Консультация для воспитателей по адаптации детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Соловьева Татьяна Ивановна

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx290.77 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из направлений дошкольного учреждения является сохранение и укрепление  психологического здоровья детей. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш детский сад счастливым.

В каком бы возрасте ребёнок не пришёл в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Такое состояние ребёнка можно сравнить с переживаниями взрослого человека в ситуации развода.

Это не трудно понять – ведь ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года — трудная пора для детей раннего возраста. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.

Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Период адаптации серьёзен в жизни ребёнка и для его облегчения требуются действия со стороны взрослых.

Каждому ребёнку рано или поздно приходится «социализироваться», становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.

В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимая других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе. Однако, уже с первых дней жизни у ребёнка в семье формируются привычки, привязанности, определённое поведение.

При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.

Эти тревоги и волнения имеют под собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом и на физическом здоровье детей. Особого внимания требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

Если трёхлетний ребёнок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет довольно широкий опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то полутора – двухлетний малыш менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в дошкольное учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда в течение полугода), и дальнейшее развитие малыша.

Что же происходит с ребёнком в период адаптации к дошкольному учреждению?

        Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможённость. Ребёнок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздражённо отказывается от него, сторонится сверстников.

Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызывать у него тошноту; в часы отдыха ребёнок продолжает плакать.

Разлука и встреча с родными протекает подчас очень бурно: ребёнок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами.        

http://www.permsad148.ru/_mod_files/ce_images/animation/5-3.jpg

Меняется активность малыша и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается.

        Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние приводят к частым болезням.

        Если ребёнок от природы боязлив, не умеет постоять за себя, не любит большую шумную компанию, детский сад станет для него «испытанием». Он не сможет адаптироваться в детском коллективе и еще больше замкнётся в себе.

        

Проблема адаптации к условиям детского сада возникает, когда ребёнок не может найти общий язык со сверстниками.Это связано с его самооценкой. Обладая завышенной или заниженной самооценкой ребёнок просто не знает, как общаться с другими детьми, и не умеет этого делать. Поэтому сверстники не хотят с ним играть, обижают его, отнимают игрушки, дразнят.

        

У ребёнка склонного к невротическим расстройствам, в период адаптации может проявляться беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость). Особенно это заметно у детей, эмоционально зависимых от родителей.

        Нелегко придётся в детском саду ребёнку, который привык к тому, что взрослые потакают любым его капризам.Он столкнётся с первыми запретами, поймёт, что не всё дозволено и ни дети, ни воспитатели не станут делать поблажки.

        

Другая проблема – слишком робкие и стеснительные дошкольники. Они неохотно идут на контакт с другими детьми и становятся «мишенью» для задир.

Что же происходит с ребёнком в период адаптации к дошкольному учреждению?

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. К сожалению, многие родители не знают, что эти явления временные, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности полностью адаптироваться, обвиняя в нерадивости работников детского сада и ругая саму систему «садовского» воспитания в целом.

В норме дети адаптируются к детскому саду в течение 3 – 6 месяцев. Если этот процесс затягивается, возникает дезадаптация.

Причины дезадаптации:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
  • наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании и другое);
  • неумение занять себя игрушкой;
  • несформированность необходимых культурно – гигиенических навыков;
  • отсутствие у ребёнка опыта общения со взрослыми и детьми.

 Если ребёнок отказывается посещать детский сад в течение полугода и более, то родителям стоит задуматься, нужно ли его травмировать и продолжать водить в группу. Дезадаптация встречается редко, но при этом плохо отражается на организме ребёнка. Наиболее частое последствие – нарушение ночного сна, которое свидетельствует о сильном стрессе, пережитом в течение дня. Бывает, что ребёнок стесняется ходить в детском саду в туалет. Последствием дезадаптации могут быть проблемы со стулом, тошнота, рвота, энурез.

Адаптационный период считается законченным, если:

  • ребёнок с аппетитом ест;
  • быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • играет

В  период адаптации необходимо быть к малышу особо внимательными и чуткими, но без излишнего заласкивания. «Пустяковая» проблема несамостоятельности может стать едва ли не главной причиной трудной адаптации детей к детскому саду.

В период адаптации малыш особенно нуждается в тёплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы. Прислушивайтесь к советам и просьбам персонала. Узнавайте у воспитателя особенности адаптации вашего ребёнка.

В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сад.

Придумайте ритуал прощания или приветствия (пожатие руки, поцелуй в нос, волшебная абракадабра или простое: «Пока, скоро увидимся!». Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!».

Малыши очень чувствуют эмоциональное состояние близких для них взрослых. Ваше спокойствие, уверенность говорят малышу, что всё в порядке и можно смело отправляться в группу и наоборот – ваша тревога передаётся ребёнку, даже если реальной причины для него нет.Если есть возможность, устраивайте иногда незапланированный выходной.

Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребёнка. Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьёз, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.

Избегайте вопросов: «Что вы сегодня делали? Что ели? Как ты себя вёл? Что вы проходили по…». Спросите: «Вы сегодня рисовали или лепили? На завтрак была каша или яйцо? С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку?»

Когда ребёнок начинает посещать детский сад, дома всё должно остаться по – прежнему. Это касается режима дня и правил поведения.

Родители могут предложить ребёнку взять в группу любимую игрушку, сказав: «Мишка хочет пойти в гости в детский сад, а ты будешь его провожатым». В новой обстановке игрушка поможет дошкольнику успокоиться, отвлечёт его внимание от грустных мыслей. Скорее всего, он захочет поиграть в неё с другими детьми.

Нельзя стыдить ребёнка за слёзы и нежелание идти в детский сад, особенно в присутствии других детей и родителей. Фразы типа «Ай – ай – ай, какой плакса, как не стыдно плакать!» даже от чужих взрослых могут нанести ещё большую травму и продлить процесс адаптации. Не следует сравнивать поведение ребёнка с поведением других дошкольников.

Нежелательно, чтобы ребёнок видел, как плачут другие дети. При расставании, увидев слёзы сверстников, он может заплакать, даже если «не собирался». Поэтому следует приводить ребёнка в детский сад чуть раньше или чуть позже, чем остальные родители.

Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребёнок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день.

Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребёнок долго находился дома.

Постоянно оказывайте малышу эмоциональную поддержку и

показывайте значимость его нового статуса!

http://www.permsad148.ru/_mod_files/ce_images/animation/4-3.jpg

Ваш ребёнок легче пройдёт период адаптации,

если у него будет опыт самостоятельного решения его детских проблем и если он будет знать, что может управлять чем - то в своей жизни.

Поэтому везде, где это возможно, позвольте ребёнку быть самостоятельным.

Предлагайте ему выбор, начиная с мелочей

(эту книжку или эту, белый или чёрный хлеб).

Не угадывайте его желания, а задавайте вопросы.

Дайте ребёнку возможность поделиться переживаниями по поводу детского сада: даже самое тяжёлое событие не становится психологической травмой,

если у человека есть возможность выразить свои чувства по поводу этого события.

Слушайте, расспрашивайте,

давайте договорить

до конца!

C:\Users\User\Desktop\Копанскова Е.Е\Картинки ДС\1286269479_big.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Адаптация детей раннего возраста» Первая младшая группа

Адаптация - это не только процесс привыкания к детскому саду,но и выработка умений и навыков в повседневной жизни....

Консультация для родителей. «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ».

К  сожалению,  родители  пока  не  видят  в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании их ребёнка в первые годы его развития. У семе...

Консультация для родителей : "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Консультация для родителей : "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"...

Консультация для родителей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Консультация для родителей:«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...