Методическое объединение для воспитателей на тему: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Вернези Оксана Николаевна

Данный материал представляет собой презентацию опыта работы по проблеме «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение для воспитателей на тему:

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников».

    Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

      В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что «дошкольное образование направлено на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования».  Интеллектуальное развитие формирует навыки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью.

      В   теории   дошкольной   педагогики   сложилось   несколько   направлений  

изучения вопроса интеллектуального развития личности дошкольника: способы  

теоретического,     категориального     мышления      детей   (И.Б.   Котова,    В.А.  

Петровский,   Н.Н.   Поддъяков,   Д.Б.   Эльконин   и   др.),   методы   активизации  

познавательного     развития   детей   (Л.А.   Венгер,   Н.Ф.   Виноградова,     С.Н.  

Николаева,     Н.Н.    Поддъяков      и   др.),   методы     и   формы      развития  

интеллектуальных  умений  детей  (А.Г.  Асмолов,  Д.Б.  Богоявленская,  Л.А.  и  А.Л.  Венгер,  Г.И.  Вергелес,  А.З.  Зак,  А.М.  Матюшкин,  и др.).

  Интеллектуальная готовность предполагает овладение следующими умениями:

  • выделять существенное в явлениях окружающей действительности,
  • видеть сходство и  различие,
  • рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями,
  • делать простейшие выводы и умозаключения,
  • самостоятельно выделять учебную задачу и находить способы решения практических и познавательных задач,
  • пользоваться знаками и символами, замещать ими предметы и явления.

Ожидаемыми результатами моей работы над данной темой стали:

  • сформированность у детей старшего дошкольного возраста умения пользоваться основными мыслительными операциями,
  •  активизация интеллектуальной деятельности детей,
  • способность выделять существенные свойства предметов, сравнивать, отражать результаты в речи,
  • применение полученных навыков и представлений в различных видах деятельности и в новой обстановке.

В основе опыта заложен принцип ФГОС ДО,  который   предусматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой (любопытство, любознательность, познавательный интерес, познавательная активность).

        В своей работе использую основной метод развития – проблемно – поисковый, а форму организации – игру. В игре создаются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления, развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.  

       Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть интеллектуальные способности детей, широко используются логико-математические игры. В данных играх смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.

Посредством таких игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

    В совместной и самостоятельной деятельности используются игры и упражнения на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. 

  • Интеллектуальные игры. (А.З. Зак).
  • Игра «Геоконт», «Квадрат Воскобовича» (В. Воскобович)
  • Игры на развитие познавательных способностей с элементами наглядного моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
  • Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей «Сложи квадрат», «Сложи узор» (Б.П. Никитин).
  • Игры с блоками Дьенеша.
  • Игры с цветными палочками Кюизенера.
  • Игры со счетными палочками.
  • «Танграм» и другие головоломки.
  • Игровые задания «Что перепутал художник?», «Найди предметы на картинке», «Что сначала, что потом?», «Назови одним словом», «Найди пару», «Что лишнее в каждом ряду?»

Для успешного использования логико-математических игр мною соблюдаются следующие условия:

  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Систематизация игр в планировании образовательной деятельности.
  • Применение индивидуально-дифференцированного подхода (через систему дифференцированных заданий).
  • Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества
    с детьми).
  • Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.

Всю работу по развитию у детей интеллектуальных способностей проводила в тесном сотрудничестве с родителями. Мною был представлен мастер - класс «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр», проведено родительское собрание на тему «Развивающие игры для дошкольников», консультации «Роль игры в развитии интеллектуальных способностей у дошкольников», «Виды логико-математических игр и упражнений».

        Дошкольное детство является сенситивным периодом в интеллектуальном развитии человека. Залог успеха заключается в систематическом использовании игр с последовательным усложнением игровой задачи, в активизации интеллектуальной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к методическому объединению для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение ок...

Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

Выступление на районном методическом объединении педагогов МДОУ Майнского детского сада №5 «Теремок» по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности»

Одна из актуальных проблем современной педагогики общества-развитие творческих способностей детей. Цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающег...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в летний период»

     В летнее время года все виды детской деятельности переносятся на участок детского сада. Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятел...