Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность
статья (старшая группа) на тему

Полежаева Юлия Александровна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей

 через театрализованную деятельность

 Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. На смену традиционному эпистолярному жанру приходит виртуальное взаимодействие через Интернет-переписку и sms. Несмотря на подобные изменения, общение как главный способ взаимодействия остается востребованным на протяжении всей жизни человека. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень развития коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении разнообразных взаимоотношений с людьми. Их успешность определяется личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью о правилах общения, активностью в разных видах деятельности.

В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, поэтому возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.

Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

  Коммуникация  (от лат.communiko- делаю общим, связываю, общаюсь)- это общение с целью передачи определенной информации, чтобы собеседник понял ее смысл.

Коммуникативная деятельность предполагает:

-взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия;

- освоение детьми разными видами деятельности;

- установление эмоционального взаимодействия с детьми и воспитателем.

В коммуникационном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная осуществляется посредством речи.

Невербальная коммуникация предполагает:

-визуальные виды общения, т.е. жесты, мимику, позы;

-пространственно-временную организацию общения, контакт глазами;

-акустическую систему, включающую паралингвистический( тембр голоса, тональность) и экстралингвистический (паузы, смех, плач и др.)

-тактильную систему (прикосновения, пожатия руки, объятья).

Коммуникация не просто действие- это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Для полноценного освоения коммуникативной деятельности необходимо овладеть коммуникативными умениями, что и определяет работу педагога.

Одной из основных задач работы является развитие свободного общения со взрослыми и детьми.Эта задача предполагает:

- развитие потребности в общении со взрослыми и сверстниками;

- развитие умения вступать в процесс общения;

- развитие умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;

-развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения;

- становления умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями собеседника;

-воспитание желания доверять, помогать тем, с кем общаешься и поддерживать их;

-применение индивидуальных умений при решении совместных задач;

-развитие умения замечать эмоциональное состояние партнера и адекватно реагировать на него;

-воспитание желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнерам, сопереживать им.

Умение общаться - это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка, освоение детских видов деятельности, развития творчества.

 Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Театрализованная игра- является эффективным средством развития общения детей всех возрастных групп.

Для успешности в работе был подобран материал в виде

- игр и упражнений на развитее коммуникативных навыков;

-упражнения на развитие речевых и мимических движений;

-упражнения на развитие координации слова с движением;

-творческие задания на развитие пантомимики;

-литературный материал для обыгрывания

Создание атмосферы творчества и доверия обеспечивает каждому ребенку возможность высказаться, формирует умение выстраивать линию поведения в роли и свободно чувствовать себя в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность помогает не только развивать коммуникативные способности  ребенка, но и способствует всестороннему развитию. В данной работе был обобщён и представлен опыт по развит...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность...

Паспорт проекта "Формирование коммуникативных способностей через театрализованную деятельность"

Для развития коммуникативных навыков воспитанников посредством театрализованной деятельности, мной представлен паспорт проекта в виде таблицы, где в кратком виде даются основные разделы проекта....

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...