Проект профориентационной работы в детском саду для детей 5-6 лет "Ранняя профориентация дошкольников" «В мире профессий родителей»
проект (старшая группа)

Ганзюк Екатерина Павловна

Вид проекта:

познавательно-исследовательский, творческий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_proforientatsii.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЕНКИЙ ДЕТКИЙ САД «РОСТОК»

Проект профориентационной работы в детском саду для детей 5-6 лет "Ранняя профориентация дошкольников"

«В мире профессий родителей»

Вид проекта:

познавательно-исследовательский, творческий

Автор-составитель:

Ганзюк Екатерина Павловна, воспитатель

Богородский район, с.Каменки

2024год

Содержание.

  1. Проблема проекта 3
  2. Актуальность проекта 3
  3. Объект проекта 4
  4. Предмет проекта 4
  5. Цель проекта 4
  6. Задачи проекта 4
  7. Продолжительность проекта 5
  8. Участники проекта 5
  9. Развивающая предметно пространственная среда 5
  10. Продукт проектной деятельности: 6
  11. Основные формы и методы реализации проекта 7
  12. Этапы реализации проекта 7
  13. Календарный план реализации проекта 10
  14. Предполагаемые результаты проекта 17
  15. Оценка эффективности по итогам реализации проекта 17
  16. Список литературы 19
  17. Приложение 21

Проблема проекта

Недостаток:

  • информированности детей о разнообразии профессий, в том числе о профессиях своих родителей;
  • активных форм работы с семьей, направленных на ознакомление с трудом взрослых и профессиями мам и пап.

Актуальность проекта:

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФОП дошкольного образования. Поэтому очень важно познакомить детей с профессиями уже в детском саду, сформировать представление о структуре труда взрослых (что и как делает человек, что ему необходимо для работы, что получается в результате труда).

Наиболее доступными для понимания детьми значимости труда взрослых является близкое окружение – родители. С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях своих мам и пап. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе; психолог работает с людьми; парикмахер, стрижет всех…». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.

Ознакомление с профессиями, в том числе и своих родителей, способствует дальнейшему вхождению ребёнка в мир взрослых, его социализацию, а также воспитанию чувства уважения к труду взрослых, гордости за своих родителей. Поэтому и возникла идея создания данного проекта.

Проведя анализ сведений о профессиях родителях воспитанников группы, были выбраны несколько для ознакомления детей: фармацевт, дерматолог, полицейский, пожарный, парикмахер, водитель, психолог, строитель, воспитатель, инженер-дизайнер.

Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения расширить представления детей о многообразии мира профессий.

Объект проекта

Профессии людей

Предмет проекта

Трудовые действия, орудия и предметы труда людей разных профессий, в том числе своих родителей.

Цель проекта

Цель: расширять и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей.

Задачи проекта

Для детей:

Расширять представления:

  • о разных профессиях, в том числе профессиях своих родителей; о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы и о результатах профессиональной деятельности.

Способствовать:

  • обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности;
  • вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Воспитывать:

  • уважение и благодарность к членам семьи;
  • трудолюбие, ответственность за результат выполненного поручения.

для педагогов:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах ранней профориентации детей.

для родителей:

  • дать представление родителям о значимости ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
  • способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Продолжительность проекта

долгосрочный

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты, старший воспитатель, заведующий д/ садом.

Развивающая предметно пространственная среда

Центр познания. В этом центре расположены дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с профессиями

Центры сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к сюжетно - ролевым играм «Поликлиника», «Пожарная часть», «ГИБДД», «Полицейский участок» подбираются, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Литературный центр. Расположен на специально изготовленных полках, где дети без труда могут взять понравившуюся книгу. Набор книг постоянно меняется, обеспечивает литературное развитие дошкольников. Имеется достаточное количество предметных картинок.

Локации «Профессия пожарного» — представлена игровым центром, стендом в холле группы, Включает в службу МЧС.

Кабинет «Мир профессий» представлена центрами: почтальона, продавца, повара, гончарная матерка, швея, , медицинскими работниками и т.д. игровыми центрами в группах.

За оснащение группы ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т.д.

В образовательном учреждении имеются все необходимые современные технические средства для применения информационно-коммуникационных технологий (ноутбуки, мультимедийные установки).

Продукт проектной деятельности:

1. Оформленный проект.

2. Совместный с родителями праздник «Фестиваль профессий»

2. Фотоальбом «Мама, папа на работе».

3. Видеоальбом «Профессии наших мам и пап».

4. Видеофильм «Наша группа»

4. Атрибуты и костюмы для сюжетно – ролевых игр.

5. Творческие работы детей, выполненные в процессе образовательной деятельности.

6. Сценарии образовательных событий.

7. Фотоотчет.

Содержание проекта.

Основные формы и методы реализации проекта

Образовательная деятельность, организация развивающей предметно-пространственной среды, беседы, целевые онлайн экскурсии, встречи с интересными людьми, организация практических трудовых действий, наблюдения за трудом взрослых, познавательное чтение, продуктивная деятельность, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, рассматривание фотографий, иллюстраций, просмотр видеороликов, презентации.

Анкетирование, опрос, консультации для родителей, сбор фото и видеоматериалов.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный

Что мы знаем о профессиях?

Что мы хотели бы узнать?

Где мы можем узнать?

На свете есть много профессий.

Работа доставляет удовольствие.

Какие профессии у наших родителей?

Какую работу выполняют люди данной профессии?

Для чего нужна профессия?

Рассказы родителей и других взрослых о своей профессии.

Целевые экскурсии.

В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература).

В интернете.

Просмотр телепередач.

  • Определение целей и задач проекта.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды, как компонент развития у детей интереса к профессиям взрослых.
  • Подбор дидактического материала, необходимого для реализации цели проекта (фотографии, видеоролики с места работы, настольные, дидактические, подвижные игры, художественные произведения, и т. д.).
  • Разработка сценариев совместной образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
  • Разработка календарного плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
  • Введение детей в ход проекта.
  • Беседы с детьми: «Какая профессия у твоей мамы и папы?».

II этап - Основной (реализация проекта)

Образовательная область

Совместная деятельность

Речевое развитие

Образовательная деятельность:

  • «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • «Составление рассказов о профессиях по схеме».
  • Чтение художественной литературы:

С. Михалков «А что у вас?»

  • Конкурс чтецов (стихи о профессиях).
  • Рассматривание альбомов, рисунков, фотографий родителей на рабочем месте, сюжетных картинок о профессиях.
  • Работа в уголке книги: выставка книг, посвященных профессиям.
  • Составление рассказа на тему: «Кем я стану, когда вырасту?»
  • Пальчиковые игры: «Профессии», «За работу».

Познавательное развитие

Образовательная деятельность

  • «Все работы хороши».
  • Просмотр видеороликов из видеоальбома «Профессии наших мам и пап».
  • Встречи с интересными людьми (родители знакомят со своей профессией).
  • Онлайн экскурсии на работу родителей.
  • Образовательная деятельность (конструирование) «Строим новые здания».
  • Дидактические игры: «Угадай профессию», «Что лишнее?», «Кому, что нужно для работы?», «Определи по предмету профессию», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадай профессию по результату».
  • Отгадывание загадок о профессиях.

Социально-коммуникативное развитие

  • Трудовая деятельность «Поможем Федоре».
  • Образовательная деятельность «У мамы (папы) на работе» .
  • Сюжетно-ролевые игры: «Снимаем фильм о нашей группе», « Лечим кукле Даше зубы», «Перевозим грузы», «Путешествие на поезде».

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование «Кем я хочу стать», «Мама и папа на работе».
  • Конструирование «Станция будущего».
  • Раскраски «Профессии».
  • Знакомство с литературными произведениями:

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Б. Житков «Что я видел?»,

В. Маяковский «Кем быть?»,

С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер»,

Г. Браиловская «Однажды»,

Н. Мигунова «Любимые профессии малышей»,

А. Барто «Мы с Тамарой»,

Энциклопедия для самых маленьких «Профессии» Под ред. А.Дюжиковой.

  • Конкурс рисунков «Кем быть?».

Физическое развитие

  • Физическая культура «Все профессии важны».
  • Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Лесник и елочки», «Поезд».
  • Упражнения в бассейне «Спасатели».

III этап - Заключительный

1. Совместное с родителями образовательное событие «Фестиваль профессий».

2. Показ-дефиле костюмов или атрибутов «Парад профессий».

3. Создание фотоотчета о проведенных образовательных событиях.

4. Оформление проекта.

Календарный план реализации проекта

период

Наименование мероприятия

участники

Подготовительный этап

октябрь

3-я неделя

  • Обсуждение целей и задач проекта с родителями.
  • Собрание для родителей «Знакомим детей со своей профессией».
  • Анкетирование родителей «Моя профессия»
  • Беседы с детьми: «Какая профессия у твоей мамы и папы?».
  • Введение детей в ход проекта.
  • Подбор библиотеки методической, детской художественной литературы, слайдов, наглядно-дидактических пособий.

Воспитатели, родители,

старший воспитатель

4-я неделя

  • Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (фотографии, видеоролики с места работы, дидактические, подвижные игры, и т. д.).
  • Разработка сценариев совместной образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
  • Разработка календарного плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитатели, родители, старший воспитатель.

Основной этап

ноябрь

1-я неделя

  • Сбор фотографий родителей с места работы.
  • Сбор и обработка видеороликов «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение С. Михалкова «А что у вас?»
  • Просмотр видеоролика «Изучаем профессии».

Воспитатели, родители, дети.

2-я неделя

  • Образовательная деятельность «Все профессии важны, все профессии нужны».
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?»
  • Просмотр видеоролика «Мой папа – водитель».
  • Рассматривание фотографий пап-водителей: Рябушкина И.В., Никифорова В.Ф. на рабочих местах.
  • Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
  • Подвижная игра «Цветные автомобили».
  • Сюжетно-ролевая игра «Перевозим грузы».

Воспитатели, дети, родители.

3-я неделя

  • Образовательная деятельность «Все работы хороши».
  • Просмотр видеоролика «Все профессии важны».
  • Рассматривание альбомов, сюжетных картинок о профессиях.
  • Чтение Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?»
  • Встреча с мамой Дианы Кошеленко. Знакомство с профессией «Фармацевт».
  • Просмотр видеоролика «Моя мама - фармацевт». Беседа об увиденном.

Воспитатели, дети, родители.

4-я неделя

  • Сбор фотографий родителей с места работы.
  • Сбор и обработка видеороликов «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение рассказов Г. Браиловской «Наши мамы, наши папы», А.Барто «Мы с Тамарой».
  • Целевая экскурсия по садику «У мам Алеши и Миши на работе». Знакомство с профессией «Воспитатель».
  • Сюжетно-ролевая игра «Кукла Даша заболела».

Воспитатели, дети, родители.

декабрь

1-я неделя

  • Просмотр видеоролика «Моя мама – полицейский».
  • Рассматривание атрибутов для сюжетно-ролевой игры: фуражка, свисток, игрушечный пистолет.
  • Дидактическая игра «Угадай профессию».
  • Просмотр мультфильма по мотивам стихотворения С.Михалкова «Дядя Степа - милиционер».
  • Упражнения в бассейне «Спасатели».

Воспитатели, дети, родители.

2-я неделя

  • Чтение стихотворений Н.Мигуновой «Любимые профессии малышей».
  • Просмотр видеоролика «Моя мама -парикмахер».
  • Рассматривание фотографии мамы Алеши – парикмахера.
  • Подвижная игра «Лесник и елочки».
  • Участие в акции «Сбережем елочки в Новый год».

Воспитатели, дети, родители.

3-я неделя

  • Дид. игра «Определи по предмету профессию».
  • Чтение статей из Энциклопедии для малышей «Профессии» под ред. А.Дюжиковой.

Воспитатели, дети, родители.

январь

3-я неделя

  • Физическая культура «Все профессии важны».
  • Дид. игра «Угадай профессию по результату».
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «За работу».

Воспитатели, дети, инструктор по ФИЗО.

4-я неделя

  • Отгадывание загадок о профессиях.
  • Чтение статей из энциклопедии для детей «Профессии» под ред. А. Дюжиковой.

Воспитатели, дети.

февраль

1-я неделя

  • Рассматривание фотографии папы Полины - пожаргого.
  • Просмотр видеоролика «Мой папа – пожарный».
  • Дид. игра «Что лишнее?».

Воспитатели, родители.

2-я неделя

  • Онлайн экскурсия на стройку. Знакомство с профессиями на стройке.
  • Беседа об увиденном

Воспитатели, родители.

3-я неделя

  • Сюжетно-ролевая игра «Снимаем фильм о нашей группе».
  • Совместная деятельность «Создание видеофильма «Наша группа».

Воспитатели, родители.

4-я неделя

  • Составление рассказов о профессиях своих родителей по схеме.
  • Трудовая деятельность «Поможем Федоре».
  • Отгадывание загадок о профессиях.

Воспитатели, дети.

март

1-я неделя

  • Дид. игра «Кто больше расскажет о профессии».
  • Раскраски «Профессии».
  • Изготовление игры «Профессия –ветеринар».

Воспитатели, дети.

2-я неделя

  • Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел?».
  • Просмотр видеоролика «Я у папы на работе». Святослав попай водителем на работе.
  • Рассматривание атрибутов и инструментов водителя для сюжетно-ролевой игры.
  • Подвижная игра «Поезд».

Воспитатели, дети, родители.

3-я неделя

  • Конкурс чтецов (стихи о профессиях).
  • Просмотр видеоролика «Моя мама – фармацевт», «Моя мама – врач-дерматолог».
  • Рассматривание атрибутов и картинок для сюжетно-ролевой игры: медицинские принадлежности.

Воспитатели, дети, родители.

4-я неделя

  • Просмотр видеоролика «Моя мама – психолог».
  • Встреча с мамой Пети, практические занятия.
  • Игра «Эмоции».

Воспитатели, дети, родители, старший воспитатель

апрель

1-я неделя

  • Встреча с инженером-дизайнером, папа Филиппа
  • Рассматривание фотографий.
  • Конструирование макетов домов.
  • Рисование « Моя будущая комната»

Воспитатели, дети, родители, старший воспитатель

2-я неделя

  • Просмотр видеоролика «Моя мама – переводчик»
  • Рассматривание фотографии мамы Матвея, переводчика – английского языка.
  • Дидактическая игра «Язык жестов»

Воспитатели, дети, родители

3-я неделя

  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры
  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на поезде»

Воспитатели, дети

4-я неделя

  • Составление рассказа на тему «Кем я стану, когда вырасту?»
  • Конкурс детских рисунков «Кем быть?»
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Профессии».

Воспитатели, дети

май

1-я неделя

  • Анкетирование родителей «Мое участие в проекте».
  • Создание фотоальбома «Мама, папа на работе».
  • Создание видеофильма «Профессии наших мам и пап».

Воспитатели, родители

2-я неделя

  • Совместное с родителями праздник «Фестиваль профессий».
  • Показ-дефиле костюмов или атрибутов для сюжетно-ролевых игр для детей.

Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель

Предполагаемые результаты проекта:

Для детей:

1. Имеют представление о разных профессиях, в том числе профессиях своих родителей; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы и о результатах профессиональной деятельности.

2. Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями.

3. Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.

Для педагога:

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.

2. Приобретение знаний о профессиях у воспитанников, в том числе и профессиях своих родителей, их назначении, особенностях, значимости их труда.

Для родителей:

  1. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Оценка эффективности по итогам реализации проекта:

1. Количественный уровень включенности детей и родителей в реализацию проекта отслеживается в процентном соотношении.

2. Оценка заинтересованности детей в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, бесед с детьми.

3. Оценка заинтересованности в проекте родителей происходит через их активное участие в ознакомлении детей группы со своей профессией, итоги анкетирования.

Дальнейшее развитие проекта

Ознакомление детей с профессиями: фотограф, товарный кассир, бухгалтер, сборщик мебели, и т.д. Изготовление коллажа «Я у мамы (папы) на работе».

Список литературы:

  1. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева. М.: ТЦ Сфера, 2016. 128с.
  2. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 2. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева. М.: ТЦ Сфера, 2016. 128с.
  3. Белоногова, Г. Педагогические знания – родителям [Текст] / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1. – С. 82-92.
  4. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. 112 с.
  5. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 60-68.
  6. Ковардакова, М. А. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога [Текст]: программа и методические рекомендации / М. А. Ковардакова, И. Ю. Стеклова, М. Г. Тимиреева, С. В. Королёва, И. П. Никитина. – М.: АРКТИ, 2010.
  7. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. – 112 с.
  8. Меремьянина, О.Р. и др. Методические рекомендации «Становление нравственной культуры дошкольников в процессе ознакомления с профессией родителей – работников железнодорожного транспорта» [Текст] / О. Р. Меремьянина, О. В. Кириченко, Н. Б. Шулепова. – Барнаул, 2010.
  9. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 368 с.
  10. Сташкова, Т. Н., Шеболдина, Л. Н. Мы – будущие железнодорожники [Текст]: конспекты занятий и сюжетно-ролевые игры с детьми в ДОУ / Т. Н. Сташкова, Л. Н. Шеболдина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007. – 176 с.
  11. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
  12. Потапова, Т. Е. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет [Текст] / Т. Е. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  13. Шорыгина, Т. А. Профессии, какие они? [Текст] / Т. А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2017. – 96 с.
  14. Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: Сфера, 2012. – 64 с.

Приложение №1

«Первые шаги в профориентации дошкольников»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на предложенные вопросы, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми! Для этого обведите кружком номер наиболее удовлетворяющего вас суждения.

Возраст ребенка_______________________________________________________________________

1. Считаете ли вы необходимым проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации дошкольников? а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

2. Образовательная деятельность в группе, где воспитывается Ваш ребёнок, удовлетворяет Ваши запросы к дошкольному образованию?

а) в полной мере б) частично в) совсем не соответствует вашим запросам

3. Беседуете ли вы со своим ребёнком о разных профессиях?

а) да б) нет в) стоит подумать

4. Рассказываете ли своей дочери (сыну) о своей профессии? а) да б) нет Профессии ваших родителей? а) да б) нет

5. Чем вы руководствовались при выборе своей будущей профессии?

а) интересом к будущей профессии б) своими возможностями и бюджетом семьи

в) возможностью профессионального роста и заработной платой г) желанием помогать людям

д) желанием и возможностями своих родителей е) продолжить семейную династию

ж) затрудняюсь ответить

з) ___________________________________________________________________________________

6. К каким видам деятельности Ваш ребёнок проявляет наибольший интерес?

а) к деятельности в сфере экологии б) к исследовательно-экспериментальной

в) к конструктивной деятельности г) к художественно-эстетической деятельности

д) __________________________________________________________________________________ 7. В какой профессии Вы хотели бы видеть своего ребёнка?_________________________________

_____________________________________________________________________________________

8. С какими профессиями, по вашему мнению, необходимо знакомить дошкольников? __________

_____________________________________________________________________________________

9. Вы хотите, чтобы содержание и формы образовательной деятельности в ДОУ расширяли представления ребёнка о разных профессиях?

а) да б) считаю нецелесообразным в) затрудняюсь ответить

10. Как Вы считаете, раннее знакомство с миром профессий поможет ребёнку в профессиональном самоопределении и скажется на его окончательном выборе профессии?

а) да, и я буду поддерживать его профессиональные стремления

б) нет, это просто плод его фантазии в) затрудняюсь ответить

г) ___________________________________________________________________________________

11. Какие литературные произведения, по вашему мнению, помогают знакомить дошкольников с разными профессиями?________________________________________________________________

12. Готовы ли Вы к сотрудничеству с нами и принять активное участие в профориентации ребенка (проведению совместных праздников, вечеров-встреч, экскурсий и т.п.)?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить г) стоит подумать

13. Нуждаетесь ли вы в дополнительной методической литературе по проблеме ранней профориентации дошкольников? а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

14. Хотелось ли вам больше узнать о проблеме ранней профориентации дошкольников?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

В каких формах? _____________________________________________________________________

15. Готовы, принять участие в открытых мероприятиях, экскурсиях, праздниках, вечеров-встреч, семейных выставках, краткосрочных проектах и т.д.?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

16. Ваше мнение по проблеме ранней профориентации дошкольников_________________________

_____________________________________________________________________________________ Благодарим Вас за участие. Надеемся на сотрудничество!

Диагностика

Карта сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста по профессиям

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

Вопросы

Код ребенка

Перечисли, какие профессии ты знаешь?

Какая профессия у твоей мамы? Твоего папы?

Расскажи, какие профессии в детском саду ты знаешь?

Какую пользу для общества приносят полицейские?

Какими качествами должен обладать полицейский?

Кого называют военнослужащими?

Какие военные профессии ты знаешь?

Какими качествами должен обладать военнослужащий.

Как называют врача лечащего детей?

Кто помогает врачу лечить больных?

Какие инструменты нужны врачу для работы?

В чем состоит работа парикмахера?

В чем состоит работа фармацевта?

Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?

В чем состоит работа аниматора?

Какими качествами должен обладать аниматор?

В чем состоит работа домохозяйки?

Кто работает на почте?

В чем состоит работа почтальона?

Какими качествами должен обладать учитель?

Расскажите о профессии нефтяник.

Кому принадлежат данные инструменты:

#1050;источка, карандаш, краски. (художнику)

#1053;ожницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)

#1056;учка, тетрадь, книга. (учителю)

#1052;олоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)

#1051;ампочка, розетка, индикатор. (электрику)

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Инструкция к тесту:

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.

0 баллов – ребенок дает неправильный ответ.

1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
В карте выставляются отметки по итогам опроса.

Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

Приложение №2

Дидактические игры

«Кто где работает?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»

Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Кто что делает?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

«Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»

Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»

Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)

Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Нарисуем портрет» (речевой)

Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.

Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было врачей, то …

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было водителей, то … и т.д.

Приложение №3

Консультации для родителей.

«Профориентация детей в дошкольном образовании»

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление .

Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – предложите родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.

Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно – единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».

Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации.

Как семья влияет на отношение к работе

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Выбор профессии: на всю жизнь или на время?

Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменяется. В любом случае остается возможность что – то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

И самое главное, как показывает практика, главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Первые шаги в мир профессий: профориентационная работа в детском саду"

Презентация отражает формы работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых в условиях села. Отражены  задачи проекта, гипотеза рассмотрены все этапы проекта....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на конкурс «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» В номинации «Первые шаги в мир профессий »

Задачи:Познавательное развитие:- познакомить детей с различными профессиями и их особенностями;- развивать познавательную активность;- развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.-...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»

обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....

Фотоотчёт «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Первые шаги в мир профессий» возрастная группа: подготовительная, 6-7лет

Сроки реализации: краткосрочный.Тип проекта: информационный, творческий.Участники проектной деятельности: воспитанники подготовительной к школе группе, родители, воспитатель подготовительной группы МБ...

«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Первые шаги в мир профессий» возрастная группа: подготовительная, 6-7лет

Сроки реализации: краткосрочный.Тип проекта: информационный, творческий.Участники проектной деятельности: воспитанники подготовительной к школе группе, родители, воспитатель подготовительной группы МБ...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

Проект профориентационной работы в детском саду для детей 4-6 лет "Ранняя профориентация дошкольников"

Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, мы полагаем, что процесс раннего профессионального...