Индивидуальный план работы по самообразованию «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»
материал (старшая группа)

Безносенко Оксана Валентиновна

обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr-e_2019-2020-21_trud.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ручеёк»

с Мильково Камчатский край

Индивидуальный план работы по самообразованию

воспитателя старшей разновозрастной группы – Безносенко Оксаны Валентиновны

                     на 2019 – 2020 – 2021 - 2022 учебные года

Тема: «Ранняя профориентация дошкольников.

В мире профессий»

Цель работы: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в

жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,

понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия

представителей разных профессий.

Актуальность работы по выбранной теме:

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.

Планируемые результаты

У детей:

  • Образовательные: формировать знания детей с видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий;
  • Воспитательные: создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

У педагога:

- повысится профессиональная компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию инновационных образовательных технологий и т.п.;

У родителей:

- повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений;

 Для ДОУ/группы:

- будет составлена картотека «Профессии», «Стихотворения о профессиях»

- обогатится предметно-развивающаяся образовательная среда,

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме

  • Выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций.
  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста
  • Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ
  • Презентация на родительском собрании «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;
  • Выступление на педсоветах и родительских собраниях, показ открытых ОД и размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества

Взаимодействие с родителями

  • Консультации:

-  «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;

- «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;

- «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;

-  «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;

  • Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;
  • Беседы дома о профессиях родителей;
  • Памятка для родителей  «Воспитание трудолюбия»;
  • Участие в интернет-конкурсе «Моя мама – профессионал»;
  • Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;
  • Родительские собрания: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании», «Презентация сюжетно-ролевого, творческого проекта «Снимаем кино»;

План развития РППС

  • Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр;
  • Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессии»;
  • Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр.

Виды педагогической деятельности

- НОД;

- Информационно-познавательная;

- Наблюдения за трудом взрослых;

- Коммуникативная деятельность;

- Целевые прогулки и экскурсии;

- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;

- Самостоятельная деятельность;

- Проектная деятельность;

- Художественно-творческая деятельность;

- Игровая деятельность;

- Взаимодействие с семьями воспитанников.

Взаимодействие с социальными партнерами

  • Школа;
  • Пожарная часть;
  • Библиотека;
  • Поликлиника;
  • Другие партнеры.

Взаимодействие со специалистами ДОУ

  • Логопед
  • Музыкальный руководитель

1 этап – Подготовительный этап                            2019-2020 учебный год

месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа по самореализации

Работа с педагогами

Сентябрь - Октябрь

Опрос детей о наличии знаний о профессиях.

 Диагностика представлений детей о труде взрослых (методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик)

 

Консультация «Влияние труда взрослых на развитие детей».

Анкетирование:

«О воспитании трудолюбия в семье»

Знакомство родителей с  конкурсами, акциями, которые будут проводиться  в детском саду.

Аналитико-диагностический.

- Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала.

- Знакомство с теоретическими знаниями о формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста

- Изучение литературы.

Подбор и создание презентации методического пособия по формированию трудовой деятельности в детском саду и дома

Ноябрь Декабрь

Рассматривание наглядно – дидактического материала «В мире профессий»

- «Кому, что нужно для работы»

- «Что лишнее»

- «Угадай профессию»

Памятка

«Воспитание трудолюбия»;

Беседы дома о профессиях родителей;

Оформление методической копилки

-Создание картотеки дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями 

-Создание картотеки стихотворений о профессиях

Выпуск буклета «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;

Январь

Февраль

Подбор дидактических игр для ознакомления детей с профессиями

Д/и Что не правильно нарисовал художник»

Д/и «Волшебный мешочек»

Д/и «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем»

-Оформление стенгазеты «Все профессии нужны, все профессии важны»

Методическая разработка: «Алгоритмы ознакомления детей с различными видами трудовой деятельности».

Пополнение предметно-развивающей среды группы (фотоотчет)

Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;

Март

Чтение художественной литературы «Разные профессии»

Родительские собрания: 

«Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»

-Участие в проекте внутри ДОУ «Инновационный проект по ранней профориентации детей»

-Разработка презентации «В мире профессий»

Консультация «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»

Апрель

Май

Просмотр презентации 

«В мире профессий»

Оформление буклета «Воспитание трудолюбия в семье»

Составление календарно – тематического планирования работы с детьми и родителями

Мастер класс 

«В мире профессий»

2 этап – Основной – практический   2020-2021учебный год                 

месяц

Совместная деятельность с детьми

                                                   1 – 2 неделя

3 – 4 неделя

Сентябрь

Беседы «Что такое – профессии"

Д.и. «Кто лишний»

Беседа «Профессии в детском саду»

Д/и «Кому это нужно?»

Октябрь

Экскурсия в медицинский кабинет.

Беседа с медсестрой детского сада.

Фотовыставка «Кто заботится о нас в детском саду»

Составление альбома с детскими рисунками «Все работы хороши»

Д/и «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»  

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Ноябрь

Выпуск газеты «Наши родители на работе» (рисунки)

Д/и «Что сначала, что потом?»

Экскурсия в прачечную, беседа с ее работниками

Д/и «Угадай профессию» 

Сюжетно – ролевая игра «Бюро добрых услуг»

Участие в интернет конкурсе рисунков «Кем быть»

Январь

 Д/и «Кому без них не обойтись?»

Конкурс поделок к Новому году «Мастерская Деда Мороза

 Экскурсия на кухню, беседа с поварами 

Д/и «Угадай, что я делаю?» 

Загадки, пословицы и поговорки о труде.

Сюжетно – ролевая игра «Бистро»

Февраль

Фотоколлаж «С днем защитника отечества» .

Экскурсия в пожарную часть

Д/и «Что сначала, что потом?»

Д/и «Подскажи словечко»

Д/и «Кто больше назовет»,

Д/и «Назови, какие нужны предметы для работы»

Сюжетно – ролевая игра «Пожарники»

Март

Экскурсия в магазин

Оформление стенгазеты «Профессии наших мам»

Творческая мастерская «Подарки для мамы»

 Д/и «Что делают этим предметом?»

Д/и «Что предмет расскажет о себе?»

Сюжетно – ролевая игра «Супер маркер»

Апрель

Экскурсия на почту

Д/и «Собери набор для …..»

Д/и «Выбираем работу»

Сюжетно – ролевая игра «Почтальон»

Май

Фотоотчет  «Где мы бывали, что мы видали»

Д/и «Отгадай, кто это?»

 Экскурсия в пекарню

Д/и «Названия профессии от А до Я»

Д/и «Что б случилось, если бы не работал»

Сюжетно – ролевая игра «Булочная»

месяц

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Памятка по трудовому воспитанию дошкольников «Как привить трудолюбие ребёнку в семье»

Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников».

Октябрь

Анкетирование «Воспитание трудолюбия»

Беседа за круглым столом с просмотром презентации

 «Из чего складывается трудолюбие?».

Ноябрь

Оформление папки - передвижки «Трудовое воспитание в семье» 

Консультация  «Изучаем Конвенцию о правах ребенка»

Январь

Выпуск буклета «Из чего складывается трудолюбие?».

Консультация «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;

Семинар – практикум «Безопасный труд» с элементами тренинга: обыгрывание или решение проблемных ситуаций, способы и приемы обучения по трудовой деятельности.

Февраль

Информационный стенд «Права ребенка»

Участие в проекте внутри ДОУ «Инновационный проект по ранней профориентации детей»

Круглый стол:

«Детский труд: как воспитать правильное отношение к работе?»

Март

Оформление стенгазеты для обмена опытом семейного воспитания

Мастер – класс:  «Умелые руки не знают скуки»

Консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;

Апрель

Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников»,

Проведение открытого мероприятия.

 Квест – игра «Затерянные профессии»

Май

Совместные акции по благоустройству территории детского сада, групп.

Родительская конференция. Презентация проекта

«Инновационный проект по ранней профориентации детей»

Презентация проекта

«Инновационный проект по ранней профориентации детей»

3 этап – Заключительный этап

Обобщить опыт работы по теме самообразования

«Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»

месяц

Форма работы

Сентябрь

Выставка новинок  методической литературы по теме самообразования «Формирование профориентации у детей дошкольного возраста. В мире профессий »

Октябрь

Создать серию конспектов ОД

Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;

Ноябрь

Мастер – класс. ««Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Январь

Участие в вебинарах по теме самообразования «Формирование профориентации у детей дошкольного возраста. В мире профессий »

Февраль

Методическая разработка: «Технологические карты дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых»

Март

Выставка детских работ, работ детей совместно с родителями, творческих работ родителей , педагогов группы

Мастер – класс «Играем с детьми в профессии»

Апрель

 Родительское собрание «Обобщение опыта работы формированию профориентации детей дошкольного возраста.

Участие в интернет - конкурсах рисунков «Кем быть», «Моя мама – профессионал»;

Май

Презентация «Отчет о работе по самообразование педагога»

Выступления на педсоветах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...

Перспективный план по ранней профориентация дошкольников "В мире профессий"

Этот план  по раннеей профориентации дошкольников для воспитателей ДОУ, целью которой является  расширение знаний и формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о про...

Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий.

Петрик Мария НиколаевнаРанняя профориентация дошкольников. В мире профессий. «Само  воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья,а приготови...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников.  В мире профессий»...

Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников. В мире профессий»

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослы...