Консультация для воспитателей "Организация и проведение прогулок"
учебно-методический материал

В материале разбирается структура прогулки, которую обязаны соблюдать воспитатели в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛОК
консультация для воспитателей

старший воспитатель Аджи А.В.

        Прогулка — один из видов образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах. Во время прогулки, равно как и во всех других видах образовательной деятельности реализуется основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 22», разработанная с учетом примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года Минобрнаук РФ) нас знакомит с пятью образовательными областями, в рамках которых мы проводим образовательную деятельность, реализуем Программу. Это следующие образовательные области:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Физическое развитие.

        Организация любого вида образовательной деятельности в рамках Программы проходит через все образовательные области.

Во время пребывания детей на свежем воздухе не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития.

Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3-4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом образовательной деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и способствует восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит  закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка ФГОС на развитие в детях способности и мотивации к различным видам детской деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • трудовая;
  • познавательно-исследовательская;
  • продуктивная;
  • музыкально-художественная;
  • чтение художественной литературы.

Прогулка представляет собой комплекс различных видов детской деятельности. Их все можно использовать на прогулке в различных сочетаниях, в зависимости и от того, какой вид деятельности был до прогулки, и какой вид деятельности последует после прогулки.

Задачи прогулки:

  • Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, познавательную активность воспитанников;

- развивать мыслительные способности детей (установление причинно-следственных связей, анализ, самостоятельные выводы);

- формировать коммуникативные навыки  в отношениях со взрослыми и сверстниками во время совместной игровой,  продуктивной, трудовой деятельности;

- способствовать художественно-эстетическому развитию детей;

- развивать речь детей (пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы, общественной жизни, окружения);

- повышать уровень физической подготовленности;

- оптимизировать двигательную активность;

- создать положительный эмоциональный фон.

  • Обучающие:

- расширять знания об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире;

- расширять знания о необходимости ведения здорового образа жизни (польза занятий спортом, употребления правильной, здоровой пищи, свежего воздуха, закаливания);

  • Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать чувство любви к родному краю;

- воспитывать личностные качества: чувство коллективизма, партнерства, сопереживания.

Структура прогулки:

1. Наблюдения

2. Подвижные игры

3. Индивидуальная работа

4. Труд детей на участке

5. Самостоятельная игровая деятельность

        Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, а затем — наблюдения. Если до прогулки  было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

1. Наблюдения

Большое место на прогулке отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и явлениями общественной жизни. Наблюдения можно проводить как с целой группой детей, так и подгруппам, а также с отдельными детьми (в качестве индивидуальной работы).

В младшем возрасте наблюдения занимают не более 7-10 минут, они должны быть яркими, интересными, с введением сказочного персонажа, сюрпризного момента.

В старшем возрасте наблюдения занимают от 15 до 20 минут. Проводятся ежедневно. Каждый день выбирается разный объект. Сопровождаются опытами и экспериментами, квест-игрой, проектной деятельностью, фотосессией, фиксацией в специальном журнале наблюдений, который ярко оформляется вместе с детьми.

Объекты наблюдения:

  • живая природа: растения и животные;
  • неживая природа: сезонные изменения, различные явления природы (дождь, снег, ручьи, иней, туман, облака, ветер и т. д.);
  • труд взрослых (дворник, шофер, строитель);
  • окружающая действительность (транспорт, приезжающий к детскому саду; одежда людей (в соответствии с сезоном); куда и зачем спешат люди (предположения детей) и т. д.

Виды наблюдения:

  • кратковременные (о свойствах, качествах предмета или явления: форма. Величина, цвет, пространственное расположение предмета (справа, слева на, над, внутри, около, вдали); размер, характер поверхности; при ознакомлении с животными (повадки, характерные движения, издаваемые звуки (слова-звукоподражания);
  • длительные наблюдения (для накопления знаний о росте и развитии растений, животных, о сезонных изменениях в природе. Дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше, фиксируют в журнале наблюдений (проращивание семян подсолнечника; распускание веточки тополя, поставленной в воду).

Последовательность наблюдений:

  • устанавливаются факты;
  • формируются связи между частями объекта;
  • идет накопление представлений у детей;
  • проводятся сопоставления;
  • делаются выводы и устанавливаются связи между проводимыми сейчас наблюдениями и проведенными ранее.

Окружающая жизнь и природа дает возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

2.Подвижные игры

Им отводится ведущее место на прогулке. Во время их проведения развиваются основные движения, снимается умственное напряжением от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор подвижных игр зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни рекомендуется начинать прогулку с  игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые, весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть также широко использованы бессюжетные народные игры с предметами; а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке:

  • в младших  группах — 6-10 минут;
  • в средних группах — 10-15 минут;
  • в старших  и подготовительных группах — 20-25 минут.

На вечерней прогулке:

  • в младших и средних группах — 10-15 минут;
  • в старших и подготовительных группах — 12-15 минут.

Ежемесячно разучиваются 2-3 подвижных игры (повторяются в течение месяца и закрепляются, если они понравились детям, в течение года).

В младших группах рекомендуются игры с текстом, с персонажем, с использованием масок, диадемок, цветных сигнальных ориентиров (подражание действиям воспитателя). Из игр малой подвижности — пальчиковые и хороводные игры, логоритмика (музыкальные игры).

В средних группах воспитатель может поручить роль водящего ребенку, который способен справиться с этим заданием.

В старших и подготовительных группах — наряду с подвижными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. В играх также широко используются атрибуты (эстафетная палочка, ленты-для ловишек, сигнальные ориентиры, обручи, кегли и др.).

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движения. Особое внимание уделяется детям со сниженной подвижностью, малоинициативным, которых следует вовлекать в подвижные игры.

3. Индивидуальная работа

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми (для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнения в равновесии; для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через препятствия. То есть, закрепление основных движений, отрабатываемых на  занятиях по физической культуре (для этого воспитатель должен их посещать и знать структуру физкультурного занятия).

Не следует проводить игры с высоким уровнем интенсивности движений в конце утренней прогулке, перед уходом с участка, так как дети в этом случае  становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на организации дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной сниженного аппетита.

4. Труд детей на участке

Посильная трудовая деятельность детей на участке включает в себя: уход за растениями (полив, прополка, посадка), соблюдение чистоты на участке (уборка веточек, сухих листьев) , подкормка птиц в зимний период, сбор семян в осенний период, расчистка дорожек от снега зимой. Это несложные задания для детей. Важно, чтобы воспитатель замечал и обосновывал их значимость и необходимость и прививал уважение к труду взрослых (дворник убирал, у нас должно быть чисто, нельзя бросать бумажки от конфет, сыпать песок на дорожки, убирать игрушки).

5. Самостоятельная игровая деятельность

Дети в перерывах между обязательными элементами структуры прогулки занимаются самостоятельной игровой деятельностью (они сами ее организуют). И то, как они ее организуют, будет зависеть от того, как воспитатель научил их это делать. Будут ли они бездумно носиться по площадке, бросать друг в друга камни и палки, разрушать постройки из песка, сделанные другими детьми, или они организуют игру, по образу и подобию той, которой их ранее научил педагог.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются спортивные праздники, музыкальные праздники, музыкально-театрализованные представления и спортивные развлечения, квест игры, путешествия по экологической тропе и т. д.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Приводят в порядок свой участок. Перед входом в помещение — обязательно вытирают ноги. Раздеваются, аккуратно складывают свои вещи в шкафчики, переобуваются, совершают гигиенические процедуры и в группе, перед приемом пищи.

         

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Профилактика травматизма при проведении прогулок-походов за пределы детского сада"

Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма, особенно за пределы детского сада....

Консультация "Организация и методика проведения прогулок в ДОО"

Консультация для педагогов "Организация и содержание прогулок в ДОО"...

Консультация для педагогов «Особенности проведения прогулок в теплое время года с детьми ОВЗ»

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей с ОВЗ в ДОУ.                                ...

Консультация для воспитателей «Особенности проведения прогулок в теплое время года»

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сн...