Проект " Я и моя семья"
проект (подготовительная группа)

Денисова Оксана Викторовна

Проект " Я и моя семья" короткосрочный проведен в рамках ДОУ совместно с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Я и моя семья"82 КБ

Предварительный просмотр:

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

О.В. Токмакова

Тема проекта «Я и моя семья».

              Цель проекта: Формирование у детей понятие

              «семья» и повышение роли семейных ценностей

               в становлении личности ребенка.

         

                        Задачи проекта:

1.Формировать у детей представление о семье.

2.Формировать гендерную принадлежность воспитанника с учетом возрастных изменений.

3.Формировать представление о родственных отношениях между «близкими» ребенку членами семьи  (мама, папа, родные брат и  сестра, бабушка, дедушка).

4.Обогащать детско–родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

5.Воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.

6.Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

                     

                            Ожидаемый результат:

1.Владеть понятием « семья».

2.Иметь представление о родственных отношениях.

3.Знать информацию о своей семье, профессии родителей.

4.Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.

5.Определять  свою гендерную принадлежность.

                             

                               Проблема:

1.Недостаток знаний у дошкольников о своей семье.

2.Утрата функции  семьи передачи детям значимых семейных и жизненных  ценностей.

3. Разобщенность между семьей и детским садом.

 

Участники проекта: дети, родители, педагоги группы, специалисты.

Реализация проекта: с 22 по 26  октября.

Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный.

     

Актуальность проблемы:

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

 Вернувшись в детский сад, после летних каникул дети стали наперебой рассказывать о совместном отдыхе с родителями, встречах в кругу семьи, о семейных путешествиях. Было очевидно, что для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Таким образом, обозначилась тема проекта - « Я и моя семья». Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом;  даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», «Мой дом». Дети смогут больше узнать о себе, о своей гендерной принадлежности. Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной, и эта принадлежность к полу. не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.


Реализация проекта « Я и моя семья».

Подготовительный этап: (вхождение в тему).

  • Опрос детей на тему « Что я знаю о семье?».
  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме « Семья».
  • Подбор литературных произведений, пословиц, стихотворений, поговорок о семье.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых       для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Основной этап:( продуктивный, совместная деятельность с детьми).

      Познавательная деятельность:

  •    Д. игра « Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало).
  •    Д. игра «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений).
  •    Д. игра «Собери портрет из деталей».
  •    Д. игра « Составь семью из фигурок».
  •    Д. игра « Радость - или огорчение?» (родителям, от поступков детей; с черными и
  •    белыми фишками).
  •    Д. игра « Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».
  •    Д. игра « Свой, чужой, знакомый».
  •    Просмотр презентации на тему « Семья».
  •    Рассматривание фотографий членов семьи, альбома « Профессии наших      родителей».
  •    Рассматривание коллекций детей, собранных совместно с родителями.
  •    Рассматривание репродукций картин по теме « Мать и дитя».
  •    Решение проблемной ситуации « Что я буду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку...?».
  •    Познавательное занятие « Я и моя семья».

 Художественно – продуктивная деятельность:

  •    Изготовление подарков родителям из бумаги, способом оригами (по выбору).
  •    Создание коллажа портретов « Фоторобот».
  •    Создание портретов своих родителей (подрисовать глаза, волосы нужного цвета).

       Коммуникация:

  •    Чтение художественной литературы: р.н.с.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Гуси –лебеди», Д. Габбе « Моя семья», Н. Артюхова « Трудный вечер".
  •    Разъяснение пословицы « Когда семья вместе – сердце на месте».
  •    Рассказы детей о своей семье.
  •    Рассказ педагога из личного опыта на тему « Моя семья».
  •    Пальчиковая гимнастика « Наша семья», « Пальчик – мальчик».
  •    Чтение стихотворений о семье.
  •     Беседа с детьми « Как мы помогаем своим родным?».

    Игровая деятельность:

  •   Сюжетно – ролевые игры « Семья», « Дочки – матери».
  •    Режиссерские игры « Дом Зайчихи», « Дом Барби».
  •    Строительные игры « Гаражи, сарайчики, дома», « Дом для кукол», « Мебель для     дома».

    Сотрудничество с семьей:

  •   Консультации для родителей : « Генеалогическое древо», « Семейные традиции»,
  • « Родословная – моя гордость!», « Духовно – нравственное воспитание детей».
  •   Конкурс – выставка « Генеалогическое древо моей семьи».
  •    Создание группового альбома « Профессии наших родителей».
  •    Конкурс – выставка фотографий  « Это Я – и моя семья».
  •    Участие в подготовке музыкального праздника « Осень, осень – в гости просим».

    Взаимодействие со специалистами:

  •    Музыкальный  праздник « Осень, осень – в гости просим».
  •    Музыкальная минутка под песню Р. Паулса « Золотая свадьба».
  •    Анкета « Знакомство с семьей ребенка».

Заключительный этап:

      Презентация детьми  «генеалогического древа» своей семьи.  

         Что мы знаем?

  •     Что  среди нас есть мальчики и девочки.
  •      Что у всех нас есть  « семья».
  •      Что наши родители работают на « работе».
  •      Что родители иногда болеют, или уезжают в командировку.
  •      Из каких частей состоит наше тело.
  •      Что бывают опасные ситуации в жизни людей.

 Что мы хотим узнать?

  •     Чем мы отличаемся друг от друга?
  •     Кем мы станем в будущем и кем были раньше?
  •     Кто является членами нашей семьи? (ближайшее окружение).
  •     Где и кем работают наши родители?
  •     Как мы можем помогать взрослым?
  •     Как составить и нарисовать портрет  близких нам людей?
  •     С кем нельзя общаться на улице без взрослых и почему?

            Как мы будем узнавать?

  • Спросим у взрослых (родителей, воспитателей).
  • Рассмотрим иллюстрации, послушаем рассказы, стихи.
  • Сыграем в дидактические игры.
  • На занятии.
  • Посмотрим презентацию.

Отчет о реализации проекта
в подготовительной группе №3

« Я и моя семья».

Начали мы свою работу с опроса детей по теме « Что я знаю о своей семье?» и выяснили, что многие дети путают родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. На вопрос « Где работают родители?» отвечают « зарабатывают деньги». Не видят себя  с учетом возрастных изменений

( младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Результаты опроса помогли нам определить цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.

        Затем провели анкетирование среди родителей и составили социальный паспорт на каждого ребенка; обсудили с родителями проект и определили содержание деятельности и возможности родителей.

        Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей о себе и о семье. Чтобы сформировать представление о гендерной принадлежности, в утренние часы, перед обедом проводили с детьми интересную игру « Кто у нас какой?». Дети рассматривали себя в зеркало и описывали свой внешний вид, это помогло им увидеть сходство и различие между собой. Играя в игру « Разложи по порядку», дети смогли понять и увидеть наглядно рост и развитие человека с учетом возрастных изменений. Для некоторых стало открытием, неожиданностью то, что они раньше были младенцами, а в будущем станут бабушками и дедушками. Очень понравилось детям собирать портрет из деталей, дети легко справлялись с заданием, это помогло им нарисовать портрет родителей по готовому шаблону. Так как наши дети еще не умею рисовать лицо человека, мы дали им готовые трафареты лица взрослого человека с разными прическами. Детям оставалось только дорисовать цвет глаз, длину и цвет волос, которые были бы, как у их родителей. Мы даже предложили, подобрать пуговицы по цвету глаз и приклеить их, это очень заинтересовало детей, восхитило родителей и помогло детям лучше узнать своих близких.

       Когда дети получили больше знаний о  своем внешнем виде и родителей, мы перешли к изучению ближайшего окружения воспитанников. После ряда бесед, рассказов детей и педагогов из личного опыта, у детей стала складываться правильная картина их ближайшего окружения, их семьи. Посторонние люди отсеялись. Помогла в этом и  игра « Составь семью из фигурок», в ней наглядно сразу стало видно из скольких человек у кого состоит семья, у кого семья большая, у кого поменьше. Упорядочили полученные знания через просмотр презентации « Семь Я» и познавательного занятия

«  Наша дружная семья».

       Еще раньше, работая по теме недели « Профессии» мы начали создавать альбом

 « Все работы хороши» о профессиях родителей нашей группы. Продолжив создавать этот альбом, мы постарались воспитывать у детей уважение к труду членов семьи. Так же отметили совместные увлечения членов семьи, рассмотрев совместно собранные коллекции, что помогло сблизить членов семьи, вызвать у детей гордость за своих близких.

        Обсуждая с детьми проблемную ситуацию « Что я буду делать, если мам заболеет или папа уедет в командировку...?», играя в игру « Радость или огорчение?», мы старались подвести детей к тому, что нужно заботиться и помогать своим близким членам семьи, любить их. Помогло нам в этом и разъяснение пословицы детям « Когда семья вместе – сердце на месте» и беседа « Как мы помогаем своим близким?».

 Давая детям новые знания о семье, об их ближайшем окружении, мы не могли не     затронуть тему безопасности ребенка. Через игру « Свой, чужой, знакомый» мы постарались дать первоначальные знания детям о том, как нужно себя вести с незнакомыми людьми на улице, если ты находишься без присмотра взрослых. По этой теме еще предстоит работа в дальнейшем.

        Получив новые знания о себе, о своем ближайшем окружении, о взаимоотношениях в семье, дети  стали отражать это в своих сюжетно - ролевых играх, режиссерских, строительных, сюжет игр заметно обогатился, расширился.

         Все это время мы работали в тесном контакте с родителями. Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей оказывает нам библиотека, собранная с помощью родителей. Мы разработали  тематические консультации и памятки для родителей. Совместно с родителями реализовали  конкур – выставку фотографий « Я и моя семья», подготовили и провели музыкальный праздник « Осень, осень – в гости просим». Для формирования у детей и родителей интереса к родословной, дети и родители совместно создали «генеалогическое древо» семьи. Не все родители, к сожалению, приняли в этом участие. Но те семьи, которые подготовили « древо семьи», подготовили своих детей к заключительной презентации по проекту. Презентация прошла успешно, дети были заинтересованы, активны.

         На этом реализация нашего проекта закончилась.  Нам удалось реализовать поставленные нами цели и задачи, решить проблему разобщенности между семьей и детским садом, наладить функцию передачи семьей детям значимых семейных и жизненных ценностей.

Пути реализации проекта:

Gghjkkl

        

ППооз

             « Я  и  моя  семья».

Дидактическая игра « Кто у нас какой?».

Цель: Учить детей определять свою гендерную принадлежность, описывать свой внешний вид, глядя в зеркало.

  Дидактическая игра « Составь семью из  фигурок».

Цель: Уточнить знания о ближайшем окружении детей, о родственных отношениях между «близкими»    ребенку членами семьи.

Дидактическая игра « Что сначала ,что потом?»

Цель: Учить детей видеть возрастные изменения в       развитии человека, ассоциировать себя с ними.

Презентация детьми « генеалогического древа»

своей семьи.

Рассматривание альбома «Профессии наших родителей».

Беседа и рассматривание иллюстраций по безопасности на тему « Как вести себя с незнакомыми людьми?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».

Целью данного проекта является -  формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Доклад о взаимодействии семьи и ДОУ в рамках проекта "Я и МОЯ Семья"...

Презентация к педагогическому проекту "Я и моя семья""Я и моя семья"

Презентация к педагогическому проекту "Я и моя семья" в группе раннего возраста....

Проект по работе с семьей «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ»

Проект «Развитие творческих способностей детей в условиях взаимодействия семьи и ДОУ» - направлен на культурно – просветительскую деятельность педагогов с родителями воспитанников КУ...

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников «Наша дружная семья»

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка со...