Проект Моя семья
проект (старшая, подготовительная группа)

 Антипина Елена Михайловна

Удовлетворение особых образовательных потребностей детей и  формирование духовно – нравственного самосознания воспитанников и их родителей через участие в проекте. Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект « Моя семья»

  Антипина Елена Михайловна

  учитель – логопед

МБДОУ  «Детский сад

 «Золотой ключик»

2019

Введение

«В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизни ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ - родительский дом!»

Д. Тараданова

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать правильную функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Особенностями дошкольного детства, обладающего  самоценностью и собственной логикой развития, являются: интенсивное созревание организма и формирование психики; сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие в онтогенезе, и от того, в каких условиях будет развиваться ребенок, насколько ему помогут взрослые, зависит его будущее.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Актуальность

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник и гражданин, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укрепление родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в дошкольной организации, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Правильно организованное духовно -  нравственное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, имеют решающее значение в становлении основ личности

Целеполагание

Согласно целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, обозначенным в ФГОС ДО, «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,… обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками,…подчиняется правилам и социальным нормам…»

Таким образом, мною определена основная цель проекта - удовлетворение особых образовательных потребностей детей и  формирование духовно – нравственного самосознания воспитанников и их родителей через участие в проекте. Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей. 

Реализация проекта направлена на расширение определенных задач:

  • расширение  представления детей старшего дошкольного возраста о семье;
  • построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников;
  • улучшение детско – родительских отношений, способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
  • формирование духовного и нравственного сознания детей;
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса детей терминами родства, диалогического общения в процессе бесед, по итогам прочтения художественной литературы, просмотров мультфильмов и фильмов;
  • воспитание уважительного отношения ко всем членам семьи, уважение к труду взрослых;
  • создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижение целевых ориентиров дошкольного образования.

Срок реализации проекта –– сентябрь - ноябрь 2019 г.

Тип проекта: образовательно-творческий, краткосрочной, открытый, коллективный

I – этап  подготовительный,  

II – этап основной,

III – этап заключительный,

Основные мероприятия проекта

месяц

Этап работы

Содержание работы

Совместная деятельность педагогов с детьми

20-30 сентября

Подготовительный

Подготовка методического обеспечения проекта.

Изучение литературы, интернет – ресурсов.

Анкетирование воспитанников «Моя семья»

Подбор детской художественной литературы о семье,

Подбор мультфильмов и сказок о семье и  взаимопонимании;

Разработка Акций.

Сбор материала для поделок.

Разработка занятий и дидактических игр.

Создание презентаций по темам художественной литературы и бесед.

Сбор материала для поделок.

Подбор художественной литературы и музыкальных произведений.

Промежуточные результаты:  Проведение анкетирования; подбор художественной литературы и мультфильмов про семью. Разработка Акций. Сбор материала для поделок. Разработка занятий и дидактических игр. Разработка совместных операций с родителями.

Октябрь

ноябрь

Основной

Проведение мероприятия «Моя дружная семья»

Просмотр мультфильмов:

«Король — Лев», «101 долматинец», «Три котёнка», «Фикcики», «Серая шейка», Каникулы в Простоквашино», Фикcики», «Серая шейка»», «Кот Леопольд».

Чтение художественной литературы  Е. Кошевая – «Мой сын»,  сказка «Айога», «Кукушка», «Колосок», Л. Толстой «Сливы»,  А.Гайдар  «Голубая чашка»,

Е. Пермяк «Мамина работа», повести Э. Успенского «Гарантийные человечки»,  В. Сутеев  «Мешок яблок», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», В. Осеева «Просто старушка», Я Сегель «Как я был мамой»,  П. Воронько «Мальчик Помогай», Д.Габе «Моя семья»,  Е.  Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», Е. Пермяк «Мамина работа», В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?».

Беседа на темы: «Моя семья?», «Кто живёт в моей семье?», «Моя родословная», «Профессии моих родителей», «Я маленький помощник», «Семейные традиции», «семейное хобби».

Прослушивание песен: «Есть у меня любимый дед», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Папа может, папа может все что угодно», «Больше всех я люблю мамочку мою», «Мама первое слово», «На свете слова нет роднее и дороже», «Пусть всегда будет солнце», «Я у мамы умница», «Помошница», «Бабушка, бабушка, бабушка испеки оладушки», «Бабушка моя нежная обниму тебя бережно».

Инсценировки и сюжетные игры «Мы помощники», «Мамина профессия», «Мой папа работает…». «Мама приходит с работы..», «Выходной в нашей семье».

Акции: « Подарок маме и  бабушке», «Посади дерево», «Подарок ветерану труда».

Операция: «Посади дерево и сбереги его», «Экологический субботник».

Посещение  МБУ «Централизованная библиотечная система» Ядринского района  г.Ядрина,  

Встреча с детьми и родителями МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Ядрин, выступление в отделе ЗАГС Ядринской районной администрации на праздновании «Имя наречение».

Работа над лексико – грамматическим  строем речи в упражнениях «Назови ласково», «Хорошо плохо», «Составь предложение правильно», Подбери слово», «Я начну, а ты продолжи», «Наоборот», «Посчитай до пяти», «Оцени поступок», «Я не должен – я должен», «Секрет»,

Согласование

числительных с существительными игры:  «Доброе слово», «Куклу подарю», «Пожалуйста»,

« Что такое хорошо,  что такое плохо», «Разные поступки», «Добрые ладошки», «Волшебный стул».

Дидактические игры: «Оцени поступок», «Собери цветок», «Дополни фигуру», «Мишка», «Составь семью из картинок».

Упражнение

на развитие общей моторики, координации, развитие слухового и зрительного внимания Подвижные игры: «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Угадай мелодию», «Что звучит», «Найди такую же», «Чего не стало» и т.д. «Раз, два, три, четыре, пять».

Развитие связной речи: составление рассказов по серии сюжетных картин, описательных рассказов, пересказ сказок, заучивание маленьких стихов.

Обогащение  словарного запаса детей.

- инсценировки и сюжетные игры «Мы помощники», «Мамина профессия», «Мой папа работает…»

Промежуточные результаты: Проведение бесед, просмотр мультфильмов, прослушивание песен, чтение художественной литературы.

Посещение  МБУ «Централизованная библиотечная система» Ядринского района  г.Ядрина,  

Встреча с детьми и родителями МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Ядрин, выступление в отделе ЗАГС Ядринской районной администрации на праздновании «Имя наречение»

Проведение  Акции:  « Подарок маме и  бабушке», «Посади дерево», «Подарок ветерану труда». Операция: «Посади дерево и сбереги его», «Экологический субботник».

15-29

ноября

Заключительный

Подведение итогов проекта.   Создание альбома - « Кладец народной мудрости» - пословицы и поговорки о семье.

- проведение акций.

Организация фото - выставки  «Наши добрые дела», «Моя дружная семья», «Мой папа – солдат», «Моя мама маленькая», «Спорт и наша семья», «Моя семья – моя гордость», Моя бабушка – подружка».

Создание буклетов к акциям,  поздравительных открыток, сувениров  и поделок.

Совместная деятельность с родителями к проводимым операциям  «Бумажный бум» и т.д.

Рефлексия всех участников проекта (проведение  итогового анкетирования родителей и детей)

Игра-путешествие «Что мы знаем о семье»». Занятие с элементами тренинга «Поделись своей добротой». Викторина – игра «Моя дружная семья».

Ресурсное обеспечение

С целью реализации проекта было использовано следующее ресурсное обеспечение:

- мультимедийное оборудование,

- книжный фонд,

- посещение детской библиотеки г. Ядрина.

Ожидаемые результаты

Исходя из цели и задач проекта, в ходе реализации комплекса разработанных мероприятий я планирую получить:

- долгосрочные ожидаемые результаты:

- формирование духовно – нравственного воспитания в семье, сплочение воспитанников и их родителей,

- формирование у воспитанников духовно – нравственного сознания,

- формирование жизненно-необходимых универсальных качеств общей культуры личности, способствующих успешной адаптации детей в социуме;

- развитие эмоционально-образного восприятия мира, эстетического отношения к окружающей действительности на основе национальных культурных традиций.

- развитие связной речи, грамматической стороны речи, расширение активного и пассивного словаря.

- краткосрочные ожидаемые результаты:

- создание «Литературной копилки» - произведения детской художественной литературы о семье.

-  создание альбома « Кладец народной мудрости» - пословицы и поговорки о семье.

- проведение акций,

- создание фото – выставки «Наши добрые дела», «Моя дружная семья», «Мой папа – солдат», «Моя мама маленькая», «Спорт и наша семья», «Моя семья – моя гордость», Моя бабушка – подружка».

- создание книги «Наши добрые дела».

Участники проекта:

- дети 5-7 летнего возраста;

- учитель-логопед;

-  воспитатели;
- родители;

- социальные партнеры МБУ «Централизованная библиотечная система» Ядринского района  г.Ядрина,  МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Ядрин, Отдел ЗАГС Ядринской районной администрации.

Распространение результатов проекта

Презентация проекта на педагогическом совете дошкольной организации, на районном  методическом объединении.

Заключение

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утратить связь между поколениями. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг, а также совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

        Литература

  1. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. - 189с.
  2. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2011, №8.
  3. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.
  4. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011. - 289с.
  5. Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. - М,: Просвещение. - 2010. - 298с.
  6. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с
  7. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.
  8. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.
  9. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.
  10. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.
  11. Учимся общаться с ребенком./ Петровский В.А. и др. М.,2010. - 239с.

Интернет – ресурсы

  1. https://nsportal.ru/ 
  2. http://www.maam.ru/login 
  3. https://infourok.ru/statya-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnika-2667570.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Крепкая семья - здоровая семья"

В материале описывается  проект "Крепкая семья - здоровая семья", реализуемый в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми в 2013-2014 учебном году....

Презентация к Проекту «Моя семья, дом, детский сад»- ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ на примере нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши

ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши.Все хотят, что бы дети стали образованными, независимыми, целеустремленными. В первую очередь, таким примером должны быть сами родители....

Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»

Программное содержание:•    формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. •    воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...

Проект "Спортивная семья- здоровая семья"

Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры  в детском саду и дома....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья»   в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...

Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...