Мастер-класс "Подвижные игры на основе народного фольклора"
учебно-методический материал

Юдичева Ольга Олеговна

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет образовательная область «физическое развитие». Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Я  считаю, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

«Патриотическое воспитание средствами физической культуры»

(через народные подвижные игры на основе фольклора)

Цель: привлечь внимание педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, повышения знаний в области народных игр.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми народными играми

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении народных игр.

3. Вызвать у педагогов желание проводить и организовывать народные игры.

Материалы: мячик или кубик среднего размера, султанчик, флажок, платки-4 шт., стулья — 4 шт.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


  Вступление: В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), нравственно-патриотическое воспитание детей рассматривается как одно из важнейших направлений.

  Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно  через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий, народных подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

 Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные подвижные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Поэтому я считаю, что важным средством нравственно-патриотического воспитания является приобщение детей к национальным ценностям и традициям народов через народные подвижные игры, которые помогают расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях, формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

    Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет образовательная область «физическое развитие». Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса.    Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Я  считаю, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

    Для детей младшего возраста  выбираются наиболее простые игры. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы: «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной подвижной игрой, развивают интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомство с пословицами, поговорками, приметами), а также с календарными народными играми. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. На Новый год, Колядки можно провести следующие игры - «Бабка Ёжка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь»; на Масленицу: «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки»; на Пасху – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала». С детьми старшего возраста при ознакомлении с играми народов проводится предварительная работа (знакомство с историей, культурой, обычаями и традициями народов).

    Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры (картотеки, презентации, методические разработки, сценарии досугов). По необходимости в игре  используют различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, народные костюмы.

Мастер-класс «Народные подвижные игры»:

Сейчас я познакомлю вас с некоторыми народными играми.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, раз за руку Грека – цап!

Таря-Маря в лес ходила, шишки ела, нам велела, а мы шишек не едим, Таре-Маре отдадим!

«Угольки» (салки-догонялки)

Водящий – это «кошка». Остальные участники игры – это «угольки», они отскакивают от горящего дома. Кошка должна потушить угольки, то есть осалить участников игры. Угольки – разлетаются – кошка бегает и ловит их. Тот из детей, кого осалили, выбывает из игры.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

(Можно поменять правила игры, в соответствии с возрастом детей).

«Углы»

В игре участвуют пять игроков. Четверо размещаются по углам спортзала или спортплощадки, а пятый, водящий, стоит в центре и произносит:

На болоте стоит пень,

Шевельнуться ему лень,

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

После слов «хочется» дети начинают бег по часовой стрелке по периметру зала, желая занять следующий угол, а водящий старается встать в любой освободившийся угол. Участник игры, оставшийся без угла, становится водящим.

«Дударь» (русская хороводная игра)

Дети становятся в круг, выбирают ведущего - Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют:

"Дударь, Дударь, Дударище,

Старый-старый, старичище.

Его во колоду,

Его во сырую,

Его во гнилую".

Пропев песню, спрашивают:

"Дударь, Дударь, что болит? "

Дударь отвечает: "Нога" (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.)

Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит? », Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.

«Пирожок» (русская народная игра)

Играющие встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник, он

ведущий, последний — пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «За печкой лежит». Последний игрок-пирожок кричит: «Я бегу, бегу!» С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди ведущего, он становится булочником, а последний игрок — пирожком, и покупатель вновь идет покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель — булочника.

«Юрта» (башкирская игра)

Дети разбиваются на несколько команд по 4 человека. Необходимый инвентарь – на каждую команду нужен один стул и один платок, повешенный на стул. Дети встают в круг каждая четверка вокруг своего стула и, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:

Мы весёлые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

Затем дети встают в общий круг, и пока будет звучать музыка, водят один общий хоровод. Когда музыка замолкает, каждая команда детей бежит к своему стулу. Дети берут платок за четыре угла и натягивают его над головой в виде шатра. Выигрывает та команда, которая быстрее всех построит юрту.

Рефлексия

Я высказываю своё мнение, если вы со мной согласны, то передайте мяч следующему участнику. Если нет, то мяч остаётся у вас.

Итак, народные игры…

  • Интересны и увлекательны
  • Приобщают к национальной культуре
  • Знакомят с окружающим миром
  • Доступны каждому
  • Решают задачи всех образовательных областей
  • Народные игры являются уникальным способом познания мира старшими дошкольниками.

Мяч ни разу не задержался, ни в чьих руках, значит, моё мнение подтвердилось.

Своё выступление я хочу закончить словами…

«В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».

Поэтому играйте, творите, развлекайтесь…

                                                                                                 

                                                                               Юдичева Ольга Олеговна

                                                                               инструктор по физической культуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на основе народного фольклора.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности. Самые любимые игры для детей – это подвижные игры . Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре ...

ПРИБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА И МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ХАКАССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Чтобы у детей появился интерес к истории родного края, чтобы они познали и полюбили свою землю, чтобы у них появилось чувство гордости, необходимо с детства научить любить то, что их окружает.Мне, как...

Патриотическое развитие личности на основе народного фольклора.

Патриотическое развитие личности на основе народного фольклора.   Основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста, должны стать художествен...

«В гости к бабушке Марусе» (развлечение в первой младшей группе на основе народного фольклора)

Не очень легко сочинить развлечение для маленьких деток. Надо все спроектровать, собрать материал.  Детям очень нравятся играть. Значит весь материал должен быть в игровой форме.Потешки, пестушки...

Брошюра. Речевые игры на основе детского фольклора

Детский фольклор помогает детям лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, у детей начинают появляться сложные формы предложени...

Игры на основе русского фольклора

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию....

Дидактическая игра на основе русского фольклора

Дидактическая игра по развитию речи«По мотивам русской народной сказки – ХВОСТЫ» для детей 5-7 летЦель: Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.Задачи: Образова...