Конспект занятия "Моя родословная"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цветкова Елена Васильевна

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_moya_rodoslovnaya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по познавательному развитию в подготовительной группе

«Моя родословная»

Цель: Формировать представления о семье и  родственных отношениях.

Задачи: Образовательные: закреплять представления о родственных связях; формировать элементарные представления о том, что такое род , родословие; активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью  и обозначающими качества личности человека.

Развивающие: развивать у детей  умение правильно отвечать на поставленные вопросы, вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, воспитывать любовь и уважение к членам семьи; развивать чувство гордости за свою семью и предков.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; чтение художественной литературы.

Словарная работа: семья, родственники, род, родословная, генеалогическое дерево.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель:
- Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки.
Потрите их друг о дружку.
Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Воспитатель:
-Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает, солнышко встает.
Мы собираемся, В добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

- Ой, ребята, за дверью кто-то плачет. Посмотрим, что там случилось! (Заносят в группу игрушку – зайчика)

- Ребята, это Зайчик. Почему ты такой грустный? Что с тобой случилось?

- Он убежал от родителей и потерялся, и не знает, что делать.

- Ребята, давайте поможем Зайчику. Как вы думаете, что надо делать, если кто-то потерялся.

-Зайчишка, не переживай, расскажи кто твои родители, как их зовут, а мы их найдем… Он говорит, что маму зовут – мама, а папу, папа. Зайчик, а ты больше ничего про себя не знаешь? Что делать, как помочь Зайчику?

(Дети решают, как можно помочь)

- Зайчик оставайся с нами. Мы с ребятами расскажем тебе, что должны знать дети, чтобы в трудной ситуации быстро найти своих родителей.

Каждый ребенок должен знать, как зовут членов его семьи, где он живет.

  1. Основная часть

- Послушайте стихотворение.

Что такое семья?

Что такое семья? Вам скажу по секрету —
Это папа и мама всех дороже на свете!

Это с ними прогулки, поездки на море,
Это брат и сестра, та с которой я в ссоре.

Это бабушка с дедом, пирожки и конфеты,
Но конечно люблю их я совсем не за это!

Что такое семья? Вот оно мое счастье!
Где я нужен всегда, где добро и участие,

Где меня понимают, ждут в любую погоду.
Вас люблю я сильней с каждым днем год за годом!

- О чем оно?

- Давайте поговорим о семье. Что такое семья?

Семья – группа живущих вместе родственников. Семья – это любящие, заботливые родители и их дети, это люди, которые помогают, уважают друг друга.

-А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Мама для бабушки и дедушки?

Папа для бабушки и дедушки?

Девочка для мальчика в семье кто?

Мальчик для девочки в семье кто?

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

- А кто же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и других родственниках.

Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, умная, нежная.

Папа – умный, строгий, сильный, заботливый.

Бабушка – отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка – старый, мудрый, седой.

Брат – сильный, маленький, большой, старший, младший.

Сестра – веселая, непоседливая, маленькая, большая, старшая, младшая.

Дети рассказывают, как зовут их родителей, называют адрес.

-Давайте спросим у Зайчика, понял ли он, что ему нужно знать.

- Ребята, давайте поиграем в пальчиковую игру «Семья»

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – папочка.

Ну, а этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

(массируем каждый пальчик)

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью , весною,

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Воспитатель:

- В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков.

Предки – это наши родные, которые жили до нас, раньше нас. Мы их потомки, мы живем потом, после них.

- С давних времен существовал обычай вести свою родословную.

Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи.

- Как вы думаете, с кого следует начать родословную?

- Почему нужно начать с дедушки и бабушки?

- У нас на столе лежат колечки.

Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо – это …(дедушка и бабушка). Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)

Это кольцо – дети, т.е. вы. Следующее – это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?

Дети: пирамидка.

- По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева.

(Показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.)

И так, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом»

- Если всерьез заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия. Каждая семья имеет свою историю. Легко ли составить родословную своей семьи? Это очень трудно .Многие из вас вместе с родителями сделали генеалогические древа.

Воспитатель предлагает послушать рассказы детей о родословной их семьи.

(выступления детей)

Итог:

- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на занятии?

- Кто является вашими родственниками?

- Как надо относиться к родителям, бабушкам, дедушкам?

- Вам было интересно изучить свои корни?

- Возникло ли у вас желание дальше изучать  родословную своей семьи?

Рефлексивный момент.

- Ребята, вам понравилось наше занятие? Если было интересно, прикрепите голубые снежинки на доску, если не понравилось, то белые снежинки.

Ребята, Зайчик говорит, что к нам пришла настоящая зима: как много снежинок у нас на доске!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия «Родословная — русская народная традиция»

Конспект занятия  к совету  педагогов на тему  русских  традиций....

Конспект занятия "Родословная моей семьи"

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....

Конспект занятия «Родословная - старинная русская традиция»

Задачи:1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;3)Воспитывать любов...

Конспект НОД «Родословная – старинная русская традиция»

- закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях;- формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная;- о происхождении фамилий, о традициях и обычаях;- развивать по...

конспект НОД Родословная - старинная русская традиция

- закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях;- формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная;- о происхождении фамилий, о традициях и обычаях;- развивать по...