используется с двух сторон, представляет собой деревянный шаблон матрешки с карманами, в которых размещен различный материал, знакомящий детей с народной игрушкой. Данное пособие универсально и многофункционально в применении, мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно в изготовлении и имеет общеразвивающий и коррекционный эффект, что соответствует ФГОС ДО. Матрешка не имеет острых углов, что свидетельствует о том, что это пособие безопасно и прочно. Актуальность этого пособия в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение, его можно использовать как для проведения комплексно-тематического так и для интегрированного занятий. В карманах модуля размещены:

-  виды матрешек (картинки, знакомящие детей с историей матрешки, техникой изготовления с элементами росписи, узорами, разновидностью);

- книжки-раскладушки со стихами;

- загадки про матрешку;

- пальчиковые игры;

- игры развивающие внимание и слуховое восприятие;

- сюжетные игры;

- сюжетные подвижные игры, игры-пляски, игры с ложками, игры с платочками, физкультурные минутки;

- раскраски различных видов матрешек с разными заданиями на выбор детей (дорисовать, нарисовать узор на фартуке, раскрасить и т. д.);

- различные виды дидактических игр.

- сенсорные игры;

Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей с новым дидактическим пособием

1. Учить детей рассматривать предметы, обводить пальцем то одной, то другой руки.

2. Рассматривая предмет, называть детям его различные свойства (цвет, форму, размер, материал)

3. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом.

Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.

4. Знакомство с предметом должно вызывать у детей положительные эмоции.

5. Поощряйте проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.

6. Воспитывайте уважение и любовь к народному творчеству.

Данное пособие можно использовать при:

  • счете по образцу и заданному числу с участием анализаторов;
  • сравнение предметов путем наложения и приложения по высоте, толщине;
  • различение и называние геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • ознакомление с пространственными отношениями: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу.
  • обучение группировке предметов по цвету, соотнесение предметов по форме методом наложения.
  • совершенствование тактильных ощущений.
  • развитие мелкой моторики рук.
  • фиксирование внимания на цветовых свойствах предметов.

Примерные дидактические игры с модулем «Затейница матрешка»

1. «Веселая матрешка»

Цель: научить различать и называть основные цвета предметов, учить группировать предметы по цвету и форме, развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать предмет.

1. Играют от 1до 5 детей. Разложить на столе геометрические фигуры. Дать детям по матрешке. Предложить найти все фигуры такого же цвета как матрешка.

2. Предложить детям выбрать только такие фигуры, которая изображена на матрешке.

2. «Матрешки развеселились»

Цель: закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости, способствовать запоминанию понятий: право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

1. Воспитатель размещает и меняет расположение матрешек на столе. Дети называют место расположения матрешек. Например, желтая матрешка находится в середине стола, а синяя в левом нижнем углу и так далее.

2. Выбрать три матрешки. На геометрические фигуры матрешек положить цветные геометрические фигуры. Предложить детям назвать расположение геометрических фигур. Например, красный квадрат находится в середине, справа синий круг, а слева зеленый треугольник. Далее меняем матрешки местами.

3. «Матрешки выстроились в ряд»

Цель: развивать умения детей выполнять сравнение предметов по высоте, результаты сравнения отражать в речи словами выше, ниже, высокая, низкая.

Сравнить матрешки, используя прием приложения. Детям предлагается задача  выстроить матрешек в ряд по высоте, начиная с самой маленькой (низкой) или с самой большой (высокой).

4. «Веселый счет»

Цель: закреплять умение считать в пределах 5. Узнавать и называть цифры. Закреплять знание геометрических фигур.

1. Перед детьми расположены цветные геометрические фигуры с цифрами от 1 до 5. Играют от 1 до 5 детей. Каждому педагог выдает по матрешке. Нужно найди геометрические фигуры соответствующие цвету матрешек. Затем посчитать  и назвать  фигуру и цифру на ней.

2. Далее детям предлагают найди геометрические фигуры, соответствующие цвету и фигуре изображенной на матрешке. Назвать цифры и фигуры.

3. Разложить  геометрические фигуры с цифрами так, чтобы они соответствовали порядковому номеру матрешки. Посчитать фигуры. Назвать цифры, цвет и название геометрических фигур.

5. «Разложи по порядку, что сначала, что потом»

Цель: закреплять знание детей об эталонах производства матрешки.

6. «Найди такую же»

Цель: закреплять отличительные особенности матрешек из Семенова и Полхов-Майдана.

7. «Найди матрешке домик»

Цель: найти соответствие между размерами матрешки и трафаретом домика.

8. «Собери по частям»

Цель: развивать мелкую моторику, формировать умение зрительного соотношения формы, упражнять в соотношениях действиях по величине.

9. «Сложи матрешку»

Цель: сложить матрешку из разрезных картинок; закреплять умение узнавать разные виды матрешек (семеновской, полхов-майданской).

10. «Построй матрешку»

Цель: построй матрешку из пронумерованных полосок от 1 до 5.

11. «Помоги сестренкам встретиться»

Цель: провести пальчиком по дорожкам, добраться до сестренки.

12. «Собери по цвету»

Цель: найти соответствие между цветом матрешек и домика.

13. «Найди недостающую матрешку»

Цель:  сравнить матрешек по строчкам и по столбцам, найти недостающую.

14.  «Наряди матрешку»

Цель:  вставить части украшения в подходящее отверстия.

15. «Собери бусы для матрешки»

Цель: развивать мелкую моторику.

16. «Помоги матрешке найти свой платочек»

Цель: закреплять у детей умение группировать однородные и соотносить разнонародные предметы по цвету.

 

Модуль «Календарь народной куклы»

Модуль предназначен для ознакомления дошкольников с народным фольклором, традициями изготовления народной куклы, историей родного края. Он состоит из двух окружностей, разного диаметра - 64 см и 40 см. По центру они соединены шайбой, на которой крепится стрелка. Круг разделен на 4 сектора по временам года. На большом круге представлены куклы - игровые, обрядовые и обережные, а также куклы, которые созданы детьми и соответствуют определенному месяцу года. В центре круга размещен славянский коловорот "символ мироздания нашей Вселенной".

Цель:

  • создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
  • развитие художественно-эстетических способностей и творчество дошкольников, через познание русских народных традиций, одним из носителей которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла;
  • формирование художественного вкуса детей посредством приобщения их к народному творчеству.

Задачи:

  • изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклой, познакомить с различными техниками изготовления народной куклы;
  • научить работать с тканью и сопутствующими материалами;
  • способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса;
  • на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно - прикладному творчеству;
  • воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;

К пособию прилагается серия схематичных альбомом на тему: «Тряпичная кукла. Технология их изготовления», папка-раскладушка «Виды обрядовых кукол», дидактическая игра: «Собери русскую тряпичную куклу». Беседы: «Народная тряпичная кукла», «Как выглядели куклы раньше?», «Почему у народной куклы нет лица?»,  «Игрушки наших прапрабабушек». Конспекты ООД: «Бабушкин сундучок». Изготовление тряпичных кукол для оформления календаря народной куклы: «Изготовление тряпичной куклы - кукла Крупеничка, Кубышка-Травница», «Изготовление тряпичной куклы Веснянки», «Изготовление тряпичной куклы Пасхи», «День-ночь», «Масленица» и др.

Рекомендации по применению модуля

«Календарь народной куклы»

Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль: - она является близким другом для ребенка; - в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие; - главное в этих играх – эмоциональный контакт; - дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Традиционные народные куклы могут с успехом использоваться для игр не только дома, но и в детском саду. Например педагог предлагают детям выбрать определенный месяц в году и  рассказывает, о том какие народные праздники традиционно отмечались в этом месяце и какие куклы использовались при этом, рассказывает о технологию ее изготовления, предлагает на выбор разнообразные предметы: лоскуты ткани, колосья, нитки и т.д. и самостоятельно или при небольшой помощи создать куколку. 

        Примерные дидактические игры с модулем  

«Календарь народной куклы»

1.  «Найди пару»

Цель: Закрепляем знания детей о народной тряпичной кукле, приобщение детей к культуре своего народа, закрепить знания о традиционной тряпичной кукле; развивать внимание, память, мышление.

Игровое правило: Каждому ребенку раздается набор карточек в хаотичном порядке. На карточках изображены традиционные народные тряпичные куклы и вполне современные предметы, действия, люди. Задача найти связь между карточкой с куклой и карточкой изображающей современный мир. Выигрывает тот ребенок, который быстрее всех найдет пары и объяснит свой выбор.

2. « Угадай на ощупь куколку?»

Цель: учить находить определенную куколку, используя тактильный метод исследования.  

3. «Назови правильно куклу»

Цель:  закреплять умение находить нужную куклу среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ. 

 Игровые правила: педагог поочередно расставляет куколок перед детьми, описывая  характерные особенности каждой куколки,  а дети отгадывают ее.

4. «Что бывает из соломы, дерева, ткани?»

Игровые правила: дети берут куколку, смотрят на карточки, с изображением материала из которого изготовлена куколка. Выигрывает тот, кто первым подберет элементы материала на своих карточках  к  определенной кукле.

5. «Разложи кукол правильно»

Игровые правила: детям предлагается разложить куколок по месяцам.

6. «Разрезные картинки» 

Цель: закрепить знания о выразительных средствах куклы, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание,  наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства. 

Материал: два одинаковых плоскостных изображения куклы, одно из которых разрезано на части. 

Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом. 

Ход игры:  По сигналу педагога дети собирают из частей изображение какой-либо куклы. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

7. «Придумай свою куклу»

8. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин народных кукол»

Цельучить устно, описывать выбранный предмет (куклу), развивать сосредоточенность, речь - описание. 

Игровые правила: точно описать предмет (куклу), который игрок хочет «купить». 

Ход игры: куколок выставляют на стеллажах в группе. Выбирается «продавец», остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки (куклу) и точно описывают ее «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?», «Что на шее куколки? (бусы), а в руках (ленточки),(колосья, серп), (мешочек с хлебом и солью)», «Из чего сделана куколка?», «Какой месяц соответствует кукле?» и т.д. Когда «продавец» определит, что это за кукла, он продает ее. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Народная кукла активно должна включаться в типичные для старших дошкольников виды деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, чтение художественной литературы, музыкально-художественная). Изготовление народных кукол и игры с ними, позволяют приобщить детей к традиционной культуре России.

Заключение

Работа с развивающими модулями может реализовываться как на занятиях в рамках основного образовательного процесса, так и в свободное время, так как каждый ребенок может выполнять индивидуальные, групповые задания или самостоятельно играть с модулем. Работа с модулями может иметь долгосрочный характер, благодаря мобильности модулей, в летнее время их можно выносить на групповые веранды, главное – это их своевременное обновление, предоставление детям для игры нового модуля в связи с возникающими новыми образовательными задачами. Созданный комплекс модулей позволяет организовать средовое пространство дошкольной группы и стимулировать творческую активность дошкольников.

Интерес к работе с модулями у детей не пропадает, так как им все время предоставляются различные творческие задания. Представленные дидактические игры и разработанные рекомендации, помогут педагогам дошкольных учреждений апробировать новые предложенные формы взаимодействия с детьми по развитию творческой активности дошкольников, а также спроектировать  творческую предметно-пространственную  среду группы в ДОУ.

 А игры с детьми помогут сформировать умение объединять теоретические знания с практической деятельностью, а также овладеть необходимыми  знаниями, умениями и навыками через  игры с развивающими модулями.

                              Литература

Володина И.А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС.//Молодой ученый. – 2015. – № 11. – с.1301 - 1304. – URL

Содержание

Введение.........................................................................3

 Модуль «Моря и океаны»..........................................4

Модуль «Затейница Матрешка»..............................10

Модуль «Календарь народной куклы».....................19

Заключение...............................................................26

Литература................................................................27

C:\Users\Ю\Desktop\Новая папка\Stunning-retro-graphic-powerpoint-design-background.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование развивающих игр В.В. Воскобовича»

Цель: познакомить педагогов с применением игровой технологии В.В. Воскобовича. Задачи: 1.Показать участникам мастер-класса различные возможности использования развивающих игр.     ...

Мастер класс для педагогов "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр"

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и рассказы....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»

Познакомить участников мастер – класса с использования развивающих игр в педагогическом процессе....

Опыт работы: "Развитие базовой способности моделирования у детей дошкольного возраста с использованием развивающих тренажёров"

Опыт работы: "Развитие базовой способности моделирования у детей дошкольного возраста с использованием развивающих тренажёров"...

Мастер – класс для родителей на тему:«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»

Мастер – класс для родителей на тему:«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр»...