Консультация для воспитателей "Методы и приёмы развития связной речи"
консультация

Массалитина Татьяна Сандроевна

В данном материале есть описание нетрадиционных методов и приёмов развития связной речи у дошкольников.  Указанные методы использую сама. С уверенностью могу сказать,что они все весьма эффективны. Очень нравятся детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                         МБДОУ «ЦРР – детский сад № 176»

    Консультация для воспитателей на тему:

«Методы и приёмы развития связной речи у дошкольников».

                                                    Подготовила воспитатель: Массалитина Т. С.

       

                                                        2019 г.

       Учить ребёнка рассказывать – значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь развивается в единстве с формированием мышления. В дошкольном возрасте в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь ребёнка. Однако, мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. Развитие связной речи ребёнка – дошкольника осуществляется в повседневной жизни, а также на занятиях. В группе систематически должны проводиться занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни: наблюдениями, играми, трудом, чтением и т.д.

     Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи. С возрастом ребёнка совершенствуется его мыслительная деятельность. Ребёнок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.

      Постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие ребёнка: он всё совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно – познавательной деятельности. Обучая ребёнка рассказыванию, педагог должен помогать ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи – лексическую, грамматическую, фонематическую.

                  Перед педагогом ставятся следующие задачи:

  1. Учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое.
  2. Рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы.
  3. Приучать рассказывать не торопясь, помогать им находить нужные слова.
  4. Поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств.
  5. Развивать образную речь.

   В младших группах нет специального раздела об обучении рассказыванию. В средних, старших и подготовительных группах на занятиях используются различные предметы, игрушки, картинки. В этом возрасте дети начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а со старшей группы – по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной группе проводятся занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет.

       Рассказы ребёнка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполненных трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д.    Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

       В процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов: фактические, творческие.

        К фактическим относятся рассказы по восприятию, по памяти (на темы из личного опыта).

        К творческим относятся рассказы, которые создаются при активной работе воображения. Однако, и здесь используются реалистические темы:  ребёнок может придумывать события или действия вымышленного героя, но при этом придерживаться жизненной достоверности. В старшем дошкольном возрасте дети сами пробуют придумывать сказки.  

        По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, предметные картинки, растения. Рассказы – описания составляются детьми при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Описательный рассказ может быть развёрнут на материале образов памяти – ребёнок припоминает то, что наблюдал раньше и по воспоминаниям даёт описание вещи, игрушки и т.д.

      При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. В простейшей форме дети передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица.

      Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер:

 а) на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия;

б) на других – составляют рассказы на темы из личного опыта (т.е. на материале образов памяти);

в) на третьих – придумывают сказки и рассказы на предложенный с опорой на образы воображения.

     Овладение педагогом методами и приёмами обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию связной речи дошкольников.

                             Приёмы, используемые педагогом:

Объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности, указания, повторения. Кроме традиционных методов развития речи, существуют и нетрадиционные методы обучения рассказыванию. Вот несколько методов, которые я использую в своей работе:

     Первый метод, который весьма благоприятен для формирования синтаксической структуры детских высказываний так называемая «ситуация письменной речи», когда ребёнок диктует своё сочинение, а воспитатель записывает. Пока воспитатель записывает, у ребёнка замедляется темп речи, что даёт ему возможность более правильно оформить свою речь.

   Действенным методом развития речи является дидактическая игра «Кто я?». Один из детей подносит к лицу картинку с выемкой для лица, а группа детей описывает то, что на ней нарисовано. Далее кто-то один делает рассказ – обобщение всех высказанных слов. Ребёнок с картинкой по этому рассказу отгадывает, кто же он.  

    «Озвучь сказку» - также нетрадиционный метод (ребёнку даются несколько кадров-картинок из сказки, по которым он воспроизводит содержание сказки).

   «Что там, за узорчатым окном?» - ещё один нетрадиционный метод развития связной речи (ребёнок описывает всё, что нарисовано в окошке).

     «Кривая дорога» Д. Биссета также способствует развитию связной речи у дошкольников.

      Для развития монологической речи можно использовать серии сюжетных картинок, где первая картинка открыта, а все остальные закрыты. По первой картинке составляется рассказ, затем открывается вторая картинка и снова предлагается составление рассказа. В конце дети дают название рассказу. Этот приём помогает развивать воображение, умение предвидеть дальнейший ход событий, действий персонажей, изображённых на первой картинке.

     Проводя занятия, педагог должен находить более эффективные варианты, сочетания различных методов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»...

Наглядное моделирование, как приём развития связной речи дошкольника (обучение рассказыванию).

В данной статье рассматриваются вопросы использования современных технологий (моделирования и скрайбинга) в речевом развитии детей....

Мастер- класс на тему: «Нетрадиционные приёмы развития связной речи у детей»

Мастер - классна тему: «Нетрадиционные приёмыразвития связной речи у детей»...

Консультация для педагогов: "Нетрадиционные методы и приёмы развития связной речи у детей"

связная речь является основной для деятельности  современного ребёнка, так как в её основе лежит понимание детьми друг друга....

Методы и приёмы развития связной речи детей.

В настоящее время у детей дошкольного возраста развитая речь(образная, с использованием синонимов, антонимов, речевых оборотов и т.п.) - явление редкое. Но требования к школьникам возросли. Предлагаю ...

6 приёмов развития связной речи

6 приёмов развития связной речи...