Конспект НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕГЕНДАМ КРЫМА» для детей подготовительной группы (6-7 лет) с элементами квест-технологии, приоритетом в реализации регионального компонента
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Момот Елена Александровна

Конспект НОД

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕГЕНДАМ  КРЫМА»

для детей подготовительной группы (6-7 лет)

с элементами квест-технологии,

приоритетом в реализации регионального компонента

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22_legendy_kryma_konspekt_vospitatel_goda.docx320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 88 «Слонёнок»

муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым

295044, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Аральская, д.69а, тел: 49-62-30

Конспект НОД

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕГЕНДАМ  КРЫМА»

для детей подготовительной группы (6-7 лет)

с элементами квест-технологии,

приоритетом в реализации регионального компонента

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/1013799/main_10.jpg

Подготовила:

воспитатель МБДОУ № 88

Момот Е.А.

Цель: расширять и углублять представления детей о родном крае, малой  Родине – Крыме, содействовать развитию познавательной активности и расширять представления об окружающей действительности.

          Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • познакомить с содержанием некоторых легенд Крыма;
  • обогащать и уточнять знания детей о Крыме, его природных объектах;
  • формировать представления о Черном море и его обитателях,  Крымских горах и водопадах;
  • закрепить знания о бережном отношении к природе Родного края.

Развивающие задачи:

  • развивать фантазию, творческое воображение, расширять кругозор;
  • развивать логическое мышление, зрительное восприятие, навыки ориентирования в пространстве и на карте:
  • совершенствовать координацию речи и движений, мелкую моторику (создание композиций на страницах лэпбука).

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство любви к Родному краю, бережное отношение к природе;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, желание достигнуть цели;
  • привлечь внимание старших дошкольников к социально-значимой деятельности, в процессе которой у них будут формироваться навыки социального поведения в обществе.
  • вызывать эмоциональное удовлетворение в коллективной работе.

Образовательные технологии: элементы квест-технологии (выполнение заданий на каждой остановке карты Крыма), ИКТ-технология (работа с мультимедийной презентацией), элементы технологии волонтерского движения (организация совместной деятельности  для выполнения задания экологического содержания), технология творческих мастерских (создание фетровых лэпбуков «Легенды Крыма»).

Оборудование: ноутбук, мультимедийный экран, проектор, сопроводительная презентация к занятию, видеозапись с волнением моря и плачем дельфинов,  видеоролик о волонтерах, аудиозапись погружения в воду, звуков моря, реки и водопада, музыкальное сопровождение (аудиозапись П. Чайковский «Сладкая грёза», Фаусто Папетти «Сонный берег»,  И. Штраус «Полька-пиццикато»,                           С. Майкапара «Эхо в горах»), магнитная доска, клубки ниток (синий, красный, желтый), ткань, 4 корзины.

Демонстрационный материал: макет костра, макеты указательных и запрещающих знаков, виды мусора (журнал, бумажная упаковка, кожура банана, батарейка, пластиковая бутылка), обитателей Черного моря, трафареты контура гор (прозрачная пленка с нарисованным контуром животного).

Раздаточный материал: рюкзаки, шаблоны книг и заготовки для лэпбука на каждого ребенка (морская волна, дельфин, медуз, рыба, морской конёк, контур Медведь-горы, снег, камни, деревья, чайка, олень, контур горы с водопадом, девушка Зейнаб, злой дух).

Структура и методические приемы НОД

I. Вводная часть – 3 мин.

  • Организационный момент (приветствие). 
  • Создание положительного эмоционального настроя и заинтересованности (коммуникативная игра «Лучики солнца», отгадывание загадок о костре, подготовка к путешествию).

II. Основная часть – 25 мин.

  • Беседа о Крыме.
  • Демонстрация карты Крыма, с отмеченными точками для путешествий.
  • Игровое упражнение «Превращение».
  • Чтение и демонстрация иллюстраций к легенде о Черном море.
  • Дидактическая игра «Найди Черное море».
  • Беседа об обитателях Черного моря и бережном к нему обращении.
  • Экологическая акция «Спасатели Черного моря».
  • Заполнение первой страницы лэпбука «Легенды Крыма».
  • Зрительная гимнастика.
  • Беседа о горах Крыма.
  • Чтение и демонстрация иллюстраций к легенде о Медведь-горе (Аю-Даг).
  • Дидактическая игра «Загадочная гора».
  • Заполнение второй страницы лэпбука.
  • Музыкальная физкультминутка.
  • Релаксационное упражнение «Звуки воды».
  • Чтение и демонстрация иллюстраций к легенде о водопаде Учан-Су.
  • Заполнение третьей страницы лэпбука.

III. Заключительная часть – 2 мин.

  • Обобщение воспитателя.
  • Раздача лэпбуков каждому ребенку.
  • Прощание с гостями и детьми.

ХОД НОД

I. Вводная часть

1. Организационный момент

(Дети под музыку заходят в зал и делают круг. У каждого ребенка за спиной рюкзак).

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Александровна. Я работаю воспитателем в детском саду «Слонёнок», с такими же детьми, как и вы. Я очень рада видеть вас  и хочу подарить вам теплые лучики солнца. (Коммуникативная игра «Лучики солнца»).

Воспитатель: Солнышко мне эти лучики дало, но их всего два (показывает руки), а это мало. Ребята, что нужно сделать, чтобы лучиков стало больше? (дети поднимают свои руки), подарим свои  теплые лучи всем тем, кто находится рядом с нами – нашим гостям. У нас сегодня необычное утро, мы с вами будем путешествовать!

Воспитатель: Ребята, а что  же нам может понадобиться  в путешествии? Давайте отгадаем загадку:

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идёшь со мной,

Я повисну за спиной.

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это рюкзак. Вот и нам с вами в путешествии понадобятся рюкзаки, ведь у нас там есть специальные задания.

(Сюрпризный момент).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на ковер, как вы думаете, что спрятано под тканью? Чтобы узнать ответ, послушайте загадку:

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесёшь.

(Ответы детей).

Воспитатель: Верно, это – костер. Я приглашаю вас к нашему волшебному костру. Располагайтесь поудобнее.

(Дети садятся вокруг костра. Звучит музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Сладкая грёза»)

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое легенда? (Предположения детей).

Воспитатель: Дети, легенда – это фантастический и волшебный рассказ о событии, чего не было на самом деле, но что могло бы произойти. Сейчас я вам расскажу легенду о происхождение земли.

Воспитатель: (музыкальное  и видео-сопровождение рассказа воспитателя) Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму (Демонстрация карты Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.

Воспитатель: Дети, вы догадались, как называется этот сказочный край? (Ответы детей). Правильно, ребята, это Крым, и именно по нему мы отправимся в путешествие по сказочным, а иногда и правдивым легендам.

Воспитатель: Но, для начала, давайте посмотрим, все ли готово к нашему путешествию. Загляните в свои рюкзачки и посмотрите, что же там внутри?

(Дети достают из рюкзачков фетровые книжки-самоделки).

Воспитатель: Да это же книга! Как она называется? (Дети читают название на обложке «Легенды Крыма»). Давайте вместе  полистаем ее странички, вдруг она поможет нам в путешествии!

(Дети вместе с воспитателем листают страницы книги и обнаруживают, что со страниц исчезли все иллюстрации).

Воспитатель: Что такое? Почему в книге нет ни одной картинки и все странички белые? Давайте мы с вами попробуем создать свою волшебную книжку легенд! Для этого мы отправимся в дорогу по карте Крыма, на которой отмечены точки с заданиями. А совершить это путешествие нам помогут волшебные клубочки. Посмотрите на них. Какого цвета они? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте пока сложим книжечки обратно в рюкзак, и возьмем первый клубочек голубого цвета. Закройте глаза, и слушайте меня внимательно. Я сейчас  скажу волшебные слова, а вы за мной повторяйте: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной!». Сейчас мы узнаем, куда привел нас этот клубочек. Открывайте глаза.

(Дети открывают глаза, клубочек анимировано катится по карте Крыма и прикрепляется в зону 1).

Воспитатель: Куда же привел нас этот клубочек? Ребята, посмотрите на нашу волшебную карту и скажите, что значит голубой фон позади Крыма? (ответы детей). Правильно, это море, которое омывает наш Крым.  Как оно называется? Давайте подойдем к первой станции нашего путешествия.

Воспитатель: Дети, а каким цветом бывает море? (Ответы детей).

Воспитатель: А знаете ли вы, почему бирюзовое, ярко-синее, изумрудное, наше море, всё-таки называют Чёрным? (Предположения детей). Сейчас мы отправимся к первой легенде. Давайте сейчас мы узнаем,  почему же море Чёрное? Давайте опустимся на самое дно нашего моря. Закройте глаза и возьмитесь за руки.

Игровое упражнение «Превращение».

(Звучит музыкальное сопровождение «Погружения в воду». Дети и педагог берутся за руки и переходят от костра к первой станции).

Чтобы попасть на морское дно,

В круг спиной мы повернёмся,

Быстро за руки возьмёмся.

Все глаза мы закрываем

Дружно вместе приседаем.

В море опустились,

На дне морском мы очутились.

Воспитатель: (Демонстрируется видеозапись моря в шторм и штиля). Легенда гласит, что Черное море назвали черным потому, что все завоеватели, которые хотели покорить население побережья, встречали яростный отпор со стороны моря: тихое море начинало чернеть, страшная пелена заволокла небеса, все краски, которые есть в природе, померкли, и остались только два цвета – черный и белый. Тишина нависла над морем, и его воды стала черными. Все враги сразу отплывали обратно, испугавшись такого отпора. А все жители побережья жили в мире и спокойствии, потому что был у них такой защитник.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась легенда? Кто мне скажет, почему же наше море назвали Черным? (Ответы детей). Молодцы! А теперь сыграем в игру.

Дидактическая игра «Найди Чёрное море».

(На слайде появляются изображения тропического побережья, ледников и знакомый пейзаж Черного моря).

Воспитатель: Взгляните на эти фотографии. На них вы можете увидеть разные моря. Вам нужно найти картинку, на которой изображено именно наше море. Почему вы остановили свой выбор именно на этой картинке? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому что на первой картинке у нас изображено тропическое побережье, где растут пальмы и белый песок. На второй картинке – ледники, а вот на третьей картинке – знакомое нам побережье Черного моря.

Воспитатель: Ребята, давайте опустимся в море и посмотрим, кто там обитает. Но смотрите, что происходит!

(Демонстрируется запись видеоролика «Плач дельфинов», волнение моря: «...в 2017 году регион столкнулся с массовой гибелью дельфинов! Всего на российском побережье Черного моря за месяц погибло более 200 особей! Причина – загрязненная вода. Все опасные вещества поступают с береговой линии моря!»).

Воспитатель:  Ребята, предлагаю всем нам объединиться в один отряд – отряд волонтеров. Волонтер – очень красивое слово! Что же делают волонтеры? Давайте посмотрим (демонстрация ролика (1 мин.) на мультимедийном экране о волонтерах).

Воспитатель: Отряды волонтеров являются примером и образцом, поддержкой и опорой своим старшим и младшим товарищам, помогают одиноким и нуждающимся, заботятся о природе и ее обитателях. А что же нужно для того чтобы стать добровольцем-волонтером? Доброе сердце и открытая ладонь! (воспитатель показывает открытую ладонь, предлагает ребятам одеть эмблему добровольца-волонтера, повязывает галстуки зеленого цвета).

Воспитатель: Сегодня наш отряд волонтеров будет спасать наше любимое Черное море! Смотрите, а вот и карта экологического состояния Крымского побережья.

(На магнитной доске демонстрируется карта Крыма, загрязнения берегов).

Воспитатель: Нужно решить, чем мы можем помочь и  как сократить количество отходов и их попадание в воду? (Дети предполагают свои варианты: убирать за собой мусор на пляже,  соблюдать правила поведения).

Воспитатель: Правильно, этим и займемся!

Экологическая акция «Спасатели Черного моря»

1. «Соблюдаем знаки».

Воспитатель: Ребята, давайте объясним значение запрещающих и указательных знаков. Как вы думаете, какие знаки обозначены красным цветом, а какие синим?

(Демонстрируются красные (запрещающие) и синие (указательные) знаки. Дети отгадывают их значение, объясняя правила поведения на берегу и в воде).

2. «Сортировка мусора»

Воспитатель: Ребята, из предложенных предметов вам нужно выбрать мусор, находящийся в воде, и распределить его по видам: картон, газеты, журналы и другие печатные издания; органические остатки, пищевые отходы; опасные отходы (батарейки, стекло); пластиковые бутылки, пакеты и упаковки. И найти морских обитателей.

(Звучит динамическая музыка. Ставится цветные корзины с изображенным видом отхода. Дети сортируют мусор. На дне находят изображения морских обитателей из фетра).

Воспитатель: Смотрите, ребята, наши усилия помогли улучшить состояние природы на побережье Черного моря!

(На карте экологического состояния каждый из детей заменяет красные индикаторы на зеленые).

Воспитатель: И за то, что мы помогли сделать море чище, морские обитатели нас благодарят и готовы  стать иллюстрациями к первой странице нашей книги Легенд! Достаньте из корзин морских жителей и наклейте их на пустую страницу книги (Дети прикрепляют заготовки (морскую волну, фетровых дельфина, медузу, рыбу или морского конька) на страницу книги).

Воспитатель: Ну что, молодцы, ребята, первая страница нашей волшебной книги легенд готова! Отправляемся дальше в путешествие по нашей чудесной карте Крыма. Возьмем следующий клубочек, куда же он нас приведет? Какого же он цвета? (Красный). Давайте повторим волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной!» (красный клубок катится к зоне 2).

Упражнение с элементами зрительной гимнастики

Ребята, давайте немного отдохнем. Давайте попробуем поймать бабочку. Она будет прятаться, а мы ее – искать. Внимательно следите глазами за бабочкой, а потом расскажите, куда она упала.

(На слайде бабочка двигается, а дети следят глазами по ее пути: бабочка села на гору, за горой, под горой, возле горы и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, наши глазки немного отдохнули и мы готовы переходить к следующей легенде. Ну что, начнем? (Дети вместе с педагогом переходят ко второй станции).

Воспитатель:  В Крыму очень много гор, и носят они разные названия. Сейчас мы с вами узнаем, какая же история произошла с горой, которая напоминает уснувшего медведя на берегу моря. Кто знает, как она называется (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, Аю-Даг (Медведь-гора). Послушайте легенду.

(Звучит музыкальное сопровождение Фаусто Папетти «Сонный берег», демонстрируются иллюстрации к легенде на слайдах).

Жили когда-то медведи в Крыму,

Маленькую девочку нашли на берегу.

Стала с медведями девочка жить,

Стали медведи ее нежно любить.

Выросла девочка, красавицей стала,

Хорошего юношу она повстречала

С ним она вместе отважилась плыть,

Чтоб навсегда о медведях забыть

Грозно медведи тогда зарычали,

Челн с беглецами они увидали

Песню запела красавица им

Медведи притихли, вожак недвижим.

С тоской во взоре глядит медведь вдаль.

И сердце его наполняет печаль.

Утрата была для него велика,

Он камнем остался лежать на века.

Легенда в народе поныне жива,

Все знают, что это…(Медведь-гора)

 Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта легенда? А давайте посмотрим и пофантазируем, на кого еще могут быть похожи горы?

Дидактическая игра «Загадочная гора»

(На слайде появляются изображение гор, похожих на животных (гора Кошка, Симеиз; скала Дракон, мыс Фиолент; гора Носорог (Парсук-Кая), Феодосия; мыс Дельфин (Капчик) Новый Свет, Судак.. Дети отгадывают и примеряют трафарет-образ к горе).

Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами попробуем собрать свою гору и сможем поместить ее на страницу нашей волшебной книги. Но, для начала, давайте вспомним: какие бывают горы по размерам? (Ответы детей). Правильно,  высокие и низкие, крутые и пологие. А какие они еще бывают?  Со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы.

(На слайде демонстрируется опорная картинка, по которой дети составляют предложения о горе).

Воспитатель: Ребята, а что растет в горах? (мох, кустарники, деревья). Какие животные и птицы обитают в горах? (бараны, козлы, орел, ястреб). Давайте оживим нашу гору! Возьмите заготовку основание горы, изобразите снег на вершинах гор, у подножия  гор – камни. Украсьте гору лесом и кустами. Поместите животных и птиц.

(Дети составляют композицию из фетровых заготовок (контур Медведь-горы, снежок, камни, деревья, чайка и олень) на второй странице книги).

Музыкальная физкультминутка (координация речи с движениями)

(И. Штраус «Полька-пиццикато»)

Стоит гора – старушка (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (воспитатель  дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону, игра продолжается).

Воспитатель: Ну что, друзья, отправляемся дальше? (Дети вместе с педагогом переходят к третьей станции). Где же наш следующий клубочек? Какого он цвета? (желтого). Говорим все вместе слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной!» (прикрепляется на карту, зона 3).

Воспитатель: Этот клубок привел нас к очень интересному месту. Давайте с вами устроил привал после долгого путешествия.

Релаксационное упражнение «Звуки воды»

(Дети присаживаются на ковер в полукруг. Звучит аудиозапись звуков волнения моря, журчание реки и шума водопада).

Воспитатель: Ребята, что за звуки вы слышите? Что может так звучать? (Море). Ребята, а как вы думаете, что сейчас звучит? (Река). Что звучит? (Водопад).

Воспитатель: Правильно, дети, водопад есть и у нас в Крыму. Один из самых высоких – Учан-Су. Хотите послушать легенду про этот водопад?

(Звучит музыкальное сопровождение С. Майкапара «Эхо в горах» демонстрируются иллюстрации к легенде на слайдах)

Воспитатель: Когда-то на южном берегу Крыма жила семья виноградарей, у которых была дочь - красавица Зейнаб. Она была так легка и проворна, что жители называли её Учан (летящая). Зейнаб-Учан очень любила петь. Один раз пролетал над селом горный дух — хозяин Крымских гор. Очарованный песнями девушки и поражённый её красотой горный дух украл её и унёс в горы. Зейнаб-Учан очень тосковала за своими родными. Тем более, что дух рассказывал, что в родном доме гибли сады, виноградники, не было воды. Девушка просилась домой. Вняв мольбам Зейнаб, горный дух отпустил её, но превратил в реку, чтобы она смогла помочь людям. Потекла река от горных вершин вниз по долине к морю. Где она протекала, там снова появлялась жизнь. А люди назвали реку Учан-Су.

Воспитатель: Вам понравилась эта легенда? Как звали девушку, которая превратилась в водопад? (Зейнаб). Как потом стали называть этот водопад? (Учан-Су).

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте теперь заполним третью страницу нашей книги. Оживите страницу книги водопадом и прекрасной Зейнаб.

(Дети составляют композицию из фетровых заготовок (контур горы с водопадом, девушка, злой дух) на третьей странице книги).

III. Заключительная часть

(Педагог собирает детей в полукруг, каждый из детей держит свою книжку в руках).

Воспитатель: На этом ребята мы закончим наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Взгляните на свои книжки, я дарю их вам,  и   еще не раз полистав ее странички,  вспомните нашу встречу и те легенды Крыма, с которыми сегодня познакомились. До свиданья, до новых встреч, ребята!

Дети под музыкальное сопровождение выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие на ферму» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР.

Решение задач по коррекции речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок о домашнем животном....

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с элементами художественно – эстетического развития: «По страницам русских сказок».

Занятие проводится с детьми подготовительной группы. Проводя с детьми данное заняте, мы закрепляем знание детей о русских народных сказках, развиваем речевую активность детей, воспитываем у дете...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольной образовательной организаций на основе национальных традиций коми народа в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учетом ФГОС ДО»

             Духовно - нравственное воспитание в детском саду – основа возрождения отечественной  культуры. Это понятие включает в себя духовность ...

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы «Как Емеля изучал дорожную науку»

: способствовать формированию навыков и мотивации осознанного поведения на улице во время различных дорожных ситуаций и использования правил дорожного движения в повседневной жизни....

Конспект НОД "Путешествие с Буратино" для детей подготовительной группы

Развитие познавательной активности, формирование положительного отношения к школе, навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми....

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с региональным компонентом на тему: «Мы –Казаки!»

Задачи:  Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.Материалы: магнитофон, картинка с изображением казака, подко...