Веселая ладья
рабочая программа

кружковая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_shahmaty_vesyolaya_ladya_1.docx71.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»

Принято на заседании Методического совета

Протокол №______ от «___»________

Утверждаю:

Заведующий

МАДОУ ДСКВ «Югорка»

___________Орлова С.И.

Приказ от «___»_________ №_________

Образовательная программа

(парциальная)

Кружка «Веселая ладья»

(срок реализации программы 2019 – 2020 учебный год)

Составила:

Вопитатель

Пенкова Л.Д.

Покачи, 2019

Содержание

    I.     Пояснительная записка………………………………………………………. 3

II.     Учебно-тематический план…………………………………………………. 7

III.    Перспективный план…………………………………………….....………... 8

IV.    Методическое обеспечение программы…………………………………….12

  V.     Список используемой литературы…………………………………………..14

Приложения

Учебно - тематический план ………………………………………………………..16

       Дидактические игры………………………………………………………………....18

       Дидактические игры на взятие фигур………………………………………………21

       Советы родителям и педагогам……………………………………………………..23

       Загадки из тетрадки………………………………………………………………….24

I.Пояснительная записка

        В шахматах много таинственного.    

     И много ещё не рассекречено.

                           (Б.Спасский, 10-й чемпион мира по шахматам)

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает  целеустремлённость, терпение и характер.

         Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.

              В нашем детском саду  дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой. На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат, знакомясь с историей и  легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с  чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностях. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие материал. К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях планируется анализировать сыгранные партии, находить и искоренять допущенные ошибки. Далее дети участвуют в шахматных викторинах, конкурсах и турнирах. Для изучения курса мною предусмотрено использование мультимедийных технологий и мультимедийных обучающих сред «Азы шахмат».    

         

Цель программы: развить у дошкольников интерес к игре в шахматы, познакомить с азами шахматной игры.

Основные задачи программы:

  1. Познакомить  с шахматной доской, фигурами, дать представления об элементарных правилах игры
  2. Развивать внимание, память, мышление, умение ориентироваться на плоскости, расширять активный словарь
  3. Воспитывать усидчивость, умение проявлять настойчивость в достижении конечного результата, целеустремленность, дружеские взаимоотношения.

Условия реализации программы

Программа шахматного кружка носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей дошкольников; имеет физкультурно-спортивную направленность. В кружок дети набираются на общих основаниях, продолжительность обучения 1 год.

              Занятия проводятся  1 раз в неделю. Группа состоит из 10 человек. Количество занятий -32. Время проведения — понедельник 15.30.  

При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.

       Работа с детьми проводится в рамках целостного педагогического процесса, основанного на  принципах:

  • доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному);
  • наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов,  дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной программы;
  • индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей, интересов;
  • коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой работы;
  • сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе;
  • связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач);
  • сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.

Основные формы работы:

- Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах

- Занимательные вопросы из жизни шахмат

- Шахматные партии

- Работа со словарем шахмат

- Турниры

- Презентации

Методы обучения:

- объяснительно – иллюстративный;

- проблемный;

- поисковый;

- эвристический.

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.

Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Я, как руководитель кружка, помогаю ученику, корректирую его действия, но не вмешиваюсь в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.    

Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Я предлагаю кружковцам исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.                

      Шахматы, даря детям  радость творчества, общения друг с другом, обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого, интересного, увлекательного.  Они учат детей логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин.

Ожидаемые результаты:

1. Дети имеют представления о шахматной доске, могут ориентироваться на ней;

2. Различают и называют шахматные фигуры;

3.Могут правильно расставить шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

4. Имеют представление об элементарных правилах игры;

5. Могут играть малым числом фигур.

      Шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость творчества, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

      Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков:

1. Ребенок учится принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Пусть решения пока самые простые (куда и какой фигурой пойти), а ответственность не так страшна (самое страшное – проигрыш) – но это уже ответственность.

2. Вырабатывается усидчивость – в течение определенного времени ребенок учится концентрировать свое внимание на одном процессе, на игре в шахматы.

3. У ребенка вырабатывается пространственное воображение.

4. У ребенка формируется внутренний план действий (способности действовать в уме).
5. Шахматы воспитывают характер, именно за счёт своей спортивной составляющей. Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая неудача – это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка заниматься.

Навыки и умения на конец обучения

К концу учебного года дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,  партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, шах,  мат,  пат,  ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • объявлять пат;
  • объявлять шах; ставить мат;
  • матовать короля в один ход;
  • проводить элементарные комбинации.

II. Учебно-тематический план:

Тема занятий

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

I.

 Общие понятия о шахматах.

Из истории шахмат. Легенды о шахматах.

2

1

1

II.

Шахматная доска.

Вертикаль. Горизонталь. Диагональ.

7

2

5

III.

Правила игры.

Шахматные фигуры и пешки. Ход и взятие.  Ценность шахматных фигур.

17

7

10

IV.

Цель игры.

Шах. Мат. Пат.

4

4

V.

Турниры в шахматном королевстве.

2

2

                                                                                         Итого:

32

10

22

III. Перспективный план

Месяц /день недели

Понедельник

октябрь

1 -ая

Тема: Вводное занятие. Знакомство с шахматной школой.

Цель: познакомить детей с шахматами, постараться вызвать интерес к игре, рассказать о ее месте в мировой культуре.

Материалы и оборудование: фигуры шахмат, презентация.

2-ая

Тема: В гостях у шахматного короля.

Цель: продолжить знакомство детей с шахматами. Объяснить такие понятия, как «Шахматная доска», «Белые и черные поля».

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

3-я

Тема: Секреты шахматной доски. «Доску правильно клади…»

Цель: объяснить детям, как правильно располагается шахматная доска перед началом игры, объяснить понятие «белые и черные поля».

Материалы и оборудование: шахматная доска, демонстрационная доска.

4-ая

Тема: Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – горизонталь, вертикаль и диагональ.

Цель: Объяснить такие понятия, как «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

ноябрь

1 -ая

Тема: Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – горизонталь, вертикаль и диагональ.

Цель: повторить такие понятия, как «шахматная доска», «поля и линии шахматной доски». Ввести новые понятия -«диаграмма», «центр», «угловые поля».

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

2-ая

Тема: Вот эта улица, вот этот дом. Секрет горизонтали, номера горизонтали: 1, 2,3,4,5,6,7,8.

Цель: научить детей ориентироваться на доске по горизонтали и выучить номера клеток. Раскрасить на шахматной доске разным цветом горизонталь, диагональ и вертикаль.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

3-я

Тема: Секрет вертикали. Восемь имён вертикали: А,B,С,D,E,F,G, H.

Цель: научить детей ориентироваться на доске по вертикали и выучить имена клеток. Раскрасить на шахматной доске разным цветом горизонталь, диагональ и вертикаль.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

4-ая

Тема: Вот эта улица, вот этот дом… Адрес шахматных клеток.

Цель: продолжить знакомство с языком шахмат - шахматной нотацией. Научить определять «адрес» каждого поля.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

декабрь

1 -ая

Тема: Начальная позиция в шахматной партии: Белый отряд. Чёрный отряд – друг против друга два войска стоят.

Цель: познакомить с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять ее на доске. Познакомить детей с белыми и черными шахматными фигурами.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы.

2-ая

Тема: Ценность шахматных фигур.

Цель: ввести такие понятия, как «ценность шахматных фигур», «выгодный и невыгодный размен». Объяснить, сколько «весит» каждая фигура и пешка.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы.

3-я

Тема: Король – главная фигура в шахматах: Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»  

В гостях у волшебного карандаша: портрет Короля.

Цель: познакомить детей с новой фигурой - королем, объяснить, как он ходит и бьёт. Нарисовать фигуру Короля.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

4-ая

Тема: Как ходит Король: «У Короля короткий шаг».

Цель: объяснить особую роль короля в шахматах. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

январь

1 -ая

Тема: Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве.

Цель: познакомить детей с новой фигурой - ферзем, объяснить, как он ходит и бьёт. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» ферзя в борьбе против неприятельских фигур и пешек.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы.

2-ая

Тема: Ферзь – самая сильная фигура в шахматном королевстве. В гостях у волшебного карандаша: портрет Ферзя.

Цель: повторить, как ходит и бьет ферзь. Нарисовать фигуру Ферзя. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

3-я

Тема: Как ходит ферзь: ходит он по многим клеткам, если бьёт, то очень метко.

Цель: повторить, как ходит и бьет ферзь. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

4-ая

Тема: Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве. Прямолинейная ладья.

Цель: познакомить детей с новой фигурой - ладьёй, объяснить, как он ходит и бьёт.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

февраль

1 -ая

Тема: Как ходит Ладья: как танк могучий и стальной, она несётся  по прямой.  В гостях у волшебного карандаша: портрет Ладьи.

Цель: повторить, как ходит и бьёт ладья. Познакомить детей со свойствами ладьи в «реальном бою», то есть в двусторонней игре. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

2-ая

Тема: Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Быстроходный Слон.  В гостях у волшебного карандаша: портрет Слона.

Цель: познакомить детей с новой фигурой - слоном, объяснить, как он ходит и бьёт. Нарисовать фигуру Слона.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

3-я

Тема: Как ходит Слон: «Своей родной диагонали всегда, как рыцарь верен он».

Цель: повторить ходы Слона.  Ввести понятия, как «белопольный слон», «чернопольный слон». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

4-ая

Тема: Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Защитник короля – хитрый Конь. В гостях у волшебного карандаша:

портрет Коня.

Цель: повторить ходы, ладьей, слоном,  ферзем. Познакомить детей с новой фигурой - Конь, объяснить, как он ходит и бьёт. Нарисовать фигуру Коня.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

март

1 -ая

Тема: Первая хитрость Коня – как буква «Г» его скачёк.

Цель: Познакомить детей с первой особенностью фигуры Конь. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

2-ая

Тема: Вторая хитрость Коня: скачет конь породы редкой, через фигуры, через клетки.

Цель: Познакомить детей со второй особенностью фигуры Конь. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

3-я

Тема: Третья хитрость Коня: защитник Короля он пылкий и любит всем он делать «вилки».

Цель: Познакомить детей с третьей особенностью фигуры Конь. Познакомить детей с первой особенностью фигуры Конь. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

4-ая

Тема: Смелый и стойкий воин – пешка. Как ходит пешка: «Я «пешка, ход мой прямо – удар наискосок» В гостях у волшебного карандаша: портрет Пешки.

Цель: Познакомить детей с новой фигурой - пешкой, объяснить, как он ходит и бьёт. Нарисовать фигуру пешки.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

апрель

1 -ая

Тема: Волшебное превращение пешек: « А если я дойду до края, мне больше пешкой не бывать».

Цель: Объяснить такие понятия, как «ход пешкой», «взятие пешкой». Правило превращения пешки.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

2-ая

Тема: Хитрость Пешки: взятие на проходе.

Цель: Объяснить особые ходы пешкой  - правило взятие на проходе.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

3-я

Тема: Цель игры. Шах.

Цель: Ввести такое понятие, как «шах». Объяснить способы защиты от шаха. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

4-ая

Тема: Цель игры. Мат.

Цель: Ввести понятие «мат» как шах, от которого нет защиты, ввести понятие «победа», «поражение». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

май

1 -ая

Тема: Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном, конём пешкой.

Цель:  Повторить, что такое шах, какие бывают шахи, и рассказать, как и какими фигурами  можно сделать мат в один ход. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

2-ая

Тема: Пат – упорному награда. Ничья.

Цель: Повторить, что такое мат и шах. Ввести понятие «ничья», объяснить какие бывают разновидности ничьей. Объяснить отличие пата от мата. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы, тетрадь в клетку, ручки, цветные карандаши.

3-я

Тема: Шахматная партия.

Цель: Проверить полученные знания на практике.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы.

4-ая

Тема: Шахматная партия.

Цель: Проверить полученные знания на практике.

Материалы и оборудование: шахматная доска, шахматы.

Мероприятия

  1. Шахматный турнир среди участников кружка
  2. Развлечение «В шахматной стране»

IV. Методическое обеспечение

  1. Демонстрационная доска (магнитная) с шахматными фигурами – 1
  2. Шахматы – 10
  3. Шахматные часы – 4
  4. Компьютерная игра в шахматы для начинающих разной сложности.

Методические рекомендации по организации занятий

Цель обучения - это привить интерес к игре, научить детей основам и правилам игры.   Обучение ребенка шахматам можно начинать даже с двух-трех лет. Одним из условий в обучении детей шахматам  - не давать им уставать. 

В возрасте четырех - пяти  лет  у ребенка игровая деятельность является ведущей, поэтому обучение ребенка  должно проходить только в форме игры. Не стоит ждать от него постоянного интереса. Как только при игре в шахматы малыш начинает скучать, занятия лучше останавливать. Для начала, играя с малышом, можно просто научить его расставлять фигуры. Шахматы для детей дошкольного возраста с большим игровым полем  - непосильная задача, поэтому можно для начала смастерить (нарисовать) доску с вдвое меньшим количеством клеток. Играть в такие шахматы можно не обычными фигурами, а персонажами сказок, например животными: волками и зайцами. Эти звери - шахматы, по замыслу, должны делать простейшие ходы (волки охотятся на зайцев или зайцы скачут друг за другом) по одной или две клетки в одном направлении. Это позволит ребенку взглянуть на шахматы, как на увлекательный мир, где все подчинено определенным законам, которые необходимо соблюдать.

     Для успешного обучения дошкольников игре в шахматы, необходим оборудованный кабинет. Он должен быть большим, разделённым на несколько зон:

  • учебная (столы, стульчики для детей и педагога, деревянные шахматные доски, магнитная доска с шахматными фигурами и различными  магнитиками: кружочки, квадраты, животные, растения, рыбы,  птицы).
  • компьютерная (индивидуальные компьютеры для детей с играми, обучающими игре в шахматы, 1-2 развивающими играми)
  • игровая -  для проведения физкультминуток и смены вида деятельности во время занятия (диванчики, стол, настольные игры, пластиковые настольные замки с фигурками, карандаши, бумага).

Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но, обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной дошкольной подготовкой и залогом хорошего школьного обучения. Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным.

V. Список использованной литературы

  1. Весела, И. И. Шахматный букварь /  И. Весела. - М.: Просвещение, 1983.
  2. Волокитин,  А.А.  Самоучитель для вундеркиндов / А.А. Волокитин.-  М.: РИПОЛ классик, 2009.
  3. Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы / В.Г. Гришин. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Зенков,  Г.М. Первый шах / Г.М. Зенков. -  Прокопьевск: Пласт, 1993.
  5. Тимощук,  Н.В. История в шахматах / Н.В. Тимощук. – М.: Олимпия, Человек, 2007.
  6. Мазаник,  С.В. Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. -  СПб.:  Питер, 2009. (+СД с обучающими видеоуроками и стимуляторами игр).
  7. Петрушина, Н.  Шахматный учебник для детей / Н. Петрушина. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  8. Сокольский,  А.П.  Ваш первый ход / А.П. Сокольский. -  М.: Физкултура и спорт, 1989.
  9. Сухин, И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухих. -  М.: Астрель,  АСТ, 2008.
  10. Дымченко, Л. Большое шахматное путешествие 1 // Детская шахматная обучающая  компьютерная программа. -Издатель в России: "МедиаХауз", 2004.
  11. Гончаров, В.И. Шахматы в сказках//  детская обучающая  игра. - http://puzkarapuz.org/go.php?http://letitbit.net/download/01869.067786397f7818b2e2732f79bf99/Shahmaty_v_skazkah_tfile.ru_.rar.html, 2005.

Приложения

Приложение 1

Учебно-тематический  план

п/п

Тема

Теория

Практика

  1. 1.

Вводное занятие. Знакомство с шахматной школой.

1

  1. 2.

В гостях у шахматного короля.

1

  1. 3.

Секреты шахматной доски. «Доску правильно клади…»

1

  1. 4.

Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – горизонталь, вертикаль и диагональ.

1

  1. 6.

Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – горизонталь, вертикаль и диагональ.

1

Вот эта улица, вот этот дом. Секрет горизонтали, номера горизонтали: 1, 2,3,4,5,6,7,8.

1

  1. 7.

Секрет вертикали. Восемь имён вертикали: А,B,С,D,E,F,G, H.

1

  1. 8.

Вот эта улица, вот этот дом… Адрес шахматных клеток.

1

  1. 10.

Начальная позиция в шахматной партии: Белый отряд. Чёрный отряд – друг против друга два войска стоят.

1

  1. 11.

Ценность шахматных фигур.

1

  1. 12.

Король – главная фигура в шахматах: Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»  

В гостях у волшебного карандаша: портрет Короля.

1

  1. 14.

Как ходит Король: «У Короля короткий шаг».

1

  1. 15.

Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве.

1

  1. 16.

Ферзь – самая сильная фигура в шахматном королевстве. В гостях у волшебного карандаша: портрет Ферзя.

1

  1. 17.

Как ходит ферзь: ходит он по многим клеткам, если бьёт, то очень метко.

   

1

  1. 19.

Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве. Прямолинейная ладья.

1

  1. 20.

Как ходит Ладья: как танк могучий и стальной, она несётся  по прямой.  В гостях у волшебного карандаша: портрет Ладьи.

1

  1. 22.

Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Быстроходный Слон.  В гостях у волшебного карандаша: портрет Слона.

1

  1. 23.

Как ходит Слон: «Своей родной диагонали всегда, как рыцарь верен он».

1

  1. 25.

Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Защитник короля – хитрый Конь. В гостях у волшебного карандаша: портрет Коня.

1

  1. 26.

Первая хитрость Коня – как буква «Г» его скачёк.

1

  1. 27.

Вторая хитрость Коня: скачет конь породы редкой, через фигуры, через клетки.

1

  1. 28.

Третья хитрость Коня: защитник Короля он пылкий и любит всем он делать «вилки».

1

  1. 30.

Смелый и стойкий воин – пешка. Как ходит пешка: «Я «пешка, ход мой прямо – удар наискосок» В гостях у волшебного карандаша: портрет Пешки.

1

  1. 32.

Волшебное превращение пешек: « А если я дойду до края, мне больше пешкой не бывать».

1

  1. 33.

Хитрость Пешки: взятие на проходе.

1

  1. 35.

Цель игры. Шах.

1

  1. 36.

Цель игры. Мат.

1

  1. 37.

Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном, конём пешкой.

1

  1. 38.

Пат – упорному награда. Ничья.

1

  1. 39.

Шахматная партия.

1

  1. 40.

Шахматная партия.

1

                       Итого:

    10

22

Приложение 2

Дидактические игры

Шахматные фигуры. Волшебный мешочек

По очереди прячутся в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просят малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадываете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячут все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

Шахматный теремок

Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя шахматному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять.

Шахматный колобок

Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» - король, «Баба» - ферзь, «Заяц» - пешка, «Лиса» - конь, «Волк» - слон, «Медведь» - ладья, а Колобок – шарик  или клубок.

Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «ЛИСА» Колобка не съест – он от неё убежит.

Шахматная репка

Посадите «репку» - клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «Дедка» - это король, «Бабка» - ферзь, «Внучка» - слон, «Жучка» - конь, «Кошка» - ладья, «Мышка» - пешка.

Запретная фигура

Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной»  фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

Что общего

Возьмите любые шахматные фигуры и спросите любого малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются? (цветом, формой?).

Угадай-ка

Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовёт загаданную фигуру, следующую прячет он уже сам (лучше всего за спиной) и т.д.                                                  

Цвет

Попросите ребёнка поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные  фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две чёрные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

По росту

Попросите у ребёнка по росту расставить шесть разных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

Догонялки

Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-нибудь чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

Убери такую же

Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Попросите малыша взять эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т.д.

Жмурки

Оденьте на голову себе колпак, надвиньте его на глаза, возьмите любую шахматную фигуру, лежащую на столе, назовите её. Снимите колпак, проверьте, правильно ли вы назвали её название. Предложите аналогичное задание ребёнку.

В варианте с напольными шахматами с малышами играет какая-либо мягкая игрушка, например, кот, собачка, зайчик и т.д. , выполняющие роль жмурки, находящиеся в руках у педагога. Она  ловят то малышей, то какую-либо напольную шахматную фигуру и спрашивают: «Кого я поймал?». Малыши называют или имя ребёнка, или название шахматной фигуры.

Самолёты

  Играют две команды малышей. Одна команда стоит у зелёного столика, другая -  у синего. На столиках – шахматные доски с правильно расставленными шахматными фигурами. Напротив, в комнате  стоят столики таких же цветов с шахматными досками, но без шахматных фигур. Малыши – «самолёты», которые должны перевезти пассажиров с одного города в другой и правильно расставить их на шахматной  дорожке.

Ладья.  На одну клетку

Делайте с ребёнком по очереди ходы белой ладьёй, но только на соседнее поле по вертикали или горизонтали. Учите ребёнка ставить ладью аккуратно в середину клетки.

Через клетку

В этой игре белая ладья должна каждый раз перепрыгивать через одну клетку.

                Через две клетки

Здесь ладьи по очереди ходят через два поля.

Поворот

  После каждого вашего хода малыш следующий ход ладьёй совершает в перпендикулярном направлении, « поворачивает» белой ладьёй.

Задача направления

  Расположитесь с ребёнком с одной стороны шахматной доски. Задайте малышу направление движения ладьи и количество полей, на которые она пойдёт. Например: «Налево на одно поле». Ребёнок делает этот ход и даёт задание вам. Давайте малышу посильные задания. Приблизительно максимальное количество полей, которое может точно отсчитать ребёнок, соответствует его возрасту, т.е.3 поля и т.д. Эта дидактическая игра очень важна для подготовки ребёнка к школе.

Длинный ход

  Попросите малыша сделать ход ладьёй их какого-нибудь конкретного положения на максимальное количество клеток.

По всем углам

  Поставьте белую ладью в один из углов шахматной доски. Предложите малышу «пробежаться» белой ладьёй по всем угловым клеткам и вернуться на исходное поле.

Если ребёнку трудно осваивать ходы ладьи, например, малыш, делая «длинные» ходы, всё время соскакивает ладьёй на соседнюю линию или ходит ею наискосок, поиграйте на фрагментах шахматной доски, маскируя «лишние» поля. Для дидактических игр рекомендуем также фрагменты: две клетки на две, две на три, три на три, три на четыре, четыре на четыре. Получить подобный набор фрагментов, можно и разрезав картонную шахматную  доску.

Приложение  3

Дидактические игры на взятие фигур

  «Ладья против ладьи», «Ладья против слона», «Слон  против слона», «Ферзь против ладьи и слона», «Ферзь, король, ладья и слон против пешки», «Конь против коня», «Ферзь, ладья и слон против коня», «Король и пешка против коня».

Шахматная доска. Снайпер

  На шахматной доске в произвольном порядке расставляются 8 белых пешек. Игроку даётся 8 «выстрелов», т.е. он может 8 раз назвать клетку шахматной доски. Если на названной клетке действительно стоит пешка, то она снимается с доски. Снайпером становиться тот, кто за 8 ходов уничтожит все пешки-мишени. Эту игру можно усложнить: разрешить одним выстрелом поражать сразу две мишени, стоящие на одной вертикали или горизонтали.

Шахматное лото

  На обычное шахматное лото наклеить на бочонки с обеих сторон бумагой с надписями обозначения шахматных полей (а1, е4 и т.д. все 64 квадратика). Можно использовать также шашки или шахматные фигуры. На демонстрационной шахматной  магнитной доске играют магнитными шахматными фигурами или шашками, на самодельной демонстрационной шахматной доске  фигурами, которые вешаются на гвоздики. Цель игры: научить хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно (или с минимальными ошибками) находить название шахматного поля.

  Играть можно индивидуально и команда на команду. Воспитатель называет поле и приглашает ребёнка, который должен поставить фигуру. Если допущена ошибка, выходит второй, третий игрок, пока не будет найден правильный ответ. Побеждает тот, кто отгадает большее число полей. Если школа располагает достаточным количеством шахмат, каждый игрок отмечает поля на своей доске; при командном соревновании лучше играть на демонстрационной доске: её видно всем, меньше недоразумений.

Расставь на доске

  Разрезать одну картонную доску на восемь вертикалей, другую на восемь горизонталей и раздать капитанам, прежде перемешав карточки каждой доски (полями вниз). По команде « Расставь линии на доске» дети начинают соревнование: одни  ставят на свою пустую доску горизонтальные линии, другие – вертикальные. Побеждает команда быстрее и правильнее выполнившая задание. При повторе игры команды меняются картонками-линиями.

Составь доску

Карточки используются те же, но собирают доску на пустом столе по памяти.


Пройди и назови поле

(Лучше играть на демонстрационной доске)

  Две команды, имея фигуру (пешку, фишку, шашку), отправляются в путь: одна с поля а1 – по тёмным полям, другая с поля а8 – по светлым полям. Игрок переставляет фишку на одно поле и называет его(например, b2, b7). Только если поле названо правильно, по шахматному, он имеет право сделать очередной ход. (Продвигаются  только по диагональным  линиям .Если  фишка второй раз попадает на поле,  его можно не называть). Каждый игрок должен обязательно побывать на 32 полях своего цвета по одному разу. Выигрывает тот, кто первым пройдёт все поля. При повторе игры команды меняются цветом полей и начинают соответственно с полей h1, h8.

Шахматная эстафета

  Играющие выстраиваются в две колонны. Напротив каждой – на расстоянии 6-8 м – ставится по столу. На них кладутся шахматные доски. Слева и справа от  колонны тоже стоят стулья, на них лежит по восемь пешек (или другие фигуры).

По сигналу педагога игроки, стоящие первыми, берут со стола пешку, добегают до доски и ставят белую на поле а2, а чёрную на поле а7, обегают столы, возвращаются обратно, салят по руке следующего играющего и встают в конец своей колонны. Побеждает та команда, которая быстро выполнила задание и не совершила ошибок в расстановке  пешек. Когда все восемь пешек будут поставлены, эстафета не прекращается: 9-ый ребёнок снимает пешку, приносит её обратно и кладёт на стол.

Варианты игры:

а) расставлять и снимать пешки в том порядке, в каком укажет педагог;

б) обе команды ставят по 16 пешек (по восемь белых и восемь чёрных), каждая на своей доске.

Приложение 4

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

Ребенок получил первое представление о шахматной доске. Дайте ему карандаш, бумагу, линейку, мел, клей, ножницы, кубики, "солдатика". Для закрепления пройденного материала предложите дошкольнику:

– раскрасить часть шахматного листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным);

– вырезать из тетради в клеточку квадраты 2х2, 3х3, 4х4 клетки и правильно раскрасить их;

– выложить из кубиков дорожки, похожие на горизонталь, вертикаль, разной длины диагонали, центр. Пусть "солдатик" пробежит по центру и дорожкам. Хорошо, если доме есть старые кубики, которые можно заклеить бумагой так, чтобы получилось по восемь светлых и темных кубиков. Несложно сделать кубики и из цветной бумаги. Попросите ребенка правильно (с учетом цвета) выложить центр, отдельно горизонталь и вертикаль. Пусть попытается определить, в чем сходство горизонтали и вертикали. Если дошкольник это сходство не найдет, разверните горизонталь и наложите ее на вертикаль. Затем разбросайте кубики и попросите малыша сложить из них большую белую и большую черную диагонали;

– вырезать из тетради в клеточку центр, горизонталь, вертикаль, диагональ. Диагональ не получилась? Пусть ответит, почему;

– нарисовать по линейке на бумаге центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали и правильно раскрасить их. Пусть вырежет нарисованные горизонталь и вертикаль и разрежет их на клетки. Из этих клеток снова сложит горизонталь, вертикаль, затем большую белую и большую черную диагонали (их можно аккуратно склеить уголок к уголку);

– начертить мелом на асфальте центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали. Пробежать по ним и поиграть на них в классики;

– вспомнить, где кроме шахматной доски он видел клетки, расположенные в шахматном порядке (в книгах, на полу, такси, одежде и т.п.).

Приложение 5

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ №1

1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?

3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

4. На каких полях ничего не растет?

5. Из каких досок не строят теремок?

6. В каких клетках не держат зверей?

7. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?

8. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная ...

Раздался голос Короля:

Найдите на доске ...

9. О какой игре Лена Сухина (9 лет) написала стихотворение:

 

Игра

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

– Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ №2

1. Что делают противники за шахматной доской? А партнеры?

2. Как правильно сесть за шахматную доску?

3. Покажи какую-нибудь горизонталь. Сколько полей в горизонтали?

4. Покажи все горизонтальные линии. Сколько на доске горизонталей?

5. Покажи какую-нибудь вертикаль. Сколько полей в вертикали?

6. Покажи все вертикальные линии. Сколько на доске вертикалей?

7. Что длиннее: горизонталь или вертикаль?

8. Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?

9. Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых?

10. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?

11. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?

12. Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ №3

1. Покажи какую-нибудь диагональ, большую белую диагональ. Сколько в ней полей?

2. Покажи большую черную диагональ. Сколько в ней полей?

3. Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?

4. Покажи одну из самых коротких диагоналей. Сколько в ней полей?

5. Покажи диагональ из трех, четырех, пяти, шести, семи полей. Одинакового ли цвета крайние поля каждой диагонали?

6. Покажи центр. Сколько в нем полей?

7. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?

8. Сколько белых полей в центре? А черных?

9. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?

ОТВЕТЫ НА "ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ"

ЗАДАНИЯ № 1

1. Они равны. 2. Квадратная. 3. Шахматное поле. 4. На шахматных. 5. Из шахматных. 6. В шахматных. 7. Да. 8. Доска. Поля. 9. О шахматах.

ЗАДАНИЯ № 2

1. Играют в шахматы. 2. Правое угловое поле должно быть белым. 3–6. Восемь. 7. Они равны. 8–9. Нет. 10–11. Четыре. 12. И белых и черных полей одинаковое количество.

ЗАДАНИЯ № 3

1–2. Восемь. 3. Они равной длины. 4. Два. 5. Да. 6. Четыре. 7. Квадратную. 8. Два. 9. Нет.

Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре

 Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. 
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992. 
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

 Дидактические шахматные сказки

 Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993. 
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. 
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Перечень диафильмов

 Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982. 
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.
Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.

 Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

 Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина). 
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. 
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах. 

 Стихотворения о шахматах и шахматистах

Берестов В. В шахматном павильоне. 
Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда. 
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977. 
Сухин И. Волшебная игра.

  Художественная литература для детей по шахматной тематике

Булычев К. Сто лет тому вперед. 
Велтистов Е. Победитель невозможного. 
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. 
Крапивин В. Тайна пирамид. 
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. 
Лагин Л. Старик Хоттабыч. 
Надь К. Заколдованная школа. 
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. 
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. 
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. 
Раскатов М. Пропавшая буква. 
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. 
Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5. 
Томин Ю. Шел по городу волшебник. 
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. 
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
 
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками

 Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).
Шахматная матрешка.
Шахматные пирамидки.
Разрезные шахматные картинки.
Шахматное лото.
Шахматное домино.
Кубики с картинками шахматных фигур.
Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).
Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях.
Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).
Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт Педагогического проекта "Ай лады - лады - лады"

Паспорт педагогического проектаТема:»Ай лады- лады-лады не боимся мы воды».Тип проекта: информационно – исследовательский.«Самое лучшее открытие для ребёнка то, что он делает с...

Конспект открытого НОД по формированию гигиенических навыков "Ай, лады,лады, лады, не боимся мы воды" ( 2 младшая группа)

Конспект открытого НОД по формированию гигиенических навыков «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды» (2 младшая группа)Наталья Тупицына Конспект открытого занятия по формированию гигиенических ...

Методический проект "Ой, лады, лады..."

Краткосрочный проект  для детей 2 младшей группы...

Ай лады лады лады

Конспект по развитию речи...

Кружковая работа в младшей группе «Ай лады, лады, лады» по устному народному творчеству

laquo;Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможности выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды »

Формировать  у детей  навыки личной гигиены, учить детей процессу умывания, соблюдению последовательности действий, активизировать словарь детей словами: мыло, полотенце, расческа...