Влияние игровой терапии на познавательную сферу
статья (средняя группа)

Гизатуллина Оксана Михайловна

Для овладения способами познавательной деятельности огромное значение имеет широкое использование разнообразных игр во всех формах. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным. действенным, позволить  ребенку получить собственный опыт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_igrovoy_terapii_na_poznavatelnuyu_sferu.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ

 

   Для овладения способами познавательной деятельности огромное значение имеет широкое использование разнообразных игр во всех формах. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным. действенным, позволить  ребенку получить собственный опыт. Учитывая особенности детей, игровая деятельность, как условие физического и личностного развития ребенка, осуществляется по нескольким направлениям:

  • Игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта.

Задача игр и упражнений в данном направлении состоит в том, чтобы выделить элементарную инструкцию из ситуации, сделать слово руководством к действию

  • Игры, направленные на развитие внимания.

     В начальном периоде обучения внимание у детей с проблемами в развитии непроизвольно и весьма кратковременно. Непроизвольное внимание привлекается новым, ярким предметом, движением, звуком. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в играх ставится задача и на запоминание («Ку-ку», «Найди свою игрушку», «Куда девался мяч»).

  • Игры, направленные на развитие подражания.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки, и овладевают речью.

  • Игры, направленные на усвоение действий по образцу.

     К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, так как производить действия по образцу гораздо сложнее. Образец создается взрослым, при этом ребенок не видит самого процесса выполнения предмета или действия, а не воспринимает уже готовый результат («Домики для матрешек», «Сделать целое», «Ловкий мишка»).

  • Игры, направленные на развитие ручной моторики.
  • Игры, направленные на сенсорное развитие детей.
  • Игры. направленные на развитие мышления.

     Благодаря коррекционным играм и упражнениям можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные  практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно – образном или даже в словесном плане.

Педагогическая работа по овладению способами мыслительной деятельности проводится в процессе специальных игр и упражнений, направленных на:

- формирование орудийных действий, на обучение решению наглядно – действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций;

- на формирование ориентировочно – исследовательских действий (результативной, поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотношения);

- игр и упражнений по ознакомлению детей с пространственными качественными свойствами и признаками объектов;

- направленных на обучение замещению и моделированию как основы познавательных способностей;

- игр и упражнений на запоминание с использованием знаково-символических средств;

- сюжетно-ролевой, театрализованной игры;

- конструктивные игры.

     Познавательную сферу детей развивают также игры и упражнения, направленные на развитие речи.

     Основное внимание в данном разделе уделяется развитию у детей основной функции  речи – функции общения (коммуникативной, познавательной), регулирующей деятельность.

- игры. направленные на развитие делового эмоционального общения («Позови», «Передай колокольчик», «Найди свою пару», «Два клоуна» и т.д.);

 

- игры-драматизации.

Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться.

-игры, направленные на развитие познавательной функции  речи тесно связаны с умственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мышления и деятельности.

     Игровая деятельность, как средство обучения, может быть включена в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к собственной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).

     Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему общественное состязание повергает в неистовство толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в данной интенсивности, в данной способности приводить в исступление кроется сущность игры, её исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки лишней энергии в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с её напряжением, с ее радостью, с её шуткой и забавой.

В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние ИКТ на развитие познавательной сферы детей подготовительной группы

описание опыта работы по примению ИКТ в подготовительной группе ДОУ...

Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста.

То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собст...

Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста. Ефремова Ю.Г., учитель-логопед МДОУ №20, г. Железногорск...

Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности с детьми 5-7 лет.

Нарушения психофизического развития, свойственны многим детям с ограниченными возможностями здоровья приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затрудн...

Консультация для родителей "Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферы детей"

Дошкольный возраст- возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с интересом играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников св...

Ибрагимова Г.Н., Воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Ибрагимова Г.Н.,ВоспитательМБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

"Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ"

В коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ используются развные виды песочниц: интерактивная песочница, кинетический песок и световой стол "Палитра". Игры на песке являются эффективной п...