"Формы организации театрализованной деятельности"
консультация

Консультация для педагогов дошкольной образовательной организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:

«Формы организации театрализованной деятельности в ДОУ.»

Цель – расширить и систематизировать знаний педагогов по организации театрализованной  деятельности детей дошкольного возраста.

Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.
Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в ДОУ. При этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия (Схема 1). Основная форма –занятие.

Формы организации театрализованной деятельности (Схема 1)

C:\Users\Игорь\Desktop\Оля работа\картинки\image008.jpg


Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова  выделили следующие типы театральных занятий (Схема 2)


 
C:\Users\Игорь\Desktop\Оля работа\картинки\image009.png


Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).
Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.
Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п.
Интегративные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.
Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.
Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.

Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.
   Итак подводя итоги вышесказанному, формы организации театрализованной деятельности –это и совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях, а также самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни, мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Можно выделить следующие формы работы:

  • Театральные игры
  • Речевые игры
  • Ритмопластика
  • Инсценировка песен, попевок, хороводов
  • Использование различных видов театра
  • Драматизация сказок
  • Посещение театров
  • Взаимодействие с родителями


В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

“ Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)


Литература
1.    Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
2.    Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.
3.    Конович А.А. Театрализованный праздник и обряды. – М., 1990.
4.    Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М.: Владос, 2004.
5.    Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
6.    Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004.
7.    Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации театрализованной деятельности и ее значение для всестороннего развития личности ребенка

В методической разработке представлены формы организанизации театрализованной деятельности  и использование элементов театрализованных игр на других занятиях....

Формы организации театрализованной деятельности в старшей группе

К формам организации театрализованной деятельности дошкольников в старшей группе относится:- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализ...

Формы организации театрализованной деятельности в младшей группе

В возрасте 2 -3 лет малыши живо интересуются играми с куклами, именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей....

Формы организации театрализованной деятельности.

Материал для воспитателей по формам организации театральной деятельности в средней группе...

Консультация «Формы организации театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС до»

Серафима Тарара Консультация «Формы организации театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС до»Консультация по теме:«Формы организации театрализованной деятельности в со...

Семинар.Формы организации театрализованной деятельности в ДОУ

В нашем дошкольном учреждении был проведен семинар-практикум с педагогами на тему: "Использование конструктора «LEGO в театрализованной деятельности в детском саду".  С помо...