Главные вкладки

    «Нетрадиционные формы работы с детьми раннего дошкольного возраста и их родителями в ДОУ»
    статья (младшая группа)

    Заболотских Ольга Владимировна

    В статье  http://narodjournal-preemstvennost.ru/  предложены нетрадиционные формы работы с детьми раннего дошкольного возраста и их родителями.  В статье указаны праздники и развлечения с детьми раннего дошкольного возраста, которые не входят в основную образовательную программу. А также краткое описание работы с детьми и их родителями по подготовке к данным мероприятиям.

    Данная работа будет интересна педагогам, которые работают с детьми раннего дошкольного возраста.

     

     

    Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие  -  это актуальный вопрос на сегодняшний день. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.

    Работа с родителями на сегодняшний день является одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия ДОУ с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Сегодня необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение инновационных технологий    активного включения родителей в жизнь ДОУ.

    Общение педагогов с родителями,  их совместная работа была и остается первостепенным и важным вопросом, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

    Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

    Для этого  необходимо в своей работе  использовать нетрадиционные формы общения с родителями, которые направлены на  установление  неформального общения. 

    В нашем МБДОУ ДС №1  педагогами уделяется большое внимание познавательно – речевому развитию  детей. Педагогический коллектив работает с детьми раннего возраста (возраст детей от одного года до трех лет), используя различные творческие инновационные технологии и нетрадиционные формы работы с детьми и родителями ДОУ.

    Учитывая требования ФГОС, региональный компонент, приоритетное направление и  потребности дошкольного образовательного учреждения, программу «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, основную образовательную программу ДОУ, изучение парциальных программ «Ладушки», авторов Новоскольцевой И., Каплуновой И., педагогическим коллективом ДОУ было выбрано инновационное направление: нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста и их семьями.

    Основная Программа  «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Веракса предусматривает для детей раннего возраста с 1,0 – 3 ,0 проведение  календарных праздников по временам года.

    Большую роль в развитии познавательного интереса малышей оказывают праздники, тематические развлечения, с участием родителей которые не предусмотрены основной образовательной программой. Поэтому мы решили уделить особое внимание досуговой форме работы с детьми и родителями.

    Цель: привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе, используя  нетрадиционные формы работы.

    Задачи:

    1. Развивать познавательные и творческие способности воспитанников.
    2. Создать условия для взаимодействия, с родителями используя нетрадиционные формы работы.
    3. Установить теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а так же более доверительные отношения между родителями и детьми.
    4. Создать эмоциональный комфорт в группе, тем самым повысить престиж ДОУ.
    5. Воспитывать в сердцах детей любовь, гордость, потребность общаться.

    Тематические праздники и развлечения с детьми раннего дошкольного возраста.

    1.  « В гостях  у елочки». Самый любимый праздник для детей – Новый год. Мы готовимся к нему заранее. Придумываем подарки для детей. Вместе с детьми на занятиях изготавливаем гирлянды и игрушки  для украшения группы. Учим стихи, песни, танцы к новогоднему празднику. В совместной деятельности с детьми читали художественную литературу, проводили беседы, рассматривали иллюстрации на новогоднюю тему.  Для привлечения родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада мы организовали тематическое развлечение «Скоро праздник Новый год!».( Фото 1)

    Родители вместе  с детьми на данном мероприятии наряжали елочку, водили хороводы и пели новогодние песни. На празднике у детей и родителей было радостное новогоднее настроение. Все участники образовательного процесса остались очень довольны совместным праздником, дети украшенной елочкой и сладким подарком, родители общением с детьми и педагогами, педагоги  проведенным праздником и позитивной эмоциональной атмосферой, которая сложилась в группе. Данное мероприятие помогло нашим родителям сблизиться друг с другом.

    1. В нашем ДОУ  сложилась традиция проводить тематические развлечения  для пап, дедушек, на которых дети  с 2,0 – 3,0 лет читают стихи, поют доступные для их возраста песенки, исполняют пляску « Яблочко»,  играют в игры, дарят подарки папам, дедушкам. Предварительная работа проводится воспитателем  в группе, которая  знакомит  детей с доступными для них различными воинскими званиями, рассказывая и показывая иллюстрации. В группе дети рассматривают детали военной формы, атрибуты, военную технику, приносят из дома свои игрушки: танки, военные машины. (Фото 2)

    Родители вместе с детьми изготавливают поздравительные семейные газеты о папах и дедушках. Этим мероприятием пытались привить детям патриотические чувства, пытались объяснить, что мальчики  не только защитники отечества, но защитники своих родных и близких.

    1. Каждый год в марте мы отмечаем праздник 8 Марта, на который мы приглашаем мам и бабушек.  Мама – это источник жизни, основа семьи. Поэтому отношение к матери необходимо воспитывать с первых дней жизни. Данное мероприятие направлено на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку, пополнение знаний о праздники 8 марта. Этот праздник также требует  большой предварительной подготовки:
    • Проводились беседы с детьми о предстоящем  празднике « Что за праздник 8 марта», просмотр иллюстраций о маме, профессиях, о весне).
    • Читали с детьми художественную литературу о маме, бабушке.
    • Занимались продуктивной деятельностью: рисование «Цветы для мамы», лепка  «Веточка мимозы для мамы», коллективная аппликация «С праздником любимые мамочки!»
    • Разучивали стихи, песни, танцы.
    • Изготовили подарочные  открытки для мамы.

    На самом празднике дети читали для мам и бабушек стихи, пели и танцевали вместе с ними, а также с удовольствием играли в различные игры. Особенно  малышам понравилась игра «Наряди маму». В результате в группе установились теплые, доверительные, неформальные отношения, эмоциональные контакты между педагогами, родителями и детьми. Родители стали более открытыми для общения. (Фото 3 )

    1. В нашем детском саду особое внимание уделяется безопасности детей на улицах и дорогах города. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста.

    С элементарными правилами дорожной безопасности, светофором, пешеходным переходом – зеброй знакомим малышей  на тематической неделе  «Безопасность   малышей», итогом которой является музыкальное развлечение «Дорожная азбука для малышей».

    Данное мероприятие также требует большой подготовки со стороны педагога. С детьми проводились:

    • беседы «Мой друг – светофор», «Осторожно дорога»,
    • чтение художественной литературы, заучивание стихотворений на данную тему,
    • делали аппликацию «Светофор», рисовали пешеходную дорожку.

    Главная цель работы педагога по профилактике детского дорожного травматизма – создать условия для взаимодействия работы ДОУ и семьи, направленное на усвоение и закрепление знаний детей  и их родителей правил дорожного движения.

    На информационных стендах для родителей размещены памятки «Правила перевозки детей в автомобиле», папка – передвижка «Правила дорожного движения  в стихах».

    На музыкальном развлечении «Дорожная азбука для малышей», дети собирали макет светофора, пели песни,  играли в подвижную игру «Перейди дорогу», читали стихи о светофоре, учили зайку правильно переходить дорогу.

    В ходе тематической недели мы максимально использовали авторитет семьи в усвоении детьми не только правил,  но и навыков безопасного поведения на улице. (Фото 4)

    1.  Совместно с воспитателем проводим тематическое развлечение ко Дню  Победы, на котором вместе с детьми играем в военные игры: помогаем перевязать «воина», играем с детской военной техникой, поём и исполняем различные пляски. Родители помогли оформить в детском саду «Бессмертный полк» (Фото 5 )
    2. Заключительным праздником в ДОУ  является  выпуск малышей в детский сад. Это событие знакомит детей с явлениями общественной жизни.  Воспитатель заранее знакомит малышей с  тем,  что они уже подросли и пойдут скоро в садик. Этот праздник требует большой подготовки. Родители оказывают помощь в  праздничном оформлении музыкального зала. На празднике  дети  показывают родителям концерт: читают стихи, поют песни, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах, совместно с родителями участвуют в  различных играх. (Фото6 )

    Музыкальный руководитель  работает с родителями в тесном сотрудничестве через  следующие формы работы:

    • Анкетирование
    • Консультации письменные
    • Беседы – консультации
    • Родительские собрания
    • Стенды для родителей  (знакомые песенки  для заучивания вместе с детьми)
    • Открытые просмотры

    В результате систематической, последовательной работы  по использованию нетрадиционной технологии у детей:

    1. сформировались  знания  об окружающем мире, народных традициях, праздниках  и явлениях общественной жизни.
    2. воспитание нравственно – патриотических чувств и приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к близким и родным людям;
    3. развились музыкальные способности, сформировалась двигательная активность, певческие навыки.
    4. улучшились   коммуникативные способности (стали более раскрепощёнными, активными).
    5. установился эмоциональный комфорт в группе между  всеми участниками образовательного процесса.

    У воспитателей:

    1. повысился  профессиональному росту воспитателей и специалистов ДОУ.
    2. получили нетрадиционный опыт работы с детьми, используя инновационные технологии.
    3. приобрели опыт в проведении нетрадиционных праздников и развлечений с детьми раннего дошкольного возраста и   изготовлении дидактического  и практического наглядного материала.
    4. освоили опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями

    У родителей:

    1. повысился интерес, отзывчивость, взаимопонимание  и компетентность  в вопросах  воспитания и развития детей.
    2. повысилась психолого-  педагогическая культура родителей.
    3. родители стали активными участниками педагогического процесса в ДОУ, непременными помощниками педагогам и научились взаимодействовать друг с другом.

    В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

     

    Список литературы:

     

    1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.
    1. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
    1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/23/netraditsionnye-formy-raboty-s-roditelyami
    2. Е.В.Шитова. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Издательство: Учитель, 2015

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОЛЬКЛОР – ОДИН ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЗАЛОГ БЛАГОПОЛУЧНОЙ АДАПТАЦИИ

    Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация вк...

    Методическая разработка "Нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей дошкольного возраста"

    В методической разработке  представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей. Материал предназначен для педагогов, воспитанников и родителей ДОУ. С помощью этих упражнений не только ...

    Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста.

    Коллеги, сдесь вы узнаете о моем опыте работы. Я с удовольствием с вами поделюсь....

    Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с детьми раннего дошкольного возраста и их родителями в ДОУ»

    Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.Трудно растить детей в сложном современном мире,  в условиях, когда боль...

    Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста по художественно- эстетическому развитию.

    laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...