Консультация для родителей "Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферы детей"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белогривцева Ольга Ивановна

Дошкольный возраст- возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с интересом играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра для развития дошкольников имеет решающее значение как в познавательной, так и в поведенческой сфере развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_vliyanie_igrovoy_terapii.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

Консультация для родителей

на тему:

«Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферы детей»

Подготовила:

воспитатель 11 группы

Белогривцева Ольга Ивановна

Москва 2020

Дошкольный возраст- возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с интересом играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра для развития дошкольников имеет решающее значение как в познавательной, так и в поведенческой сфере развития.

Почему же игра имеет определяющее влияние на психическое развитие ребёнка?

В процессе психического развития. Взросления ребёнка меняется его место в мире взрослых, развиваются прежде всего отношения между ребёнком и взрослыми. На каждом возрастном этапе ребёнок осваивает то, как взрослые люди что-то делают. Такое «обучение» происходит в специфических детских формах деятельности, в которых ребёнок только и может пробовать участвовать в жизни взрослых.

На пороге дошкольного возраста, когда ребёнку около 3 лет, он уже неплохо владеет речью и предметными действиями, отделяет себя от других людей: говорит о себе в первом лице. Благодаря его возросшим возможностям, большей самостоятельности взрослые расширяют контакты ребёнка с общественным миром, знакомят его с миром природы. В этом процессе заметную роль играют средства массовой коммуникации. Особенно телевидения. Трёхлетние дети чувствуют свою самостоятельность и готовы делать всё, как взрослые (я сам). Одновременно с этим дети сталкиваются с жёсткой реальностью: окружающий мир живёт своей непонятной им и часто опасной жизнью. Этот мир не подчиняется желаниям ребёнка. Мир взрослых и мир дошкольников чётко разделены. Дети исключены из общественной жизни – ведь они не могут участвовать в производстве. Дошкольники не знают зачем и для чего люди что-то делают. И очень долго не понимают, чем их родители занимаются на работе, кем они работают. Дети не подозревают, что взрослые связаны друг с другом. А общество может функционировать только благодаря сложным социальным отношениям между людьми. В дошкольном возрасте им предстоит открыть, зачем люди друг другу нужны, т.е. в чём смысл той или иной человеческой деятельности. Такое открытие происходит в ролевой игре, Дети ставят себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Открытие взаимоотношений людей в ролевой игре происходит постепенно; сама игра развивается.

На протяжении нескольких лет ребёнок может играть с одними и теми же игрушками, но меняется характер игровых действий, как ребёнок играет и как осознаёт свою роль. Если внимание и помощь взрослого не направлены на новые способы игры, игрушки скоро надоедают.

Выделения отношений между людьми начинается с проигрывания отношений близких к ребёнку взрослых (например, семейных отношений в игре «дочки-матери»), затем дети проигрывают отношения взрослых друг к другу (так в игре в «больницу» есть несколько взаимозаменяющих ролей, связанных общим смыслом: врач, медсестра, больной), и наконец они проигрывают отношения взрослых, к другим взрослым (например, игра в школу).

Дети на протяжении дошкольного возраста могут проигрывать одни и те же сюжеты (например, «дочки-матери», «доктор»» и т.д.), однако содержание игр, то что ребёнок в своих действиях акцентирует, постепенно меняется. Для психического развития очень важно, чтобы ребёнок перешёл от освоения социально направленных предметных действий, соотносимых с логикой реальных действий взрослых (кормление, делание уколов, вождение машины), к освоению социальных отношений между людьми, смысла их деятельности, которые соотнесены с реальными отношениями между ними (забота, лечение, перевозка).

Для такого перехода требуется время: дети должны полностью прожить дошкольное детство, успеть наиграться. Если этого не произойдёт, и в игре не сформируются все механизмы нового произвольного поведения, необходимого для обучения в школе, ребёнка ожидают трудности в школе.

К сожалению настоящее время не самое благоприятное для игры дошкольников. Изменение общественной жизни в нашей стране привело к тому, что дети имеют меньше возможностей свободно играть, поскольку их очень рано начинают учить на различного рода занятиях как в детском саду, так и вне его ( школьное обучение с 6 лет, раннее обучение музыки, спорту, иностранным языкам). Дети хорошо играют, если у них богатые представления об окружающей действительности, а также если у них есть место для игры и детская компания, где они этому могут научиться. Не многодетные семьи, исчезновение разновозрастных групп детей во дворах и одновозрастные группы в детских садах – всё это затрудняет передачу игрового опыта старших детей младшим. Очень часто плохо ребёнок играет не из-за отставания в развитии, а из-за малого игрового опыта. Охарактеризовать уровень ролевой игры можно по следующим показателям:

  1. Что для ребёнка является центральным содержанием роли, т.е. то, что ребёнок пробует в игре.
  2. Наличия в игре роли и характер её осуществления.
  3. Логика последовательности игровых действий, т.е. чем она определяется и как ребёнок относится к нарушению последовательности игровых действий.

В дошкольном возрасте складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются познавательные интересы ребёнка и складывается абрис детского мировоззрения. Формируется и начинает интенсивно работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное самосознание ребёнка.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. Ролевая игра имеет социальный характер – как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, которая воссоздаётся в ролевой игре. Содержанием игры является то, что ребёнок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых.

Содержание игры меняется с возрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем – выполнение правил, регулирующих поведение и отношение людей.

Помимо сюжетно-ролевой игры, среди игр дошкольников выделяется ролевая, режиссёрская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра.

В дошкольном возрасте появляются продуктивные формы деятельности – рисование лепка, аппликация и конструирование. В дошкольном возрасте возникают элементы учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в этот период является сюжетно-ролевая игра. Поэтому в дошкольный период расцвета детской познавательной активности имеет огромное значение влияния игровой терапии на развитие познавательной и поведенческой сферы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "развитие поведенческой сферы детей 5-7 лет" (борьба с гневом)

показ некоторых премов оптимального разрешения конфликтных ситуаций ....

Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста

Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики....

Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста.

То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собст...

Влияние игровой терапии на познавательную сферу

Для овладения способами познавательной деятельности огромное значение имеет широкое использование разнообразных игр во всех формах. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным. действенным,...

Тема: «Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы детей»

Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собственному опыту. Преодолеть это можно лишь применяя различные адекватные методики воздействия н...

Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста

В статье даны практические материалы и рекомендации по диагностике нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей"

Консультация для педагогов "Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей" поможет познакомится с историей возникновения игротерапии, понять ее цели в жизни дет...