Патриотическое развитие личности на основе народного фольклора.
учебно-методический материал

Матящук Татьяна Марковна

Патриотическое развитие личности на основе народного фольклора.

 

 

 Основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста, должны стать художественные ценности традиционной культуры каждого народа, в том числе и музыкальной. Из всего объема народной музыкальной культуры для дошкольного возраста наиболее доступно изучение особой области народного творчества, называемой детским фольклором.

Народная культура, фольклор способствуют нравственному развитию личности детей, культуре взаимодействия с духовным опытом человечества, приобщению к миру образных представлений о народном искусстве. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно – нравственные ценности и на их основе непрерывно создавать новые.

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"—народ, "лор"- учение. Итак, фольклор - это народная мудрость.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыкаВ младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.

 

Основной целью фольклорных занятий с детьми дошкольного возраста является приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.
Задач несколько, это и образовательные, воспитательные, развивающие.
• Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками (рождество, масленица, пасха и другие).
• Формировать исполнительские навыки в области пения, движения.
• Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа.
• Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей в театральных постановках традиционных праздников.
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
• Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
• Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей (побасёнки, скороговорки, потешки).
• Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Основными формами работы с детьми являются тематические занятия, игры, развлечения, праздники.
Фольклорные занятия с детьми дошкольного возраста можно поделить на несколько разделов:
1. Детский музыкальный фольклор.
2. Народная песня.
3. Народная хореография.
4. Игра на детских народных музыкальных инструментах.
5. Инсценировка народных обрядов, сказок. 

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают с колыбели, когда мама укачивает малыша и напевает на простейший мотив:
баю-бай, баю - бай.
В детском саду дети начинают знакомиться с народными попевками и простейшими песенками в младших группах.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Это крошечные произведения, которые важны для воспитания в детях творческих, музыкальных навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса. Это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные и, зачастую, в них все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях, они вызывают у детей смех и в то же время, укрепляют в них понимание подлинных реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Поговорка, как правило, используется для эмоциональной характеристики внешнего и внутреннего облика людей в определенных жизненных ситуациях («Надулся, как индюк»). Пословицы воспитывают высокое чувство любви к родной земле, формируют отношение к труду как истине, осуждают лень и восхваляют ум, скромность, трудолюбие. Пословицы связаны с необходимостью закрепить в сознании детей  какие- то советы, правила, законы, что очень немаловажно в раннем возрасте.

Календарный праздник – своеобразный итог проведённой работы, где ребёнок учится свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Идёт приобщение к этническим ценностям в доступных формах, создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу.

Загадки способствуют развитию образного мышления, воображения, умения четко выделить наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудрый вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.

Маленький мальчишка в сером ярмячишке,

По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

Очень любимы детьми хороводы. В сюжетах народных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно  в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, травушка – муравушка, кудрявая березка, цветущая  калина. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем или царевной, селезнем или уткой, ясным соколом или белой лебедью. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то, или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях - они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Народные праздники «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Встречаем Весну», «Праздник русской березки» помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского народа. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

1.Народная песня.
В младших группах дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям с повторяющими словами и имитацией звуков (ку-ка-ре-ку, ква-ква, чик-чирик). Это песенки «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Сорока-сорока».
В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, появляется новый жанр - игровая песня: «Как у наших, у ворот», «Тень, тень, потетень».
Усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов «ведет музыку комар», а стрекоза «плясать идет» и т. д. Вводится понятие обрядовая песня, зимние колядки, масленичные, весенние заклички.
В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера «Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина». Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для

импровизации «Прялица», «Ой, вставала я ранёшенько», «Где был, Иванушка».
Именно в старшей группе вводится новый жанр – частушка. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.
2. Народная хореография. 
В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленям, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки. 
Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры «Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду». В средних группах вводятся новые элементы народного танца «ковырялочка». Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера.

3. Народные игры. 
Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
В младшей группе забавные игры «Петушок», «Идет коза рогатая» побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.
В средней и старшей группе усложняются правила игры: ребята сами должны использовать считалки, чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Два мороза», «Марьюшкино поле», усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его.  Дети очень любят игры «Ай дили, дили», «Гори, гори ясно», «Не кружися на лугу», «Ваня простота».

4.Игра на детских народных музыкальных инструментах.
В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом.  В игре на ложках сначала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле. В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре.
5. Инсценировка народных обрядов, сказок.
Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т.д. Инсценировка сказок «Теремок», «Репка», Рукавичка».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_razvitie_lichnosti.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое развитие личности на основе народного фольклора.

 Основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста, должны стать художественные ценности традиционной культуры каждого народа, в том числе и музыкальной. Из всего объема народной музыкальной культуры для дошкольного возраста наиболее доступно изучение особой области народного творчества, называемой детским фольклором.

Народная культура, фольклор способствуют нравственному развитию личности детей, культуре взаимодействия с духовным опытом человечества, приобщению к миру образных представлений о народном искусстве. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы. Эти знания содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно – нравственные ценности и на их основе непрерывно создавать новые.

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"—народ, "лор"- учение. Итак, фольклор - это народная мудрость.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыкаВ младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.

Основной целью фольклорных занятий с детьми дошкольного возраста является приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.
Задач несколько, это и образовательные, воспитательные, развивающие.
• Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками (рождество, масленица, пасха и другие).
• Формировать исполнительские навыки в области пения, движения.
• Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа.
• Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей в театральных постановках традиционных праздников.
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
• Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.
• Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей (побасёнки, скороговорки, потешки).
• Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Основными формами работы с детьми являются тематические занятия, игры, развлечения, праздники.
Фольклорные занятия с детьми дошкольного возраста можно поделить на несколько разделов:
1. Детский музыкальный фольклор.
2. Народная песня.
3. Народная хореография.
4. Игра на детских народных музыкальных инструментах.
5. Инсценировка народных обрядов, сказок. 

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают с колыбели, когда мама укачивает малыша и напевает на простейший мотив:
баю-бай, баю - бай.
В детском саду дети начинают знакомиться с народными попевками и простейшими песенками в младших группах.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Это крошечные произведения, которые важны для воспитания в детях творческих, музыкальных навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса. Это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные и, зачастую, в них все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях, они вызывают у детей смех и в то же время, укрепляют в них понимание подлинных реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а так же логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Поговорка, как правило, используется для эмоциональной характеристики внешнего и внутреннего облика людей в определенных жизненных ситуациях («Надулся, как индюк»). Пословицы воспитывают высокое чувство любви к родной земле, формируют отношение к труду как истине, осуждают лень и восхваляют ум, скромность, трудолюбие. Пословицы связаны с необходимостью закрепить в сознании детей  какие- то советы, правила, законы, что очень немаловажно в раннем возрасте.

Календарный праздник – своеобразный итог проведённой работы, где ребёнок учится свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Идёт приобщение к этническим ценностям в доступных формах, создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу.

Загадки способствуют развитию образного мышления, воображения, умения четко выделить наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудрый вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.

Маленький мальчишка в сером ярмячишке,

По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

Очень любимы детьми хороводы. В сюжетах народных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно  в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, травушка – муравушка, кудрявая березка, цветущая  калина. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем или царевной, селезнем или уткой, ясным соколом или белой лебедью. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то, или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях - они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Народные праздники «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Встречаем Весну», «Праздник русской березки» помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского народа. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

1.Народная песня.
В младших группах дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям с повторяющими словами и имитацией звуков (ку-ка-ре-ку, ква-ква, чик-чирик). Это песенки «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Сорока-сорока».
В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, появляется новый жанр - игровая песня: «Как у наших, у ворот», «Тень, тень, потетень».
Усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов «ведет музыку комар», а стрекоза «плясать идет» и т. д. Вводится понятие обрядовая песня, зимние колядки, масленичные, весенние заклички.
В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера «Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина». Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для

импровизации «Прялица», «Ой, вставала я ранёшенько», «Где был, Иванушка».
Именно в старшей группе вводится новый жанр – частушка. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.
2. Народная хореография. 
В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленям, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки. 
Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры «Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду». В средних группах вводятся новые элементы народного танца «ковырялочка». Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера.

3. Народные игры. 
Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
В младшей группе забавные игры «Петушок», «Идет коза рогатая» побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.
В средней и старшей группе усложняются правила игры: ребята сами должны использовать считалки, чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Два мороза», «Марьюшкино поле», усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его.  Дети очень любят игры «Ай дили, дили», «Гори, гори ясно», «Не кружися на лугу», «Ваня простота».

4.Игра на детских народных музыкальных инструментах.
В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом.  В игре на ложках сначала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле. В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре.
5. Инсценировка народных обрядов, сказок.
Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т.д. Инсценировка сказок «Теремок», «Репка», Рукавичка». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на основе народного фольклора.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности. Самые любимые игры для детей – это подвижные игры . Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре ...

Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор

Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор...

Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор

Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор...

ПРИБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА И МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ХАКАССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Чтобы у детей появился интерес к истории родного края, чтобы они познали и полюбили свою землю, чтобы у них появилось чувство гордости, необходимо с детства научить любить то, что их окружает.Мне, как...

«В гости к бабушке Марусе» (развлечение в первой младшей группе на основе народного фольклора)

Не очень легко сочинить развлечение для маленьких деток. Надо все спроектровать, собрать материал.  Детям очень нравятся играть. Значит весь материал должен быть в игровой форме.Потешки, пестушки...

Мастер-класс "Подвижные игры на основе народного фольклора"

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет образовательная область «физическое разви...