Выступление «Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте».
методическая разработка (младшая группа)

«Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oborudovanie_dlya_igr.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы: «Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр в младшем возрасте».

Доклад  на педагогическом совете

 Воспитателя Шешуновой О.В.

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет):

В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

Задачи воспитателя:

       в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;

       развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;

       развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями;

       развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.

Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны (см. приложение 2)

Вторая младшая группа:

Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.  Задачи воспитателя:

способствовать возникновению игр на темы наблюдений из
окружающей жизни, литературных произведений;

            в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;

           в  совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку;

             поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;

  учить детей использовать в играх строительный материал.

Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются (см. приложение 3 )

Средняя группа:

Задачи воспитателя: 

             в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей,
совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;

учить детей готовить обстановку для игры — подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;

развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;

развивать умение использовать предметы-заместители.

В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей.

Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др. (см. приложение 4)

Приложение 2

Обоорудование для группы раннего развития (2-3 года)

Спальня

  • кроватки разных размеров (до 5 штук)
  • для кроватки — постельные принадлежности (одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, матрац, подушка - до 5 наборов)
  • коляски (до 5 штук)
  • куклы-младенцы в конвертах (до 4 штук)
  • шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол-мальчиков и кукол-девочек, наборы зимней и летней одежды для кукол

      Столовая

  • стол (до 2 штук)
  • стулья (до 8 штук)
  • кресла и диванчик
  • наборы чайной и столовой посуды
  • телефон со звонком
  • Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Достаточно подробно, они описаны в работах Д. Б. Эльконина. Условно все сюжеты делятся на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д.), производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и д. р., т. е. игры, отражающие профессиональный труд людей), общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).

Ванная

  • ванночка для купания кукол
  • тазик для стирки
  • веревка для белья и прищепки

Магазин продуктов

  • маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т.п.) — чисто промытые, из пластика или картона
  • игровые наборы пластмассовых игрушек — овощей или фруктов (восковые муляжи лучше не использовать)
  • таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд - супов, компотов, каш, мясных блюд
  • возможно, кассовый аппарат
  • сумочки, корзиночки разные

«Парикмахерская»

  • зеркало
  • расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластика или линолеума

Рядом с парикмахерской обычно располагается «Уголок ряжения»

Готовые игровые зоны необходимы для того, чтобы побуждать детей к игре, подталкивать их к совершению различных игровых действий. Эти игры будут еще однообразными, дети будут вновь и вновь возвращаться к привычному сюжету.

Воспитатель показывает детям, как использовать в игре предметы-заместители: кубик — хлеб, маленький кирпичик — кусочек мыла, палочка-градусник. Поэтому нам необходим специальный короб (лоток, коробочка, небольшой ящик) с предметами-заместителями.

Зона конструирования

  • большой конструктор-строитель деревянный
  • настольные строительные наборы из дерена
  • крупные пластмассовые конструкторы (типа «Элтик»)
  • небольшие игрушки для обыгрывания построек

Транспортные игрушки и двигатели

  • автомобили грузовые (не менее 4 шт.)
  • автомобили легковые (не менее 4 шт.)
  • автобусы
  • паровозы (электровозы) с вагончиками;
  • лодочки
  • самолеты
  • крупные игрушки-двигатели

Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных

Приложение 3

Оборудование для второй младшей группы

Для игры «Семья»

Куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы и конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов. Кукольная одежда может помешаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных на стеллажи. Каждый такой лоток имеет свое условное обозначение: например, на коробку с постельным бельем можно поместить изображение кроватки; на коробку с зимней одеждой - изображение зимней шубы или шапки и снежинку и т.п.

 Оборудование для игр с куклами

  • постельные принадлежности (до 5 комплектов)
  • мебель для кукол (столы, стулья, кровати разных размеров)
  • коляски, санки и качели для кукол
  • стиральные наборы
  • утюги
  • телефон со звонком
  • наборы кукольной посуды — кухонной, столовой и чайной;
    посуду тоже не обязательно помешать в отдельный шкаф или
    красиво расставлять на полках, заведите для нее отдельные
    красивые коробки

Зона для игры в «Магазин»

  • прилавок или витрина
  • несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком; молочные продукты,
    овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары
  • кассовый аппарат
  • сумочки разные

Зона для игры в «Больницу»: здесь содержатся игрушечные атрибуты из пластика — банки, стетоскоп, шпатели, градусники. Во второй младшей группе не должно быть баночек или коробок от таблеток.

«Парикмахерская»: зеркало, различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера от духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.

Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных
разного размера, сделанные из разных материалов.

Транспортные игрушки: автомобили легковые и грузовые, автобусы, электровозы (паровозы) с вагонами, лодочки и катера разных размеров, самолеты, вертолеты.

Игровые строительные наборы,предметы-заместители.

Приложение 4

Оборудование для средней группы

Куклы и все атрибуты для игры в кукол

  • наборы одежды и обуви
  • мебель для кукол - столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки
  • коляски, сапки и качели для кукол

Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.

  • Игровая зона «Магазин»
  • Прилавок
  • «Продуктовый магазин»: в корзинках или на лотках — раз личные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные на боры овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Необходимо обратить внимание па размеры атрибутов — они должны быть небольшими. Можно сделать несколько магазинов — «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.
  • «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке.
  •  «Магазин игрушек»

         Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.

            Игровая зона «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды,
самодельные журналы мод. Здесь же может стоять небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов. Например, из кубика делается стол для кукол, он накрывается лоскутком — скатертью.

          Игровая зона «Больница» или «Аптека»: обратите внимание
на то, что ни в коем случае в атрибутах
не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки.           Игровая зона «Транспорт»; грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с
изображением разных видов транспорта.

          Игрушки-животные: наборы домашних животных и диких
животных средней полосы России, сделанные из разных материалов и разного размера.

         Зона конструирования: большой напольный конструктор-
строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке (лотке, сундучке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность по формированию навыков сюжетно-ролевой игры" в группе младшего возраста

Цель проекта: Обучение детей младшего возраста элементам сюжетно- ролевых игр.Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, прачки...

"Проектная деятельность по формированию навыков сюжетно-ролевой игры" в группе младшего возраста

учить детей играть в сюжетно -ролевые иргы...Больница, Прачечная .Магазин....

Выступление на семинаре для педагогов "Использование маркеров игрового пространства в развитии сюжетно- ролевой игры детей среднего дошкольного возраста"

Воспитатель делится опытом с педагогами о том, какие маркеры применяет в работе с детьми среднего возраста, как они помогают в развитии игровой деятельности детей....

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.Задачи воспитателя:1.в совместной с детьми игре учить детей действовать с ...

Сообщение из опыта работы «Оборудование для развития сюжетно – ролевых игр детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Оборудование для развития сюжетно – ролевых игр  детей старшего дошкольного возраста»...

Отчет на педсовете. Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с профессией «Шофер»

Закрепить ранее полученные знания о труде шофера, знакомить с различными видами транспорта; обогащать словарь, развивать речь; способствовать развитию умения играть по собственному замыслу, стимулиров...

Презентация на тему: "Роль педагога в развитии сюжетно-ролевой игры для детей младшего дошкольного возраста"

Презентация по обмену опытом для педагогов и родителей.Сюжетно ролевая игра – привлекательная для ребенка деятельность, в которой формируется и совершенствуется самоуправление поведением....