Современные технологии в ДОУ
статья

Агапова Ольга Игоревна

Краткое описание педагогических технологий, используемых в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_v_dou.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии в ДОУ

Последовательное переосмысление традиционных практик отечественной педагогики в вопросах дошкольного обучения реализуется комплексом методов. Новые образовательные технологии в ДОУ, способствующие воспитанию активных, самостоятельно мыслящих, мотивированных детей, в полной мере готовых к школьному обучению, обеспечивают реализацию основных концептов федеральных государственных стандартов, а также способствуют достижению ряда других приоритетных задач: выполнению перехода от объект-субъектного взаимодействия педагога с воспитанниками к субъект-субъектному, основанному на активном совместном взаимодействии; повышению познавательных активностей дошкольников, стремление в ходе ситуация поиска и открытия знаний, выполнения проектов решать интеллектуальные и творческие задачи, демонстрируя высокие результаты; последовательной передаче образовательной инициативы от воспитателя к детям; воспитание навыков рефлексии; учет индивидуальных показателей развития, что способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Согласно Б.Т. Лихачеву, педтехнология представляет совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор воспитательных средств, т.е. по сути она является основным организационно-методическим инструментов образовательного комплекса. Применение педагогических технологий, число которых перевалило за сотню в условиях современного детского сада, помогает пересмотреть традиционный порядок организации воспитательной практики, сопровождающийся последовательным обновлением понятийной базы, дидактических средств и способов коллективного взаимодействия с целью создания оптимальных условий для развития дошколят.

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Краткое описание

Когда можно применять

Здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья детей:

  • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Включают: закаливание, дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах

В специально организованных формах физкультурно-оздоровительной работы:
на занятиях по ФИЗО; в динамических паузах на занятиях по другим направлениям развития; подвижных и спортивных играх; пальчиковой и дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, утренней гимнастике и гимнастике пробуждения На занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Направлены:

  • на формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;
  • накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его;
  • формирование валеологической компетентности, которая позволит ребенку самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, оказания элементарной самопомощи

В процессе физкультурных занятий, занятий «Уроки здоровья», проблемно-игровых тренингах, конкурсах, викторинах, в том числе с участием родителей, семейных мероприятий

Коррекционные технологии

Направлены на решение имеющихся проблем в физическом развитии и здоровье детей.
Реализуются с помощью:

  • арт-терапии, сказкотерапии, цветотерапии;
  • волновых технологий;
  • психогимнастики;
  • фонетической ритмики;
  • развития у детей навыков оказания элементарной самопомощи в ситуациях, которые представляют определенный риск для здоровья (например, для детей с сахарным диабетом, пищевыми аллергиями, аллергодерматозами)

В ходе циклов занятий по отдельным направлениям, которые проводят специалисты с соответствующей подготовкой и квалификацией

Технологии поддержки детской инициативы

Трехступенчатая технология поддержки детской инициативы

Предусматривает три направления педагогической работы по поддержке детской инициативы: создание РППС; позиция воспитателей; разнообразные формы организации образовательного процесса. Примечание. В данном случае – это пример построения работы по поддержке инициативы детей в познавательном развитии

В разных формах совместной деятельности педагогов и детей (в том числе занятиях), в организации самостоятельной деятельности воспитанников

Технология «Ситуация»

Позволяет развить у детей способности к самостоятельному «открытию» новых знаний в разнообразной деятельности через преодоление разумных затруднений и поддержку детской инициативы. В шесть этапов:
Этап 1. Введение в ситуацию. Педагог создает условия, в которых у детей возникает внутренняя потребность (мотивация) к достижению значимой для них «детской» цели и, таким образом, включает их в познавательную деятельность.
Этап 2. Актуализация детского опыта – имеющихся знаний, умений, навыков. Педагог определяет актуальный уровень развития детей в совместной с ними деятельности.
Этап 3. Затруднение в ситуации (проблематизация). Педагог моделирует проблемную ситуацию, в которой дети выполняют новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» педагог помогает детям приобрести опыт фиксирования затруднения и выявления его причины. Так как затруднение личностно значимо для каждого ребенка, то у детей возникает внутренняя потребность его преодолеть – теперь уже это новая цель, связанная с познанием и соотносимая с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка.
Этап 4. «Открытие».На этом этапе дети открывают новое знание (способ действий) в самостоятельной (под руководством педагога) поисково-познавательной деятельности.
Этап 5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний. Педагог организует разные виды деятельности, в которых дети могут применить открытое ими новое знание или способ действий (в том числе в измененных условиях).
Этап 6. Осмысление. Педагог помогает детям осмыслить путь, который привел их к «новому» открытию. То есть на данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности, фиксируют достижение цели и определяют условия, которые позволили ее добиться

Используется на любых занятиях по всем направлениям развития детей – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса – коллекционировании (в случаях, когда необходима классификация экспонатов, элементов коллекции), реализации проектов, решении ситуативных задач и др.

Технологии позитивной социализации

Технология «Открой себя»

Включает 10 дидактических игр, цель которых – развивать у детей социальную компетентность, включая социальные навыки в совокупности с навыками критического мышления и информационной культурой:

  • научить выделять из потоков информации ту, которая актуальна для решения образовательной задачи;
  • научить находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос и находя нужного адресата;
  • сформировать навык коллективно-распределенной деятельности;
  • развить способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своих целей;
  • воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов;
  • развить способности к конструктивному взаимодействию с другими детьми и взрослыми для достижения задуманного результата

В различных формах совместной деятельности педагога и детей (в том числе занятиях), при реализации детских проектов, в моделировании и коллекционировании при необходимости организации совместной работы, культурной дискуссии, конструктивного взаимодействия

Технология «Воспитание чувств»

Направлена на преодоление «проблем роста», которые встречаются у многих детей:

  • преодоление детских страхов;
  • воспитание разумной осторожности и развитие навыков безопасного поведения;
  • развитие способностей к мирному разрешению конфликтов и конструктивному сотрудничеству;
  • формирование умения справляться со своей агрессией; развитие способностей справляться со скукой, найти себе интересное занятие.

Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка, бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка-малоежки

В различных формах взаимодействия педагога с детьми, во взаимодействии детского сада с семьей, в условиях семейного воспитания

Технологии организации экспериментальной деятельности

Технология «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы»

Включает шесть основных этапов:

  • формулировка проблемы;
  • выдвижение предложений, гипотез;
  • проверка гипотез;
  • фиксация результатов;
  • вывод;
  • вопросы детей, ответы педагога.

Количество всех шести этапов – обязательно, их последовательность – может изменяться

При организации наблюдений и поисковой деятельности, при проведении элементарных опытов (кратковременных и долгосрочных, опытов-доказательств и опытов-исследований, демонстрационных и лабораторных), в том числе в самостоятельном детском экспериментировании

Технологии проектной деятельности

Тематический образовательный проект

Тематический образовательный проект в детском саду – определенный отрезок жизни группы (в частности, как вид тематической недели), который:

  • требует такой организации педагогической работы, таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на вопросы в процессе разнообразных детских деятельностей;
  • предусматривает активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей;
  • базируется на инициативе детей;
  • включает интересную для детей поисковую деятельность, а также другие виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную, игровую, конструктивную, музыкальную, речевую.

Включает пять этапов:
Этап 1. Организация «точки удивления», которая формирует у детей интерес и мотивирует их к познавательной активности.
Этап 2. Планирование мероприятий, которые позволят детям в разнообразной деятельности найти ответы на возникшие у них вопросы. Планирование проводит педагог совместно с детьми, при необходимости привлекает родителей.
Этап 3. Реализация запланированных мероприятий.
Этап 4. Взаимодействие с семьями детей, реализация небольших детско-родительских проектов внутри единого, общего для всей группы тематического образовательного проекта.
Этап 5. Итоговое мероприятие, на котором все дети, родители, педагоги презентуют свои результаты в реализации общего тематического образовательного проекта

В образовательном процессе детского сада, во взаимодействии с семьями воспитанников (детско-родительские проекты)

Источник: https://www.resobr.ru/article/63310-qqq-m6-18-obrazovatelnye-tehnologii-v-dou-po-fgos?ustp=W


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий Игровая технология Тема: «Овощи»

Цель: Активизация словаря у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:-       Закрепить у детей представления об овощах.-       Учить детей...

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»

Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...

Современные технологии в современном образовании.

Проведение технологии утреннего сбора в ДОУ...

Цифровой детский сад. Современным детям - современные технологии

В данной статье рассматривается система цифрового детского сада как эффективный вектор развития имиджа современной образовательной организации.Применение современных средств представления образователь...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...