Рабочая программа психолого-педагогической работы с детьми старшей группы
рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа психолого-педагогической работы с детьми  старшей группы  по образовательным областям:

  «Социально-коммуникативное развитие»  «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» (интеграция)

 срок реализации  с 01.09.2019 по 31.05.2020 г.г. с 01.06.2020 по 31.08.2020 г.г.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oglavlenie.docx54.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ стр.

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.

Пояснительнаязаписка

1.1.

Цели и задачиреализациипрограммы

1.2

Принципы и подходы к формированиюПрограммы

1.2.1

Значимыедляразработки и реализациирабочейпрограммыхарактеристики. Особенностиорганизацииобразовательногопроцесса в группе.

 

1.2.2

Краткаяхарактеристикаособенностейразвитиядетей 5-6  лет

1.2.3

Основанияразработкирабочейпрограммы  (документы и программно-методическиематериалы)(в основной части и  в части, формируемойучастникамиобразовательныхотношений, такжепредставляются в видецелевыхориентиров, раскрытых в парциальныхобразовательныхпрограммах).

1.3.

Планируемые результаты освоения программы(в основной части и  в части, формируемойучастникамиобразовательныхотношений, такжепредставляются в видецелевыхориентиров, раскрытых в парциальныхобразовательныхпрограммах).

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Образовательнаядеятельность в соответствии с направлениямиразвитияребенкапообразовательнымобластям с учетомиспользуемых в группе программ и методическихпособий, обеспечивающихреализацию рабочей программы.(В обязачельной части и в части, формируемойучастникамиобразовательныхотношений, такжепредставляются в видецелевыхориентиров, раскрытых в парциальныхобразовательныхпрограммах).

2.2

Формы, способы, методы и средствареализации рабочей программы с учетомвозрастных и индивидуальныхособенностейвоспитанников, спецификиихобразовательныхпотребностей и интересов.

2.3

Особенностиобразовательнойдеятельностиразныхвидов и культурныхпрактик

2.4

Способы и направленияподдержкидетскойинициативы

2.5

Особенностивзаимодействияпедагогическогоколлектива с семьямивоспитанников

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

 

3.2

Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей

 

3.3

Планирование образовательной деятельности

 

3.4.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

 

3.6

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

 

3.7.

Система мониторинга

IV

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

4.1

Краткая презентация рабочей программы

 

I.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана для старшейгруппы, в соответствии с нормативными правовыми документами:

 1. Федеральный законот 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Обобразовании в РоссийскойФедерации»;

 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательног остандарта дошкольного образования»;

3. Приказ Министерства образования и наукиРоссийской Федерацииот 30 августа 2013 г. №1014 «Обутверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Обутверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

5. Программа состоит из обязательной части, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольногообразования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и части, формируемой участниками образовательных отношений МБДОУ «Детскийсад №12»г. Канаш. Обе части программы являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования.

Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в старшей группе (от5-6 лет) во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: познавательном, речевом, физическом, художественно-эстетическом и социально-коммуникативномразвитии.

Рабочая программа обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Программа обеспечивает достижение воспитанниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям и специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Рабочая программа разработана на период 2019 – 2020 учебногогода. Срок реализации – 1 год.

Цели и задачи реализации программы

Цели:

-обеспечение полноценного,разностороннего развития каждого ребенка,

-формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в  том числе, творческих способностей до уровня. соответствующего возрасной специфике и требованиям современного общества;

-создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

- обеспечитьохрану и укреплениефизического и психическогоздоровьядетей, в томчислеихэмоциональногоблагополучия;

 - создатьблагоприятныеусловиядлягармоничногоразвитиядетей в соответствии с ихвозрастными, индивидуальнымиособенностями, склонностямиразвития и творческимпотенциаломкаждогоребёнка, каксубъектаотношений с самимсобой, другимидетьми, взрослыми и миром; а также с учетомегоособыхобразовательныхпотребностей;

- объединитьобучение и воспитание в целостныйобразовательныйпроцесснаосноведуховно-нравственных и социокультурныхценностей и принятых в обществеправил, и нормповедения в интересахчеловека, семьи, общества;

- обеспечиватьпреемственность и сопряжённостьобразовательныхпрограмммладенческого, раннего, дошкольного и начальногообщегообразования; общеобразовательных и адаптированныхпрограммдошкольногообразования;

- обеспечитьпсихолого-педагогическуюподдержкусемье и повышениекомпетентностиродителей (законныхпредставителей) в вопросахразвития и образования, охраны и укрепленияздоровьядетей;

абилитации и коррекциинарушенийразвития.

- создатьблагоприятныеусловиядляреализацииинклюзивнойполитики и внедренияинклюзивнойпрактики.

1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

-всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности;

- подбор содержания и методов образования в соответствии с возрастными особенностями детей на основе адекватных возрасту форм организации разных видов деятельности детей;

- индивидуализация дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с характерной для данного ребенка скоростью, учитывающей его интересы, склонности; акцентирование внимания на инициативности и самостоятельности ребенка;

- отбор содержания, форм и методов образовательной деятельности с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка и на основе интеграции, взаимосвязей содержания разных направлений развития и образования;

- выстраивание образовательной деятельности с учетом региональной специфики;

- позитивная социализация ребенка: освоение ребенком культуры разных видов деятельности, в том числе поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогов, других работников ГБДОУ) и детей: уважение личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.

- содействие и сотрудничество детей и взрослых: в реализации программы участвуют и педагоги, и родители, и дети: каждый может внести свой вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, может проявить инициативу; содействие

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

1.2.1..Значимыедляразработки и реализациирабочейпрограммыхарактеристики. Особенностиорганизацииобразовательногопроцесса в группе.

Социальный паспорт группы

Социальный статус родителей

  1. Климатические особенности:

При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности  г. Канаш: климат города имеет черты  континентального, с умеренно мягкой зимой и умеренно теплым летом. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

2.  летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.

2) Демографические особенности. Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей группе воспитываются дети из полных семей (100%).  Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (30%) и средним профессиональным (70%) образованием.

3) Национально – культурные особенности. Этнический состав воспитанников группы: чуваши, татары и русские, дети из русскоязычных семей. Основной контингент воспитанников проживает в условиях города. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с культурными особенностями города.

Общее количество детей в группе

19

Из них мальчиков

8

Из них девочек

11

2

Количество полных благополучных семей

19

Количество полных неблагополучных семей (пьянство, наркотики, судимость, дебоширство, отсутствие контроля за детьми со стороны родителей и т. д.)

_

3

Количество неполных благополучных семей

-

Из них количество, где мать (отец) одиночка

-

Из них количество семей разведенных родителей

-

Из них количество детей полусирот

-

4

Количество неполных неблагополучных семей

-

Из них количество, где мать (отец) одиночка

-

Из них количество семей разведенных родителей

-

Из них количество детей полусирот

-

5

Количество детей с опекаемыми детьми

-

6

Количество многодетных семей

6

 Уровень образованности родителей

Имеют высшее образование

Имеют среднее профессиональное образование

Имеют среднее образование

Учатся

13

19

6

-

1

Служащие

Руководители (лица, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений – директора, управляющие, заведующие, главные специалисты и др.)

2

Специалисты (лица, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами в частности администраторы, бухгалтера, инженеры, экономисты, энергетики, юрисконсульты  и др.)

5

Другие работники, относящиеся к служащим (лица осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности делопроизводители, кассиры, секретари, статистики и др.)

2

Рабочие (лица, осуществляющие функции преимущественно физического труда, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, поддержание в рабочем состоянии машин и механизмов, производственных помещений и т. д.)

11

3

Предприниматели

1

4

Военнослужащие

-

5

Инвалиды

-

6

Пенсионеры

-

7

Вынужденные переселенцы (беженцы)

-

Характеристика семей по материальному обеспечению

Обеспечены полностью

Средне обеспечены

Мало обеспечены

19

-

-

 Сведения об участии семей в жизни детского сада.

Постоянно участвуют

Эпизодически участвуют

Не участвуют

15

6

-

1.2.2.Краткаяхарактеристикаособенностейразвитиядетей

5-6  лет

Ребенок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как ЧеловекПаук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например,

в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.

Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги,

осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

1.2.3.Основанияразработкирабочейпрограммы  (документы и программно-методическиематериалы)(в основнойчасти и  в части, формируемойучастникамиобразовательныхотношений, такжепредставляются в видецелевыхориентиров, раскрытых в парциальныхобразовательныхпрограммах).

Целевые ориентиры образования, обязательная часть Программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО целевые  ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

--ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

 Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.3.Планируемыерезультатыосвоенияпрограммы

  • ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты, умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
  • ребенок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
  • ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки грамотности; у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;  
  • ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;  
  • понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей; проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность нити на помощь тем, кто в этом нуждается;
  • проявляет умение слышать других и стремление быть понятым ими;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;  
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать ц мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделяет звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным мам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;  
  • проявляет ответственность за начатое дело;  
  • открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте;  
  • проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде;  
  • эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.);  
  • проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;  
  • имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;  
  • соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;  имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Частьпрограммы, формируемаяучастникамиобразовательныхотношений.

ПланируемыерезультатыосвоенияПрограммы, в  части, формируемойучастникамиобразовательныхотношений, такжепредставляются в видецелевыхориентиров, раскрытых в парциальныхобразовательныхпрограммах.

Программа образования ребенка – дошкольника. Научный руководитель Л. В. Кузнецова – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006 (региональный компонент)

Целевые ориентиры: Ребенок имеет обобщенное представление о родном городе, селе, поселке, его истории образования и развития, географическом положении, своеобразии архитектуры, основных достопримечательностях, связанных с историей, отраслях производства, промышленных и культурных объектах;

Ребенок замечает и называет изменения, происходящие в городе, селе;  Ребенок знает известных людей прославивших город, седло, республику. « Чувашский язык»  Ребенок удерживает в памяти речевые цепочки различной протяженности;

Ребенок умеет прогнозировать содержание речи по формальным и смысловым признакам;  Ребенок понимает основное содержание сообщения с опорой на зрительную и двигательную наглядность, а так же на паралингвистические средства;  Ребенок понимает обращенную к нему речь как в виде отдельных предложений, так и в виде короткого текста, соответственно выполняя расположения, выбирая предмет или сюжетную картинку по словесному описанию. Ребенок освоил необходимые умения и навыки, необходимые для общения на чувашском языке.

Программа художественно- творческого развития ребѐнка- дошкольника средствами чувашского декоративно- прикладного искусства/сост. Л.Г. Васильева, Чебоксары, ЧРИО, 1994

Целевые ориентиры: Ребенок понимает значение терминов «узор», «орнамент», различает чувашский, русский и др. виды орнаментов по мотивам и типам, знает о характерных их чертах, о семантике орнаментальных элементов, украшающих изделия чувашского прикладного искусства; ребенок знает, что в искусстве цвет существует не сам по себе, а как способ выражения отношения к явлению, понимает глубинное содержание цветов чувашского декоративного- прикладного искусства;  у ребенка развито умение оценивать роль взаимного расположения элементов, их согласованности по цвету, величине, форме;  у ребенка развито умение «прочесть» произведение, понять и раскрыть его содержание;  ребенок владеет некоторыми сведениями из истории чувашского народа, у него выработано представление о связи чувашского народного искусства с условиями жизни человека, природными особенностями;  ребенок различает разные виды чувашского декоративно-прикладного искусства

Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/ Е.И. Николаева. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд – во, 2015.

Цели:формирование у дошкольников интереса к литературному наследию своего и других народов, творчеству современных писателей и поэтов, проживающих на территории Чувашской Республики.

Задачи:

-Закреплять интерес  к  произведениям своего и других народов Чувашии, развивать способность видеть в них общее — нравственные идеи и отличия - своеобразие языка, описание природы, обычаев, одежды, имен, названий и др.

- Знакомить с более сложными жанрами фольклора (волшебные сказки, притчи, предания), литературные прозы (сказки понести), поэзии (поэтические сказки).

- Развивать самостоятельность и активность в придумывании продолжения любимых сказок с характерными персонажами чувашского (татарского, Мордовского) фольклора, авторских произведений.

- Продолжать воспитывать чуткость к образным выражениям чувашского (татарского, мордовского) фольклора.

— Помогать детям самостоятельно и выразительно пересказывать рассказы, сказки авторов, проживающих на территории Чувашии.

— Побуждать рассказывать о содержании литературных произведений, устанавливать причинные связи, понимать авторский замысел.

— Продолжать знакомить с чувашскими (татарскими, мордовскими) авторами, их произведениями, отдельными фактами биографии.

— Формировать образ художника-иллюстратора как создателя иллюстраций детских книг (И.В. Алексеев, Т.И. Немцева).

— Способствовать творческому самовыражению детей в разных видах художественно-творческой деятельности: речевой, театрализованной, игровой, изобразительной и пр.

Программа этноэкологического развития детей 5—6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа / Т.В. Мурашкина. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2015. — 64

Цель программы: формирование  у детей дошкольного возраста начал экологической культуры на народных традициях Чувашского края.

Задачи прграммы:

Развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе, проектно-исследовательской деятельности (проверки работы) народных примет о погоде.

Развитие воображения и творческой активности в ознакомлении с культурным наследием и природным своеобразием Чувашского края.

Создание мотивационно-ценностного отношения к культурным традициям родного края.

Развитие навыков наблюдений за состоянием природы и ведением календаря «Народное погодоведение» и личного дневника наблюдений.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формирование целостного восприятия окружающего мира путем гармоничного развития эмоционально-чувственной сферы.

Этноэкологизация образовательной предметно-пространственной среды детского сада.

Создание единого этноэкологического образовательного пространства на основе партнерских взаимоотношений сотрудников дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.

Л.Б. Соловей

Программапо социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента

«Традициичувашскогокрая»Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2015. — 72 с.

Цели: социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента.

Задачи:

• формирование основ этнической идентичности на основе ознакомления с национальной культурой народов Чувашии для

последующего развития чувства принадлежности к единой российской нации;

•        развитие социального и эмоционального интеллекта;

•        воспитание любви и уважения к близким;

•        развитие интереса к познанию истории родного края;

•        воспитание патриотизма на основе обогащения представлений детей о своей малой Родине, о родном городе, деревне, селе;

•        формирование представления детей о народах, проживающих на территории Среднего Поволжья, об их национальной культуре;

•        воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другим национальностям, их культуре, традициям и обычаям;

•        воспитание трудолюбия у детей;

•        создание условий для развития трудолюбия, самостоятельной активности и индивидуальности каждого ребенка;

•        формирование уважения к труду членов своей семьи.

Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ: под ред. З. И. Бересневой: Изд-во: ТЦ Сфера, 2003.- 32с.

Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей , педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основные задачи

1. Воспитание у детей осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью. Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.

2. Формирование и совершенствование двигательной сферы ребёнка через рациональную организацию двигательной активности.

3.Развитие и стабилизация эмоциональной сферы ребёнка как основы психического здоровья.

4. Развитие познавательного интереса к своему телу и его возможностям.

Программа «Социокультурныеистоки»А.В. Камкин,И.А. Кузьмин. Ханты-Мансийск:ИРО.2018.-33с.

Цель: Заложить основы  духовно-нравственной  личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  1. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды,  желание помогать нуждающимся, быть терпимым, мирным во  взаимоотношениях со всеми.
  2. Учить быть примером  для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать  другим того, чего не желаешь себе.
  3. Совершенствовать художественный вкус, развивать  творческий потенциал каждого ребенка.
  4. Формировать  художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  5. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие  любви, добра, человечности, единения.
  6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание  детей , ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формировании представлений о формах семейного уклада.
  7. Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144с.

Цель Программы: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

 Задачи:

 1. Сформировать у ребенка навыки разумного поведения.

 2. Научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.

 3. Способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе

Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная  записка            Поступление  ребенка...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения подготовительных к школе групп

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения подготовительных к школе групп...