ПРИБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА И МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ХАКАССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
статья (подготовительная группа)

Спалевич Светлана Геннадьевна

Чтобы у детей появился интерес к истории родного края, чтобы они познали и полюбили свою землю, чтобы у них появилось чувство гордости, необходимо с детства научить любить то, что их окружает.

Мне, как музыкальному руководителю, эту проблему помогает решить знакомство детей с хакасской народной музыкой (фольклором) и творчеством хакасских композиторов, певцов, сказителей.

Богата и разнообразна песенная культура хакасов, она хранит в себе великое культурное наследие. Народная песня, как одно из ярких произведений музыкального фольклора хакасов, представляет сочетание двух искусств: музыки и поэзии, созданной народом, оказалась устойчивой формой музыкального творчества; она существует на протяжении веков, но и в наши дни любима детьми разных возрастов.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА И МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ХАКАССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

В нашем дошкольном учреждении открыт центр хакасской культуры на базе  группы «Хазынас», хотя приобщение детей к хакасской культуре началось задолго до этого события. И это не случайно, ведь воспитание у дошкольников любви к своей малой Родине, Хакасии, является важное задачей современного воспитания, а проблема изучения родного края актуальна на сегодняшний день, т.к. проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями и национальной культурой коренного населения.

Чтобы у детей появился интерес к истории родного края, чтобы они познали и полюбили свою землю, чтобы у них появилось чувство гордости, необходимо с детства научить любить то, что их окружает.

Мне, как музыкальному руководителю, эту проблему помогает решить знакомство детей с хакасской народной музыкой (фольклором) и творчеством хакасских композиторов, певцов, сказителей.

Богата и разнообразна песенная культура хакасов, она хранит в себе великое культурное наследие. Народная песня, как одно из ярких произведений музыкального фольклора хакасов, представляет сочетание двух искусств: музыки и поэзии, созданной народом, оказалась устойчивой формой музыкального творчества; она существует на протяжении веков, но и в наши дни любима детьми разных возрастов.

Одним из самых распространенных хакасских песенных жанров является - тахпах. «Хакасский тахпах является чрезвычайно популярной в народе   лирической   песней,   древней   по   происхождению, имеющей определенное настроение, строго выработанную поэтическую форму.» -М.А. Унгвицкая. На занятиях мы включаем в раздел слушание произведения этого жанра.

А так же и другой жанр хакасского музыкального фольклора вызывает интерес у детей - это горловое пение - хай. Известный музыковед и композитор Хакасии А.А. Кенель отмечает: «не каждому хакасскому певцу или рассказчику выпадает честь носить звание «Хайджи» - народного сказителя. Это звание надо заслужить искусством сказа и импровизации; знанием многих старинных сказаний, мастерской игрой на чатхане, созданием новых песен-откликов на события современной жизни, а главное -беззаветным служением своим искусством народу». Мы говорим детям, что хакасские сказители повествовали о далеком историческом прошлом своего народа и такие сказания назывались алыпыг нымахи. Р.А. Шерхунаев пишет: «Сказители, в частности С.П. Кадышев, прекрасно понимали сущность и значение   поэтического   слова   народа,   философию   его   произведений, познавательные, воспитательные, художественные и эстетические функции героических сказаний, песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок».

Одно занятие мы посвятили творчеству Семена Прокопьевича Кадышева. Дети с интересом слушали в записи сказания народного хайджи. Перед слушанием была беседа, из которой дошкольники узнали о первых героических сказаниях С.П. Кадышева, которые называются «Албынжи», «Алып хан на белобуланом коне». В них рассказываются о подвигам сильных и смелых алыпов-богатырей, защитников своей земли и народа.

Дети узнали, что сказитель с берегов Белого Июса оставил для нас более 30 героических сказаний, десятки легенд и сказок. Нельзя без волнения слушать старого хайджи. Семиструнный чатхан был верным спутником его жизни.

На музыкальных занятиях мы с детьми разучиваем песни хакасских композиторов на русском и хакасском языках. После слушания песни на хакасском языке даем детям перевод, чтобы понять смысл произведения. Обращаем внимание на то, какими словами автор характеризует картины, образы и какие средства музыкальной выразительности использует в песне композитор. При разучивании используем иллюстрированный материал, соответствующего   содержанию   текста   песни,   что   лучше представить его смысл.

Кроме того, мы знакомим детей с различными народными праздниками и обрядами. Например, на празднике «Чал Пазы» ребята узнают о такой традиции хакасов, как поклонение огню; на празднике «Тун Пайрам» - о том, что это праздник первого молока; на обряде «Пизик-той», празднике о колыбели, - о том, как хакасы встречали на свет маленького чело] продолжателя рода. В ходе таких праздников воссоздаются обрядовые церемонии, звучат песни, танцы, которые дети затем обыгрывают.

Очень важно для любого человека как можно раньше «прикоснуться» к «живой» музыке, к «живому» звучанию народных инструментов. Поэтому мы при любой возможности приглашаем в наш детский сад ансамбль Эти встречи оставляют незабываемые эмоциональные, музыкальные, эстетические впечатления, как у наших детей, так и у присутствующих на этих концертах, взрослых.

В   группе  «Хазынас»  вся  окружающая  среда  помогает детям прочувствовать быт, обычаи и традиции хакасов - это и росписи стен, с изображением пейзажей Хакасии; и национальные костюмы  и посуда с национальным орнаментом; даже имеется юрта, где дети могут играть. А еще в группе есть настоящие хакасские музыкальные инструменты - бубен шамана (тюр), чатхан, хомыс, тимыр-хомыс, и наши воспитанник могут слышать звучание этих самобытных инструментов, и обогащать свой слух.

Вот так, шаг за шагом, ребята начинают раскрывать тайну хакасской музыки. И чем больше информации они получат с дошкольного возраста, тем ярче будут впечатления от прослушанной музыки.

Начав работать по данной теме, мы поставили следующие задачи:

• Воспитывать детей на основе уважения к обычаям и традициям людей, которые являются коренными жителями нашей республики;

• Использовать в своей работе методы народной педагогики, семейных традиций, народный фольклор;

• Организовывать и проводить развлечения и досуги по данной тем

• Обобщать опыт по теме.

Для реализации задач в работе используем такие формы и методы;

• Заучивание стихотворений;

• Разучивание песен, хороводов;

• Разучивание хакасских народных игр;

• Прослушивание музыкальных записей хакасских инструментов;

• Беседы о традициях хакасского народа;

• Экскурсии на природу, к различным достопримечательностям города.

В ходе работы выявились некоторые рекомендации по ознакомлению старших дошкольников с музыкой хакасских композиторов:

• При знакомстве с хакасской музыкой необходимо учитывать возрастные особенности;

• Материал о композиторах должен накапливаться посте: в процессе годовой педагогической работы;

• Тематика праздников и развлечений по национальному воспитанию может быть самой разнообразной. Интересно складывается досуг, если за основу взять сюжет любой динамической сказки, которая хорошо а детям;

• Тщательная подготовка педагогов к тематическим досугам или развлечениям по творчеству какого-либо композитора окупается эмоционально - положительной реакцией детей, их активностью в течение всего мероприятия;

• Знакомство с хакасской музыкой должно быть ярким событием  для каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на основе народного фольклора.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности. Самые любимые игры для детей – это подвижные игры . Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре ...

Значение народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников.

Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературн...

«Формирование национальной культуры через татарский народный фольклор». Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: приобщение к татарскому народному фольклору (песням, играм, потешкам, закличкам, пословицам, поговоркам, сказкам); пополнение знаний о национальном костюме(тубэтэй, калфак, читек, чулпы), та...

Значение народного фольклора в музыкальном развитии дошкольников

Музыкальный фольклор -явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта муз...

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....