Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников
учебно-методический материал

Матящук Татьяна Марковна

 

         Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников

 

 

Вы когда- нибудь, слышали, как звучит синий цвет? Одинокий звук замирает в исчезающей дали, остается лишь в памяти, как неясный отсвет, тонкий шлейф бирюзовый, прозрачный. Переливы красочных аккордов, чистый яркий тембр-мелодия духовых - и все многообразие оттенков в инструментах симфонического оркестра….

Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скучающая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения?

Что ярче – цвет или звук? Бывает ли «звонкая краска» или «темные звуки»?

Создатели многих научных работ о цветомузыкальном восприятии посвятили годы размышлений и творчества поиску этой до сих пор ускользающей от нас взаимосвязи.

 

В отечественной педагогике имеется ряд исследований, посвященных взаимосвязи изобразительного искусства и музыки. Музыка рассматривается:

 

как средство активизации фантазии; 


в качестве фона на занятиях по рисованию. 


В современных концепциях эстетического развития дошкольников доказывается необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства.

В процессе приобщения к высоким образцам классики у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации, способность понимать и ценить прекрасное, закладываются основы художественной культуры и развивается эмоциональная отзывчивость на удивительные творения человеческого гения.

Цветомузыкальное восприятие, понимаемое нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников при соблюдении следующих условий: 


  • содержанием эстетического развития детей дошкольного возраста являются высокохудожественные образцы музыкального и изобразительного искусств; 

  • методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников построена поэтапно: от усвоения детьми изобразительных средств музыки и изобразительного искусства до формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения к произведениям искусства; 

  • организация творческой деятельности принимает привлекательные для детей формы (игры, нетрадиционные виды занятий, детско-родительские встречи с искусством). 


 

Основной принцип построения заданий по развитию цветомузыкального восприятия у дошкольников – пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополняемость двух видов искусства. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как и живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Дети как будто «рисуют портреты музыки с натуры», знакомясь с выразительными средствами двух видов искусства в их взаимосвязи.

Еще выделяется принцип инвариантности: предлагаются похожие друг на друга задания – «нарисовать музыку», «передать настроение в цвете». Контрастные музыкальные произведения не дадут детям скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.

Интеграция музыки и изобразительного искусства оказывает комплексное воздействие на эстетическое развитие личности.


Желание связать музыку и цвет, «увидеть музыку»  и «услышать цвет» столь же древнее как стремление человека взлететь в небо. Еще Аристотель, древнегреческий философ сравнивал сочетания красок с музыкальными звуками, аккордами, а Ньютон утверждал, что спектр цветов связан с гаммой звуков. Впервые музыку и цвет связал композитор  Александр Николаевич  Скрябин, который обладал тем редкостным даром, который называют «видением звука» или «цветовым слухом».

На самом деле  это не так трудно, и этому можно научиться, развить в себе чувство музыкального цвета. Ведь сочетание звуков определяется на цвет, можно с точностью заявить, что «холодные» и «горячие» тона соответствуют мажору и минору, каждая тональность имеет свои оттенки, и каждый человек слышит цвет музыки по-своему. Наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде  всего, проявляются в виде образов: ярких, неповторимых, много о ребенке  говорящих.

Итак: звучание  мажора от красного до желтого, минора - от фиолетового, синего, до голубого, включая зеленые тона, бирюзу. Чтобы вслушаться, можно закрыть глаза, а цвет звучащего аккорда или мелодии сам «освежит» или « согреет».

«ХОЛОДНЫЕ»    ТОНА СООТВЕТСТВУЮТ МИНОРУ (музыка  печальная, тихая, грустная)

« ТЕПЛЫЕ»  ТОНА  СООТВЕТСТВУЮТ  МАЖОРУ (музыка веселого характера, яркая, праздничная)

Не обязательно смотреть и сравнивать результаты друг - друга. Результат может быть совсем неожиданным: минор случится розовым, например, или малиновым, и т.д.  Каждый ребенок «видит»  музыку индивидуально, так же как слышит, или думает.

Если проанализировать детские работы (музыка в цвете), можно заметить что они представляют собой  цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения и собственное настроение.

Например: преобладание зеленого цвета является показателем эмоционального комфорта, гармонии, выздоровления, зеленый- это цвет надежды, он уравновешивает и нейтрализует, восстанавливает нервную систему.

Если ребенок чаще всего использует его в своих работах - замечательный показатель! Синий – цвет покоя и размышлений. Расслабляет и приводит в состояние уравновешенности, им «видят» музыку «крепыши», медлительные и спокойные детки. Часто дети используют фиолетовый цвет, он успокаивает, снимает стресс и усиливает восприятие. В психологии  фиолетовый цвет иногда считают  «гармонией противоречия». Еще можно сделать вывод из наблюдений: фиолетовым  слышат  музыку коррекционные дети.

Коричневый цвет - цвет комфорта и плотских удовольствий, живое чувственное восприятие.  Предпочтение коричневого цвета может быть связано с повышенной потребностью в комфорте, что может быть связано с усталостью, болезнью.

Черный цвет - цвет отказа и отрицания, цвет протеста,  депрессии - цвет избавления от внешних раздражителей. Его в самом начале занятий использует небольшое количество детей, активно и сочно.  Красный цвет - Цвет жизненной энергии и вегетативного возбуждения. Олицетворяет желания человека в области активных преобразований действительности вокруг.  Цвет импульсивности - стремление добиться влияния, завоевать успех. Хорошее присутствие в     передаче  цветомузыкального образа! Желтый цвет - цвет оптимизма и веселости, он  создаёт ощущение легкости, приподнятости, желтый цвет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению, "избавлению от оков".   (О, то, что нам надо!) Желтый - это цвет изменений, разрядки,  нахождение  в рисунке  рядом желтого и зеленого означает страстное желание избавиться от довлеющего напряжения, надежде на счастье или ожидание его.

Белый цвет - чистота, добро, свет, любовь -  вот что для всех  главное,  поэтому последними штрихами в работе – это нанесение белого цвета. Если вся работа выполняется акварелью, то последний белый штрих – можно гуашью. Она более густая, а так, как  бумага уже влажная и белый цвет довольно быстро и гибко встраивается в раннее нанесенные и теряет свой смысл, то  это может быть гуашь, но только одна, и белая!

Потрясающе «слышатся»  детьми  в цвете такие композиторы как  В. Моцарт, И.С. Бах, П.И. Чайковский  и А. Вивальди. Какие чудные по своему звучанию возникают на бумаге образы и оттенки!

Чтобы определить педагогические условия для развития цветомузыкального восприятия необходимо учитывать возрастные особенности восприятия цвета и звука детей старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт цветового восприятия, т.к. осознанно обращают внимание на роль цвета в окружающей жизни. Окраска картинок из книжек помогает ребенку распознать врагов и друзей (темные цвета для врагов, яркие и светлые – для друзей), а вывески на улицах подсказывают, что цвет не только яркий, но и веселый (парк аттракционов, «Детский мир»). Все нюансы окружающего мира, выраженные в цвете, формируют у ребенка его эмоциональное восприятие, дифференцируя представления ребенка с точки зрения «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение художественных работ детей  дошкольного возраста в основном сходно: если ребенку нравится изображаемый объект, он изображает его в ярких, сочных цветах, с прорисовкой деталей. Если объект не нравится – цвета темные, линии небрежные, детали часто отсутствуют.

Необходимо обратить внимание на то, что качество цветового и музыкального восприятия зависит не только от возрастных особенностей ребенка, но и от уровня его общего музыкального и художественного развития, социальной среды. Важно отметить, что цветомузыкальное восприятие следует рассматривать как мощный фактор эстетического развития ребенка старшего дошкольного возраста, способный развить музыкальный и художественный вкус, обогатить внутренний мир ребенка, расширить его кругозор, привить любовь к искусству

Берите кисти в руки, давайте детям, раскрашивайте мир  и тогда никакие  катаклизмы и концы света нам не страшны!

Дети очень многому обучаются на цветомузыкальных занятиях, но самое главное - развиваются их эстетические чувства и представления о красоте мира, что создали великие мастера прошлого и настоящего.

Существующая программа «Музыкальная палитра» разработана для подготовительной к школе группы ДОУ и расчитана на два полугодия. Ребенку необходимо самому преодолеть привычно возвышаующуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром «взрослого» исскуства и всей душой почувствовать, что хорошая музыка и творчество столь же необходимы ему, как игра или общение.

Хотелось бы выделить основные принципы этой программы:

Цикл занятий начинается с тишины. Музыка пока не звучит; это время для разговора с самим собой. «Что я сейчас чувствую, какое у меня настроение?»- спрашивает себя ребенок и учиться подбирать яркие цвета для радости, глуховатые и неопределенные - для тревоги, а светлые и нежные - для ласковой улыбки.

Первый блок-«Мир цвета»- посвящен ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о цветовой гамме и созданию непредметных цветовых композиций. Непредметные - значит «ни о чем». Мы не рисуем солнце и дерево, не пытаемся нарисовать портрет плачущего или смеющегося человека - можно выразить свои чувства с помощью одних лишь цветовых сочетаний.

Задача педагога на этом этапе - обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи взрослого, перед которым открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев. Например, беседа о картинах. Дети вместе с педагогом отвечают на вопросы, каким образом художник рассказывает нам о своем настроении, какими разными бывают грусть и тревога, радость и печаль?  Не без удивления они отмечают, что красный цвет может быть не только «радостным», но выражать тревогу и даже  страх, если рядом с ним окажется синий или черный; солнечный желтый превращается в «зловещую напряженность» в присутствии черного, а зеленый «улыбается», если его смешать на палитре с желтым.

Центральный блок - «Цветомузыка» - состоит из  заданий, цель которых развивать цветоэмоциональную отзывчивость на классическую музыку, дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызвать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.

Заключительный блок - «Музыкальная форма» - включает в себя занятия по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трехчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходят в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулируетих активность и заинтересованность.

Наш мир наполнен звуками. Мы начинаем слышать очень рано; еще не родившись, ребенок уже находится в особом звуковом пространстве, начинает эмоционально реагировать на него. Без приувелечения можно сказать, что набор привычных звучаний формирует сознание и интеллект ребенка. От качества и разнообразия музыкальных впечатлений будет зависеть и психическое благополучие ребенка. Дети должны получать самые лучшие впечатления. Пусть их окружают атмосфера добра и мира, красивые звуки, настоящее искусство. Они способны испытать «взрослые» чувства, обогатится духовно через сопереживание и волнение от созерцания, слушания, чувствования. Ведь они такие чуткие и ранимые и очень нуждаются в настоящем, не фальшивом,  но сказочном мире творчества и свободы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tsvetomuzykalnogo_vospriyatiya.docx24.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников

Вы когда- нибудь, слышали, как звучит синий цвет? Одинокий звук замирает в исчезающей дали, остается лишь в памяти, как неясный отсвет, тонкий шлейф бирюзовый, прозрачный. Переливы красочных аккордов, чистый яркий тембр-мелодия духовых - и все многообразие оттенков в инструментах симфонического оркестра….

Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скучающая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения?

Что ярче – цвет или звук? Бывает ли «звонкая краска» или «темные звуки»?

Создатели многих научных работ о цветомузыкальном восприятии посвятили годы размышлений и творчества поиску этой до сих пор ускользающей от нас взаимосвязи.

В отечественной педагогике имеется ряд исследований, посвященных взаимосвязи изобразительного искусства и музыки. Музыка рассматривается:

как средство активизации фантазии; 


в качестве фона на занятиях по рисованию. 


В 
современных концепциях эстетического развития дошкольников доказывается необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства.

В процессе приобщения к высоким образцам классики у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации, способность понимать и ценить прекрасное, закладываются основы художественной культуры и развивается эмоциональная отзывчивость на удивительные творения человеческого гения.

Цветомузыкальное восприятие, понимаемое нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников при соблюдении следующих условий: 


  • содержанием эстетического развития детей дошкольного возраста являются высокохудожественные образцы музыкального и изобразительного искусств; 

  • методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников построена поэтапно: от усвоения детьми изобразительных средств музыки и изобразительного искусства до формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения к произведениям искусства; 

  • организация творческой деятельности принимает привлекательные для детей формы (игры, нетрадиционные виды занятий, детско-родительские встречи с искусством). 


Основной принцип построения заданий по развитию цветомузыкального восприятия у дошкольников – пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополняемость двух видов искусства. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как и живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Дети как будто «рисуют портреты музыки с натуры», знакомясь с выразительными средствами двух видов искусства в их взаимосвязи.

Еще выделяется принцип инвариантности: предлагаются похожие друг на друга задания – «нарисовать музыку», «передать настроение в цвете». Контрастные музыкальные произведения не дадут детям скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.

Интеграция музыки и изобразительного искусства оказывает комплексное воздействие на эстетическое развитие личности.


Желание связать музыку и цвет, 
«увидеть музыку»  и «услышать цвет» столь же древнее как стремление человека взлететь в небо. Еще Аристотель, древнегреческий философ сравнивал сочетания красок с музыкальными звуками, аккордами, а Ньютон утверждал, что спектр цветов связан с гаммой звуков. Впервые музыку и цвет связал композитор  Александр Николаевич  Скрябин, который обладал тем редкостным даром, который называют «видением звука» или «цветовым слухом».

На самом деле  это не так трудно, и этому можно научиться, развить в себе чувство музыкального цвета. Ведь сочетание звуков определяется на цвет, можно с точностью заявить, что «холодные» и «горячие» тона соответствуют мажору и минору, каждая тональность имеет свои оттенки, и каждый человек слышит цвет музыки по-своему. Наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде  всего, проявляются в виде образов: ярких, неповторимых, много о ребенке  говорящих.

Итак: звучание  мажора от красного до желтого, минора - от фиолетового, синего, до голубого, включая зеленые тона, бирюзу. Чтобы вслушаться, можно закрыть глаза, а цвет звучащего аккорда или мелодии сам «освежит» или « согреет».

«ХОЛОДНЫЕ»    ТОНА СООТВЕТСТВУЮТ МИНОРУ (музыка  печальная, тихая, грустная)

« ТЕПЛЫЕ»  ТОНА  СООТВЕТСТВУЮТ  МАЖОРУ (музыка веселого характера, яркая, праздничная)

Не обязательно смотреть и сравнивать результаты друг - друга. Результат может быть совсем неожиданным: минор случится розовым, например, или малиновым, и т.д.  Каждый ребенок «видит»  музыку индивидуально, так же как слышит, или думает.

Если проанализировать детские работы (музыка в цвете), можно заметить что они представляют собой  цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения и собственное настроение.

Например: преобладание зеленого цвета является показателем эмоционального комфорта, гармонии, выздоровления, зеленый- это цвет надежды, он уравновешивает и нейтрализует, восстанавливает нервную систему.

Если ребенок чаще всего использует его в своих работах - замечательный показатель! Синий – цвет покоя и размышлений. Расслабляет и приводит в состояние уравновешенности, им «видят» музыку «крепыши», медлительные и спокойные детки. Часто дети используют фиолетовый цвет, он успокаивает, снимает стресс и усиливает восприятие. В психологии  фиолетовый цвет иногда считают  «гармонией противоречия». Еще можно сделать вывод из наблюдений: фиолетовым  слышат  музыку коррекционные дети.

Коричневый цвет - цвет комфорта и плотских удовольствий, живое чувственное восприятие.  Предпочтение коричневого цвета может быть связано с повышенной потребностью в комфорте, что может быть связано с усталостью, болезнью.

Черный цвет - цвет отказа и отрицания, цвет протеста,  депрессии - цвет избавления от внешних раздражителей. Его в самом начале занятий использует небольшое количество детей, активно и сочно.  Красный цвет - Цвет жизненной энергии и вегетативного возбуждения. Олицетворяет желания человека в области активных преобразований действительности вокруг.  Цвет импульсивности - стремление добиться влияния, завоевать успех. Хорошее присутствие в     передаче  цветомузыкального образа! Желтый цвет - цвет оптимизма и веселости, он  создаёт ощущение легкости, приподнятости, желтый цвет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению, "избавлению от оков".   (О, то, что нам надо!) Желтый - это цвет изменений, разрядки,  нахождение  в рисунке  рядом желтого и зеленого означает страстное желание избавиться от довлеющего напряжения, надежде на счастье или ожидание его.

Белый цвет - чистота, добро, свет, любовь -  вот что для всех  главное,  поэтому последними штрихами в работе – это нанесение белого цвета. Если вся работа выполняется акварелью, то последний белый штрих – можно гуашью. Она более густая, а так, как  бумага уже влажная и белый цвет довольно быстро и гибко встраивается в раннее нанесенные и теряет свой смысл, то  это может быть гуашь, но только одна, и белая!

Потрясающе «слышатся»  детьми  в цвете такие композиторы как  В. Моцарт, И.С. Бах, П.И. Чайковский  и А. Вивальди. Какие чудные по своему звучанию возникают на бумаге образы и оттенки!

Чтобы определить педагогические условия для развития цветомузыкального восприятия необходимо учитывать возрастные особенности восприятия цвета и звука детей старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт цветового восприятия, т.к. осознанно обращают внимание на роль цвета в окружающей жизни. Окраска картинок из книжек помогает ребенку распознать врагов и друзей (темные цвета для врагов, яркие и светлые – для друзей), а вывески на улицах подсказывают, что цвет не только яркий, но и веселый (парк аттракционов, «Детский мир»). Все нюансы окружающего мира, выраженные в цвете, формируют у ребенка его эмоциональное восприятие, дифференцируя представления ребенка с точки зрения «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение художественных работ детей  дошкольного возраста в основном сходно: если ребенку нравится изображаемый объект, он изображает его в ярких, сочных цветах, с прорисовкой деталей. Если объект не нравится – цвета темные, линии небрежные, детали часто отсутствуют.

Необходимо обратить внимание на то, что качество цветового и музыкального восприятия зависит не только от возрастных особенностей ребенка, но и от уровня его общего музыкального и художественного развития, социальной среды. Важно отметить, что цветомузыкальное восприятие следует рассматривать как мощный фактор эстетического развития ребенка старшего дошкольного возраста, способный развить музыкальный и художественный вкус, обогатить внутренний мир ребенка, расширить его кругозор, привить любовь к искусству

Берите кисти в руки, давайте детям, раскрашивайте мир  и тогда никакие  катаклизмы и концы света нам не страшны!

Дети очень многому обучаются на цветомузыкальных занятиях, но самое главное - развиваются их эстетические чувства и представления о красоте мира, что создали великие мастера прошлого и настоящего.

Существующая программа «Музыкальная палитра» разработана для подготовительной к школе группы ДОУ и расчитана на два полугодия. Ребенку необходимо самому преодолеть привычно возвышаующуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром «взрослого» исскуства и всей душой почувствовать, что хорошая музыка и творчество столь же необходимы ему, как игра или общение.

Хотелось бы выделить основные принципы этой программы:

Цикл занятий начинается с тишины. Музыка пока не звучит; это время для разговора с самим собой. «Что я сейчас чувствую, какое у меня настроение?»- спрашивает себя ребенок и учиться подбирать яркие цвета для радости, глуховатые и неопределенные - для тревоги, а светлые и нежные - для ласковой улыбки.

Первый блок-«Мир цвета»- посвящен ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о цветовой гамме и созданию непредметных цветовых композиций. Непредметные - значит «ни о чем». Мы не рисуем солнце и дерево, не пытаемся нарисовать портрет плачущего или смеющегося человека - можно выразить свои чувства с помощью одних лишь цветовых сочетаний.

Задача педагога на этом этапе - обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи взрослого, перед которым открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев. Например, беседа о картинах. Дети вместе с педагогом отвечают на вопросы, каким образом художник рассказывает нам о своем настроении, какими разными бывают грусть и тревога, радость и печаль?  Не без удивления они отмечают, что красный цвет может быть не только «радостным», но выражать тревогу и даже  страх, если рядом с ним окажется синий или черный; солнечный желтый превращается в «зловещую напряженность» в присутствии черного, а зеленый «улыбается», если его смешать на палитре с желтым.

Центральный блок - «Цветомузыка» - состоит из  заданий, цель которых развивать цветоэмоциональную отзывчивость на классическую музыку, дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызвать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.

Заключительный блок - «Музыкальная форма» - включает в себя занятия по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трехчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходят в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулируетих активность и заинтересованность.

Наш мир наполнен звуками. Мы начинаем слышать очень рано; еще не родившись, ребенок уже находится в особом звуковом пространстве, начинает эмоционально реагировать на него. Без приувелечения можно сказать, что набор привычных звучаний формирует сознание и интеллект ребенка. От качества и разнообразия музыкальных впечатлений будет зависеть и психическое благополучие ребенка. Дети должны получать самые лучшие впечатления. Пусть их окружают атмосфера добра и мира, красивые звуки, настоящее искусство. Они способны испытать «взрослые» чувства, обогатится духовно через сопереживание и волнение от созерцания, слушания, чувствования. Ведь они такие чуткие и ранимые и очень нуждаются в настоящем, не фальшивом,  но сказочном мире творчества и свободы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников

Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников....

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Данная подборка игр и упражнений для развити фонематического восприятия у дошкольников не является авторской, но представляет собой  систему работы по данному напралению. Будет полезна для исполь...

Развитие цветомузыкального восприятия дошкольников

Вы когда ни будь, слышали, как звучит синий цвет? Одинокий звук замирает в исчезающей дали, остается лишь в памяти, как неясный отсвет, тонкий шлейф бирюзовый, прозрачный. Переливы  красочных акк...

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА.

использование методики В.В. Воскобовича "Сказчные лабринты" игры в работе с детьми с ЗПР...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития

Статья содержит общие сведения о фонематическом слухе, особенностях фонематического слуха у дошкольников с ЗПР. А так же примеры упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....