Тема: «Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы детей»
статья

Бумагина Евгения Владимировна

Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собственному опыту. Преодолеть это можно лишь применяя различные адекватные методики воздействия на детей.

Игровая терапия – это использование игры целью, которой является корректировка сознания детей.

Игровая терапия выполняет 3 функции: диагностическую, терапевтическую, обучающую.

Игра – это ведущая деятельность, основное занятие детей дошкольного возраста, которое оказывает существенное влияние на развитие всех сторон его психики. Игра позволяет приобрести ребенку конкретные навыки и общую гибкость поведения, формирует способность к восприятию нового, неожиданного, обеспечивает развитие не только конкретных умений, но и общую готовность к адекватному эмоциональному реагированию.

Рассматривая игру как форму организации детской жизни, можно отметить, что игра как вид активности детей дошкольного возраста необходима для достижения определенных педагогических целей.

Известно, что дети не сразу и с удовольствием откликаются на просьбу навести порядок в игровой комнате. В этом случае уборку можно превратить в игру, например, «Бюро находок», и дети тут же приступают к делу. Только теперь они не только наводят порядок, но еще обнаруживают потерянные вещи и сдают их в «Бюро находок». Когда работа закончена и в группе чисто, «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвращаются их владельцам.

Как и когда необходимо использовать игровую терапию в режиме детского сада?

Утренняя атмосфера определяет эмоциональный тон всего дня. В первые минуты пребывания в детском саду уместны игры тонизирующие, настраивающие на работу. Пока не собрались все дети, с теми, кто уже пришел, можно провести игру «Телевизор». Каждый ребенок может настроить «телевизор» на «любимую программу», т.е. с помощью красок и кисточки окрасить воду в баночке (на стеклянную баночку предварительно наклеивается вырезанный из бумаги контур телеэкрана). Игра выполняет также и диагностическую функцию, так как выбранный ребенком цвет указывает на актуальное эмоциональное состояние.

Во время завтрака, обеда, полдника предоставляется хорошая возможность привлечь внимание детей к разнообразным вкусовым впечатлением, совершенствовать их вкусовую и обонятельную чувствительность.

Во время занятий, между занятиями можно использовать не только «физические минутки», но и игры на концентрацию внимания, релаксацию.

Во время прогулки есть возможность провести игры творческого плана, релаксационной направленности, игры на концентрацию внимания и улучшения памяти

Многими ученными доказано, что для развития интеллекта детей дошкольного возраста во время сна необходимо включать классическую музыку. Поэтому во время тихого часа, для более благоприятного сна под спокойную музыку, мы используем лирические фрагменты из произведений Чайковского, Грига, Шопена, а также запись звуков природы.

Вторая половина дня: индивидуальная работа, парная работа с использованием игротерапии.

При планировании недельного содержания воспитательно-образовательной работы необходимо учитывать биоритмы психической активности, определяющие периоды наибольшей работоспособности и утомляемости и вызывающие, соответственно, закономерные колебания в динамике эмоциональных состояний детей.

В первые дни недели (понедельник, вторник) хороши игры, помогающие активизировать работу нервной системы, преодолеть вялость и инертность детей после выходных дней. Я использую игры, которые направлены на стимуляцию зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов. В группе моторных игр целесообразно остановиться на невербальных играх-импровизациях с помощью жестикуляции и пантомимики.

Среда и четверг – середина недели, кульминация трудоспособности, эмоциональной стабильности. В эти дни хороши игры, требующие повышенного напряжения и внимания детей, рассчитанные уже на значительную самостоятельность ребенка в выявлении субъективных ощущений.

Сделать спад эмоциональной активности и стабильности, характерные для дошкольников в конце недели, мягким, естественным, менее заметным позволяют игры, ориентированные на эмоциональную яркость парадоксов, сюрпризов и эффектов; на самостоятельность, инициативу, радость детей в импровизациях, в творческих экспромтах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumagina.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 96»

Тема: «Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы детей»

                                                                                             Подготовила

                                                                                                              Педагог-психолог

                                                                                                              Е.В.Бумагина

2021 год

Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собственному опыту. Преодолеть это можно лишь применяя различные адекватные методики воздействия на детей.

Игровая терапия – это использование игры целью, которой является корректировка сознания детей.

Игровая терапия выполняет 3 функции: диагностическую, терапевтическую, обучающую.

Игра – это ведущая деятельность, основное занятие детей дошкольного возраста, которое оказывает существенное влияние на развитие всех сторон его психики. Игра позволяет приобрести ребенку конкретные навыки и общую гибкость поведения, формирует способность к восприятию нового, неожиданного, обеспечивает развитие не только конкретных умений, но и общую готовность к адекватному эмоциональному реагированию.

Рассматривая игру как форму организации детской жизни, можно отметить, что игра как вид активности детей дошкольного возраста необходима для достижения определенных педагогических целей.

Известно, что дети не сразу и с удовольствием откликаются на просьбу навести порядок в игровой комнате. В этом случае уборку можно превратить в игру, например, «Бюро находок», и дети тут же приступают к делу. Только теперь они не только наводят порядок, но еще обнаруживают потерянные вещи и сдают их в «Бюро находок». Когда работа закончена и в группе чисто, «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвращаются их владельцам.

Как и когда необходимо использовать игровую терапию в режиме детского сада?

Утренняя атмосфера определяет эмоциональный тон всего дня. В первые минуты пребывания в детском саду уместны игры тонизирующие, настраивающие на работу. Пока не собрались все дети, с теми, кто уже пришел, можно провести игру «Телевизор». Каждый ребенок может настроить «телевизор» на «любимую программу», т.е. с помощью красок и кисточки окрасить воду в баночке (на стеклянную баночку предварительно наклеивается вырезанный из бумаги контур телеэкрана). Игра выполняет также и диагностическую функцию, так как выбранный ребенком цвет указывает на актуальное эмоциональное состояние.

Во время завтрака, обеда, полдника предоставляется хорошая возможность привлечь внимание детей к разнообразным вкусовым впечатлением, совершенствовать их вкусовую и обонятельную чувствительность.

Во время занятий, между занятиями можно использовать не только «физические минутки», но и игры на концентрацию внимания, релаксацию.

Во время прогулки есть возможность провести игры творческого плана, релаксационной направленности, игры на концентрацию внимания и улучшения памяти

Многими ученными доказано, что для развития интеллекта детей дошкольного возраста во время сна необходимо включать классическую музыку. Поэтому во время тихого часа, для более благоприятного сна под спокойную музыку, мы используем лирические фрагменты из произведений Чайковского, Грига, Шопена, а также запись звуков природы.

Вторая половина дня: индивидуальная работа, парная работа с использованием игротерапии.

При планировании недельного содержания воспитательно-образовательной работы необходимо учитывать биоритмы психической активности, определяющие периоды наибольшей работоспособности и утомляемости и вызывающие, соответственно, закономерные колебания в динамике эмоциональных состояний детей.

В первые дни недели (понедельник, вторник) хороши игры, помогающие активизировать работу нервной системы, преодолеть вялость и инертность детей после выходных дней. Я использую игры, которые направлены на стимуляцию зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов. В группе моторных игр целесообразно остановиться на невербальных играх-импровизациях с помощью жестикуляции и пантомимики.

Среда и четверг – середина недели, кульминация трудоспособности, эмоциональной стабильности. В эти дни хороши игры, требующие повышенного напряжения и внимания детей, рассчитанные уже на значительную самостоятельность ребенка в выявлении субъективных ощущений.

Сделать спад эмоциональной активности и стабильности, характерные для дошкольников в конце недели, мягким, естественным, менее заметным позволяют игры, ориентированные на эмоциональную яркость парадоксов, сюрпризов и эффектов; на самостоятельность, инициативу, радость детей в импровизациях, в творческих экспромтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "развитие поведенческой сферы детей 5-7 лет" (борьба с гневом)

показ некоторых премов оптимального разрешения конфликтных ситуаций ....

Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста

Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики....

Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста.

То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собст...

Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

     Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребёнка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков...

Консультация для родителей "Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферы детей"

Дошкольный возраст- возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с интересом играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников св...

Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста

В статье даны практические материалы и рекомендации по диагностике нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста....