«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Первые шаги в мир профессий» возрастная группа: подготовительная, 6-7лет
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Башарова Светлана Явдатовна

Сроки реализации: краткосрочный.

Тип проекта: информационный, творческий.

Участники проектной деятельности: воспитанники подготовительной к школе группе, родители, воспитатель подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №6».

Возрастная группа: подготовительная, от 6 до 7 лет.

   Актуальность и проблематика. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир профессий. Как вы думаете, сколько существует в мире разных профессий? В мире их существует более 50 тысяч. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - дошкольники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Любопытство, постоянно стремление наблюдать и рассказывать, искать новые сведения об окружающем мире важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

   Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, также многие дети не знают профессии своих родителей, не могут их назвать. Это говорит о том, что родители не разговаривают со своими детьми о своими детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность.

   Задача педагогов – не пресекать любознательность, познавательную активность детей, а наоборот, помогать её развитию. Тема проекта: «Первые шаги в мире профессии».

   Дошкольный возраст – благоприятный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объединяет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан»

«Лучший проект профориентационной работы в детском саду»

 в номинации «Первые шаги в мир профессий»

возрастная группа: подготовительная, 6-7лет

Разработана:

воспитатель

Башарова Светлана Явдатовна

Агрыз, 2019 год

Лучший проект профориентационной работы в детском саду»

В номинации «Первые шаги в мире профессий»

Не профессия выбирает человека,

а человек профессию.

(Сократ)

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд –

Даже самый грубый – возвышается до творчества.

(Максим Горький)

Нет профессии с большим будущим,

Но есть профессионалы с будущим.

(Илья Ильф и Евгений Петров)

Введение

Сроки реализации: краткосрочный.

Тип проекта: информационный, творческий.

Участники проектной деятельности: воспитанники подготовительной к школе группе, родители, воспитатель подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №6».

Возрастная группа: подготовительная, от 6 до 7 лет.

   Актуальность и проблематика. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир профессий. Как вы думаете, сколько существует в мире разных профессий? В мире их существует более 50 тысяч. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - дошкольники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Любопытство, постоянно стремление наблюдать и рассказывать, искать новые сведения об окружающем мире важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

   Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, также многие дети не знают профессии своих родителей, не могут их назвать. Это говорит о том, что родители не разговаривают со своими детьми о своими детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали именно эту деятельность.

   Задача педагогов – не пресекать любознательность, познавательную активность детей, а наоборот, помогать её развитию. Тема проекта: «Первые шаги в мире профессии».

   Дошкольный возраст – благоприятный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объединяет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

    В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» указывается на то, что каждый ребенок должен вырасти не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

    Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя  педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учётом значимых для развития дошкольников видов детской деятельности. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Цель проекта: расширение и углубление знаний по развитию познавательной  активности детей дошкольного  возраста в вопросах о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям.

Задачи проекта: пробудить интерес к предлагаемой деятельности; формировать реалистические представления о труде людей; помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии; формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний; развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память; развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

 Прогноз конкретных результатов практической реализации проекта:

вызвать интерес к окружающему миру; расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей  (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей); помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг; поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение; обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления человеком.

Основная часть

Мероприятия по реализации проекта: В работе с детьми: образовательная область «Коммуникация»: проведение НОД составление рассказов по теме: «В мир профессии» Цель: учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение

   «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: познакомить детей с разнообразием профессий; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление.

   «Хлеб – всему голова» Цель: дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; развивать мыслительную активность; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.

     «Кем я стану, когда вырасту?» Цель: учить детей придумывать рассказ от первого лица; развивать творческое воображение; использовать описания, диалог, средства выразительной речи.

   Упражнение: «Кто что делает?», «Закончи предложение», «Один-много», «Кому что нужно для работы?», «Посчитай», «Бывает – не бывает», штриховка «Повар», «Орудия труда», ребусы на тему профессии (повар, воспитатель…).

Чтение художественной литературы:

 «Город добрых дел» Р. Скарри, «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях), «А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Доктор Айболит» К.Чуковский, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

  Заучивание стихотворений и пальчиковые игры о видах профессиях, отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика «Почтальон», «Повар», «Наш Агрыз».

Образовательная область «Познание»:

    Конструктивная деятельность: «Юный пожарник» Цель: поупражнять детей в работе с бумагой; развивать у детей стремление к творчеству, тренировать внимание, зрительную память; «Юный дизайнер» Цель: поупражнять детей в работе с различными природными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций, объединять свои поделки единым сюжетом. Побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом; «Известные изобретатели» Цель: научить детей моделировать конструкции  по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.

     Конструирование оригами: «Машины». Оригами с элементами рисования «Пожарный».  Коллективная работа:  «Профессии нашего города».

Формирование целостной картины мира: Мастер – класс «Шеф-повар для мамы» Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии повар; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь. Мастер – класс «Фантазия», (красивая стрижка) Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии парикмахер; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь.

   Экскурсия в музей локомотивного депо «Юный железнодорожник»

Цель: дать представление детей о профессии людей, которые работают на железной дороги; вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о железной дороге и о своем городе Агрызе.

Экскурсия в детском саду Цель: познакомить с профессиями заведующая детским садом, повар, завхоз, логопед, прачка, музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры,  воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.

  Экскурсия в библиотеку «Профессия – библиотекарь». Цель: формировать у детей реалистические  представления о труде взрослых людей;  вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с  профессией библиотекаря; воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.

  Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар». Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной  посуде.

 Формирование элементарных математических представлений:

Путешествие в страну «Геометрию» Цель: уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках; учить находить геометрические образы в окружающей обстановке.

 «Решение задач геометрического содержания» Цель: учить решать задачи геометрического характера на смекалку.

«Сравнение предметов по высоте» Цель: учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счёт.

Образовательная область «Художественное творчество»:

Рисование: «Раскраски - Профессии» Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.

«Кем я стану, когда вырасту?» Цель: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.

Лепка: «Инструменты для повара» Цель: закреплять умение передавать форму предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; учить добиваться большей точности в передаче формы, создавать выразительную композицию.

Аппликация: альбом «Профессии бывают разные» Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию.

Конкурс рисунков на темы: «Профессии родителей», «Все профессии нужны», «В мире профессии».

Сюжетно – ролевые игры: «Шоу мыльных пузырей» Цель: учить детей развивать творческое воображение; способность совместно развертывать   игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия  всех играющих; закреплять  знания детей  о правилах поведения  в общественных местах; развивать инициативу, организаторские  способности.

«Семья» Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

«Магнит», (магазин) Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Больница» Цель: вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

  «Военная  база» Цель: продолжать  знакомить детей с военными профессиями; уточнить распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба; воспитывать смелость, ловкость, умение чётко выполнять приказы командира; расширять словарный запас детей.

«Изобретатели из Агрыза», (строители) Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

«Наше будущее», (школа) Цель: расширять знания детей о школе; помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты); самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

«Фантазия», (парикмахерская) Цель: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта: Оформление  книги «Профессии наших родителей».

   Родители провели мастер – классы с детьми. Познакомились с такими профессиями, как: парикмахер, врач, дизайнер, военный, повар, продавец, оператор, учитель, машинист, помощник маниниста.

          Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

     Главными задачами во взаимодействии с родителями мы считаем: необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов; активизировать и обогащать воспитательские умения родителей; формирование у родителей ответственное отношения через воспитание ребенка.

Методические рекомендации для родителей:

1. Побеседуйте, поговорите с ребенком о профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача, учителя, воспитателя, портнихи, парикмахера, повара, продавца, художника, музыканта.

2. Расскажите ребенку о каждой профессии и помогите запомнить информацию. Объясните ребенку, кто что делает на работе, кому и какую пользу приносит, что нужно для работы.

3. Упражнение "Кто что делает?" на подбор действий к существительному. Врач - лечит, назначает лекарства. Продавец - ... Повар - ... Воспитатель - ... Учитель - ... Повар - варит, жарит. Музыкант - ... Портниха - ... Художник - ... Парикмахер - ...

4. Упражнение "Кому что нужно для работы?" на употребление винительного и дательного падежа существительных. Повару - поварешка. Врачу - ... Художнику - ... и т.д.

5. Упражнение "Закончи предложение" на употребление винительного падежа имени существительного. А) Повар варит (что?) суп, компот. Врач лечит (кого?) ... Учитель учит (кого?) ... Б) Повару для работы нужны (что?) кастрюля, сковородка, поварешка. Врачу для работы нужны (что?) ... Учителю для работы нужны (что?) ... Воспитателю для работы нужны (что?) .

6. Упражнение "Посчитай!" на согласование числительных с существительным. 1 повар, 2 повара, 3 повара, 4 повара, 5 поваров. 1 учитель, 2 учителя, 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 врач, 2 врача, 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 воспитатель, 2 воспитателя, 3 ..., 4 ..., 5 ...

7. Упражнение "Бывает - не бывает" на осмысление логико-грамматических конструкций. Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром. Повар сварен супом. Поваром сварен суп. Супом сварен повар.

8. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа. Один повар - много поваров. Один учитель - много учителей. И так далее.

9. Развитие памяти. Работа над дикцией. Выучить стихотворение (любое по выбору)

Продавец Продавец ребятам рад. В магазине для ребят

Есть матрешки расписные, есть машинки заводные,

Золотые рыбки и всем нам - по улыбке. (В. Степанов)

 - Наш дворец для всех открыт!- продавщица говорит.

- Он наполнен чудесами, вы на них взгляните сами.

Посмотрите на витрины: тут и звери, и машины,

Тут и куклы в платьях модных - выбирайте, что угодно!

Вот на выбор сто мячей, этот мяч пока ничей.

Желтый, красный, голубой - покупай, бери с собой! (А. Кандрашова)

10. Развитие слухового внимания. Перед чтением попросите ребенка внимательно послушать стихотворение и запомнить, кто и что покупал в магазине.

  В универмаге встретил я осла, козу и кошку. Они купили красный мяч и желтую гармошку. Зайдя в другой, увидел я осла козу и белку. Они купили красный плащ и белую тарелку. Зашел я в третий, встретил там опять осла и кошку. Они купили в этот раз лишь желтую матрешку. Мне срочно нужен твой совет, задумайся немножко. Скажи, какой любимый цвет у белки и у кошки. И кто не сделал ни одной покупки в магазинах, поскольку не было, увы, товаров ярко-синих. (Н. Разговоров)

9. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Кто в дни болезни всех полезней и лечит нас от всех болезней? (врач)

У метро стеклянный дом, покупаем в доме том: помидоры и капусту, лук и перец очень вкусный. (овощной магазин)

Кто приносит нам газеты и от бабушки приветы? (почтальон)

10. Ознакомление с художественной литературой. Прочитайте ребенку стихотворение С. Я. Маршака "А что у вас?". Обсудите. Ребенку нужно запомнить название женских профессий, встречающихся в стихотворении. 11. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Почтальон»

Что принес нам почтальон? (cжимать и разжимать кулачки)

С толстой сумкой ходит он. ("шагают" пальчиками по столу)

 Перевод. Журнал. Газету. В бандероли две кассеты. И письмо от тети Вали,  Чтоб ее приезда ждали! (На каждое наименование загибают по одному пальцу, начиная с большого пальчика)

Заключение

Результат проекта: интегрированное ОД в подготовительной группе: «Все профессии важны, все профессии нужны». Презентация и фотовыставка: «Первые шаги в мир профессии». Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие». Тип ОД: информационно-практико-ориентированный. Цель: расширение и углубление знаний по развитию познавательной  активности детей дошкольного  возраста в вопросах о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Проект «Первые шаги в мир профессии» реализовал поставленные задачи.

     Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда).

      В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.

     Описание данного проекта:  в  данной работе собрано большое количество разнообразных форм работы, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, профессиях, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые игры не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

       В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к профессиям, познавательной деятельности. Постоянно задают вопросы и хотят получить ответ. Займите почемучек играми, творчеством и мастер-классом. Даже взрослым будет интересно.  

 

Список использованной литературы:

1.        «Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР, ФГОС - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,  2007, Нищева Н.В., - 240 с.

2.        Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой. Подготовительная группа. 655 с. Бол. фор.

3.        Тетрадь для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (с 5 до 6 лет). Старшая группа. ФГОС - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,  2007, Нищева Н.В., 32 с.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Ведущий образовательный портал России Инфоурок, https://infourok.ru/proekt-v-podgotovitelnoy-gruppe-vse-professii-vazhni-vse-professii-nuzhni-3861716.html

2. Международный образовательный портал,  http://www.maam.ru/. https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnyi-proekt-v-podgotovitelnoi-grupe-8-tema-vse-profesi-vazhny-vse-profesi.html

3. Сайт для воспитатель детских садов дошкольник.ру, https://blog.dohcolonoc.ru/entry/proekty/proekt-vse-professii-vazhny-vse-professii-nuzhny.html