Конспект занятия «Родословная - старинная русская традиция»
план-конспект занятия (старшая группа)

Белокаменцева Марина Леонидовна

Задачи:

1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;

2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;

3)Воспитывать любовь и уважение к членам своей  семьи, родным, родственникам, предкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rodoslovnayabelokamentseva_m.l.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 62



Конспект занятия
«Родословная - старинная

русская традиция»


Составила:воспитатель

 Белокаменцева Марина Леонидовна

Новочеркасск

2021 г.

Задачи:

1)Закреплять имеющие знания о родственных отношений;

2)Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;

3)Воспитывать любовь и уважение к членам своей  семьи, родным, родственникам, предкам.

Демонстрационный материал:

-рисунки из серии «Славянская семья»-«Кузнец», «Славянская семья».


Предварительная работа:

-повторение терминов родства (бабушка, дедушка, мать, отец, племянник, сын, внук, дочь, муж, жена), ласковых, уважительных старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. (Показывает рисунок «Славянская семья»)

- Что изображено на рисунке? (ответы детей)

- Этот рисунок отображает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (рассказывает о прошлом)

- Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое?     (одежда людей необычная, старинная).

-Какую одежду носили в старину люди? (мужчины носили длинные рубахи с  поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, сверху на голову повязывали платочки)

-Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке живут в современной квартире? (нет, они живут в избе)

-Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (деревянные ложки, кубки, ухват с глиняным горшком, прялка).

Прялка - удивительный предмет! Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки, скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.

Воспитатель:

- Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, как жила раньше семья. Мы как бы попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные).

-Как можно назвать их одним словом? (Семья).

-Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья.

-Пожалуйста, подумайте и скажите: кто кем кому приходится в этой семье?

-Посмотрите на рисунок и скажите, кто здесь самые старшие члены семьи? (Дедушка и бабушка).

-Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится бабушке и дедушке? (Он их сын).

-Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки дедушки и бабушки).

-Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают уважение к старшим членам семьи).

-Да, в старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем их слушались, не смели им перечить, не перебивали, не капризничали. Родители учили своих детей  и внуков всему, что умели сами , и передавали свой жизненный опыт.  Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением и уважением. Дети во всем помогали родителям. Посмотрите, художник показал, как дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали любовь к труду, трудолюбие.

Воспитатель:

- А чем в это время занята сама матушка? (Она прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой - своей племянницей)

- А кто такие племянники? (Это дети братьев и сестер).

 - Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (да, на этом рисунке в избу входит ее отец).

Воспитатель:

- Семьи в старину были большими и дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были очень гостеприимными, хлебосольными, гостей встречали хлебом и солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи.

(Проводится народная подвижная ши хороводная игра).

Воспитатель:

-Обычай- это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день.

Обычаи передавались от отцов, и дедов детям и внукам и со временем станов...

- Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу).

-Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? (Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

Воспитатель:

-Какие хорошие замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.

-В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков.

Предки- это наши родственники, которые жили до нас, перед нами.

Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, о своих дедушках и бабушках, о своих предках, о своих родных, об истории своей семьи. Так создавалась родословная семьи, где знали имена, отчества и фамилии всех своих родных, знали, чем они занимались и где жили.

-Давайте и мы придумаем имена членам этой дружной семьи (дети предлагают и обсуждают: дедушка-Петр Васильевич, бабушка-Тамара Ивановна, отца назовем Иваном Петровичем, а мать-Екатериной, дядю-Алексеем, сыновей-Михаилом, Данилой, и Ильей, дочь-Софьей, а маленькую племянницу-Аннушкой).

Воспитатель:

-Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идет речь, люди использовали отчества и прозвища.  Например Иван - сын Петра (Петров сын внук кузнеца - Кузнецов внук. Так и появились фамилии. Так, предком этой семьи был кузнец (выставляется рисунок), и фамилия у них произошла от кузнеца - Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых.

- А родословная идет от дедушки и бабушки, потому что они самые старшие члены семьи.

Воспитатель раздает детям заранее приготовленные листочки с именами рода Кузнецовых и на доске дети с помощью воспитателя строят родословную семьи:

Воспитатель:

- Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: бабушек и дедушек, мамы и папы и поколение детей. У нас получилось три поколения Кузнецовых. Дома вы с родителями можете составить родословную своей семьи и узнать историю своей семьи: ее корни, ее обычаи и традиции.

-А наше занятие окончено. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Семейные традиции и праздники"

Конспект родительского собрания "Семейные традиции и праздники"...

Конспект занятия «Родословная — русская народная традиция»

Конспект занятия  к совету  педагогов на тему  русских  традиций....

конспект родительского собрания "Семейные традиции"

Раскроем значение понятия "семейные традиции" . Узнаем о их значении в воспитании и развитии ребенка.Вспомним поговорки, поиграем в игру "вопрос-ответ". Обратимся к традиции XX века, мастерить кукол с...

Конспект занятия "Родословная моей семьи"

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими...

Тематическое занятие "Родословная Деда Мороза"

«Родословная Деда Мороза». Этот дедушка из детства С белой славной бородой, Самый добрый, самый щедрый Хоть он старенький, седой. 18 ноября в России официально празднуют День рождения Деда Мороза. Ка...