Главные вкладки

    Развитие коммуникативных умений через театрализованные игры
    консультация (старшая группа)

    В целевых ориентирах Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отмечено, что на этапе завершения дошкольного детства у ребенка должны быть сформированы такие качества, как владение устной речью, умение выражать свои мысли, чувства, построения речевого высказывания в ситуации общения, следование социальным нормам поведения в разных видах деятельности. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определяет необходимость развития коммуникативных умений с дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedchasa.docx34.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педчаса

    В целевых ориентирах Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отмечено, что на этапе завершения дошкольного детства у ребенка должны быть сформированы такие качества, как владение устной речью, умение выражать свои мысли, чувства, построения речевого высказывания в ситуации общения, следование социальным нормам поведения в разных видах деятельности. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определяет необходимость развития коммуникативных умений с дошкольного возраста.

    Важным средством решения проблем коммуникации между детьми является игра. Игра - ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходят в игре. Общение является важным элементом любой игры, которая дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, сочувствие к ближнему. И важная задача воспитания – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки, в том числе и коммуникативные. Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

    Использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании позволяет на практике повысить темп развития речи в целом за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

    в театрализованных играх развиваются разные виды детского творчества такие как: музыкально - игровое, художественно-речевое, певческое, танцевальное, сценическое. Театрализованная деятельность благотворно влияет на формирование разносторонне развитой личности ребёнка, так как участие в ней предполагает освоение детьми литературного текста, развитие умений использовать различные средства выразительности, создания атрибутов и декораций, элементов костюмов для театрализованной постановки.

    подготовку к игре-драматизации лучше осуществлять в три этапа. Работа над первыми двумя осуществляется не только для подведения детей к игре, но и в процессе различных видов деятельности. Первый этап должен быть направлен на усвоение литературного текста, по которому в последующем будет поставлена инсценировка. Во время второго этапа дети расширяют и уточняют свои представление о событиях и персонажах, задействованных в произведении, упражняются в различных средствах речевой выразительности, продумывают мимику и пантомимику для героев произведения, придумывают и создают костюмы, реквизит, декорации. Не исключено во время подготовки к игре - драматизации использование целенаправленно организованных упражнений в игровой форме, задачей которых будет репетиция каких-либо сложных сцен постановки или поиск подходящих выразительных средств для её героев. Третий этап – это сама игра-драматизация. Принимая участие в ней, дети эмоционально переживают свои представления о чувствах и мыслях персонажей произведения.

    Необходимо организовать с детьми обсуждение содержания предстоящей деятельности, способов её осуществления, прогнозирование промежуточных и конечных результатов. Следует поощрять взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности. Педагог может подвести детей к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли с учётом желания и возможностей каждого ребёнка.

    Для театрализованной деятельности подходит вариант организации совместной деятельности заключающейся в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами (например, «Режиссёры», «Декораторы», «Актёры», «Сочинители»), а итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Такая организация способствует пониманию важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми, кроме того, у каждого ребёнка возникает чувство уверенности в своих силах за счёт ощущения личного вклада в общее дело. Цель заключается в осуществлении взятой на себя ребёнком роли в театрализованной деятельности, а результат зависит от того, как осуществляется эта роль [24].

    При организации совместной деятельности педагогу важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий, учитывая их поведенческие особенности. В процессе коллективной деятельности педагогом осуществляется эмоциональная поддержка детей, подчёркивается значимость промежуточных результатов для осуществления общего замысла.

    На заключительных этапах педагог заостряет внимание детей на личном вкладе каждого ребёнка в общее дело и отмечает то, что без совместных усилий общий замысел было бы невозможно реализовать.

    В зависимости от того, насколько развиты коллективные взаимоотношения детей, педагог занимает при взаимодействии с ними следующие позиции: организатора, участника, консультанта. Партнёрская позиция помогает педагогу вовлечь в коллективную деятельность выявить достоинства «изолированных» детей и привлечь к ним внимание других детей.

    Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи[30].

    грамотно организованная театрализованная деятельность с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствует развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Велико значение театрализованной игры для развития коммуникативной культуры (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

    Предметно развивающая среда предполагает создание следующего оборудования:

    ●атрибуты для проведения театрализованных игр: ширма, в уголоке ряжения - шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы, парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит, декорации и т.п.

    ●настольные театры: конусный театр, магнитный театр, театр на бутылках, театр плоскостной деревянный, театр на прищепках, театр на ложках, на лопатках, театр на стаканах, театр на фланелеграфе; а также кукольный театр :перчаточный театр, пальчиковый театр, варежковый театр, театр Би - ба –бо.

    ● касса для проведения театрализованных игр, здесь же планируется разместить книги, сценарии, образцы музыкальных произведений, предусмотрена мастерская: «Мастерим для театра».

    ●«волшебные вещи»: ларец, шкатулка, коробочка, мешочек, палочка, скатерть и т.д.

    В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях. [1]

    При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитывались:

    ●особенности эмоциональной личности ребенка,

    ●его индивидуальные социально-психологические особенности;

    ●индивидуальные предпочтения и потребности;

    ●любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

    ●поло-ролевые особенности.

    Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности всего предлагаемого материала. Все зоны уголка должны быть доступны для детей и позволять организовать различные виды детской деятельности.

    Хранителем-талисманом театрального центра, может быть кукла из тех видов театров, которые предлагаются (на выбор). Это, своего рода, кукла-зазывалка (например, Петрушка), вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. Дети могут готовить кукле подарки.

    Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках группы «Волшебных вещей»: волшебные ларец, шкатулка, коробочка, волшебный колпачок , волшебная дудочка, волшебная палочка, волшебный мешочек, волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет), используется для описательного рассказа, для развития связной речи, фантазии, воображения, волшебная скатерть (дети используют в сюжетной игре для изображения имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т.д.) на развитие мимики, жеста, а также волшебные башмачки. [5].

    Таким образом, положительное влияние на формирование коммуникативных умений у детей во многом оказывает то, насколько целесообразно оборудована развивающая среда, от эффективности её наполнения. Специально созданная окружающая обстановка является фактором разностороннего развития ребенка, успешной социализации

    2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средством театрализованных игр

    Пояснительная записка

    Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. На протяжении дошкольного детства взаимоотношения дошкольников со сверстниками развиваются в общении, которое меняется по мере взросления детей: изменяются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста. Достаточный уровень сформированности коммуникативных умений, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. [20].

    Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на коммуникативные умения детей позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

    Характерное для игровой театральной деятельности образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью ясно, четно, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется [7].

    В руководстве над формированием коммуникативных умений детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

    Воспитатели создают условия для развития у детей коммуникативных умений, помогают налаживать положительные взаимоотношения друг с другом [11].

    Система работы по развитию коммуникативных умений средством

    театрализованных игр

    Следует подчеркнуть, что театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению трех целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

    Основными методами работы являются:

    1.Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.

    2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

    3. Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности).

    4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр на видеозаписи своих спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок [12].

    В старших группах педагог может иногда быть участником театрализованной игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. Дети старшего возраста способны самостоятельно организовывать театрализованные игры, использовать средства выразительности, владеть приемами кукловождения при игре в настольный театр.

    Все игры и упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы удачно сочетать движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях

    Основная цель педагогического руководства совместной театрализованной деятельности - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети [10].

    Важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

    Выбирая материал для театрализованной деятельности, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.

    Исходя из задач по развитию коммуникативных умений посредством театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется содержание ее работы в детском саду. При этом формы организации могут быть различными, к примеру: игры драматизации, беседы после просмотра спектаклей, игры превращения, упражнения на развитие мимики, инсценировки, обыгрывание сказок и т. д.

    Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованной деятельности в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

    Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

    Знакомство детей с произведениями художественной литературы включает следующие методы: чтение художественной литературы, беседы по содержанию литературных произведений, беседы о любимых сказках и их героях, заучивание стихотворений, рассказ детьми произведений по ролям, сочинение сказок с детьми, беседы о способах выразительности, обеспечение одновременно подготовку текста к организации детьми игры, работа над этюдами например, «Вкусные конфеты», «Прогулка», «Жадный пёс», «Страшный зверь», «Волшебное колечко».(Приложение )

    Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

    Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов) [13].

    Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды.

    Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом говорится в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные зрители угадывают, какой эпизод представлен. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребёнка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

    Также для обучения детей средствам выразительности в театрализованных играх используются упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.

    Таким образом, при организации театрализованных игр для формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами театра, владение методикой организации и руководства данным видом деятельности, взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая презентация "Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"

    Опыт работы по теме "Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"написан в стихах собственного сочинения и отражает крадко актуальность данной темы,цели,задачи,формы работы с ...

    Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность

    Театрализованная деятельность помогает не только развивать коммуникативные способности  ребенка, но и способствует всестороннему развитию. В данной работе был обобщён и представлен опыт по развит...

    Тема: "Развитие интонационной речи через театрализованную игру»

    Открытое занятие на Метод,Обьединении по развитию речи Тема: "Развитие интонационной речи через театрализованную игру»...

    Развитие социально - коммуникативных навыков через театрализованную игру

    Работая воспитателем в детском саду, из года в год я распахиваю свои двери для совсем еще робких и нерешительных малышей.  Мои дети растут, взрослеют  и становятся самостоятельными и готовым...

    План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»

    Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...