статья
методическая разработка (средняя группа)

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyamorozova_polyakova_bykova.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая песочница как форма организации игровой деятельности в дошкольном учреждении

Морозова Олеся Сергеевна, воспитатель

Полякова Ольга Юрьевна, воспитатель

Быкова Алла Анатольевна, воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6 г. Шебекино Белгородской области»

        В условиях реализации ФГОС ДО каждой образовательной организации необходимо обеспечить систему мер направленных на решение задач сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития и проявления творческих способностей детей, обеспечение конструктивного сотрудничества участников образовательного процесса [1, с. 6].

        Песок является одной из самых неопределенных и доступных развивающих сред детства. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Мариелла Зейц в книге «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» называет песок универсальной всевозрастной игровой средой. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

        Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. При этом существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, происходит «заземление» отрицательной энергии, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Продукт деятельности ребенка в песочнице нельзя сохранить, унести с собой, это очень важно, поскольку у ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития.

Кроме того, песочница – это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО [1, с. 9].

Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви и уверенности ребенку, развития социализации, воображения и творческой активности. Особая роль отводиться играм с песком, или «песочная терапия» (концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и др. учеными).

История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве» [5].

Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), описывающим ситуацию собственного душевного кризиса в подростковом возрасте, когда на берегу реки в течение нескольких часов он лепил из песка города и замки и в результате обнаружил, как прояснилось его мышление, освободилась фантазия, и он почувствовал в себе новые силы, энергию жизни и силы разрешить свои проблемы.  Однако воплотить эту идею в свою психоаналитическую практику Юнгу не удалось [2].

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги – Санкт-Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии» [1, с. 1].

Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают мыслительную активность, сообразительность, творческое воображение, коммуникативность.

Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода.

Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.

Главная особенность «песочницы» в том, что она позволяет ребенку или детской группе реально создавать, творить картину мира в «живом» трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микросоциума, ощущая себя его творцом [3, с. 45].

В основе деятельности в педагогической песочнице лежат технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Её главными составляющими компонентами являются:

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций (цель индивидуально-дифференцированного подхода – помочь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт; в старших возрастных группах конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от половых интересов и склонностей детей).

Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности. Наполнение повседневной жизни группы проблемами, идеями, ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности [4, с. 7-8].

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Мариелла Зейц в книге «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» называет песок универсальной всевозрастной игровой средой. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования [4, с. 9].

В настоящее время значительно возрос интерес работников дошкольных учреждений к использованию педагогической песочницы как средства организации игровой деятельности. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение – ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Список литературы

1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. — Петропавловск : , 2010. — 74 с.

2. Возвращение песочницы, или как создать игровое пространство // Учительская газета. URL: http://www.ug.ru/old/00.20/ (дата обращения: 21.09.2019).

3. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста  // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1. — С. 45.

4. Серых Л.В., Махова Г.А., Мережко Е.А. Педагогическая песочница как компонент образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. — Белгород : , 2017. — 54 с.

5. Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть I. // Психологи. URL: https://www.b17.ru/article/27853/  (дата обращения: 21.09.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...