Проект развития музыкального творчества «Мы – композиторы»
проект по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._my-kompozitory.doc79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Мы – композиторы»

Проект развития музыкального творчества

 

Срок реализации: краткосрочный (в течение одного дня).

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель.

Ожидаемый результат: детское музыкальное творчество: сочинение попевок, песенок, музыки, подбор музыкальных инструментов и аккомпанемента к песням, движений к музыкальным произведениям; активная деятельность детей в  музыкально-дидактических играх.

Цель проекта: знакомство детей с творчеством русских, зарубежных, советских, современных композиторов и приобщение дошкольников к музыкальному творчеству.

Задачи проекта:

  • расширить музыкальный кругозор детей;
  • развивать культуру слушания музыкальных произведений;
  • знакомить дошкольников с детскими музыкальными инструментами и обучать игре на них;
  • активизировать музыкальное творчество детей;
  • развивать коммуникативные способности.

Сбор информации и музыкального репертуара:

  • изучение биографии П. И. Чайковского, Р. Шумана;
  • нотный сборник пьес «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Детский альбом» Р. Шумана, соната № 15 ( до-мажор, 1 часть) В. А. Моцарта (можно подготовить музыку в записи).

Работа над проектом:

  • беседа с детьми;
  • подготовка музыкально-дидактического материала;
  • поиск портретов композиторов;
  • приобретение мягкой игрушки лошадки, игрушечных микрофонов;
  • изготовление тряпичных кукол: Веселинка ( девочка-мажор) и Грустинка  (мальчик-минор);
  • оформление музыкальных инструментов в форме разных ягод, фруктов;
  • подбор детских музыкальных инструментов для игры в оркестре, подготовка Саратовской гармошки или детской музыкальной игрушки гармошки;
  • самоподготовка музыкального руководителя для качественного исполнения на фортепиано классических и современных произведений (можно в записи на флеш-накопителе).

Игры и упражнения:

  1. игра на развитие творчества «Сочини музыку» (приложение 1);
  2. музыкально-дидактические игры:
  • «Я — композитор» (приложение 2);
  • «Солнышко и тучка» (приложение 3);
  • «Свари компот» (приложение 4);
  • «Я — дирижёр» (приложение 5).

Актуальность данного проекта заключается в том, что дети среднего и старшего дошкольного возраста в течение одного дня быстро понимают значение профессии «композитор», т. к. сами во время занятий становятся авторами своего сочинения. Дети слушают и выполняют разные виды музыкальной деятельности под классическую музыку. Формирование хорошего музыкального слуха и вкуса происходит на лучших образцах народной и классической музыки. Занятие проходит в игровой, доступной для детей форме. В гости приходят две куклы: Веселинка (девочка) и Грустинка (мальчик). Грустинка приносит карточки с изображением тучки, а Веселинка — с изображением солнышка, для игры «Солнышко и тучка». Музыкальный руководитель объясняет, что кукла Грустинка (лад минор) любит слушать музыку грустного, печального характера, спокойного или умеренного темпа, не очень громкую по динамике. Звучит, например, «Колыбельная песенка» Г. Свиридова. Веселинка (лад мажор), наоборот, любит громкую и задорную музыку весёлого, радостного характера, быстрого темпа. Звучит, например, «Парень с гармошкой» Г. Свиридова. Дети сами выбирают, какая из кукол любит грустную музыку, а какая — весёлую. Для лучшего усвоения пьесы «Парень с гармошкой» по желанию детей выбирается ребёнок-гармонист, ему дают в руки гармошку, и он «играет» (раздвигает меха гармошки) под музыку Г. Свиридова. В группах старшего дошкольного возраста музыкальный руководитель объясняет значение выразительных средств музыки: лад (мажор и минор), динамика, мелодия, ритм, тембр.

Дети на занятии продолжают знакомиться с разными музыкальными инструментами и учатся на них играть под руководством музыкального руководителя: на металлофоне, маракасе, бубне, колокольчике, румбе, музыкальном треугольнике, барабане, деревянных ложках, кастаньетах.

Когда на занятии применяются методические приёмы немецкого композитора-педагога Карла Орфа, дошкольники быстрее развивают чувство ритма, прихлопывая в ладоши, по коленям, притопывая поочерёдно ногами, щёлкая язычком под музыку или под тексты разучиваемых песенок.

Дети учатся красиво маршировать, выполнять боковой и прямой галоп под классическую музыку П. Чайковского и Р. Шумана. В старшей и подготовительной к школе группах дети закрепляют знания трёх основных жанров музыки: песни, танца и марша.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.

На протяжении всего занятия дети проявляют творчество в разных видах музыкальной деятельности: в  музыкально-ритмических движениях, слушании музыки, в игре на музыкальных инструментах, в пении (см. планы занятий в приложениях 6–8). Самое увлекательное и трудное задание — сочинить песенку или попевку — дошкольники с радостью выполняют. А если ребёнок получает удовольствие от такого занятия, то, значит, проект по теме «Мы — композиторы» выполнен успешно!

Приложение 1

Игра «Сочини музыку»

Цель: развитие музыкального творчества детей.

Возраст детей: 4–7 лет.

Оборудование: детскиемузыкальные инструменты.

Описание игры: ребёнок самостоятельно выбирает тот инструмент, который подходит, по его мнению, для сочинения музыки на тему «Явления природы». Например, музыка дождя, музыка падающих снежинок, музыка листопада, музыка вьюги и т. д. Можно сочинить музыку для соответствующего занятию времени года: музыка осени, зимы, весны. На создание музыки вдохновит иллюстрация или поэтическое слово.

Приложение 2

Музыкально-дидактическая игра «Я — композитор»

Цель: развитие музыкального творчества детей.

Возраст детей: 4–7 лет.

Оборудование: детские музыкальные инструменты и фортепиано.

Описание игры: музыкальный руководитель предлагает ребёнку сочинить свою песенку на заданный несложный текст, например, на стихи А. Барто. Дети поют свои песенки, а затем педагог может эту песенку разучить с детьми и аккомпанировать на фортепиано. Можно тут же подыграть на подходящем для песенки музыкальном инструменте.

С детьми старшего дошкольного возраста песенка может быть сочинена в разных жанрах: песня-марш, песня-колыбельная или песня-танец. Ребёнок выбирает самостоятельно, в каком жанре будет его песня. Например, «Слон» — колыбельная песня, «Кораблик» и «Барабан» — маршевые песни, а «Козлёнок» и «Грузовик» — танцевальные. Помогут ребёнку в сочинительстве музыки иллюстрированная книга А. Барто «Игрушки» или картинки на экране.

Приложение 3

Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка»

Задачи: развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, радостная и грустная, печальная); расширять словарный запас детей.

Возраст детей: 4–5 лет.

Игровой материал: карточки с изображением солнца и тучки с дождем, по количеству детей. Две большие карточки с тем же изображением для демонстрационного показа. Коробочка для хранения игры.

Описание игры: Каждому ребёнку музыкальный руководитель даёт по две карточки. На одной — изображение солнышка, а на другой — тучки. По очереди проигрываются музыкальные пьесы разного характера (весёлые или грустные). Дети должны поднять карточку, соответствующую характеру музыки: солнышко — весело (мажор), тучка — грустно (минор).

Приложение 4

Музыкально-дидактическая игра «Свари компот»

Цель: развивать музыкальное творчество детей, различать две части в музыке.

Возраст детей: 5–7 лет.

Игровое оборудование: обычные музыкальные инструменты и инструменты, оформленные в виде фруктов: лимон, вишенка, абрикос, яблоко, крыжовник и др.

Описание игры: звучит пьеса, например, М. Глинки «Детская полька» или А. Жилинскиса «Латышская народная полька». Музыкальная форма этих произведений двухчастная. Части отличаются друг от друга по мелодии, ладу и динамике, т. е. громкости звучания. В  1-й части (играть тихо) мы постепенно (через каждый такт или два такта) включаем в звучание разные музыкальные инструменты, как будто опускаем фрукты в кастрюлю, чтобы варить компот.

Затем во  2-й части (играть громко) мы добавляем сахарный песок — звучание маракаса и других шумовых инструментов. Когда закипит компот, то слышно бульканье воды, и крышка кастрюли как бы стучит от кипения, и можно добавить любые звенящие инструменты — бубен, медные тарелочки, музыкальный треугольник, колокольчик и др. Музыкальный руководитель кратко комментирует во время игры: «Сейчас будем варить музыкальный компот (заиграла музыка). Бросаем в кастрюлю фрукты (это в  1-ой части), засыпаем сахар, кипит компот, сварился компот (это во  2-ой части).

Приложение 5

Музыкально-дидактическая игра «Я — дирижёр»

Цель игры: развитие тембрового слуха и чувства ритма в элементарном музицировании на детских музыкальных и шумовых инструментах.

Возраст детей: 5–7 лет.

Оборудование: детские музыкальные инструменты: металлофон, музыкальный треугольник, бубен, барабан, колокольчик, кастаньеты, маракасы, арфа и др.

Ход игры: выбирается ребёнок — дирижёр, который может стоять на возвышении. В руках у него дирижёрская палочка. Остальные дети сидят перед ним на стульчиках и у каждого — музыкальный инструмент. Музыкальный руководитель играет 1-ю часть, например, «Итальянской польки» С. Рахманинова, а дирижёр взмахивает ритмично руками, и весь оркестр играет. Затем показывает на любого музыканта или группу музыкантов, и они исполняют на своих инструментах соло — импровизацию на  2-ю часть музыки. В  3-й части (это повторение 1-й части) снова играет весь оркестр, и дирижёр двумя руками и взглядом активно показывает вступление всего оркестра.

Можно включать эту игру в самостоятельную музыкальную деятельность детей, но при этом использовать звукозапись или исполнение ребёнком-солистом знакомой детской песенки.

Приложение 6

План музыкального занятия для средней группы (4–5 лет)

В начале занятия идёт беседа с детьми о том, кто такой композитор. Композитор — это музыкант, который сочиняет музыку и записывает её нотами. (Показ портрета великого русского композитора П. И. Чайковского.)

Виды музыкальной деятельности

Репертуар

Программные задачи

Методические приёмы

1-я часть. Музыкально-ритмические движения

«Игра в лошадки» (из «Детского альбома» для фортепиано) П. И. Чайковского. «Марш оловянных солдатиков» П. И. Чайковского

Выполнять прямой галоп. Учить детей ритмично маршировать

Показ мягкой игрушки лошадки. За лучшее исполнение галопа дать ребёнку игрушку, и он скачет ещё раз с игрушкой. Дать одному ребёнку барабан и палочки, и все маршируют под его барабанную дробь

2-я часть. Слушание

Соната № 15 В. А. Моцарта ( до-мажор — 1-я часть). Пьеса «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» для фортепиано) П. И. Чайковского

Знакомить с весёлым и грустным характером музыки. Знакомить с минорным ладом — грустным

Приход двух кукол: Веселинки (мажор) и Грустинки (минор). Обыграть приход куклы. На мажорную музыку попросить куклу потанцевать, а дети будут хлопать в ладоши. На грустную музыку — укачивать и жалеть куклу

3-я часть. Игра на детских музыкальных инструментах

Прослушать в исполнении детей песню «Дождик» И. Парцхаладзе

Игра на развитие творчества «Сочини музыку»

Дать ребёнку металлофон, обучать свободно, без напряжения держать молоточек в руке

4-я часть. Пение

Пение любимых песен детей из мультфильмов. Например, «Улыбка», «Песня Чебурашки», «Антошка», «Я на солнышке лежу», «Облака», «В траве сидел кузнечик», муз. В. Шаинского. «Песня Кота Леопольда», муз. В. Савельева. Музыкальная игра «Угадай мелодию» (дети отгадывают песню с  7-6-5 нот и затем поют по 1–2 куплетам знакомой любимой песни).

Учить выразительно исполнять любимые песни

С применением системы К. Орфа (хлопки по коленям, в ладоши, поочерёдные притопы ногами) активизировать детей для разучивания текста песни. Продолжать «общаться» с куклой Веселинкой. Солистам дать в руки игрушечные микрофоны

Приложение 7

План музыкального занятия для старшей группы (5–6 лет)

В начале занятия идёт беседа с детьми о том, кто такой композитор. Композитор — это музыкант, который сочиняет музыку и записывает её нотами. (Показ портрета композитора Р. Шумана.)

Виды музыкальной деятельности

Репертуар

Программные задачи

Методические приёмы

1-я часть. Музыкально-ритмические движения

«Смелый наездник», муз. Р. Шумана. «Из-под дуба», русская народная мелодия, обр. А. Варламова

Выполнять прямой галоп. Выполнять русские народные танцевальные движения: «ковырялочка», присядка, притопы ногой, дробный шаг, кружение вокруг себя, «полочка» и др.

Показ мягкой игрушки лошадки. Сочетать танцевальные движения с игрой на русских народных инструментах: бубне, деревянных ложках, трещотке, колокольчике и др.

2-я часть. Слушание

«Парень с гармошкой» и «Колыбельная», муз. Г. Свиридова. Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка»

Знакомить детей с весёлым и грустным характером музыки. Учить детей самостоятельно определять характер

Приход кукол — Веселинки и Грустинки. Раздать карточки с изображением солнышка и тучки для игры. Дети должны самостоятельно выбирать для аккомпанемента инструменты: музыкальный треугольник, бубенчики, колокольчики или детскую гармошку (в зависимости от характера пьес)

3-я часть. Пение:
• песенное творчество;
• усвоение певческих навыков

Музыкально-дидактическая игра «Я — композитор». Песни «Улыбка», «Голубой вагон», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Исполнение любимых песен детей. Музыкальная игра «Угадай мелодию» (дети отгадывают песню с  7-6-5 нот и затем поют по 1–2 куплетам знакомой любимой песни)

Развивать песенное творчество детей на простые тексты в разных жанрах: танец, марш. Учить эмоциональному исполнению песен

Раздать карточки для игры «Я — композитор» (схематичное изображение танцующих или марширующих детей). Дать микрофон солистам. Петь стоя. Вызывать активность детей в ансамблевом и сольном пении

4-я часть. Игра в оркестре

Музыкально-дидактическая игра «Свари компот», муз. М. Глинки «Детская полька»

Развивать музыкальное творчество детей, различать две части в музыке

Играть на разных музыкальных инструментах, оформленных в виде фруктов: лимона, вишенки, абрикоса, яблока и др.

Приложение 8

План музыкального занятия
для подготовительной группы (6–7 лет)

В начале занятия идёт беседа с детьми о том, кто такой композитор. Композитор — это музыкант, который сочиняет музыку и записывает её нотами. (Показ портрета великого русского композитора П. И. Чайковского.)

Виды музыкальной деятельности

Репертуар

Программные задачи

Методические приёмы

1-я часть. Музыкально-ритмические движения

«Игра в лошадки» (из «Детского альбома») П. И. Чайковского; «Камаринская» (из «Детского альбома») П. И. Чайковского

Выполнять прямой галоп. Выполнять русские народные танцевальные движения: «ковырялочка», присядка, притопы ногой, дробный шаг, кружение вокруг себя, «полочка» и др.

Показ мягкой игрушки лошадки. Сочетать танцевальные движения с игрой на русских народных инструментах: бубне, деревянных ложках, трещотке, колокольчике и др.

2-я часть. Слушание

«Песня жаворонка» (из «Детского альбома») П. И. Чайковского. Песня «Звёздочки в саду», муз. М. Парцхаладзе

Продолжать знакомить детей с мажорным ладом — весёлым и минорным — грустным. Учить детей самостоятельно определять характер и средства музыкальной выразительности

Приход двух кукол — Веселинки (мажор) и Грустинки (минор). Обыграть приход куклы. Показ рисунка с птичкой — жаворонком. Аккомпанировать на музыкальном треугольнике, румбе, колокольчике

3-я часть. Пение:
• песенное творчество;
• усвоение певческих навыков

Музыкально-дидактическая игра: «Я — композитор». Песня «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой. Песня «Настоящий друг», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского. Пение любимых песен. Музыкальная игра «Угадай мелодию» (дети отгадывают песню с  7-6-5 нот и затем поют по 1–2 куплетам знакомой любимой песни)

Развивать песенное творчество детей на несложные тексты в разных жанрах: танец, марш. Учить эмоциональному исполнению песен

Дать микрофон в руки солистам. Петь стоя. Вызывать активность детей в ансамблевом и сольном пении

4-я часть. Игра в оркестре

Музыкально-дидактическая игра «Я -дирижёр». «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова

Развивать музыкальное творчество детей. Учить, что обозначает слово «дирижёр» (с французского языка — музыкант, управляющий оркестром)

По дирижёрской палочке ребёнка вступают разные детские музыкальные инструменты: колокольчики, маракасы, бубен, кастаньеты, румба, музыкальный треугольник


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкально-дидактических игр, как средства развития музыкального творчества дошкольников.

Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-дидактические игры....

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...

ПРИБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА И МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ХАКАССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Чтобы у детей появился интерес к истории родного края, чтобы они познали и полюбили свою землю, чтобы у них появилось чувство гордости, необходимо с детства научить любить то, что их окружает.Мне, как...

Социально- культурный проект: «Народное музыкальное творчество »

Содействие развитию познавательногоинтереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о музыкальных инструментах народного художественного творчества.Воспитание творчески развитой личнос...

Проект: «Развитие музыкальных способностей у дошкольников средством музыкального творчества с элементами театрализации»

Проект направлен на развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников средством инсценирования песен, музыкальной драматизации и театрализации небольших сказочных сюжетов....

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье, радость быть самим собой. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Вовсе исторические времена ...