Конспект "Русские посиделки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Подобедова Светлана Николаевна

 Цель: расширение и углубление представлений детей о старинных семейных обычаях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заочный конкурс методических материалов

образовательных организаций Ярославской области

«Палитра музейной педагогики»

Номинация: Конспект музейного занятия

                                               

Конспект досуга

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Русские посиделки»

                                                                              автор:                                Подобедова Светлана Николаевна,

 воспитатель I квалификационной

категории 

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 20»

г. Ярославль, 2019

Возрастная категория обучающихся: старший дошкольный возраст.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Цель: расширение и углубление представлений детей о старинных семейных обычаях.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Закрепить знания старинных русских имен.
  • Систематизировать представления о русской избе.
  • Расширять представления детей о русских народных обычаях.

2.Развивающие:

  • Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбель, грелка, чугунок, самовар; определениями: старинный, деревянный, чугунный.
  • Активизировать у детей тактильное восприятие.
  • Создать психоэмоциональную атмосферу, удовлетворение от процесса познания.
  • Продолжать развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважение к народным традициям, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, былин, сказаний, рассматривание иллюстраций, картин русских художников по теме.

Разучивание русской народной песни «Вокруг дома я хожу, да!» (Яр. обл.).

Разучивание русских народных игр «Летал, летал воробей» (Яр. обл.),  «Золотые ворота» (Яр. обл.).

Беседы по ознакомлению с окружающим: «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русский народный костюм», «Куклы- обереги».

Методические приемы:

Беседа с детьми, использование образцов русского фольклора, аудиофона, имитация «Русской избы», игровая совместная деятельность (развивающая, полуподвижная), сюрпризный момент, продуктивная деятельность детей.

Материалы:

Аудиозапись (плач ребенка), спокойная музыка для занятия.

Уголок « Русская старина»: самовар, печь, крынка, чугунок, колыбель, прялка, ложки деревянные.

Кукла-младенец.

Молоко, хлеб, соль, пирожок, кусочек сахара, уголек, зернышки и кисетка (мешочек), монетки.

Чашка, поднос, костюм для персонажа « Домовой».

Полотенце, рубаха русская мужская , тазик, кувшин, вода.

Тряпочки (ткань 15х15 см), пеленка, тряпочки (ткань 10 см.), платок, нить, тесьма (10 см)- свивальник, ткань белая для скрутки (туловище),

     

 Ход досуга:

  1. Вводная часть. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Воспитатель в русском народном костюме, дети входят в музей, исполняя песню: «Вокруг дома я хожу, да!» (Яр.обл.).

Встают в круг, постепенно его смыкая.

Воспитатель: Здравствуйте! (приветствует с поклоном)

Дети:

 Здравствуйте, гости дорогие! (дети кланяются друг другу, прижав руку к сердцу)

Воспитатель:

Дети, скажите, где мы с вами находимся?

Дети: В русской избе.

Воспитатель:

Правильно!  А как вы догадались?

Дети: Здесь много старинных, интересных вещей. Здесь есть печь, стол.

Воспитатель (показывает чугунок): Вам знаком этот предмет?

Дети: Да, это чугунок.

Воспитатель: Для чего он был нужен?

Дети: в нем варили еду.

Воспитатель демонстрирует старинную прялку, посуду, самовар.

Дети рассматривают, узнают и называют, определяют из какого материала они изготовлены русскими умельцами.

II Основная часть

Воспитатель:

В старину по вечерам в избах собирались на посиделки женщины, девушки, да ребятишки. Кто прял да вышивал, кто песни пел, а малые детки в игры играли, да небылицы слушали.

Воспитатель предлагает детям рассаживаться на лавки.

Воспитатель:

Посидите, детки, побеседуйте,

Сказки, песенки да вы послушайте.

Где я только не бывала,

Что я только не слыхала!

Побывала я во всей небывальщине,

Повидала я всю неслыхальщину…

     Вот послушайте, шутку- прибаутку!

Воспитатель рассказывает шутку-прибаутку «Про кота Евстафия» (Яр. обл. Брейтовский район)

Воспитатель:

А какие шутки-прибаутки знаете вы, ребята?

(ответы детей)

2.

Раздается плач ребенка в аудиозаписи.

Воспитатель:

Ребята, кто-то плачет?

Дети:

Малыш.

Воспитатель:

Рита, возьми малыша из колыбели, а ты, Даша, спой ему тихонечко песенку. ( Девочки садятся с малышом на лавочку и занимаются им. Воспитатель продолжает беседу с детьми).

Воспитатель:

Малышка только сегодня родилась, поэтому и плачет. Ну, что, успокоили ее девочки?! Теперь положите ее в колыбельку. (Девочки укладывают ребенка в колыбель).

Воспитатель:

Ребята, с давних времен, когда рождался ребенок, родители придумывали ему имя. Давайте, и мы с вами придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет старинное.

Какие старинные русские имена вы знаете?

Дети:

Данил, Дарья, Мария, Илья, Милослава, Добронрава и т.д.

Воспитатель:

Какие красивые имена вы называете. Наша девочка такая маленькая. Так хочется, чтобы она росла здоровенькая, хорошенькая, чтобы счастлива, удачлива была. Помните, недавно мы былины русские читали, картины рассматривали, богатырей вспоминали. Как звали сестру у Добрыни Никитича, помните? Ведь она тоже маленькой была…

Дети: Малуша. Это имя нашей малышке подходит!

Воспитатель:

Давайте узнаем, что же означает имя Малуша?!

 Включается аудиофон в слабом режиме. Воспитатель достает с полочки книгу с толкованием имен и читает детям:

Воспитатель:

Малуша - древне-русское имя. Женская  форма имени Мал.  Означает маленькая, да удаленькая. Родители давали  такое имя за  маленький рост, предвидя ее удальство, проворность.

Кто из вас знает, что означают ваши имена?

Дети: (отвечают):

Александра- защитница,

Дарья- победительница

Воспитатель:

А вы знаете, что когда вы вырастите, то и имя ваше вырастет?

Как же вас будут называть, когда вы станете взрослыми?

Ответы детей.

(например: Сейчас меня зовут Маша, а когда я вырасту меня будут называть Мария Александровна)

Музыка выключается.

( Воспитатель благодарит детей за ответы, обращает внимание на «новорожденную» Малушу).

3.

Воспитатель:

 Ребята, на Руси во времена наших прабабушек и прадедушек после рождения ребеночка купали. Клали в таз с водой уголек, монетку, зернышки…

Дима, налей воды из кувшина в таз, а ты, Вика, расправь полотенце - будешь ребеночка принимать. Света, потрогай водицу - не горяча ли?

Ребенок:

( ребенок использует способ проверки воды локтем и сообщает остальным)

Нет, не горячая.

Воспитатель:

Тогда искупай Малушу.

(затем обращается к другим детям):

А ты, Максим, возьми уголек из печки, да приговаривай:

« Привыкай к домашнему теплу».

Ребенок:

«Привыкай к домашнему теплу»- и отпускает уголек в тазик с водой.

Воспитатель:

Молодец какой!

Настя, возьми из мешочка зерен, отпусти их тоже в воду да приговаривай:

«Будь всегда сыта».

Ребенок:

«Будь всегда сыта»- и отпускает зерна в воду.

Воспитатель:

Кирилл, положи монетки в таз да пожелай:

«Будь всегда богата».

Ребенок:

«Будь всегда богата »- кладет монетки в таз.

Дети имитируют действия купания малыша в сопровождении народных попевок:

1 ребенок:

Тили- тили- тили

Мы по воду ходили.

Воды для Малушки-

Полные кадушки.

2 ребенок:

Мыли- мыли- мыли

Бело-набело отмыли,

 Лишь одна головка

Черная, как бровка.

3 ребенок:

Полотенце вышито и бело,

Вытирать Малушу будем умело.

Все:

 Будет чистенькая да здоровенькая!

Воспитатель:

Вот молодцы какие! Вымыли нашу Малушу маленькую.

А что же дальше делали?

Дети:

Одевали.

Воспитатель:

 Во что же одевали?

(предложения детей)

Воспитатель:

Одевали ребеночка в отцову рубаху. Чтобы похож был на отца с матушкой, был честным, работящим, как они. Давайте и мы наденем рубашку на нашу Малушу. Посмотрите, какая она?

Дети:

Чистая, красивая, праздничная.

Воспитатель:

Что приговаривали, надевая рубашку?

1 ребенок:

Расти хорошо!

2 ребенок:

Будь похож на отца с матерью!

3 ребенок:

Трудись, как они трудятся!

4 ребенок:

Отдыхай, как им отдыхается!

Воспитатель:(оценивает ответы детей)

Затем ребеночка укладывали спать.

Где спал ребенок на Руси?

Дети:

В колыбели.

Воспитатель:

Давайте положим его в колыбель.

(Укладывая Малушу, дети находят в колыбели хлеб и соль, рассматривают. Воспитатель предлагает попробовать).

Воспитатель:

 Издавна на Руси хлебом и солью встречали гостей дорогих, почетных.

А когда в доме рождался малыш, то его родители клали ему в колыбель хлеб и соль, да приговаривали:

Наконец-то ты родился! Долго мы тебя ждали!

Посмотрите, ребята, пока мы с вами разговаривали, Малуша уснула.

Дети: ( подходят к колыбели и смотрят на Малушу) приговаривают:

«Маленькая, да удаленькая

Почивает, да сил прибавляет»

Воспитатель:

Вот так проходил первый день рождения на Руси.

Кто знает, когда у вас день рождения?

(Дети отвечают,  называя месяц и время года)

4.

Воспитатель:

А еще в день рождения принято веселиться: петь, плясать, да играть. Давайте и мы с вами поиграем.

Р.н.и. « Летал, летал воробей» (Яр. обл.)

Воспитатель:

Хорошо играете!

В день рождения дарят подарки. Пока ребеночек спал, его родные не сидели, сложив руки, а принимались мастерить ему подарки. Какие подарочки готовили для ребеночка?

Дети:

Одежду, игрушки-обереги.

Воспитатель:

Давайте и мы с вами изготовим и подарим Малуше куколок- обережек.

Проходите в наши мастерские, где для этого есть все необходимое.

Делать мы будем с вами куколку- пеленашку, которая является оберегом младенцев. Такую куколку клали в колыбель ребеночку до его крещения. Это оберег от злых духов (показывает образец).

(Воспитатель предлагает детям разделиться на четверки- пятерки- дети создают обереги подгруппами).

Включается муз.сопровождение.

(Во время изготовления кукол- оберегов, уточнить еще раз понятие- оберег).

Воспитатель:

Очень красивые куклы- пеленашки у вас получились. Давайте, подарим наши подарочки Малуше и каждый, что- нибудь пожелает.

 Музыкальный фон снижается- затем прекращается.

Дети дарят подарки и произносят свои пожелания:

Зорьки тебе ясной, да жизни прекрасной!

Расти на радость родителям!

Никогда не болей, будь здорова!

Будь добра, пусть тебе встречаются добрые люди!

Пусть живет- поживает, да добра наживает!

5.

Раздаются посторонние звуки из-за печи.

Воспитатель:        

Ой, что это? Кто это стучит, да гремит?

Наверное, сердится хозяин дома - Домовой?

     Люди старались его задобрить угощением. Может, кто обидел домового?

Появляется Домовой.

Домовой:

Это я- Домовой!

Громко топну ногой,

Засвищу, застучу,

Все вокруг расколочу!

Воспитатель:

Что ты, что ты Домовой,

Мы помиримся с тобой!

Домовой:

Я мириться не желаю

И еще раз повторяю

Очень- очень я сердит:

Буду нынче безобразничать,

Буду нынче я проказничать.

Перемешаю я муку,

И горох, и крупу.

Воспитатель обращается к детям:

Воспитатель:

 Что же делать, ребята?

Дедушка Домовой продолжает злиться.

Ребенок:

А давайте подарим домовому подарочки!

Воспитатель:

Правильно! Домовые любят пироги, сахарок, да молочко.

Давайте, угостим его!

Дети берут чашку с блюдцем, пирожок и сахар со стола.

Воспитатель наливает молоко из крынки в чашку.

Дети:

Дедушка Домовой,

Угощайся, дорогой!

Ты на нас не сердись,

Вместе с нами веселись.

Русская народная игра «Золотые ворота» (Яр. обл.).

     Домовой: 

Ой, спасибо! Ублажили!

Пирогами угостили.

Буду в вашем доме жить,

Дом ваш буду сторожить.

Буду дом оберегать,

Счастье буду привечать!

А чтобы вы про меня не забыли, да про то, что здесь узнали, -я хочу угостить по русскому обычаю вас чаем, конфетами заморскими, печеньем да баранками.

(Выносит большой поднос с угощением)

Воспитатель:

Русская изба всегда угощением славилась!

…Ну, а что же вам понравилось?

(Дети делятся впечатлением…)

 Текстовой материал прилагается (Приложение).

                                                                   

Приложение

Потешка

«Про кота Евстафия» (Яр. обл.)

В одной деревне жили хозяева- зажиточные, но жадные. Зимой и снега не выпросишь. И был у них кот Евстафий.

Тощой- тощой, что две доски, ведь Порфириха его не кормит.

Хозяйку- то Порфирихой звали. И мыши над котом вздумали смеяться.

Тут стал кот думу думать, как ему мышей -крысок  сподманить и придумал, прохвост э(д)акой. Залез в трубы, а там сажа «чистая», хорошая.

Елозил- елозил по- трубы-то и сделался черной- черной.

Только глаза горят, как пуговицы у урядника к Пасхе начищены.

И так у него хорошо получаться стало…

На(ис)(ц)а- из боков- во! ( показать)

Так он сам на(ис)(ц)а, да еще и хозяевам принесет.

Так Порфириха боится ночью на пол ступить, чтобы не раздавить (Э)ндакую дичину.

Вот и сговорились мыши проучить кота Евстафия…

Мышь, которая побойчее:

- Евстафий, ты чего это черную форму надел, не в монахи ль ты, пошел?

- В монахи кума, в монахи!

- Евстафий, да не посхимился ли Ты?

- Посхимился,  кума, посхимился!

- Так тебе теперь до крыс и мышей, и дела нет?

- Нет, кума! Нет!

Тут от радости побежала мышь, да говорит своим подружкам:

- Подруженьки, милые, давайте хоровод заводить! Евстафий нас не тронет- он посхимился!

Стали мыши хоровод водить, да Евстафия дразнить.

А кот как прыгнет, как схватит мышь, а та:

- Евстафий, Евстафий, ты ведь посхимился, не ешь меня, я ведь скоромная!

А кот говорит:

- Кому скоромно, а мне здорово!

Да так ее всю и слопал…

                            Русские народные подвижные игры

 «Летал, летал воробей» (Яр. обл.)

Летал, летал воробей

Летал, летал молодой

По засиню морю (2 раза)

Видел, видел воробей,

Видел, видел молодой

Как…

Как девицы ходят (изображают как ходят девицы)

Как старухи ходит (изображают как ходят старушки)

И т.п

 «Золотые ворота»

Золотые ворота,

Проходите господа!

Первой мать пройдет

И детей проведет:

Первый раз- прощается,

Второй- запрещается,

А на третий раз-

Не пропустим вас!

   

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательное мероприятие "Посиделки у костра"

Занятия по пожарной безопасности эффективнее усваиваются через театрализованную деятельность. В увлекательной для дошкольников форме прошло театрализованное представление «Теремок на новый лад». А раз...

музыкальное занятие на основе руссого фольклора веселые посиделки

Цель: Создать праздничную обстановку, помочь детям научиться творчески самовырожаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Задачи: Формировать понятие о народной культуре....

Осенние посиделки (Праздник для старшей и подготовительной группы)

Осенний праздник для детей старшей и подготовительной группы. На праздник приходят гости - фольклорный ансамбль "Сайгатские трещотки". Исполняют для детей народные песни, хороводы. Играют вмсте с деть...

ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ НА КУБАНИ

Утренник для детей подготовительной группы 2010-2011 учебный год....

Методическая разработка праздника Осенние посиделки

Тема праздника: Русские осенние обряды Сценарий праздника с использованием фольклора, для детей 5-6 лет....

Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...