Календарный план в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Зимующие птицы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Брагина Наталия Борисовна

Календарное планирование воспитательно-образователной работы в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Зимующие птицы".  план включает все виды деятельности  с детьми в течении недели. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата

Режим

Совместная деятельность взрослого с детьми

Создание развивающ среды для  самостоят. деятельности детей.

Раб

с родит

Групповая и подгрупповая

Индивидуальная

В режимных моментах

Понедельник   2.12

Утро

Тема: Зимующие птицы

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Кто прилетел к кормушке» - Задачи: формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.

Загадать загадку «Воробьишка» Л.Мирошникова, «Дятел» В.Нестеренко. Задачи: учить отгадывать загадки по опорным словам.

Д/и «Назови соседей». Задачи:  закрепить названия дней недели, чисел-соседей, части суток. Развивать внимание, память.

 Пальчиковая гимнастика «Домик».  Задачи. Закреплять умение разжимать и сжимать пальцы рук, сжатых в кулак, по одному. Развивать двигательную активность, мелкую моторику.

Упражнять в умении находить предметы одинаковой длины, развивать глазомер

Дежурство в уголке природы. Учить детей параллельно с выполнением трудовых поручений в уголке природы проводить наблюдения за его растениями. Формировать элементарные навыки организации наблюдения, воспитывать стремление ухаживать за ними.

Выложить для рассматривания альбом «Птицы». Задачи: развивать познавательный интерес, умение различать зимующих и перелётных птиц, воспитывать интерес к живой природе.

Оформление родительского уголка  по теме         Зима. Зимующие птицы.

Прогулка

Наблюдение за продолжительностью дня. Задачи. Обратить внимание детей на то, что день стал длиннее, сделать вывод, пояснить, почему день становится длиннее.

П/и  «Калачи». Задачи. Закрепить правила игры, умение реагировать на сигнал быстро.

П/ игра «Хитрая лиса».  Задачи: Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, способствовать совершенствованию выполнения основных движений при беге. Развивать быстроту реакции, ловкость

Сп.упражнения: катание на санках (при соответствующих погодных условиях). Задачи. Упражнять детей в катании друг друга по дорожке, учить детей соблюдать очередность, уважать сверстников.

Закреплять навык скользящего шага

Д/и  «Кто больше назовет предметов по форме?» Учить детей классифицировать предметы по форме, формировать умение понимать игровую задачу. Развивать  мышление,  воображение.

 Труд в природе: уборка снега (мусора) на участке – развивать трудовые навыки.

Способствовать возникновению с/р игры «Мы шоферы». Задачи. Закреплять знания детей о труде шофера, учить выстраивать ролевые действия, организовывать игровую среду.

Понедельник  2.12

Вечер

Чтение художественной литературы С. Маршак «Двенадцать месяцев». Задачи: продолжать знакомить детей с персонажами произведения, закреплять интерес к чтению, учить отвечать на вопросы по тексту.

Беседа «Осторожно! Тонкий лёд!» с просмотром видеоролика «Тонкий лёд опасен». Задачи: формировать привычку заботиться о своем здоровье, соблюдать правила безопасности

Учить детей рисовать узор снежинки

Настольно-печатные игры «Вышивалочка» Задачи: продолжать учить детей работать к картами, создавать узоры по образцу, воспитывать интерес к творческим играм.

Предложить математические ребусы. Задачи: учить детей выполнять игровые задания от начала до конца, видеть результат своих игровых действий, развивать мелкую моторику.

Памятка для родителей «Правила безопасности вблизи водоёмов и на водоёмах в осенне-зимний период»

Прогулка

П/и «Два Мороза». Задачи:  закрепить правила игры, слова игры, развивать координацию движений.

П/и «Лёвка-хвост». Задачи: закрепить умение держась друг за друга двигаться по площадке.

Игра «Угадай цифру». Задачи. Развитие слухового восприятия, умения различать числа и цифры.

Упражнять в выделении звуков из слов.

Наблюдение зимних явлений природы: превращение воды в лед. Порассуждать с детьми  как «сделать» лед, какие правила безопасности при работе с водой в зимний период нужно соблюдать. Напомнить правила безопасного поведения на катке, на водоемах зимой.

Предложить обручи, кегли для организации самостоятельных игровой деят-ти. Задачи: Поощрять инициативу детей в организации подвижных игр, эстафет.

Дата

Режим

Совместная деятельность взрослого с детьми

Создание развивающ среды для  самостоят. деятельности детей.

Раб

с родит

Групповая и подгрупповая 

Индивидуальная

В режимных моментах

Вторник   3.12

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа «Волшебные слова».  Задачи. Предложить детям выбрать вежливые - «волшебные» слова, необходимые в различных ситуациях. Обогащать словарный запас, воспитывать стремление быть вежливыми.

Д/и «Сложи узор»,  «Продолжи ряд». Задачи: познакомить с комплектом игр В. Воскобовича «Коврограф «Ларчик».

Минутка здоровья: пальчиковая гимнастика, Л.Мирошниковой по выбору детей Задачи: развивать интерес к творчеству поэта, мелкую моторику пальцев рук.

Упр. в подборе слов на заданный звук

Дежурство по столовой. Учить детей самостоятельно определять по карточкам в уголке дежурств, кто сегодня дежурит, работать согласованно, оказывать помощь друг другу, договариваться о распределении работы. Воспитывать ответственность.  

Обратить внимание на книги о животных, птицах в книжном уголке. Развивать познавательный интерес, поощрять инициативу детей по получению ими новой для них информации.

Родительское собрание.        Формирование математических представлений через интеграцию в другие виды деятельности.

Прогулка

Наблюдение за птицами: голуби. Задачи. Предложить детям рассмотреть оперение птицы, рассказать о том, что у голубей наблюдается большое разнообразие окраски оперения. Предложить ребятам найти в загадках увиденные ими признаки голубей.

П/и «Коршун»- Задачи: закрепить правила игры, развивать ловкость, ориентировку в пространстве.

П/и «Два Мороза». Задачи: закрепить слова игры, умение двигаться по площадке с увёртыванием.

Сп. эстафета «Кто первый?». Задачи: Учить детей соблюдать правила эстафеты: выполнять движение только после передачи эстафеты партнером по игре.. Развивать быстроту реакции, ловкость.

Д/и  «Подбери слово». Задачи. Учить детей подбирать синонимы. Развивать их вербальное воображение, активизировать словарь.

Индивидуальная работа по закреплению ОВД - пролезание в обруч правым и левым боком.

Ситуативная беседа  «Зачем нужны правила?».  Задачи: обсудить различные ситуации и правила, которые необходимо соблюдать. Предложить представить, что получится, если каждый будет поступать не по правилам, а так, как ему захочется. Учить делать вывод.

Труд: уборка мусора на участке, воспитывать уважение к труду дворника, желание ему помогать.

Способствовать возникновению с/р игры «Магазин». Задачи:

Учить детей создавать игровые ситуации, разворачивать сюжет на основе новых впечатлений, игрового опыта. Учить выполнять ролевые действия, развивать ролевые взаимоотношения.

Вечер

Чтение  В. Зотов «Клест-еловик», «Снегирь».  Задачи: способствовать развитию у детей эстетического восприятия поэзии и природы, познавательного интереса ;воспитывать любовь к природе.

Упражнение «Соедини цифры». Задачи: продолжать знакомить с комплектом игр В. Воскобовича «Коврограф «Ларчик». Уточнять представления о цифрах

Учить ориентироваться на плоскости

Хоровод «Ой при лужку»  казачья песня.

(З. Г. Прасолова стр. 47)

Задачи: учить детей слушать внимательно, выделять характерные для казачьего народа выражения

Предложить схемы по конструированию. Развивать творческие способности, воображение, закреплять названия объемных геометрических форм.

3.12

Прогулка

П/ игра «Птички в гнездышках». Задачи. Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, формировать умение бегать легко, ритмично.

.П/и «Лёвка-хвост» - задачи: закрепить умение держась друг за друга двигаться по площадке.

П/и «Беги к дереву» - Задачи: закрепить названия деревьев, растущих на территории детского сада.

Составление загадок о зимующих птицах.

Наблюдение: долгота дня. Задачи: Учить формулировать выводы, развивать познавательный интерес к изучению природных явлений.

Рисование, выкладывание  на снегу,  земле цифр – закреплять представления о цифрах, развивать творчество.

Дата

Режим

Совместная деятельность взрослого с детьми

Создание развивающ среды для  самостоят. деятельности детей.

Раб

с родит

Групповая и подгрупповая

Индивидуальная

В режимных моментах

Среда  4.12

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа с детьми на тему: «Моя мечта». Задачи. Развивать у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление, связную речь.

Д/и «Собери картинку» - Задачи: развивать внимание, мышление, умение составлять целое из частей.

Раскрашивание картинок по теме «Опасный лёд» - уточнять представления о правилах безопасности.

Пальчиковая гимнастика «Учимся считать» Л.Мирошникова. Развивать быстроту движений пальцев рук.

Закрепить умение детей работать с шаблонами

  Дежурство по занятиям. Учить дежурных раскладывать материал, после занятия убирать его на место. Формировать умение выступать организаторами работы других детей. Воспитывать ответственность за порученное дело.

Выложить д\игры в уголке занимательной математики: «Весёлые цифры», «Сколько не хватает», ребусы. Задачи: упражнять в умении соотносить цифру и количество предметов.

Участие в  конкурсах «Символ Нового года», «Новогодний серпантин».

Прогулка

Наблюдение: деревья зимой. Задачи. Предложить детям вспомнить, по каким признакам мы узнавали деревья осенью, как можно узнать деревья зимой? Предложить детям, придумать загадки о деревьях, выделить среди них «зимние» и «летние».

П/ игра «Коршун».  Задачи. Развивать двигательный навык, ловкость, воспитывать интерес к кубанским играм.

Игра «Выполняй в парах». Задачи: учить согласовывать движения в парах, выполнять задание, развивать внимание.

Игр.упр.«Перебрось снежок». Учить детей выполнять замах и бросок, метать снежок на дальность.

 Труд: сбор опавших шишек для изготовления поделок. Задачи: развивать детский интерес к предстоящей работе

Упражнять в ходьбе с перешагиванием через препятствия, руки на пояс.

Решение задач из сборника «Красивая математическая задача». Цель: познакомить со сборником, заинтересовать решениями, развивать математические представления

Используя метод косвенного руководства, предложить детям обыграть различные ситуации в  с/р игре «Детский сад», поочередно выступая в роли воспитателя и воспитанника, выбрать модели поведения, развивать коммуникативные навыки.

Среда  4.12

Вечер

Чтение Л. Татьяничева «Снегири», Е. Благинина «Мороз». Задачи: продолжать учить получать новую информацию через чтение худ. литературы, воспитывать интерес к чтению.

Д/и  «Домино» Задачи: закрепить с детьми правила игры, умение чётко следовать им, развивать внимание, формировать коммуникативные навыки в совместной игровой деятельности.

Закрепить названия зимующих птиц

Просмотр презентации «Мастер зримого колдовства -С.Бондарчук» познакомить детей с нашим земляком, воспитывать уважительное отношение к людям творческих профессий.

Обратить внимание на предметы исследовательского уголка (камни, орехи, ракушки). Задачи: Формировать у детей умение группировать, подбирать предметы, совпадающие по  признаку (величине, форме, строению).

Прогулка

П/и «Мышеловка», Задачи:  упражнять в беге с увертыванием и в ловле друг друга, по сигналу.

П/и «С кочки на кочку»,Задачи:  Развивать у детей координацию движений. Упражнять в прыжках с ноги на ногу.

Игра «Угадай, чей голосок». Задачи. Развитие слухового восприятия, умения различать

голоса сверстников.

обучение основным  видам движения

Наблюдение: свойства снега. Предложить детям рассмотреть снег, потрогать, рассказать,   как меняются его свойства во время оттепели.

Предложить мячи Задачи. Формировать у детей умение выполнять подачу мяча друг другу, учить останавливать мяч той нагой, какой подал мяч соперник. Повышать двигательную активность детей.

Дата

Режим

Совместная деятельность взрослого с детьми

Создание развивающ среды для  самостоят. деятельности детей.

Раб

с родит

Групповая и подгрупповая

Индивидуальная

В режимных моментах

Четверг  5.12

Утро

Утренняя гимнастика.

Ознакомление с искусством: беседа о зиме, рассматривание репродукции картины о зиме. Задачи. Учить детей рассматривать картину, вызвать эмоциональный отклик, воспитывать эстетические чувства, развивать связную речь детей.

Просмотр слайдов «Художники Кубани» (альбом №2) Задачи: прививать интерес к творчеству своих земляков.

Д/и «Угадай птицу». Задачи:  уточнять представления о внешнем виде и особенностях обитания  птиц на Кубани, их пользе.

Пальчиковая гимнастика «Меж еловых мягких лап» - развивать подвижность пальцев рук, развивать моторику

Используя мнемотаблицу закрепить умение описывать зимующих птиц.

Работа с календарём погоды. Закрепить условные обозначения зимних явлений, умение правильно отмечать погоду в календаре.

Ситуативный разговор «За что я себя могу похвалить» -формировать умение детей давать правильную самооценку.

Обратить внимание детей на д/и «Лучики здоровья» - закрепить правила ЗОЖ, умение самостоятельно организовывать игру, формировать коммуникативные навыки.

Буклеты        "В стране волшебных палочек и блоков"

Прогулка

Наблюдение за птицами. Задачи. Обсудить с детьми, почему не стоит близко подходить к кормушкам; учить детей соблюдать тишину рядом с кормушками, воспитывать бережное отношение к птицам.

Трудовые поручения: покормим птиц. Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.

П/и «Найди свой цвет». Задачи. Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве по цветовым модулям, упражнять в беге.

П/и «Ай качи-качи-качи». Задачи. Развивать ловкость, ориентировку в пространстве, интерес к кубанским играм.

Игр.упр. «Перебрось снежок». Учить детей выполнять замах и бросок, метать снежок на дальность.

Упражнять в равновесии – ходьба между предметами

Исследовательская деятельность: воробей.  Задачи. Предложить детям описать птицу, сымитировать ее голос, понаблюдать за повадками птицы в зимнее время года.

Д/и «Запрещается – разрешается». Задачи: формировать привычку заботиться о своем здоровье, соблюдать правила безопасности:

Обратить внимание на игрушки для настольного театра.

Задачи. Обсудить сюжет предполагаемой сказки, развивать речь, эмоциональность, выразительность, диалогическую речь. Развивать навык владения игрушками.

Вечер

Чтение Я. Купала «Зима», З. Александрова «Снежок». Задачи: учить слушать стихотворение, развивать интерес к поэзии.

Упражнения «Построй дорожку гномам». Задачи: продолжать знакомить с комплектом игр В. Воскобовича «Коврограф «Ларчик», совершенствовать математические представления.

Закрепить ритмическое движение шаг с притопом

Организовать совместный труд: мытьё поддонов у растений, уточнить у детей, с каких листьев кисточкой убирают пыль, а какие можно протереть? Задачи: воспитывать ответственность за порученное дело.

Предложить материалы художественно -эстетического центра. Цель: развивать инициативность в творчестве, умение создавать сюжет в работе, развивать сенсорные представления.

Прогулка

П/ игра «Птички в гнездышках». Задачи. Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, формировать умение бегать легко, ритмично.

 П/игра «Совушка-сова». Задачи: развивать ловкость, увертливость.

Сп. игра хоккей с мячом. Задачи. Учить детей играть в команде, соблюдать правила, подчинять свои интересы интересам команды

Д/и «Четвёртый лишний» развивать слуховое внимание, умение выделять основной признак предметов.

Беседа на тему: «Что может случиться, если...».Задачи. Учить детей прогнозировать последствия событий, строить рассуждение о развитии событий, опираясь на знания и личный опыт. (Что будет, если промочить ноги на улице?)

Обратить внимание детей на рабочие листы по математике. Упражнять в рисовании цифр, упражнять в счете.

Дата

Режим

Совместная деятельность взрослого с детьми

Создание развивающ среды для  самостоят. деятельности детей.

Раб

с родит

Групповая и подгрупповая

Индивидуальная

В режимных моментах

Пятница  6.12

Утро

Утренняя гимнастика.

Беседа  «Наше здоровье». Задачи: Формировать осознанное отношение к здоровью, стремление о нем заботиться. Рассмотреть типичные ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, обсудить, как их можно избежать.

Д/и «Что изменилось?» Задачи: Активизировать в речи детей понятия, отражающие пространственное положение предметов, познакомить с приемами запоминания последовательности объектов. Развивать зрительное восприятие, память.

Пальчиковая гимнастика «Погода» Задачи: развивать внимание, мелкую моторику рук.

Упражнять в обрывной аппликации

Дежурство по подготовке к занятиям. Учить сам-но выбирать оборудование в зависимости от темы занятия. Формировать ответственное отношение к обязанностям дежурного. Воспитывать самостоятельность при выполнении поручений.

Раскрашивание раскрасок по теме «Зимующие птицы» - совершенствовать представления о внешнем виде, развивать умение подбирать оттенки цветов, совершенствовать словарь.

Игровой тренинг        Игры с детьми по ПДД

Прогулка

Наблюдение за синицами. Задачи: Уточнить представления детей о жизни птиц зимой, обратить внимание на поведение синичек в солнечные дни днем. Помочь сделать вывод о необходимости поддерживать пернатых зимой, вызвать желание заботиться о них.

Трудовые поручения: учить детей наводить порядок на веранде после прогулки, выполнять поручение ответственно.

П/ игра «Птички в гнездышках». Задачи. Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, формировать умение бегать легко, ритмично.

П/и «Найди свой цвет». Задачи. Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве по цветовым модулям, упражнять в беге.

Сп. игра хоккей с мячом. Задачи. Учить детей играть в команде, соблюдать правила, подчинять свои интересы интересам команды

Развивать навык равновесия при ходьбе по бревну

Ситуативный разговор «Вот пришли морозы». Предложить детям охарактеризовать природные явления, связанные с морозом (птицы сидят на ветках нахохлившись, лужи замерзли, снег скрипит под ногами и т.д.). Познакомить с правилами безопасного поведения в зимний период.

Выяснить у детей, что бывает, когда машина застряла, и предложить обыграть этот сюжет Задачи: Развивать игровую деятельность: совершенствовать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться.

Вечер

Вечер развлечений «Красна птица перьями, а человек знаниями».  Задачи: закрепить знания о зимующих птицах, развивать познавательный интерес, закрепить знания о корме, воспитывать интерес и бережное отношение к пернатым.

Оборудование: игры «Перелётные и зимующие птицы», «Меню для птиц», картинки с изображением птиц, солнце, снежинка, круги трёх цветов.

Чтение В. Нестеренко «Первый снег»,  Е. Щеколдин «Зимний вечер». Задачи: продолжать знакомить детей с творчеством кубанского писателя, учить слушать внимательно, повторять отдельные фразы.

Упр-ть в составлении описательного рассказа о зимующих птицах по схеме

Хозяйственно – бытовой труд – наведение порядка на полке с конструкторами.. Задачи: учить бережно обращаться с игровым оборудованием, воспитывать трудолюбие,

Обратить внимание на игры в кубанском уголке «Лоскутное одеяло», «Сложи петриковский узор» и др. развивать творчество, интерес к ремёслам нашего края, мелкую моторику пальцев рук.

Прогулка

П/ игра «Мы весёлые ребята». Задачи. Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, формировать умение бегать не наталкиваясь друг на друга..

П/игра «Совушка-сова». Задачи: развивать ловкость, увертливость.

Закрепить названия дней недели

Наблюдение из окна: вечернее небо - учить детей выделять особенности зимнего неба в вечерний период, рассказывать о своих наблюдениях; использовать соответ-ствующие понятия, образные выражения.

Выложить строительный материал и предложить  построить «Домики для птиц» - развивать творческое воображение, мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Осень"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Осень" помогут вести коррекционно-развивающую работу в единой...

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Дикие животные"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Дикие животные" помогут вести коррекционно-развивающую работу...

Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности (17 лексических тем)

Представленны методические рекомендации учителя-логопеда по лексическим темам, направленные на закрепление изученной темы, развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи. Удобно распечатат...

Конспект занятия "Волшебная страна" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Насекомые"

В игровой форме дети закрепляют и пополняют знания по лексической теме "Насекомые"...

Конспект занятия "Мой город Ейск" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Мой город"

Сейчас очень важно воспитывать любовь и уважение к малой родине, знакомить детей с историей родного города, его достопримечательностями. Ребенок должен знать тот район, в котором он живет, улицы по ко...