Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников
учебно-методический материал

Матящук Татьяна Марковна

 

         Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников

 

 

Вы когда- нибудь, слышали, как звучит синий цвет? Одинокий звук замирает в исчезающей дали, остается лишь в памяти, как неясный отсвет, тонкий шлейф бирюзовый, прозрачный. Переливы красочных аккордов, чистый яркий тембр-мелодия духовых - и все многообразие оттенков в инструментах симфонического оркестра….

Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скучающая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения?

Что ярче – цвет или звук? Бывает ли «звонкая краска» или «темные звуки»?

Создатели многих научных работ о цветомузыкальном восприятии посвятили годы размышлений и творчества поиску этой до сих пор ускользающей от нас взаимосвязи.

 

В отечественной педагогике имеется ряд исследований, посвященных взаимосвязи изобразительного искусства и музыки. Музыка рассматривается:

 

как средство активизации фантазии; 


в качестве фона на занятиях по рисованию. 


В современных концепциях эстетического развития дошкольников доказывается необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства.

В процессе приобщения к высоким образцам классики у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации, способность понимать и ценить прекрасное, закладываются основы художественной культуры и развивается эмоциональная отзывчивость на удивительные творения человеческого гения.

Цветомузыкальное восприятие, понимаемое нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников при соблюдении следующих условий: 


  • содержанием эстетического развития детей дошкольного возраста являются высокохудожественные образцы музыкального и изобразительного искусств; 

  • методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников построена поэтапно: от усвоения детьми изобразительных средств музыки и изобразительного искусства до формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения к произведениям искусства; 

  • организация творческой деятельности принимает привлекательные для детей формы (игры, нетрадиционные виды занятий, детско-родительские встречи с искусством). 


 

Основной принцип построения заданий по развитию цветомузыкального восприятия у дошкольников – пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополняемость двух видов искусства. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как и живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Дети как будто «рисуют портреты музыки с натуры», знакомясь с выразительными средствами двух видов искусства в их взаимосвязи.

Еще выделяется принцип инвариантности: предлагаются похожие друг на друга задания – «нарисовать музыку», «передать настроение в цвете». Контрастные музыкальные произведения не дадут детям скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.

Интеграция музыки и изобразительного искусства оказывает комплексное воздействие на эстетическое развитие личности.


Желание связать музыку и цвет, «увидеть музыку»  и «услышать цвет» столь же древнее как стремление человека взлететь в небо. Еще Аристотель, древнегреческий философ сравнивал сочетания красок с музыкальными звуками, аккордами, а Ньютон утверждал, что спектр цветов связан с гаммой звуков. Впервые музыку и цвет связал композитор  Александр Николаевич  Скрябин, который обладал тем редкостным даром, который называют «видением звука» или «цветовым слухом».

На самом деле  это не так трудно, и этому можно научиться, развить в себе чувство музыкального цвета. Ведь сочетание звуков определяется на цвет, можно с точностью заявить, что «холодные» и «горячие» тона соответствуют мажору и минору, каждая тональность имеет свои оттенки, и каждый человек слышит цвет музыки по-своему. Наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде  всего, проявляются в виде образов: ярких, неповторимых, много о ребенке  говорящих.

Итак: звучание  мажора от красного до желтого, минора - от фиолетового, синего, до голубого, включая зеленые тона, бирюзу. Чтобы вслушаться, можно закрыть глаза, а цвет звучащего аккорда или мелодии сам «освежит» или « согреет».

«ХОЛОДНЫЕ»    ТОНА СООТВЕТСТВУЮТ МИНОРУ (музыка  печальная, тихая, грустная)

« ТЕПЛЫЕ»  ТОНА  СООТВЕТСТВУЮТ  МАЖОРУ (музыка веселого характера, яркая, праздничная)

Не обязательно смотреть и сравнивать результаты друг - друга. Результат может быть совсем неожиданным: минор случится розовым, например, или малиновым, и т.д.  Каждый ребенок «видит»  музыку индивидуально, так же как слышит, или думает.

Если проанализировать детские работы (музыка в цвете), можно заметить что они представляют собой  цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения и собственное настроение.

Например: преобладание зеленого цвета является показателем эмоционального комфорта, гармонии, выздоровления, зеленый- это цвет надежды, он уравновешивает и нейтрализует, восстанавливает нервную систему.

Если ребенок чаще всего использует его в своих работах - замечательный показатель! Синий – цвет покоя и размышлений. Расслабляет и приводит в состояние уравновешенности, им «видят» музыку «крепыши», медлительные и спокойные детки. Часто дети используют фиолетовый цвет, он успокаивает, снимает стресс и усиливает восприятие. В психологии  фиолетовый цвет иногда считают  «гармонией противоречия». Еще можно сделать вывод из наблюдений: фиолетовым  слышат  музыку коррекционные дети.

Коричневый цвет - цвет комфорта и плотских удовольствий, живое чувственное восприятие.  Предпочтение коричневого цвета может быть связано с повышенной потребностью в комфорте, что может быть связано с усталостью, болезнью.

Черный цвет - цвет отказа и отрицания, цвет протеста,  депрессии - цвет избавления от внешних раздражителей. Его в самом начале занятий использует небольшое количество детей, активно и сочно.  Красный цвет - Цвет жизненной энергии и вегетативного возбуждения. Олицетворяет желания человека в области активных преобразований действительности вокруг.  Цвет импульсивности - стремление добиться влияния, завоевать успех. Хорошее присутствие в     передаче  цветомузыкального образа! Желтый цвет - цвет оптимизма и веселости, он  создаёт ощущение легкости, приподнятости, желтый цвет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению, "избавлению от оков".   (О, то, что нам надо!) Желтый - это цвет изменений, разрядки,  нахождение  в рисунке  рядом желтого и зеленого означает страстное желание избавиться от довлеющего напряжения, надежде на счастье или ожидание его.

Белый цвет - чистота, добро, свет, любовь -  вот что для всех  главное,  поэтому последними штрихами в работе – это нанесение белого цвета. Если вся работа выполняется акварелью, то последний белый штрих – можно гуашью. Она более густая, а так, как  бумага уже влажная и белый цвет довольно быстро и гибко встраивается в раннее нанесенные и теряет свой смысл, то  это может быть гуашь, но только одна, и белая!

Потрясающе «слышатся»  детьми  в цвете такие композиторы как  В. Моцарт, И.С. Бах, П.И. Чайковский  и А. Вивальди. Какие чудные по своему звучанию возникают на бумаге образы и оттенки!

Чтобы определить педагогические условия для развития цветомузыкального восприятия необходимо учитывать возрастные особенности восприятия цвета и звука детей старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт цветового восприятия, т.к. осознанно обращают внимание на роль цвета в окружающей жизни. Окраска картинок из книжек помогает ребенку распознать врагов и друзей (темные цвета для врагов, яркие и светлые – для друзей), а вывески на улицах подсказывают, что цвет не только яркий, но и веселый (парк аттракционов, «Детский мир»). Все нюансы окружающего мира, выраженные в цвете, формируют у ребенка его эмоциональное восприятие, дифференцируя представления ребенка с точки зрения «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение художественных работ детей  дошкольного возраста в основном сходно: если ребенку нравится изображаемый объект, он изображает его в ярких, сочных цветах, с прорисовкой деталей. Если объект не нравится – цвета темные, линии небрежные, детали часто отсутствуют.

Необходимо обратить внимание на то, что качество цветового и музыкального восприятия зависит не только от возрастных особенностей ребенка, но и от уровня его общего музыкального и художественного развития, социальной среды. Важно отметить, что цветомузыкальное восприятие следует рассматривать как мощный фактор эстетического развития ребенка старшего дошкольного возраста, способный развить музыкальный и художественный вкус, обогатить внутренний мир ребенка, расширить его кругозор, привить любовь к искусству

Берите кисти в руки, давайте детям, раскрашивайте мир  и тогда никакие  катаклизмы и концы света нам не страшны!

Дети очень многому обучаются на цветомузыкальных занятиях, но самое главное - развиваются их эстетические чувства и представления о красоте мира, что создали великие мастера прошлого и настоящего.

Существующая программа «Музыкальная палитра» разработана для подготовительной к школе группы ДОУ и расчитана на два полугодия. Ребенку необходимо самому преодолеть привычно возвышаующуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром «взрослого» исскуства и всей душой почувствовать, что хорошая музыка и творчество столь же необходимы ему, как игра или общение.

Хотелось бы выделить основные принципы этой программы:

Цикл занятий начинается с тишины. Музыка пока не звучит; это время для разговора с самим собой. «Что я сейчас чувствую, какое у меня настроение?»- спрашивает себя ребенок и учиться подбирать яркие цвета для радости, глуховатые и неопределенные - для тревоги, а светлые и нежные - для ласковой улыбки.

Первый блок-«Мир цвета»- посвящен ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о цветовой гамме и созданию непредметных цветовых композиций. Непредметные - значит «ни о чем». Мы не рисуем солнце и дерево, не пытаемся нарисовать портрет плачущего или смеющегося человека - можно выразить свои чувства с помощью одних лишь цветовых сочетаний.

Задача педагога на этом этапе - обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи взрослого, перед которым открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев. Например, беседа о картинах. Дети вместе с педагогом отвечают на вопросы, каким образом художник рассказывает нам о своем настроении, какими разными бывают грусть и тревога, радость и печаль?  Не без удивления они отмечают, что красный цвет может быть не только «радостным», но выражать тревогу и даже  страх, если рядом с ним окажется синий или черный; солнечный желтый превращается в «зловещую напряженность» в присутствии черного, а зеленый «улыбается», если его смешать на палитре с желтым.

Центральный блок - «Цветомузыка» - состоит из  заданий, цель которых развивать цветоэмоциональную отзывчивость на классическую музыку, дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызвать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.

Заключительный блок - «Музыкальная форма» - включает в себя занятия по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трехчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходят в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулируетих активность и заинтересованность.

Наш мир наполнен звуками. Мы начинаем слышать очень рано; еще не родившись, ребенок уже находится в особом звуковом пространстве, начинает эмоционально реагировать на него. Без приувелечения можно сказать, что набор привычных звучаний формирует сознание и интеллект ребенка. От качества и разнообразия музыкальных впечатлений будет зависеть и психическое благополучие ребенка. Дети должны получать самые лучшие впечатления. Пусть их окружают атмосфера добра и мира, красивые звуки, настоящее искусство. Они способны испытать «взрослые» чувства, обогатится духовно через сопереживание и волнение от созерцания, слушания, чувствования. Ведь они такие чуткие и ранимые и очень нуждаются в настоящем, не фальшивом,  но сказочном мире творчества и свободы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tsvetomuzykalnogo_vospriyatiya.docx24.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников

Вы когда- нибудь, слышали, как звучит синий цвет? Одинокий звук замирает в исчезающей дали, остается лишь в памяти, как неясный отсвет, тонкий шлейф бирюзовый, прозрачный. Переливы красочных аккордов, чистый яркий тембр-мелодия духовых - и все многообразие оттенков в инструментах симфонического оркестра….

Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скучающая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения?

Что ярче – цвет или звук? Бывает ли «звонкая краска» или «темные звуки»?

Создатели многих научных работ о цветомузыкальном восприятии посвятили годы размышлений и творчества поиску этой до сих пор ускользающей от нас взаимосвязи.

В отечественной педагогике имеется ряд исследований, посвященных взаимосвязи изобразительного искусства и музыки. Музыка рассматривается:

как средство активизации фантазии; 


в качестве фона на занятиях по рисованию. 


В 
современных концепциях эстетического развития дошкольников доказывается необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства.

В процессе приобщения к высоким образцам классики у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации, способность понимать и ценить прекрасное, закладываются основы художественной культуры и развивается эмоциональная отзывчивость на удивительные творения человеческого гения.

Цветомузыкальное восприятие, понимаемое нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников при соблюдении следующих условий: 


  • содержанием эстетического развития детей дошкольного возраста являются высокохудожественные образцы музыкального и изобразительного искусств; 

  • методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников построена поэтапно: от усвоения детьми изобразительных средств музыки и изобразительного искусства до формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения к произведениям искусства; 

  • организация творческой деятельности принимает привлекательные для детей формы (игры, нетрадиционные виды занятий, детско-родительские встречи с искусством). 


Основной принцип построения заданий по развитию цветомузыкального восприятия у дошкольников – пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополняемость двух видов искусства. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как и живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Дети как будто «рисуют портреты музыки с натуры», знакомясь с выразительными средствами двух видов искусства в их взаимосвязи.

Еще выделяется принцип инвариантности: предлагаются похожие друг на друга задания – «нарисовать музыку», «передать настроение в цвете». Контрастные музыкальные произведения не дадут детям скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.

Интеграция музыки и изобразительного искусства оказывает комплексное воздействие на эстетическое развитие личности.


Желание связать музыку и цвет, 
«увидеть музыку»  и «услышать цвет» столь же древнее как стремление человека взлететь в небо. Еще Аристотель, древнегреческий философ сравнивал сочетания красок с музыкальными звуками, аккордами, а Ньютон утверждал, что спектр цветов связан с гаммой звуков. Впервые музыку и цвет связал композитор  Александр Николаевич  Скрябин, который обладал тем редкостным даром, который называют «видением звука» или «цветовым слухом».

На самом деле  это не так трудно, и этому можно научиться, развить в себе чувство музыкального цвета. Ведь сочетание звуков определяется на цвет, можно с точностью заявить, что «холодные» и «горячие» тона соответствуют мажору и минору, каждая тональность имеет свои оттенки, и каждый человек слышит цвет музыки по-своему. Наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде  всего, проявляются в виде образов: ярких, неповторимых, много о ребенке  говорящих.

Итак: звучание  мажора от красного до желтого, минора - от фиолетового, синего, до голубого, включая зеленые тона, бирюзу. Чтобы вслушаться, можно закрыть глаза, а цвет звучащего аккорда или мелодии сам «освежит» или « согреет».

«ХОЛОДНЫЕ»    ТОНА СООТВЕТСТВУЮТ МИНОРУ (музыка  печальная, тихая, грустная)

« ТЕПЛЫЕ»  ТОНА  СООТВЕТСТВУЮТ  МАЖОРУ (музыка веселого характера, яркая, праздничная)

Не обязательно смотреть и сравнивать результаты друг - друга. Результат может быть совсем неожиданным: минор случится розовым, например, или малиновым, и т.д.  Каждый ребенок «видит»  музыку индивидуально, так же как слышит, или думает.

Если проанализировать детские работы (музыка в цвете), можно заметить что они представляют собой  цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения и собственное настроение.

Например: преобладание зеленого цвета является показателем эмоционального комфорта, гармонии, выздоровления, зеленый- это цвет надежды, он уравновешивает и нейтрализует, восстанавливает нервную систему.

Если ребенок чаще всего использует его в своих работах - замечательный показатель! Синий – цвет покоя и размышлений. Расслабляет и приводит в состояние уравновешенности, им «видят» музыку «крепыши», медлительные и спокойные детки. Часто дети используют фиолетовый цвет, он успокаивает, снимает стресс и усиливает восприятие. В психологии  фиолетовый цвет иногда считают  «гармонией противоречия». Еще можно сделать вывод из наблюдений: фиолетовым  слышат  музыку коррекционные дети.

Коричневый цвет - цвет комфорта и плотских удовольствий, живое чувственное восприятие.  Предпочтение коричневого цвета может быть связано с повышенной потребностью в комфорте, что может быть связано с усталостью, болезнью.

Черный цвет - цвет отказа и отрицания, цвет протеста,  депрессии - цвет избавления от внешних раздражителей. Его в самом начале занятий использует небольшое количество детей, активно и сочно.  Красный цвет - Цвет жизненной энергии и вегетативного возбуждения. Олицетворяет желания человека в области активных преобразований действительности вокруг.  Цвет импульсивности - стремление добиться влияния, завоевать успех. Хорошее присутствие в     передаче  цветомузыкального образа! Желтый цвет - цвет оптимизма и веселости, он  создаёт ощущение легкости, приподнятости, желтый цвет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению, "избавлению от оков".   (О, то, что нам надо!) Желтый - это цвет изменений, разрядки,  нахождение  в рисунке  рядом желтого и зеленого означает страстное желание избавиться от довлеющего напряжения, надежде на счастье или ожидание его.

Белый цвет - чистота, добро, свет, любовь -  вот что для всех  главное,  поэтому последними штрихами в работе – это нанесение белого цвета. Если вся работа выполняется акварелью, то последний белый штрих – можно гуашью. Она более густая, а так, как  бумага уже влажная и белый цвет довольно быстро и гибко встраивается в раннее нанесенные и теряет свой смысл, то  это может быть гуашь, но только одна, и белая!

Потрясающе «слышатся»  детьми  в цвете такие композиторы как  В. Моцарт, И.С. Бах, П.И. Чайковский  и А. Вивальди. Какие чудные по своему звучанию возникают на бумаге образы и оттенки!

Чтобы определить педагогические условия для развития цветомузыкального восприятия необходимо учитывать возрастные особенности восприятия цвета и звука детей старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт цветового восприятия, т.к. осознанно обращают внимание на роль цвета в окружающей жизни. Окраска картинок из книжек помогает ребенку распознать врагов и друзей (темные цвета для врагов, яркие и светлые – для друзей), а вывески на улицах подсказывают, что цвет не только яркий, но и веселый (парк аттракционов, «Детский мир»). Все нюансы окружающего мира, выраженные в цвете, формируют у ребенка его эмоциональное восприятие, дифференцируя представления ребенка с точки зрения «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение художественных работ детей  дошкольного возраста в основном сходно: если ребенку нравится изображаемый объект, он изображает его в ярких, сочных цветах, с прорисовкой деталей. Если объект не нравится – цвета темные, линии небрежные, детали часто отсутствуют.

Необходимо обратить внимание на то, что качество цветового и музыкального восприятия зависит не только от возрастных особенностей ребенка, но и от уровня его общего музыкального и художественного развития, социальной среды. Важно отметить, что цветомузыкальное восприятие следует рассматривать как мощный фактор эстетического развития ребенка старшего дошкольного возраста, способный развить музыкальный и художественный вкус, обогатить внутренний мир ребенка, расширить его кругозор, привить любовь к искусству

Берите кисти в руки, давайте детям, раскрашивайте мир  и тогда никакие  катаклизмы и концы света нам не страшны!

Дети очень многому обучаются на цветомузыкальных занятиях, но самое главное - развиваются их эстетические чувства и представления о красоте мира, что создали великие мастера прошлого и настоящего.

Существующая программа «Музыкальная палитра» разработана для подготовительной к школе группы ДОУ и расчитана на два полугодия. Ребенку необходимо самому преодолеть привычно возвышаующуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром «взрослого» исскуства и всей душой почувствовать, что хорошая музыка и творчество столь же необходимы ему, как игра или общение.

Хотелось бы выделить основные принципы этой программы:

Цикл занятий начинается с тишины. Музыка пока не звучит; это время для разговора с самим собой. «Что я сейчас чувствую, какое у меня настроение?»- спрашивает себя ребенок и учиться подбирать яркие цвета для радости, глуховатые и неопределенные - для тревоги, а светлые и нежные - для ласковой улыбки.

Первый блок-«Мир цвета»- посвящен ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о цветовой гамме и созданию непредметных цветовых композиций. Непредметные - значит «ни о чем». Мы не рисуем солнце и дерево, не пытаемся нарисовать портрет плачущего или смеющегося человека - можно выразить свои чувства с помощью одних лишь цветовых сочетаний.

Задача педагога на этом этапе - обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи взрослого, перед которым открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев. Например, беседа о картинах. Дети вместе с педагогом отвечают на вопросы, каким образом художник рассказывает нам о своем настроении, какими разными бывают грусть и тревога, радость и печаль?  Не без удивления они отмечают, что красный цвет может быть не только «радостным», но выражать тревогу и даже  страх, если рядом с ним окажется синий или черный; солнечный желтый превращается в «зловещую напряженность» в присутствии черного, а зеленый «улыбается», если его смешать на палитре с желтым.

Центральный блок - «Цветомузыка» - состоит из  заданий, цель которых развивать цветоэмоциональную отзывчивость на классическую музыку, дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызвать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.

Заключительный блок - «Музыкальная форма» - включает в себя занятия по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трехчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходят в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулируетих активность и заинтересованность.

Наш мир наполнен звуками. Мы начинаем слышать очень рано; еще не родившись, ребенок уже находится в особом звуковом пространстве, начинает эмоционально реагировать на него. Без приувелечения можно сказать, что набор привычных звучаний формирует сознание и интеллект ребенка. От качества и разнообразия музыкальных впечатлений будет зависеть и психическое благополучие ребенка. Дети должны получать самые лучшие впечатления. Пусть их окружают атмосфера добра и мира, красивые звуки, настоящее искусство. Они способны испытать «взрослые» чувства, обогатится духовно через сопереживание и волнение от созерцания, слушания, чувствования. Ведь они такие чуткие и ранимые и очень нуждаются в настоящем, не фальшивом,  но сказочном мире творчества и свободы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников

Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников....

Развитие цветомузыкального восприятия дошкольников

Вы когда ни будь, слышали, как звучит синий цвет? Одинокий звук замирает в исчезающей дали, остается лишь в памяти, как неясный отсвет, тонкий шлейф бирюзовый, прозрачный. Переливы  красочных акк...

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА.

использование методики В.В. Воскобовича "Сказчные лабринты" игры в работе с детьми с ЗПР...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития

Статья содержит общие сведения о фонематическом слухе, особенностях фонематического слуха у дошкольников с ЗПР. А так же примеры упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в процессе игры на диатонических колокольчиках

Видеть музыку в цвете наиболее интереснее, чем просто слушать её. Музыка имеет не просто звуки, она имеет свои цвета, помогает творить удивительные картины, вдохновляет на сочинительство разных танцев...